Четыре небесных хранителя охраняют четыре части вселенной, от-

разрушительные силы зла. Это четыре Великих Хранителя Дхар-и человечества. Дхритараштхра охраняет Восток, Варудххака -- Юг, Вирупакша -- Запад, Вайшравана -- Север. Их символами являются бе­лый, зеленый, красный и желтый цвета соответственно.

Чувственный рай состоит из шести областей и вместе с Землей образует мир чувственного (санскр. камадхату). Это самый нижний из трех миров (санскр. трайлокья), из которых состоит космос в буддийской космологии.

10. Они населяют семнадцать небес Брахмы. Это мир форм, второй из трех миров (санскр. рупадхату), в котором существование и фор­ма не являются чувственными.

11. Эти божества обитают на четырех высших небесах Брахмы, где существование нечувственное и не имеет формы. Эти небеса, а также небо Акаништха (тиб. ог-мии), наивысшая ступень сансары, составляют мир, не имеющий формы (санскр. арупадхату), который является третьим из трех миров. После него следует надкосмическая область, которая находится за пределами всех небес, преисподней и миров сан­сары, то есть нерожденная, несозданная нирвана. Эзотерическим сим­волом Пути к Нирване, проходящего через эти три мира, является ступа (тиб. чортен). См. "Великий йог Тибета Миларепа".

12. Эти группы людей различаются по степеням состояния архата (святости в буддизме), которые являются подготовительными ступе­нями перед достижением полного Просветления, то есть Состояния Будды. "Вхождение в Поток" (санекр. Сротаапатти), что означает принятие Учения Будды, является первым шагом неофита на пути к Нирване. "Тот, кто родится еще один раз" (санскр. Сакридагамин), сделал второй шаг. "Тот, кто никогда не вернется в этот мир снова" (санскр. Анагамин), сделал третий шаг и достиг состояния Архата.

Обычно он переходит в Нирвану. Если же он примет обет не пере­ходить в нирвану до тех пор, пока все чувствующие существа не бу­дут благополучно выведены на тот же самый высший путь, который он уже прошел, он тогда становится Бодхисаттвой (Просветленным) и по собственной воле родится как Божественное Воплощение, Нирма-накая. Он может оставаться в сансаре в течение неисчислимых эонов, укрепляя Ограждение [создаваемое Духовной Силой], защищающее всех живущих и делающее возможным их Окончательное Освобождение. В палийском Каноне говорится, что тот, кто является Сротаапатти, ро­дится, по крайней мере, один раз, но не более семи, в одном из семи состояний Камадхату, Но Анагамин больше не родится ни в од­ном из них.

13. Самостоятельно достигшие Просветления (санскр. Пратьека) Буд­ды не проповедуют Учение народу, а только помогают тем, кто лич­но вступил с ними в контакт, в то время как Всезнающие Будды, од­ним из которых был Гаутама Будда, всю свою жизнь проповедует Учение богам и людям.

14. Именно Святая Дхарма открыла человечеству путь к Бодхи и пере­дала высшее учение о том, что Те, кто завоевал право освободиться от необходимости продолжать существование в сансаре, должны отка­заться от этого права и снова воплощаться для того, чтобы мир не ли­шился Их: Божественной Мудрости и Знаний и они служили бы выс­шей цели -- вести все непросветленные существа к этому Освобождению.

15. Избрав путь Бесконечной Благожелательности, Бодхисаттвы посы­лают в миры сансары импульсы в виде тонких вибраций, которые, как уже иначе было сказано выше, защищают всех живых существ и Делают возможным их духовное развитие и окончательное освобождение. Если бы в мире не было этих вдохновляющих и возвышающих влияний, че­ловечество оставалось бы без духовного руководства, рабом иллюзор­ного чувственного мира, погруженного во тьму бездуховности.

16. Буддийское учение о том, что благотворное последствие милосер­дного поступка в этой жизни помогает даже в несчастливых посмер­тных состояниях, подтверждается на опыте и, следовательно, свидетель­ствует о могуществе Святой Дхармы".

"XXVII. ДЕСЯТЬ МЕТАФОР (1).

-- Так как Основополагающую Истину невозмож­но описать [но ее можно постичь в самадхи], выра­жение "Основополагающая Истина" является только метафорой (2).

-- Так как нет никакого прохождения Пути и про­ходящего этот Путь, слово "Путь" является только метафорой (3).

-- Так как нет никакого видения Истинного Сос­тояния и нет видящего его, выражение, "Истинное Состояние" является только метафорой (4).

