Перенос тела почившего в храм святителя Нектария
Теперь, после блаженной кончины отца Харалампия, было необходимо передать его честные останки, это драгоценное сокровище, тем, кто имел на них полное право. Но Фессалоники — вторая столица Греции — не желали отдавать это бесценное богатство, не потребовав за него «соответствующий выкуп». В то время как тело почившего готовили к отправке на Святую Гору — место его последнего упокоения, внезапно пошел снег, поднялся сильный ветер и начался шторм. Путь на Афон, как по суше, так и по морю, был закрыт. Тогда священные останки были перенесены в храм святителя Нектария в Фессалониках, где и оставались в течение суток для всеобщего поклонения. И в этом был Божественный промысел.
Множество народа, как клириков, так и мирян, стекалось для того, чтобы отдать последнее целование почившему, получить последнее его благословение. Для женщин же, которым, как известно, воспрещен вход на Святую Гору, в этом заключалось особое благоволение Божие. Среди них было немало и тех, для кого Старец являлся духовным руководителем и наставником. Благодаря этому исключительному случаю они сподобились получить его последнее благословение.
Последнее пристанище
На следующий же день после переноса тела в храм (3.1.2001), вопреки прогнозам метеорологов, дорога на Афон как по суше, так и по морю, была открыта. Пренебрегая угрозой штормов и сильных снегопадов, опасностью движения по заваленным снегом грунтовым дорогам Святой Горы, множество монахов и мирян, в том числе и с материка, собралось для того, чтобы проводить в последний путь честные мощи Старца.
Заупокойное богослужение, на котором присутствовало много игуменов, иеромонахов и монахов, проходило, как обычно положено, в соборном храме нашей святой обители. По окончании отпевания тело почившего было перенесено на монастырское кладбище. Двоих избранных чад отца Харалампия — монахов Продрома и Нектария — Господь забрал по Своим неисповедимым судьбам ранее их Старца. Место между могилами этих двух братьев было свободно, оно словно сохранялось для того, чтобы там возлег их отец — посреди своих детей, представляя Господу первые плоды своих трудов и говоря: «Се аз и чада, яже ми дал есть Бог».
Свой монашеский путь приснопамятный отец Харалампий начал в пещерах на скалистых утесах Малой Святой Анны. Умилительный крохотный храм святого Иоанна Крестителя там, на обрывистых склонах, украшался его ежедневным служением.
С 1953 года ежедневные литургии продолжились в дивном храме Нового Скита, также посвященном Иоанну Крестителю. Церковь уже была построена и благоукрашена самим Старцем. В ней он непрестанно священнодействовал на протяжении четырнадцати лет.
В 1967 году наше братство переехало в келью Хиландарского монастыря — Буразери. Здесь на протяжении десяти лет нас принимал и покоил небесный покровитель кельи святитель Николай Чудотворец.
Оттуда Великий Предтеча снова и уже окончательно призвал нас в посвященный ему, этому большему из рожденных женами, великий и благолепный монастырь Дионисиат. В усыпальнице этой обители Креститель Христов и благоволил упокоить еще одного из своих избранников вместе со всеми «преждепочившими отцами» до дня всеобщего воскресения.
Часть вторая: учение
Глава первая: об умной молитве
Беседы об умной молитве
По единодушному свидетельству знавших близко отца Харалампия приснопамятный Старец был одарен редким даром непрестанной умной молитвы. Нисколько не колеблясь, я могу назвать его учителем этого благословенного делания.
Наставления отца Харалампия не отличались витиеватостью, они не были украшены премудрым хитросплетением словес. Всегда были и будут люди, которые заумными и наигранными словами, высокопарным красноречием вызывают большое восхищение у своих слушателей. Но если последние не извлекут из этих изощренных умствований ничего для себя полезного, все слова этих риторов останутся сказанными на ветер.
Простые и безыскусные слова нашего Старца подлинно затрагивали душу его слушателей, влекли за собой правые изменения и обращали к Всевышнему — разумеется, в меру восприимчивости каждого.
