Благодать старца ощутимо передается и его чадам
Стараясь возгревать божественное усердие в своих чадах, отец Харалампий иногда рассказывал нам о некоторых своих духовных переживаниях. Однако в нас, так и не ставших его подражателями, его рассказы лишь увеличивали наше недоумение. Поэтому приснопамятный Старец старался вместе со своим словом передать нам и часть того богатства, которое хранилось в его внутренней сокровищнице.
Один новоначальный монах как-то ночью, сидя в стасидии в храме, молился по четкам. Его обуревали помыслы сомнения и недоверия Старцу, «Вдруг я почувствовал, — рассказывал он нам, — что мое сердце согрелось, как в печи. Я ощутил такую великую сладость, что стал чем-то одним с сердцем. Мои чувства в это время передать невозможно. Единственно, что можно сказать, так это то, что на какое-то время я почувствовал, что рай — у меня в сердце. Это продолжалось две-три минуты. Придя в себя, я повернул голову, и что же... В соседней стасидии стоит отец Харалампий с четками в руках.
После этого случая, всегда когда Старец хотел передать мне немного своего опыта, у меня уже не возникало помыслов сомнения и недоверия к нему. Ведь у меня уже было некоторое представление о тех духовных переживаниях, которые он испытал и о которых теперь мне рассказывал. До той же поры мне все время казалось, что он словно говорит на каком-то иностранном языке».
Иеромонах П. рассказал нам следующий удивительный и немного забавный случай.
В Буразери у нас был послушник Н. Около полуночи, незадолго до литургии, он имел обычай ходить в келью к отцу Харалампию на исповедь и за наставлениями.
Когда он впервые вошел в келью Старца, то почувствовал там очень сильное благоухание. Подумав, что это, должно быть, кадило, брат посмотрел направо, на лево, но ничего не заметил. На вторую или на третью ночь он не выдержал и спросил Старца:
— Геронда, где же у вас тут кадило?
— Что ты говоришь, дитя мое, какое кадило в такое время?
— Но тогда, Геронда, откуда же исходит это благоухание? У меня просто перехватывает дыхание.
— Подожди, постарайся достичь хоть малого преуспеяния в молитве, и тогда сам увидишь, как у тебя изнутри будет исходить благоухание Святого Духа.
После этих слов послушник стал догадываться, откуда же исходит это благоухание. Но... новое недоумение. Иногда благоухание было очень сильным, иногда — слабее. Тогда он сделал вывод, что благоухание, очевидно, зависит от теплоты и силы молитвы. С обычной для новоначальных простотой и наивностью, сообразуясь с силой благоухания, он говорил отцу Харалампию:
— Геронда, сегодня у вас была очень горячая молитва.
На что Старец весело и шутливо отвечал:
— Как ты догадался, хитрец?
В другой раз он говорил:
— Сегодня, Геронда, молитва была слабее.
Старец отвечал:
— Ну, надо же. Откуда ты все знаешь?
Это благоухание ощущали, не знаю все ли, но, по крайней мере, весьма многие из духовных чад отца Харалампия. Таково было сияние чистого сердца, которое исполнялось благоухания через непрестанную молитву Сладчайшим Именем нашего Спасителя.
Однако очень часто, когда кто-либо говорил Старцу о благоухании, последний советовал здесь проявлять особую осторожность. Потому что весьма многие были прельщены внешним благоуханием, производимым лукавым.
Прельщенный подвижник
Чтобы показать, как искусно, согласно Священному Писанию, сатана принимает вид Ангела света, я приведу следующую историю.
Когда мы переехали в Буразери, к нам стал ходить один живущий по соседству монах. Ему очень понравился наш распорядок жизни, и он стал ходить на исповедь к отцу Харалампию. Вскоре этот подвижник и у себя в келье стал жить по нашему распорядку, каждый день совершая целонощные бдения. В полночь, когда мы совершали Божественную литургию, он со своим фонариком неизменно приходил к нам, чтобы принять участие в богослужении.
Однако прошло не так много времени, и между этим братом и нашим Старцем возникли какие-то несогласия, и этот брат ушел от нас. Когда он в тот день выходил из келейки отца Харалампия, мне случилось проходить рядом с ним, и я услышал, как этот подвижник говорил сам с собой: «Ты скажи, он этому не верит! Христа называет диаволом!»
Я недоумевал, что бы могли означать эти его слова, однако не посмел спросить об этом Старца, чтобы не нарушить тайну исповеди. Этот брат совсем перестал к нам ходить. Как-то раз я увидел его идущим вместе со своим осликом в Карею. Мы обменялись словами приветствия, после чего я спросил его, почему он так долго не приходит к нам в Буразери? Тогда этот монах сам объяснил мне все:
— Отец, рядом с вами я нашел упокоение, — начал он. — Живя еще в Святом Василии, я встречался и с вашим Старцем, приснопамятным отцом Иосифом. Мне довелось много подвизаться в горах, пещерах и пустынях Святой Горы. Христос почтил мои подвиги, поэтому-то я много раз воочию лицезрел его, как живого. Ты понимаешь? Рассказав об этом твоему Старцу, в ответ я услышал: «Не верь этому — это прелесть». Говорю ему: «Нет, это не прелесть». Он стоит на своем. В конце концов мне пришлось сказать: «Я с тобой не согласен, и поэтому ухожу от тебя. Но когда исполнятся те слова, которые сказал мне Христос, тогда ты поймешь, кто такой отец Г., и кто из нас находится в прелести!»