-- Так как нет никакой медитации на Чистом Состоянии и нет медитирующего на нем, выраже­ние "Чистое Состояние" является только метафо­рой (5).

-- Так как нет обладания Естественным Состоянием и нет обладающего им, выражение "Естественное Состояние" является только метафорой (6).

-- Так как нет "соблюдения обета" и нет "соблю­дающего обет", эти выражения являются только мета­форами.

-- Так как нет накопления заслуг и нет накопляющего заслуги, выражение "двойная заслуга" (7) является только метафорой.

-- Так как нет действий и нет совершающего действия, выражение "двойное затмение" (8) является только метафорой.

-- Так как нет отречения [от мирского существования] и нет отрекшегося, выражение "мирское существование" является только метафорой.

-- Так как нет получения [результатов действий] и получающего, выражение "результаты действий" являются только метафорой.

Это есть десять метафор (9).

1. Употребление отрицаний при описании Истины, вероятно, заим­ствовано из канонической Праджня-парамиты, на которой основана седьмая книга этого тома.

Основополагающая Истина, которая является синонимом Дхармакаи (Божественного Тела Истины), является Универсальной Истиной в ее изначальном, немодифицированном аспекте. Йога (наука об уме, или Истине) состоит из трех разделов: Основополагающая Истина, Путь (метод познания) и Результат (то есть самопознание).

3. Слово "Путь" является метафорой, означающей метод духовного развития.

4. Истинное Состояние, достигаемое на высшей ступени самадхи, в своем отражении в микрокосме есть состояние, в котором ум остается неизменным, так как в нем не образуются мысли. В этом спокойном состоянии он подобен океану, не волнуемому даже малейшим движе­нием воздуха, как уже объяснялось нами с помощью подобной анало­гии. Вес двери восприятия закрыты. Произошло полное отключение от материального мира. Ум принимает свое естественное состояние аб­солютного покоя. Ум микрокосма приходит в гармоническое единство с Умом Макрокосма. Тогда познается, что в Истинном Состоянии нет восприятия и нет воспринимающего, что все представления о конечных вещах на самом деле не существуют, что все противоположности сливаются в одно, что существует только Единая Реальность, Предвеч­ный Космический Ум,

5. Чистое Состояние есть усиленный аспект Истинного Состояния, в котором ум в его изначальном состоянии свободен от загрязнения ка­кой-либо предикацией. В самадхи, при достижении этого состояния, процесс медитации, медитирующий и объект медитации сливаются в одно нераздельное целое.

6. Естественное Состояние означает состояние ума, также достигаемое на высшей ступени самадхи, сопутствующее Истинному Состоянию и Чистому Состоянию. Здесь осознается, что нет никакого обладания и нет обладающего, нет никаких действий и совершающего действия, что все объекты так же нереальны, как сновидения, и, следовательно, вместо того чтобы гоняться за иллюзиями, как это делают непросвет­ленные массы, нужно избрать Путь Бодхисаттв, Великих Мудрецов, преисполненных сострадания, и трудиться ради освобождения существ, привязанных их кармой к Колесу Неведения.

Двойная заслуга включает заслугу, получаемую от совершения добрых дел, на которые можно указать конкретно, называемую временной заслугой, и суммарную заслугу, которая рождается от сверхизбытка временных заслуг и называется также духовной заслугой.

8. Это есть затмение ума порочными страстями и ложной верой, как, например, Верой в бессмертие личного я, или души, или в реальность явлений.

9. Эти содержащие отрицание афоризмы относятся к учению о Бодхи, согласно которому личность не является вечной, и личное бессмертие, то есть бессмертие души, не существует для достигшего Правильного Знания. Ум микрокосма как отражение Макрокосмического Ума (который один вечен) при погружении в экстаз на высшей ступени самадхи перестает быть микрокосмическим, то есть ограниченным. Тогда нет ни личности, ни получающего, ни отрекшегося, совершающего действия, ни приобретающего заслуги, не соблюда­вшего обеты, ни испытывающего Единственное Состояние, ни медитирующего на Чистом Состоянии, ни видящего Истинное, ни идущего по Пути, и при этом всякая мыслительная деятельность, которая есть иллюзорное состояние ума, прекращается. Человеческий язык есть в основном средство общения человека с человеком с помощью слов. "Язык отражает общий для всех людей опыт существования в чувственной вселенной, и при его использовании для описания сверхчувственного опыта он не может быть ничем иным, а только метафорическим".

Наши рекомендации