Как я уже говорил в одной из глав этой книги, весьма многие уже после первой своей встречи и беседы со Старцем уносили с собой, кто в большей, кто в меньшей степени, огнь непрестанной молитвы.
Приснопамятный отец давал наставления и в частной беседе, и в собрании монахов, как в нашем монастыре, так и за его пределами. К счастью, сохранились, хотя и в небольшом количестве, беседы, записанные на магнитофон. Сборник этих бесед с приложением писем, которые Старец на протяжении многих лет писал своим духовным детям, их сохранилось достаточно много, было бы хорошо в скором времени выпустить отдельной книгой.
Здесь мы приводим некоторые выдержки частных и общих бесед Старца, надеясь, что благочестивый читатель извлечет из них для себя достойную пользу.
Беседа первая
— Геронда, я внимательно читал творения Святых Отцов Добротолюбия об умной молитве и старался следовать их наставлениям. Могу сказать, что получил от этого пользу, но все-таки не вижу тех результатов делания, о которых они говорят.
— Сколько уже времени ты занимаешься молитвой?
— Около двух лет.
— Два года, это уже некоторый срок. У тебя есть какой-нибудь наставник, с которым можно было бы советоваться о том, как молиться?
— Святый Старче, вот именно из-за вопроса о молитве я и был вынужден сменить двух духовников. К сожалению, они не только не могли помочь, но, напротив, привели меня в состояние растерянности. Я говорил им, что жажду обучиться умной непрестанной молитве, а они мне отвечали: «Это не для нас, дитя мое. Такой молитвы достигали одни лишь святые. Те же, кто пытался им подражать, впадали в прелесть. Ты знаешь „Символ веры"? Знаешь „Отче наш"? Этого достаточно.
Если хочешь большего, то почитай перед сном церковный часослов или что-либо еще...» Вот что мне приходилось слышать постоянно. Наконец, я нашел одного духовника, который сказал мне: «Я тоже, дитя мое, много читал об умной молитве, сам пытался молиться, и у меня что-то получалось. Но, чтобы быть искренним, скажу, что у меня нет дара наставлять в этом делании других. Конечно, я не буду запрещать тебе молиться, это было бы самой большой прелестью. Но, если ты хочешь преуспеть в благословенном делании непрестанной молитвы, делатели, к которым ты бы мог обратиться, чтобы они приняли на себя руководство над тобой, есть, по меньшей мере, на Святой Горе».
Сейчас я в первый раз сподобился посетить Святую Гору. Один монах посоветовал мне обратиться к вам. Я прошу вас помочь мне.
— Исходя из того, что приходится часто слышать, дитя мое, я тоже, к сожалению, совершенно разочарован некоторыми духовниками. Да вознаградит Бог твоего последнего наставника. Он, хотя сам и не знает, как научить молитве, Не отсекает тех, кто стремится.
Чадо мое, он очень верно тебе сказал. В прелести не тот, кто творит молитву Иисусову, но тот, кто не творит ее, а еще хуже, если он к тому же запрещает заниматься ею и другим.
Конечно, бывают отдельные примеры... Я и сам знал много случаев, когда люди начинали творить молитву и впадали в прелесть. Но почему так? Потому что у них не было руководителя. Тот, кто считает, что он не нуждается в наставнике, находится в прелести. Это эгоизм. Эгоист и умная молитва — вещи противоположные.
Такие прельщенные есть даже у нас на Святой Горе. Некоторые из них приходят ко мне, но не для того, чтобы поисповедоваться или спросить совета, а чтобы доказать мне, что они являются «богоносцами». На днях один такой говорит мне: «Я, отче, достиг умной молитвы». «Дитя мое, — отвечаю я, — это благая весть. У какого духовника ты окормляешься?» Тогда он разозлился и начал спорить: «Я-то, — говорил он, — у какого духовника? Да я сам могу наставлять вас, духовников. Я общаюсь с самим Христом и Божией Матерью..., вижу свет, святых и т. д.». Но как только я сказал ему, что все это от демонов, он вспылил и ушел полный негодования.
