Правовые нормы и координация межконфессиональных отношений в современной России.

Вследствие того, что в современной России церковь отделена от государства, оно не имеет права прямо вмешиваться в координацию межконфессиональных отношений. Единственным способом, посредством которого оно может оказать влияние на взаимоотношение конфессий, является законодательная база РФ.

Система источников правового регулирования религиозной сферы делится на несколько групп:

1. Общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ. Первый и главный документ, в котором отражены нормы регулирования государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений – это Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.). «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков» (ст. 18)[304]. Мы видим, что в данной статье говориться о соблюдении, в контексте прав человека, принципа свободы совести как одного из неотъемлемых прав гражданина любого государства. Далее обратим внимание на следующую формулировку Декларации: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и… содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» (ст.26). Таким образом, принцип толерантности, по мнению авторов документа, должен воспитываться в момент социализации личности (в школах и институтах). Следующий документ – Международный пакт о гражданских и политических правах (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г.). В нем также говорится о том, что каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии. Однако в контексте темы диссертационной работы интересен другой пункт статьи: «Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц» (ст.18.3)[305]. Таким образом, международным правом определено, что свобода совести может быть ограничена в любом государстве, если это необходимо для порядка и безопасности. В данном документе также упоминается о том, что «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом» (ст. 20.2)[306]. Данная норма отражена и в Российском законодательстве, но, как показывает практика, подстрекательство к религиозной, а главное к этнической вражде все же остается реальностью современного российского общества. «В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком» (ст. 27)[307]. В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (подписана 4 ноября 1950 г., ратифицирована Российской Федерацией 30 марта 1998 г.; вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г.) относительно принципа свободы совести и вероисповеданий повторяются формулировки вышеуказанных документов. Одним из острых вопросов не только в России, но и за рубежом является дискриминация населения по разным признакам. В декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г.) есть такая формулировка: «Никто не должен подвергаться дискриминации на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц» (ст. 2.1)[308]. Этот пункт статьи несет очень важный ограничитель для вмешательства государства и иных институтов в религиозную сферу. Далее две статьи четко определяют, как должно вести себя государство в случае дискриминации по религиозному принципу: «…все государства должны принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений в признании, осуществлении и реализации прав человека и основных свобод во всех областях гражданской, экономической, политической, социальной и культурной жизни» (ст. 4.1)[309]; «все государства прилагают… усилия по принятию или отмене законодательства, когда это необходимо, для запрещения любой подобной дискриминации, а также для принятия всех соответствующих мер по борьбе против нетерпимости на основе религии или иных убеждений в данной области» (ст. 4.1)[310]. В обязанность любого государства входит борьба с интолерантностью и дискриминацией в обществе, а также закрепление законодательно положений по мерам их пресечения. Далее в Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (принята резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 18 декабря 1992 г.) обозначаются права лиц, принадлежащих к религиозным меньшинствам. Помимо этого, в данном документе прописаны обязанности государства по соблюдению этих прав: «Государства охраняют на их соответствующих территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности»(ст.1.1)[311], а также «государства принимают надлежащие законодательные и другие меры для достижения этих целей»(ст. 1.2.)[312]. Таким образом, государство берет на себя обязательство защищать религиозные меньшинства от дискриминации его религиозным большинством. Далее в статьях прописываются права религиозных меньшинств, но нам более интересно государство и его обязанности, которые накладывает данный закон. По Декларации государство должно принимать все необходимые меры, для того, что бы религиозные меньшинства комфортно и благоприятно чувствовали себя на территории любого демократического государства, были равны перед законом и могли в полной мере принимать участие в жизни страны. Национальная политика государства должна выстраиваться, учитывая интересы религиозных меньшинств. Основной институт политической системы должен стремиться к сотрудничеству в вопросах обмена информацией, опытом, развития доверия, взаимопонимания с лицами, принадлежащими к религиозным меньшинствам. Помимо упомянутых документов, о реализации принципа свободы совести говорится и в ряде других международных актов. К этой же группе документов относится Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (подписана 26 мая 1995 г., ратифицирована Российской Федерацией 4 ноября 1995 г.). В 10й статье повторяются формулировки Декларации прав человека, которые касаются религиозной сферы. В статье 20 говорится, что пользование правами и свободами, изложенными в Конвенции, будет предоставлено любому без религиозной и иных видов дискриминации. Важный принцип существования человека в полиэтническом и поликонфессиональном обществе отмечен в 21й статье: «Лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, не может быть отказано в праве индивидуально, совместно и беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную или религиозную самобытность»[313].





