Обязанности пастырей по отношению к духовным чадам

Священное Писание говорит, что пастыри духовные должны молиться за своих духовных чад. «Прежде всего прошу совершать молитвы, моления, прошения, благодарения за всех человеков» (1Тим.2,1,2).

Должны учить истине и добру. «Проповедуй и учи, будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим.4,11,12).

Должны нравственно управлять пасомыми.

25.Шестая заповедь Закона Божия. Содержание заповеди. Замечание о смерт­ной казни преступников и убийстве на войне. Невольное убийство. Случаи отно­сящиеся к законопреступному убийству. Христианский взгляд на самоубийство. Духовное убийство. Добродетели, предписываемые шестой заповедью.

«Не убий»

Убийство имеет разные виды, Убийство – есть предельная противоположность любви. Тот, кто совершает убийство, покушается на бесценный дар Божий, на собственность Творца.

Самым большим грехом против шестой Заповеди является самоубийство. Наложением на себя рук прекращается жизнь, возникшая по замыслу Божию, и таким образом, крайним своеволием отрицается воля Всевышнего. Тяжесть этого греха состоит в том, что самоубийца сам себя лишает покаяния. Архиепископ Иоанн (Шаховской) так говорит о самоубийцах: «Почти всякое самоубийство есть убийство демоном человека – руками самого человека. По церковным канонам самоубийца не должен поминаться в Церкви.

Человек бывает виновен в убийстве, если даже совершил этот грех без умысла или невольно. В этом случае убивший виновен в своей неосторожности. По церковным правилам человек, совершивший невольное убийство, отстраняется от Святого Причастия на 5 лет (57-е правило святителя Василия Великого).

Смертная казнь преступника также относится к общественному виду зла и допустима лишь в исключительных случаях, когда является единственным средством остановить многочисленные преступления. К тому же смертная казнь для закоренелого преступника часто бывает единственным средством для обращения его к Богу.

Убийство на войне также является грехом. Однако если человек жертвовал своей жизнью ради спасения ближнего, то в таком случае мы в праве говорить о высшем проявлении любви. О том что война в силу крайней необходимости допустима – подтверждают слова Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13). Отметим, что Книга Деяний свидетельствует о благочестии воинского начальника Корнилия, который к тому же сподобился видеть Божественное Откровение (Деян.10,1-4). Как свидетельствуют жития святых, многие воины достигли Царства Небесного.

К законопреступному убийству также относятся такие действия, когда человек сам лично не убивал, но или способствовал убийству, или попускал другим совершать этот грех. Против этой Заповеди грешат также те, кто, предавшись страстям, расстраивают своё здоровье и тем самым сокращают свою жизнь.

Кроме убийства телесного, есть еще убийство духовное. Всякое совращение ближнего в грех представляет собой убиение души ближнего.

К убийству относятся вообще все дела, которые противоположны любви. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин.3,15).

Поэтому мы должны делать следующее: помогать бедным, служить больным, утешать находящихся в печали, молится за враждующих против нас.

«Молитва о враге – это фимиам, самый приятный Богу», – учит священномученик Кронид (Любимов).

26.Седьмая заповедь Закона Божия. Общее содержание заповеди. Виды грехов, запрещаемых этой заповедью. Добродетели, предписываемые седьмой заповедью. Значение исполнения седьмой заповеди не только для духовного совершенства, но и для телесного здо­ровья. Мф.5,28,29; 1 Кор.3,17.

«Не прелюбы сотвори»

Седьмая Заповедь обязывает супругов быть верными друг другу, а людей, еще не вступивших в брак, или отказавшихся от брака, – не впасть в блуд. Кроме блуда и прелюбодеяния эта заповедь запрещает также:

1. Кровосмешение, когда супружеским союзом соединяются близкие родственники.

2. Различные половые извращения.

3. Сердечное или внутреннее прелюбодеяние, которое выражается в нечистых мыслях. Спаситель определяет внутреннее прелюбодеяние следующими словами: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5,28). Для того, чтобы исполнить эту Заповедь нужно избегать:

1. Неумеренности в пище и питии, т. к. «бес блуда, – по словам преподобного Иоанна Лествичника, – приходит к чревоугоднику с улыбкой».

2. Бесстыдных плясок, сквернословия, нескромных игр, шуток и разговоров, а также всего того, что может побудить к нецеломудренному поведению.