Вот, дитя мое, это-то и есть прельщенные. Я знаю еще и других: вначале они, желая научиться молитве, советовались со знающими монахами, но из-за своеволия молитва у них не шла. Своевольник и молитва — это то же самое, что день и ночь. Своя воля и означает эгоизм. В результате, где же им обрести молитву... Полная неудача. Они отчаялись, перестали упражняться в молитве. Однако самое страшное, что они становились яростнейшими противниками умной молитвы. Как только они видели, что какой-нибудь монах тянет четки, они начинали бесноваться, разъяренно кидаться на него, выхватывать четки у него из рук и кричать, что он в прелести. Ко мне приходили и рассказывали про это монахи, которые сами попадали в такие переделки. Теперь ты понял, как сатана все может вывернуть наизнанку? Прельщенный ругает того, кто молится, и говорит, что этот последний находится в прелести.
— Да, отче, по вашим словам выходит, что действительно трудно научиться умной молитве!
— В последовании монашеского пострига говорится: «Добрая бо дела трудом стяжаваются, и болезнию исправляются». Ты знаешь, что значит стяжать умную молитву? Это значит стяжать внутри себя Самого Христа. Ты Его чувствуешь, Им живешь. Открываются... душевные очи, которыми ты видишь внутри себя Христа. Ты ощущаешь внутри себя блаженство Его царства. Это ты понимаешь?
— Да, отче, верю, что так и есть, но я не достоин этого. Предпринимая много усилий, утруждая свой ум вдохами и выдохами, как пишут отцы, я однако не мог сосредоточиться. Ум находился неведомо где. Я уже дошел до отчаяния и был близок к тому, чтобы считать, что действительно такая молитва не для нас.
— Но, благословенный, разве я тебе не говорил, что если ты будешь упражняться в молитве только по книгам, не жди преуспеяния. Разве не говорил, что нужен руководитель? Ты же сразу желаешь достичь совершенства, сразу хочешь научиться молитве с дыханием. Чтобы дойти до этого, тебе придется еще много потрудиться... Но я тебе расскажу, с чего надо начинать. Итак...
Первое упражнение заключается в том, чтобы произносить молитву устами вслух, причем как можно более отчетливо и быстро. Но будь внимателен. Когда мы проговариваем молитву, приходит сатана и обрушивает на наш ум целый ворох помыслов и мечтаний. Когда новоначальный произносит молитву про себя в уме, нападки лукавого удушают ее. Но если ты быстро-быстро произносишь ее устами, сатане не так-то просто успеть посредством различных помыслов ввергнуть тебя в рассеяние.
Наш ум часто отвлекается от смысла молитвы, но у нас есть слух. Уши вольно и невольно слышат то, что произносят уста. Но наш ум наделен способностью одновременно наблюдать за несколькими событиями происходящими одновременно. Вот мы с тобой разговариваем, но вместе с тем ты слышишь и шум проезжающих автомобилей..., людей, беседующих по соседству, и т. д. Как только ты начнешь проговаривать молитву, в твоих ушах зазвучат крики, шум машин, но прежде всего появятся все те образы из повседневной жизни, которые запечатлелись внутри тебя посредством слуха и зрения. Особенно это касается нашего времени, когда мир порочен до предела так, что в городах, где живет человек, он оскверняется изнутри не только через зрение и слух, но посредством всех пяти чувств.
Ты очень хочешь стяжать умную молитву. Знаешь, что значит молиться чисто? Знаешь, что такое ум, прилепившийся к сердцу? Что значит уничтожить внутри себя все наносное и сосредоточиться только лишь на значении слов молитвы?
Ты думаешь, что так просто освободиться от всей этой ржавчины? Как ты считаешь, почему мы ушли из мира? По благодати Христовой мы и там крепко стояли на ногах. Но для того, чтобы ум молитвенника очистился, ему необходимо безмолвие. Чтобы не было так: одной ложкой вычерпываешь, а другой накладываешь. Ночью подвизаешься, чтобы исторгнуть из себя всю грязь, а днем возвращаешься к ней же назад. Если ты весь день провел в песнях, танцах, ходишь по театрам, тогда, если сможешь, ночью отсеки от себя все это так, чтобы ты хоть один раз мог чисто произнести молитву. Да у тебя вообще никакого желания молиться может не остаться.