2. Следующую группу представляет Основной Закон РФ – Конституция. В 13й статьей Конституции «…запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»[314]. Таким образом, мы находим подтверждение норм международного права в российском законодательстве. «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 14.1)[315]. Это положение является одним из самых главных в контексте координации межконфессиональных отношений: во-первых, оно говорит о том, что государство прямо не может вмешиваться в координацию межконфессиональных отношений; во-вторых, при всем привилегированном положении РПЦ, она не является государственной церковью. К примеру, в сознании некоторой части российской общественности существует мнение, что Православие – государственная религия России. «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (ст. 19.2)[316]. В данной статье мы опять видим отражение международных стандартов прав и свобод гражданина. «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28)[317]. Здесь важно отметить, что Конституцией РФ, помимо права исповедовать любую религию, вводится право не исповедовать никакую религию. Это говорит, с одной стороны, о наследии прошлого(СССР), а с другой стороны, РФ признает право быть атеистом наравне с верующими людьми. Далее интересным представляется конституционная норма, отраженная в статье 56.1: «…в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия»[318], но пункт 3 этой статьи говорит, что «…не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации»[319].Таким образом, даже при чрезвычайном положении в стране государство не имеет права ограничить свободу совести и вероисповедания.

3. Третью группу составляют законодательные акты, принятые для регулирования правоотношений в области прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедании, а также правового положения религиозных организаций. В нашей стране это, прежде всего, Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Данный закон постатейно разобран во многих научных источниках. Нам бы хотелось обратить внимание, учитывая тематику диссертационной работы, только на некоторые статьи. Как мы говорили в предыдущих параграфах, Преамбула данного закона завуалировано определяет 4 ведущие традиционные конфессии (православие, ислам, буддизм, иудаизм), но для того чтобы не противоречить Конституции РФ, составители закона дополняют, что помимо этих 4 конфессий существуют и другие, которые составляют неотъемлемое наследие истории России. В Законе подтверждаются нормы Конституции РФ относительно свободы совести, светскости российского государства и т.д. «Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается» (ст. 6.3)[320]. Законом религиозные объединения разделены на религиозные группы и религиозные организации. Разница между ними в том, что первые, в отличие от вторых, не имеют государственной регистрации. Также в Законе прописываются процесс создания и регистрации религиозных организаций, которые подразделяются на местные и центральные. Нам интересна 12я статья данного Закона, в которой обозначаются причины отказа в регистрации религиозной организации: «Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если: цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации – со ссылкой на конкретные статьи законов; создаваемая организация не признана в качестве религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны; в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием; учредитель (учредители) неправомочен» (ст. 12.1)[321]. Достаточно острая тема для российского общества – это присутствие иностранных миссионеров, против которых негативно настроены традиционные конфессии России. В законе о них тоже упоминается: «…представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом»[322] (ст. 13.2). «Религиозные организации могут быть ликвидированы: по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации; по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям)» (ст. 14.1)[323]. «Основаниями для ликвидации… и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий» (ст. 14.2)[324]. Обратим внимание на то, что можно выделить завуалированное противоречие между международным и российским правом в сфере регулирования государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. Международное право говорит об обязанности государства защищать права меньшинств. Данным законом поддержка оказывается религиозному большинству в России уже в Преамбуле закона.

4. Следующую группу составляют федеральные законы, которые касаются в той или иной степени религиозной сферы[325]: ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ; ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ; ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ; ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ; ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ; ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ; ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ; Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. № 1761-1.

5. Данную группу составляют Кодексы РФ, в которых существуют положения касающиеся функционирования и деятельности религиозных объединений:

ü Гражданский кодекс Российской Федерации[326]. В статье 117.1 установлено, что общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Религиозные объединения являются некоммерческими организациями, и могут заниматься предпринимательской деятельностью только для достижения целей, ради которых они созданы. Члены данных организаций не сохраняют прав на переданное государством в собственность имущество. Также в Кодексе наличествует статья, посвященная пожертвованиям.

ü Уголовный кодекс Российской Федерации[327]. В Кодексе предусмотрено наказание за определенные правонарушения, касающиеся религиозной сферы Российского государства. Важно отметить, что отягощающим обстоятельством является совершение преступления по мотивам религиозной ненависти или вражды. Более длительный срок, получит преступник за убийство на религиозной и национальной почве. За умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по мотиву религиозной вражды и ненависти преступник будет лишен свободы на срок от 5 до 15 лет (без этой вражды и ненависти заключают под стражу на срок от 2 до 8 лет). Наказывается истязание по мотивам религиозной ненависти сроком на от 3 до 7 лет. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Наказывается клевета, оскорбление, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, нарушение неприкосновенности частной жизни, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, надругательство над телами умерших и местами их захоронения, возбуждение ненависти либо вражды, а равно уничтожение человеческого достоинств, организация экстремисткой деятельности, организация деятельности экстремистской организации, геноцид, уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы и другое.

ü Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[328]. Обращают на себя внимание несколько положений. В особенной части в статье 5.26 установлено, что воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от трех до восьми минимальных размеров оплаты труда. Помимо этого, административная санкция накладывается за оскорбление религиозных чувств граждан. Осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Также наказывается административной санкцией организация деятельности религиозного объединения, в отношении которого принято решение о простановке его деятельности.