Если рассматривать эту Заповедь всесторонне, то ее содержание заключается в том, чтобы сохранять верность Богу. Всякий сделанный нами грех является нарушением того союза, который мы заключили с Господом в Таинстве Крещения. В Ветхом Завете о нечестии и идолопоклонстве говорится именно как о прелюбодеянии (Иер.13,27;Иез.23,43).

27.Восьмая заповедь Закона Божия. Содержание этой заповеди. Грехи, запре­щаемые этой заповедью. Добродетели, предписываемые этой заповедью. Нестяжание как высшая доброде­тель. Слова св. Тихона Задонского о восьмой заповеди. Деян.8,9; 2 Кор.8,11-13; Деян.5,4; МФ. 19,21; 1 Кор.6,8-10.

«Не укради»

После грехопадения Господь сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3,19). С тех пор труд стал неразлучным спутником человека, и именно на собственном труде люди должны основывать свое благосостояние на земле. Но вопреки Божьему установлению, воры хотят достичь благополучия не с помощью собственного труда, а хищением и обманом. Священное Писание называет кражу среди тягчайших преступлений, таких как богохульство, убийство и других, исходящих из сердца (ср:Мк.7,22). Святой апостол Павел говорит: «Воры – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6,10).

Грех против восьмой Заповеди может иметь следующие виды:

1. Воровство, т.е. тайное похищение чужого добра.

2. Обман или присвоение чужого хитростью;

3. Святотатство или присвоение того, что посвящено Богу и Церкви.

4. Взяточничество,

5. Тунеядство, когда получают жалованье за неисполненную работу.

6. Разбой или грабительство, когда открыто отнимают чужое насилием.

7. Лихоимство, когда берут большие деньги с нуждающихся людей, пользуясь чужой бедой. Например, когда больному продают лекарства по завышенной цене.

«Похищенное чужое добро, – учит святитель Тихон Задонский, – как огонь, в дом вшедшее, все прочее имение поедает, ибо, где неправда, там и клятва Божия; где же клятва Божия, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует».

Запрещая кражу во всех ее видах, восьмая Заповедь предписывает следующие добродетели:

1. Добросовестный труд.

2. Бескорыстие.

3. Милосердие.

Высшей добродетелью, к которой призывает восьмая Заповедь, является нестяжание или добровольное отречение от собственности. «Если хочешь быть совершенным, – заповедует Спаситель, – пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною» (Мф.19,21).

28.Девятая заповедь Закона Божия. Общее содержание заповеди. Виды грехов, запрещаемых этой заповедью.

«Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна»

Девятая Заповедь запрещает вредить окружающим нас людям даже словом, и этим ещё больше расширяет нашу любовь к ближним. Эта Заповедь говорит о недопустимости всякой лжи, будь то в частной жизни, будь то в общественных делах, будь то на суде. Всякое гнилое, лукавое слово, всякое осуждение есть в какой то мере ложное свидетельство. Потому что в этих случаях мы даем ближнему не то определение, которое дал ему Отец Небесный (см.Апок.2,17), но то, которое рождается от нашей ненависти к ближним.

Так премудрый Соломон возвещает: «Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (Притч.12,22). В Новом Завете Спаситель прямо указывает на то, что ложь исходит от сатаны, который есть «лжец и отец лжи» (Ин.8,44). «Всякая неправда есть грех», – пишет апостол Иоанн Богослов. (1Ин.5,17).

Запрещая ложь, девятая Заповедь предписывает следующие добродетели:

1. самоосуждение и рассматривание своих грехов.

2. Нужно отзываться о ближних обдуманно и скромно.

Если мы видим недостатки и слабости других, то нужно молитвенно просить у Бога, чтобы Он помог нашим ближним исправиться.

Бывают такие моменты в жизни, когда приходиться уклониться от правды. «Кто хочет, по необходимости изменить слово, – рассуждает авва Дорофей, – пусть делает это со страхом и трепетом, показывая Богу и произволение своё и необходимость, и тогда он будет прощён, но вред он всё-таки получает».

29.Десятая заповедь Закона Божия. Содержание заповеди. Грехи, запреща­емые десятой заповедью. Зависть. Порочные мысли - семена греховных дел.

Наши рекомендации