Итак, начинаем первый урок. Я дам тебе эти четки-трехсотицу, и с вечера ты вместе с нами совершишь бдение. Будешь читать девять четок Спасителю: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» и три — Божией Матери: «Пресвятая Богородице, спаси мя». Протянув двенадцать четок, начинай новый круг. За час до литургии зайдешь ко мне, расскажешь... о своих успехах,
— Но простите, Геронда, я не смогу протянуть и двенадцати трехсотиц. Как же я осилю?..
— Кто тебе сказал, что ты не сможешь? Забудь. Будешь делать так, как я тебе сказал, а потом посмотрим.
Творить молитву с дыханием тебе еще рановато. Сейчас будешь устами быстро-быстро произносить молитву. Вместе с этим заставляй свой ум вникать в то, что говоришь, но это не так-то просто. Сосредоточению внимания сильно способствует молитва, совершаемая со страхом Божиим, а не формально, механически. Мы общаемся с Самим Богом, верим, что Он здесь присутствует и слышит нас, а это нелегкое дело. Если в молитве откроются твои душевные очи, то ты даже сам сможешь Его лицезреть.
На днях сюда приходил один цыган с пантахусой. Этот человек всю жизнь только бродит то там, то тут, собирая деньги, но я не могу его прогнать. Он с таким смирением упрашивает, что вот-вот готов упасть тебе в ноги. С одной стороны, ты понимаешь, что он обманщик, а с другой — не можешь не подать ему милостыню. Если он с таким сокрушением просит о материальном, то как же должны смиряться мы, просящие о духовном? И если даже человек жалеет и милует своего ближнего, то как же тогда сострадает Всеблагой Бог, слыша обращающихся к Нему! Как мне кажется, именно это имеет в виду Христос, когда говорит в Евангелии, что сыны мира сего мудрее сынов Царствия Божия.
Насколько это в твоих силах, дитя мое, со страхом Божиим умно припадай и ты, подобно цыгану, к ногам Спасителя. И запомни еще следующее. Ты пришел из мира и несешь с собой этот мир. Образы мира, которые остались в тебе, все-все, подобно кинопленке, диавол будет прокручивать в твоей голове. Но ты — твори молитву, Настойчиво, терпеливо, с понуждением. Прогоняй любые, и хорошие и плохие, образы, как сможешь. Понуждай себя вникать только лишь в смысл этих пяти слов молитвы.
Сегодня это тебе первый урок. Посмотрим, как ты его усвоил.
— Геронда, сегодня ночью я буду стараться делать так, как вы мне сказали. Непрерывно устами произносить молитву, а затем снова зайду к вам.
— Да, дитя мое, Бог да поможет тебе. Поступай так, как говоришь.
Таким образом, этот молодой человек, отдохнув после обеда в одной из келий, с большим волнением полагает начало бдению с четками-трехсотицей в руках. Вопреки всем его сомнениям касательно того, что будет нелегко протянуть двенадцать четок, его язык, как моторчик, непрерывно повторял односложную Иисусову молитву, а уста двигались без особого напряжения. Основная трудность заключалась в том, чтобы удерживать ум в том, что произносят уста. Вот тут действительно шла кровавая битва. Но в этой борьбе Господь не замедлил явить Свою первую явную помощь и дать почувствовать Свое присутствие.
После того как были протянуты первые несколько четок, некоторая сладость мало-помалу стала проистекать из гортани и ощущаться на языке и губах. Она напоминала сладчайший леденец, с той разницей, что последний через пять-десять минут рассасывается. Эта же сладость не умалялась, скорее, наоборот, увеличивалась, так что молодой человек с чувством великой благодарности непрерывно повторял Божественные слова молитвы.
Не прошло и часа, как он закончил первые двенадцать трехсотиц. Начинает второй, третий двенадцати-четочный круг... В конце четвертого его душа внезапно затрепетала от слез славословия и благодарения. При шло время идти к Старцу. Радость отца Харалампия от успеха первого урока была безгранична.
— Крепись, дитя мое, мы пойдем еще дальше.
