Отец Харалампий в тонком сне видит своего почившего Старца
Приснопамятный отец Иосиф, Старец отца Харалампия, получив от Бога извещение, что пришел час его отшествия туда, куда он так страстно стремился, обещал своим чадам: «Если, дети мои, я обрету дерзновение пред Господом, то будьте уверены, что не оставлю вас».
Велика была скорбь близких после смерти блаженного отца Иосифа, когда его не стало среди них. Несмотря на большую поддержку со стороны другого великого Старца — отца Арсения, братство печалилось о своем полном сиротстве.
На сороковой день после кончины приснопамятного отца Иосифа, когда братья готовились к положенному по уставу поминовению, папа-Харалампий, стоя на молитве, в какой-то момент, то ли задремав, то ли бодрствуя, Господь знает, вдруг увидел своего почившего Старца в маленьком храме своей кельи в честь святого Предтечи. Отец Иосиф не был таким, каким его всегда привыкли видеть. Он весь светился необычайно ярким светом. Сияние, исходящее от его лица, превосходило собой даже видимый, чувственный свет.
«Велико было мое волнение, — рассказывает отец Харалампий. — Внимательно вглядевшись в явившегося отца Иосифа, я обратил внимание, что он весь был увешан орденами и медалями. Крепко обняв и поцеловав его, я с недоумением спросил:
— Геронда, откуда у тебя все эти награды?
И он мне ответил:
— Их даровал мне Христос.
После этих слов я пришел в себя, и, находясь еще под живым впечатлением видения, вскричал: „Геронда, Геронда, ты где, почему ты уходишь?"
Этим видением Старец уверил меня в том, что он действительно обрел великое дерзновение пред Богом. Он словно говорил: „Я здесь. Я исполнил свое обещание".
Однажды меня постигли некие большие искушения. Находясь в весьма затруднительном положении, я говорил себе: „Ах, где ты, мой Геронда, чтобы я мог опереться на тебя в моей нужде?" И тут я ясно услышал знакомый голос, сладкий голос моего Старца: „Дитя мое, почему ты малодушествуешь? Разве я вам не сказал, что я С вами?" Поднимаю голову и вижу своими телесными глазами в сиянии отца Иосифа. Затем он как будто вышел за дверь и тут же исчез. Как безумный, я выбежал из кельи в ночь и стал с отчаянием звать: „Геронда! Геронда! Геронда Иосиф, где ты?! Иди сюда, не уходи!"
Старец Арсений, услышав мои крики, чуть было не подумал, что со мной случилось несчастье, и я.... лишился рассудка. Однако явление моего Старца сильно укрепило меня. По его молитвам удалось преодолеть все страшные испытания, которые в то время на нас обрушились».
Свои самые великие подвиги отец Харалампий совершил в то время, когда жил в послушании у приснопамятного отца Иосифа. Но осмелюсь сказать, что те несколько лет после смерти последнего, когда он еще не принял руководство над нами, его ленивыми чадами, были для него золотым временем духовного роста.
Причин у отца Харалампия для окончания периода одинокого заключения в келье и для принятия в братство первых членов было две.
Как известно, Старец, согласно уставу блаженного отца Иосифа, ежедневно совершал Божественную литургию. Однако к этому времени его собрат, монах Иосиф, который в основном помогал на службе, уже начал свою просветительскую деятельность за пределами Святой Горы. В его отсутствие отец Харалампий оставался с одним только Старцем Арсением. Этот последний тогда нес и клиросное, и пономарское послушания. Помощника явно не хватало, и этот пробел надо было каким-то образом заполнить. Такова была первая причина.
Вторая же, не менее важная причина создания братства заключалась в следующем: с того времени, как отец Харалампий стал духовником и начал исповедовать, к нему устремилось много молодых людей. Некоторые из них выражали свое горячее желание стать монахами. Сначала Старец посылал их в соседние монастыри. Общежитие, как известно, является проверенным и так называемым царским путем спасения. Но, живя в монастыре, послушнику весьма затруднительно постоянно брать благословение, отпрашиваться, чтобы сходить к своему духовнику. Поэтому братья часто рассказывали Старцу об этих своих первых скорбях.
Тогда отец Харалампий, и сам имея сильное желание передать другим то, чем он живет, стал советоваться со Старцем Арсением. Вместе они решили принять в послушники некоторых братьев, которые и поступили под непосредственный надзор и руководство папы-Харалампия.