Особенности социальных отношений в современной России

1. Социальная структура общества - это:

а) строение общества в целом

б) совокупность взаимосвязанных и взаимодейст­вующих друг с другом классов, социальных слоев и групп .­

в) социальные связи, социальные институты, обеспечивающие социальные связи

г) все перечисленное выше

2. Что включает в себя понятие социальной структуры общества?

а) классовую структуру общества

б) социально- профессиональную структуру общества

в) структуру населения

г) все указанное выше

3. Социальные общности - это:

а) отношения между людьми в обществе

б) совокупность социальных классов.

в) реально существующие совокупности людей, объединенных едиными признаками

4 Что из перечисленного относится к понятию социальной группы?

а) класс

б) социальный слой

в) семья.

г) трудовой коллектив

д) все перечисленное

5. Социальная группа - это:

а) любой коллектив

б) любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодей­ствии

в) группа, представляющая определенный соци­альный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других. .

6. Приведите в соответствие конкретные социаль­ные общности и их типы: ­

1) социально-демографическая общность

2) кратковременные, немногочисленные общности

3) устойчивые, массовые общности

а) нации

б) женщины, молодежь, пенсионеры

в) болельщики футбольной команды

б в а

7. По способам организации и регулирования социаль­ные группы подразделяются::

а) на большие и малые

б) на формальные и неформальные

в) на первичные и вторичные

8. Малочисленный состав, устойчивое личное общение, общность групповых ценностей, норм и образцов поведения - это признаки:

а) большой социальной группы

б) малой социальной группы

в) формальной социальной группы

9. К первичным социальным группам относят:

а) семью

б) школьный класс

в) трудовой коллектив

г) все перечисленные выше

10. Какие признаки характеризуют социальный институт?

а) тип социальной зависимости между людьми

б) система образцов, моделей, форм поведения обеспечивающая сохранение, укрепление и развитие существующих общественных порядков

в) общественная идея, поддержанная соответст­вующей организацией людей

г) всеми перечисленными выше

11. В основе марксистского учения об обществе лежит:

а) теория социальной стратификации

б) классовая теория деления общества

в) теория биосоциального деления общества

12. Какой признак классов в марксистской теории считается ведущим?

а) роль в общественной организации труда

б) доля и форма получения дохода

в) отношения к средствам производства

13. Социальная стратификация - это:

а) теория перемещения людей из одного социального слоя в другой

б) система признаков, определяющих социальную структуру

в) представление о стремлении граждан к наивыс­шим трудовым достижениям

14. Центральное понятие теории социальной страти­фикации - понятие «страта»- означает:

а) расслоение общества

б) большую группу людей, отличающуюся по их положению в социальной структуре

В) процесс дифференциации общества

г) все перечисленное выше

15. Важнейшими критериями социальной стратифи­кации М. Вебер считал:

а) уровень доходов .

б) социальный престиж .

в) политическое положение - обладание властью

г) все перечисленные выше

16. Приведите в соответствие название теории и ха­рактеризующие ее положения:

а) все общественные процессы рассматриваются с точки зрения борьбы классов

б) при определении социальной структуры нужно учитывать многие критерии:

доход, профессия, образование , возраст и т. д.

в) единственным основанием расслоения общества выступает обладание собственностью

г) социальные изменения и социальная структура многомерны и многообразны,.

Классовая теория Теория социальной стратификации
а, в б, г

17. Кто предложил для характеристики общества термин «социальная мобильность» ?

а/ М.Вебер

б/П.Сорокин

в/Т. Веблен

18. Социальная мобильность - это:

а) изменение место того или иного социального субъекта в социальной структуре

б) переход людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения) ,

в) движение к позициям с более высоким (социальное восхождение) или более низким (социальное нисхождение) престижем

г) все перечисленное выше

19. Приведите в соответствие тип социальной мобильности и его признаки:

1) изменение профессии:

2) переезд из одного города в другой без изменения профессии

3)повышение квалификации в рамках одной про­фессии (инженер - ведущий инженер) ,.

4) повышение уровня образования (техник, полу­чив высшее образование стал начальником цеха)

5)понижение в должности

Вертикальная мобильность Горизонтальная мобильность
1 4 5 2 3

20. Социальная мобильность – это :

а) только групповые перемещения

б) только индивидуальные перемещения

в) групповые и индивидуальные перемещения

21. В какой из стран процессы социальной мобильно­сти были затруднены в наибольшей степени?

a/ B Древнем. Египте

б/ в Древней Индии

в) в Древнем Китае

22. Исторически возникший вид устойчивого социаль­ного объединения людей, представленный племенем, народностью, нацией, - это:

а) этнос

б) община

в) класс

23. Этнoс - это:

а) любая социальная группа

б) национальное меньшинство

в) совокупность людей, проживающих на опреде­ленной территории, обладaющих общими чертами культуры и психики сознанием своего единства

24. Историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка. некоторых особенностей культуры и характера - это:

а) этнос

б) народность

в) нация

25. Что из перечисленного не относится к основным признакам нации?