Молодой человек провел у нас несколько дней, а затем возвратился в мир. Он продолжал посредством писем общаться со Старцем до тех пор, пока Божественный помысел не призвал его самого в ангельский чин монахов.
Беседа вторая
Ниже я привожу некоторые вопросы благочестивых паломников и духовных чад моего Старца и ответы на них.
Вопрос: Отец Харалампий, вы учите умной молитве. Как вы считаете, она необходима только лишь монахам, или же полезна всем христианам?
Старец: Согласно писаниям Святых Отцов, а также из своего опыта я могу сказать, что умная молитва приемлема для всех христиан. Но не для еретиков и тем более не для инославных.
— Говоря, что умная молитва доступна и нам, живущим в миру, вы вселяете в нас надежду, однако нам нужна Ваша помощь. Мы старались поступать так, как пишут о молитве в книгах, но нам показалось это очень трудным делом.
— Конечно, это нелегко. Этот труд нуждается не только в подвиге, тут необходим еще и опытный наставник. У вас есть духовник?
— Есть, Геронда. Он очень хороший, но когда речь идет о том, чтобы научить нас умной молитве, он говорит, что сам лично ничего не понимает в этом делании.
— Это хорошо. Бывает куда хуже. Если не знаешь, скажи «не знаю», но не запрещай заниматься молитвой другим.
Итак, поскольку у вас есть духовник, то нет нужды вас исповедовать. А как творить молитву, я вам сейчас расскажу.
В крещении христианин получает благодать, в него вселяется Христос. Однако когда человек согрешает, тем самым он отгоняет благодать. Грех подобно стене отделяет нас от Христа. Ты вопиешь: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!», но дверь закрыта. Покаяние и исповедь наносят удар по греху, стена падает. Человек вновь примиряется с Богом.
Вот, например, у тебя есть друг — очень большой человек. В какой-то момент по твоей вине у вас с ним испортились отношения. Но этот человек тебе необходим, и ты, хочешь, не хочешь, смиряешься и просишь у него прощения. После того, как вы примирились, ты, набравшись храбрости, говоришь ему: «Друг мой, прошу тебя, сделай мне одно одолжение». Неужели он не услышит тебя ради вашей дружбы? А насколько скорее слышит Христос человека после того, как тот с Ним примирился!
— Да, Геронда, исповедь - это хорошо, но мир не дает нам возможности спастись. Выходишь из исповедальни и снова видишь и слышишь все то же самое, соблазняешься, раздражаешься, гневаешься, осуждаешь...
— Ты неверно говоришь. Христос сказал, если тебя соблазняет твой глаз, вырви его, Он не сказал — вырви глаз другого. Видишь — женщина нескромно одета, это ее дело, а ты занимайся своим... «Вырви свой глаз» означает, опусти свои глаза в землю, чтобы не рассматривать ее. Если же ты настолько немощен, что даже этого не можешь сделать, тогда никого ни в чем не вини. Говори: «Горе тебе, несчастному сластолюбцу и блуднику, тебе нравится грех!»
Это как школа, ты учишься видеть, насколько ты целомудрен. Совершенный видит, но не соблазняется. Подвижник, насколько это в его силах, удаляется от причин греха. Ленивец же сам стремится ко греху, а потом... обвиняет всех остальных. Это самооправдание... Так поступила и Ева.
— Геронда, с помощью Божией мы стараемся избегать греха, уклоняемся, насколько можем... но, находясь в обществе, невозможно оставаться чистым.
— Да, живя в окружении соблазнов, чего еще можно ожидать? Именно поэтому мы и удалились из мира. Могу вам сказать, что по благодати Христовой лив миру духовно твердо стоял на ногах. Но безмолвие обладает множеством преимуществ. Во время молитвы в твоей голове собираются и подобно фильму прокручиваются все те образы, которые ты видел в этот день. Услышал ты, скажем, сквернословие, непристойные слова, что-то увидел и т. д., все это возвращается и становится препятствием молитве. Однако именно это и есть еще один повод, который будет побуждать вас и в миру постоянно творить молитву.
