Xxvi. десять свидетельств могущества святой дхармы (учения).

-- О могуществе Святой Дхармы свидетельствует тот факт, что мир узнал о Десяти Благочестивых По­ступках (1), Шести Парамитах (2), различных учениях о Реальности и Совершенстве, Четырех Благородных Истинах (3), Четырех Ступенях Дхьяны4, четырех не имею­щих форм Состояний Существования (5) и двух мистичес­ких Путях (6) духовного раскрепощения и освобождения.

-- О могуществе Святой Дхармы свидетельствует тот факт, что в сансаре являлись среди людей духовно просветленные принцы и брахманы (7), четыре Великих Хранителя (8), дэвы шести орденов чувственного рая (9), семнадцати орденов, пребывающие в мирах, имеющих форму (10), и боги четырех орденов, пребыва­ние в мирах, не имеющих формы (11).

-- О могуществе Святой Дхармы свидетельствует факт, что на Земле живут те, кто вошел в Поток, те, кто родится снова, но только один раз, те, кому больше не придется рождаться снова (12), и Архаты и Будды, достигшие Просветления самостоятельно, и Всезнающие Будды (13).

-- О могуществе Святой Дхармы свидетельствует тот факт, что существуют Те, кто достиг Бодхического Просветления и как Божественное Воплощение мо­жет вернуться в этот мир, и до конца существования физического тела трудиться ради освобождения челове­чества и всех живых существ (14).

-- О могуществе Святой Дхармы свидетельствует тот факт, что существует духовная защита, создаваемая всеохватывающей благожелательностью Бодхисаттв, которая делает возможным освобождение людей и всех существ (15).

-- О могуществе Святой Дхармы свидетельствует тот факт, что даже в несчастливых мирах испытыва­ют счастливые мгновения, которые являются прямым следствием незначительных милосердных поступков, совершенных во время земной жизни (16).

-- О могуществе Святой Дхармы свидетельствует тот факт, что люди, прежде жившие греховной жизнью, отрекаются от мирской жизни и становятся святы, достойными всеобщего поклонения.

-- О могуществе Святой Дхармы свидетельствует тот факт, что обратились к религии и достигли Нирваны люди, имевшие очень тяжелую карму, из-за которой после смерти они должны были бы мучиться почти бесконечно.

-- О могуществе Святой Дхармы свидетельствует тот факт, что становится достойным уважения и почитания даже человек, просто верующий в Учение, или медити­рующий на нем, или только носящий одеяние бхикшу.

-- О могуществе Святой Дхармы свидетельствует тот факт, что даже того, кто отказался от всего своего имущества и стал вести религиозную жизнь, оставил семью и поселился в уединении в отдаленном месте, непременно разыщут и будут обеспечивать всем необходимым.

Это десять свидетельств могущества Святой Дхармы.

1. Три представляют собой физические действия. Это спасение чьей-либо жизни, воздержание и даяние. Четыре относятся к речи. Ими яв­ляются: правдивая речь; речь, примиряющая враждующих; учтивая речь; религиозные беседы. Три относятся к мыслям, а именно: доброта, бла­гожелательность, кротость в сочетании с верой. Их противоположно­стями являются десять нечестивых действий.

2. Шесть парамит (шесть бесконечных добродетелей): бесконечные милосердие, нравственная чистота, терпение, усердие, медитация, муд­рость. В палийском Каноне упоминаются десять парамит: милосердие, нравственная чистота, самоотречение, мудрость, активность (усердие), стойкость, правдивость, доброжелательность, любовь и беспристрас­тие.

3 Четыре Благородные Истины, преподанные Буддой, можно изло­жить так: 1) существование в сансаре (преходящем феноменальном мире) неотделимо от страданий; 2) причина страданий -- желание и жажда существования в сансаре; 3) прекращение страданий наступит тогда, когда будут искоренены желание и жажда существования в сансаре; 4) путь к избавлению от страданий -- это Благородный Восьмеричный Путь (см. с. 58).

См. с. 428.

5. Букв.: "четыре соединения, не имеющие формы" (арупа). Родиться в одном из этих миров, в котором существуют, не имея тела, то есть формы, это значит соединиться с этим миром. Это четыре высших неба, подчиненных Богу Брахме, называемых Высшая Брахмалока (миры Брахмы). Они именуются: 1) Акашанантьяятана (мир, в котором сознание существует в бесконечном пространстве), 2) Виджнянананть-яятана (мир, в котором сознание находится в состоянии беспредельнос­ти), 3) Акинчаньяятана (мир, в котором сознание выходит за пределы бесконечного состояния), 4) Найвасамджняна Самджняятана (мир, в кото­ром нет ни восприятия, ни невосприятия). Эти четыре мира представляют собой четыре последовательные ступени освобождения сознания с по­мощью медитации от самых тонких объектов сансары, благодаря чему создаются условия, более благоприятные для существования в сансаре, служащие подготовкой для достижения нирваны. На первой ступени сознание не имеет никакого другого объекта для восприятия, кроме бесконечного пространства. На второй сознание выходит за пределы бесконечного пространства как объекта. На третьей сознание выхо­дит за пределы второй ступени и таким образом освобождается от всех мыслей, то есть мыслительных процессов. И это есть одна из главных целей йоги. На четвертой ступени сознание существует само по себе, ни от чего не завися, в глубочайшем самадхи, в котором нет ни восприятия, ни невосприятия. Эти четыре состояния сознания, которые являются наивысшими в сансаре, испытывает йог во время транса, вы­зываемого с помощью глубокой медитации. Они настолько возвыше­ны, что йог при отсутствии надлежащего руководства может ошибоч­но принять их за достижение нирваны (см. с. 4281)- Принц Гаутама до достижения состояния Будды изучал и практиковал йогу четырех не имеющих форм состояний под руководством двух гуру Арлары и Уд-даки, но прекратил эти занятия после того, как обнаружил, что такая йога не приводит к нирване (см. "Арьяпарьесана (Поиск благородного пуги)-сутга", "Маджджхима-никая", I, 164-166).

6. В Махаяне различают нижний путь, ведущий к четырем не име­ющим формы состояниям существования или в какой-нибудь небесный мир, как, например, Сукхавати, Западный Рай Дхьяни-Будды Амитаб-хи, и высший путь, ведущий к нирване, достижение которой есть выход за пределы сансары.

7. Большинство великих религиозных учителей Индии были из цар-эго рода, как, например, Гаутама Будда, или брахманами (жречес-сословие), как Ашвагхоша, Нагарджуна, Тилопа и многие другие шщиеся буддисты. В буддийском учении говорится, что историчес-Будда, Гаутама,--один из многих Будд, живших на Земле. Он "едавал знания, известные с незапамятных времен. Просветленные и боги стали такими благодаря тому, что в течение эОнов при­меняли на практике зги святые учения об истинах, которых можно до-[стичь, что свидетельствует о силе воздействия этих учений, составляю-буддийское священное писание, называемое Дхарма.

Наши рекомендации