а)национальный язык

б) национальностъ

в)общее гражданство

г) общие права и обязанности по отношению друг к другу

26. Основными признаками нации являются:

а) общность культуры

б) самосознание

в)менталитет

г)все перечисленные выше

27. Элементами национального самосознания являются:

а) историческая память народа

б) национальный менталитет

в) осознание национальных интересов

г)все перечисленные выше

28. Менталитет это:

а) совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной групп действо­вать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.

б) признание обществом или его большей частью власти, прав и полномочий какого-либо лица, ор­гана, организации

в) неодинаковое социальное положение людей

29. Менталитет - сложное явление, которое может пониматься как:

а) способ мышления личности или общественной группы и присущая им социально и биологически­ обусловленная духовность

б) склад ума, умственный настрой, мировосприя­тие, мироощущение .

в) глубинный уровень коллективного и индивиду­ального сознания

г) все перечисленное выше

30. Об уровне национального самосознания, в частно­сти, свидетельствует:

а) знание истории своего народа

б) чувство национального достоинства

в) умение не только говорить, но и писать на национальном языке .

31. Приведи те в соответствие важнейшие аспекты наццонального самосознания и их характеристику:

1) познавательный

.2) эмоциональный

.3) .оценочно- волевой

а) стремление повысить национальную самооцен­ку, обрести или укрепить национальный автори­тет ­

б) наличие определенной информации об устрой­стве окружающей этносоциальной среды и определение возможностей существования группы, ин­дивида в этой среде ­

в) эмоционально окрашенное субъективное отно­шение к определенному национальному

статусу

б в а

32. Национальный вопрос - это: ­

а) проблемы отношений между нациями, народно­стями и борьба за права и интересы этнических и: национальных групп

б) вопрос о возникновении, функционировании, развитии нации и других этносоциальных общно­стей, а также об их взаимодействии

в) вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределении, о преодолении национально­го этнического неравенства

г) все перечисленное выше

33. Как называется идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и националь­ной исключительности? ­

а) расизм

б) национализм

в) апартеид

34. Основным направлением развития наций и нацио­нальных отношений в современном мире является:

а) межнациональная интеграция

б) межнациональная дифференциация

в) дифференциация (саморазвитие наций) и инте­грация (расширение связей между нациями)

35. Выберите правильное утверждение:

а) развитие наций возможно через их сближение, а сближение наций - через их развитие

б) в современном мире невозможно сближение наци­й ­

в) развитие наций противоречит тенденциям инте­грации

36. Какую тенденцию развития наций отражают сле­дующие события и явления?

1) конфликт в Ольстере

2) расширение Европейского Сообщества

3) создание Чехии и Словакии как независимых государств

4) образование СНГ

5) движение сикхов в Индии за создание независи­мoгo гocyдapствa Халистан

6) борьба басков в Испании за независимость

Национальная тенденция Интернациональная тенденция
1 3 5 6 2 4

37. Как называется крайняя агрессивная форма "национализма» ?

а)апартеид

б) шовинизм

в)расизм

38. Приведите в соответствие виды и проявления на­циональных конфликтов в современной России:

1) конфликты из-за территориальных споров

2)конфликты, вызванные стремлением выйти из состава Россини и требованиями

полной государст­венной самостоятельности

3) конфликты, вызванные деятельностью струк­тур, незаконно присваивающих себе властные полномочия

4) конфликты и за стремления ряда зарубежных территорий войти в российскую Федерацию вопреки воле государств. частью которых они сейчас являются

а) создание конфедерации горских народов Кавказа

б) осетино-ингушский конфликт

в) события в Республике Чечня

г) события Ы.в Южной Осетии, Крыму

б в а г

39. Что такое консенсус?

а) терпимость к другим

б) конкуренция идей и программ

в) принятие решений на основе единства взглядов

40. Решение национального вопроса:

а) невозможно в современных условиях

б) требует комплексного подхода, включающего в себя деятельность государства на принципах демократизма и гуманизма

в) возможно только путем силового воздействия

41. Принцип гуманизма при решении национальных проблем проявляется:

а) в добровольном поиске согласия (консенсуса) и отказе от насилия

б) в признании приоритета прав человека над пра­вами государства, общества, народов

в) уважении суверенитета народов и их права на самоопределение .

г) во всем перечисленном выше

42. Что из перечисленного не соответствует задачам разрешения межнациональных конфликтов?

а) конституционное запрещение всех видов дис­криминации

б)систематическое применение силовых методов

в) конституционное закрепление гарантий равенства граждан

г) формирование уважения к другим народам, к их культуре через систему образования"

Наши рекомендации