Тут он замолчал и заговорил снова, словно сам с собой: «Нет, ты только послушай, что он говорит! Христа называет диаволом!» Тогда, набравшись смелости, я спросил его:
— Хорошо, отец, но что же сказал тебе Христос?
— Что сказал Христос? Сейчас ты смотришь на отца Г. с его осликом и говоришь: «Ну, кто он такой?» Но завтра ты не поверишь своим глазам и скажешь: «Неужели это он?»
— Я не совсем вас понял, Геронда.
— Сначала, да ты и сам очень скоро об этом узнаешь, меня пригласят стать игуменом монастыря Григориат. Много лет я ждал этого. И вот, пожалуйста, ты же слышал, что игумен этой обители ушел на покой? Затем, после того как я получу известность, произойдет то, что удивит тебя еще больше. Но это произойдет только лишь после смерти Вселенского Патриарха, Когда ты услышишь веселый перезвон колоколов храма Протата, то знай, что это идут за мной, чтобы сделать меня патриархом Константинопольским.
Я привожу здесь лишь самое главное из того, что открыл «Христос» этому подвижнику. Однако и этого вполне достаточно, чтобы понять, как тьма, по мановению начальника всякого зла, может казаться светом.
Этот старичок-монах, очень добрый и благостный, настоящий подвижник в исполнении своих монашеских обязанностей, оставался в своей прелести вплоть до глубокой старости. В конце концов он оказался в больнице монастыря Григориат, все еще ожидая, что на нем, во исполнение всех открытых ему пророчеств и обетований, сбудутся слова пророка «обновляется подобно орлу юность твоя», но... Спустя какое-то время от монастырского врача я узнал, что незадолго до своей смерти Старец отказался от всего, во что так долго верил, и предсказал свою близкую кончину. «Забудьте все, о чем я вам говорил, — молвил он, — очень скоро я отойду в иную жизнь».
Относительно этого монаха я могу с уверенностью сказать, что в то время, когда я с ним познакомился он уже находился в постоянном борении, опасаясь, как бы враг не посмеялся над ним, свергнув с какой-либо скалы в обрыв, как он часто делает. Мне на память приходят четыре таких случая, случившихся в наши дни.
После преподобнической кончины монаха, о котором сейчас идет повествование, кончины, положившей конец всем его браням, один Старец рассказал мне кое-что о почившем и тем самым разрешил многие мои недоумения. Вот его слова: «Этот брат, — сказал он, — в начале своего монашеского пути жил в послушании. Похоронив своего Геронду, он взялся за высокие духовные подвиги — ушел в пустыню, стал жить в строгом хранении монашеских обетов, часто прибегал ко Святому Причащению. Это его и спасло. У него было заложено прочное основание, и, несмотря на то что враг, ввергнув в прелесть, всю жизнь глумился над ним, он так и не смог одержать над ним окончательную победу».
Не знаю, возможно, приведя это повествование, я несколько уклонился от темы данной книги, но полагаю, что молодым людям, часто страдающим от излишней самоуверенности, полезно знать о таких вещах. Конечно, для нас, ленивых и нерадивых, погруженных в море страстей, может быть, все это и не так жизненно важно. Однако подобные примеры имеют большое значение для тех подвижников, которые, едва ощутив начатки плодов своих подвигов, по наущению всегда ходящего рядом врага немедленно принимают внушаемые им помыслы самодовольства и высокомерия. Вслед за этим он ввергает их в прелесть, уверяя в том, что они уже достигли степени видений и откровений Господних.
Хотелось бы отметить еще следующее. Мой приснопамятный Старец за свою жизнь видел много случаев, подобных вышеописанному, в результате чего у него сложилось твердое убеждение, что такие несчастья происходят по большей части с теми, кто вышел из послушания. Характерно, что он называл таких монахов «повстанцами» и, в конце концов, перестал принимать их на исповедь.
Существуют еще одна категория людей — находящиеся в посмеянии у своих помыслов, мечтаний и других подобных прельщений. К ним относятся те, кто вовсе не исповедуется, или же на исповеди не до конца открывает свои помыслы.
Отец Харалампий постоянно подчеркивал, что монах, доверяющий своим помыслам, находится в прелести. Он часто напоминал нам об искушении, постигшем его собрата по монашескому постригу монаха Иоанна, которому сатана явился в образе ангела Господня. Убедив этого брата ни о чем не рассказывать Старцу, диавол уже вынашивал план, как сбросить его в пропасть, чтобы он разбился. «Хорошо, что моему Герон- де отцу Иосифу было откровение, и он упредил брата, остановив его буквально на пороге смерти».