ü Семейный кодекс Российской Федерации[329]. Здесь важно отметить, что в 1й статьей Кодекса первой запрещаются любые ограничение прав граждан при вступлении в брак и семейных отношениях по признакам религиозной принадлежности.

ü Трудовой кодекс Российской Федерации[330]. В главе 54 прописаны особенности регулирования труда работников религиозных организаций, которые касаются: стороны трудового договора в религиозной организации, внутреннего установления религиозной организации, особенностей заключения трудового договора с религиозной организацией и его изменения, режима рабочего времени лиц, работающих в религиозных организациях, материальной ответственности работников религиозной организаций, прекращения трудового договора с работником религиозной организации, рассмотрения индивидуальных, трудовых споров работников религиозных организаций.

ü Налоговый кодекс Российской Федерации[331]. При налоге на добавленную стоимость операциями, не подлежащими налогу являются: 1) ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ); 2) реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий. При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения; в виде расходов, осуществляемых религиозными организациями в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в связи с реализацией религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Религиозные организации от уплаты государственной пошлины за регистрацию и совершение прочих юридически значимых действий освобождаются.Религиозные организации освобождаются от налогообложения на имущество организаций, используемого для осуществления религиозной деятельности. Также религиозные организации освобождаются от налогообложения в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного значения.

ü Земельный кодекс Российской Федерации[332]. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Религиозным организациям предоставление земельных участков для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения отдается в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений. Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства религиозными организациями.

Выводы: В данном параграфе была разбита на группы и проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения. Можно сделать вывод, что законодательная база в РФ в отношении принципа свободы совести нуждается в совершенствовании. Основная проблема в реализации принципа свободы в РФ совести состоит в том, что, несмотря на провозглашенное конституционное равенство всех конфессий, на территории России все же существует определенная градация религиозных объединений, ранжирование их по принципу традиционности. Подтверждением этому служит ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», где недвусмысленно утверждается привилегированное положение четырех конфессий: православия, ислама, буддизма и иудаизма. Несмотря на то, что приведен неполный перечень конфессий, понятно, что именно упомянутые организации будут пользоваться лояльностью и возможной поддержкой государственных структур. Конечно, никто не оспаривает их право на такое привилегированное положение; большая часть населения его даже поддерживает, однако конституционный принцип свободы совести в РФ подразумевает равное (!) положение конфессий в России, поскольку любой человек имеет право исповедовать свою религию, не будучи ущемленным в правах. Таким образом, происходит столкновение принципа свободы совести как основной демократической ценности для всех конфессий и реальным статусом религиозных организаций в России. Именно в этом противоречии обнаруживается принцип дифференциации конфессий в реальной российской государственной политике. Отсюда вытекает вопрос о правомерности такой «градации» государством российской конфессиональной палитры. Тенденция к государственному предпочтению тех или иных религиозных организаций и приближения к себе по мере их традиционности является наиболее ярким примером завуалированного регулирования государством межконфессиональных отношений. Чтобы соблюсти этот конституционный принцип, государство должно лишь содействовать плодотворному развитию межконфессиональных отношений, не пытаться навязывать свою систему и образец отношений между религиозными объединениями. Далее появляется новая проблема, взгляд с другой стороны. Если же реализовывать принцип свободы совести в полной мере, то есть большая вероятность того, что на территории Российской Федерации появится такое количество конфессий, что государству не представится возможным даже знать обо всех действующих религиозных организациях и группах. Именно в этом контексте нужно поднять вопрос об религиозных Экспертных советах и религиоведческой экспертизе, на котором также акцентирует внимания вышеупомянутая Комиссия по религиозным вопросам Правительства РФ. С нашей точки зрения, растущее количество так называемых псевдорелигиозных организаций, или же сект, говорит о недостаточно хорошо разработанных требованиях к регистрации религиозных организаций и редкого проведения религиоведческой экспертизы. Необходимо более доскональное изучение вероучения, деятельности, средств к существованию любой организации, которая решила заявить о себе как о религиозной. Гораздо чаще, как нам представляется, необходимо проводить и религиоведческую экспертизу по всем ее направлениям. Государству важно, по мнению Ф.М. Мухаметшина (начальника Департамента по связям с Федеральным Собранием, общественным организациям и религиозным объединениям[333] Аппарата Правительства Российской Федерации), не вмешиваясь прямо в межконфессиональные отношения, все же попробовать с помощью целевой программы «Формирование установок толерантности сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе», реализовать комплекс мер по налаживанию и повышению эффективности межконфессионального диалога. Среди основных мероприятий программы: разработка и реализация комплекса мероприятий по пропаганде миролюбия повышения толерантности к религиозным разногласиям.

В заключении нужно отметить, что и принцип толерантности, который имеет уже свою концепцию в мировом сообществе, и принцип свободы совести являются показателями демократичности общества и государства. Они дополняют друг друга, так как, реализуя принцип свободы совести, а, соответственно, и религиозной свободы, без толерантных межконфессиональных отношений не может идти речи о конструктивном диалоге между религиозными организациями.

Наши рекомендации