Я помню, в миру на мою долю очень часто выпадали искушения, и немалые. Доходило до того, что злонамеренные женщины пытались совратить меня ко греху. И что же вы думаете... Меня спасала эта маленькая молитва «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Призываешь и имя Пресвятой Богородицы, вопия из глубины души: «Пресвятая Богородице, спаси мя». Иногда чувствуешь необходимость просить помощи и своими словами: «Спасителю, Матерь Божия, придите скорее, помогите мне, я в опасности...».
Опыт мирской жизни научил меня, что это небольшое оружие, молитва, оберегает от всякого зла. Недобрые люди устраивают нам экзамены, тем самым ближе и ближе подталкивая нас ко Христу.
— У меня, Геронда, другая проблема. Я семейный человек, честно живу со своей супругой, ни с кем не связываюсь. Но вот приходит человек, и с его приходом появляется целый ворох проблем. Он тебя обижает, обворовывает, ругает, угрожает, хотя ты его и пальцем не тронул. Говоришь ему: «Успокойся, успокойся», а он расходится еще больше. Как жить в мире с таким человеком? Как его любить, а вернее, как его не возненавидеть? Как не призвать на него гнев Божий?
— Дитя мое, он бесноватый. Святые Отцы говорят: знай, за плохим человеком стоит сатана. Бес в нем, подталкивает и тебя. Обругать, проклясть, ударить его, чтобы получить власть и над тобой.
Мой Геронда говорил: «Злом зла не исправить». Это большое искушение. Тут необходим подвиг. Будем поступать, как говорит Христос: «Благословляйте проклинающих вас..., молитесь за обижающих вас». Так зло насильно толкает тебя к Богу. Говори: «Христе мой, прости его, он не ведает, что творит, просвети его, От- жени лукавого духа, чтобы он осознал свои заблуждения». А затем снова, чтобы набраться сил, возвращайся к молитве, которую и твори непрестанно: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».
— Геронда, позвольте мне при всех, как на исповеди, рассказать вам кое-что? Часто я говорю сам себе: «Вот сейчас — ударю его по голове, швырну на пол, а потом хоть в тюрьму».
— Вот видишь, к чему тебя подталкивает сатана? Чтобы ты пошел по судам, по тюрьмам и оставил свою семью на произвол судьбы. Нет, чадо мое, не слушай его. Он хочет погубить тебя. Прислушайся к тому, что говорит Христос, и увидишь, как все наладится. При твоем правильном поведении либо он исправится, либо Христос укажет тебе какой-либо выход. Лишь бы вы вместе со своей супругой из глубины души не переставали просить Его об этом. Да и еще: чтобы душа укреплялась, вы должны регулярно причащаться Святых Тайн.
— Какая же молитва, какое причащение, когда все так скверно?..
— Вот именно тогда, когда все так нехорошо, нам больше, чем когда-либо, необходимы молитва и Божественное Причащение. Только, как я тебе уже сказал, сначала молись за своего врага, а потом уже о себе,
— Но, Геронда, ведь и наш священник, и все люди знают, что мы между собой не разговариваем, как же я буду причащаться?
— Если в этом есть твоя вина, тогда, конечно, ты не можешь приступать к Святым Тайнам. Но если тут виновата другая сторона, тогда ты свободен. Попытайся поговорить и примириться с ним. Если сатана так его ожесточит, что он с тобой не будет разговаривать до самой своей смерти, тогда что же получается? Ты так и умрешь без причащения?
Приложи все усилия, дитя мое. И если благодаря твоему правильному поведению удастся помириться с этим человеком, то знай, что ты извлек его душу из пасти сатаны. Твоя награда будет весьма и весьма высока. Если же ничего не будет получаться, тогда молись, чтобы Бог, Которому все возможно, вразумил его.
— Мой Геронда, не так-то легко поступить согласно этому совету, но все-таки я попытаюсь выполнить Ваше благословение.
— Бог да вознаградит тебя, дитя мое. Делай, что можешь, и я со своей стороны буду помогать тебе. Напиши мне имена всех членов твоей семьи, запиши и этого человека. Все вместе будем молиться, и как Бог даст.