Понятие о спасении и искуплении в свете Священного Писания.

Объективная сторона – это все то, что сделано ради нашего спасения Богом и не зависит от нашей воли, но является даром Божиим. (Вы спасены... и сие не от вас, Божий дар (Еф.2:8)).

Субъективная сторона – усвоение этого дара каждым человеком, что невозможно без приложения со стороны спасаемого необходимых усилий. (Со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп.2:12)). Т.о., спасение синергично.

1.1. Этимология слова «искупление».Слово «искупление» – выкуп, который иудеи приносили за своих первенцев. Искупление, совершенное Христом – «выкуп», принесенный Спасителем ради нашего освобождения.

Цель искупления.

положительном аспекте – обожение человека и через него – всего мира.

- В отрицательном аспекте устранение тех преград, которые с определенного момента отделяют человека от Бога: а) Грех. б) Проклятие.в) Диавол. г) Смерть.

Библейские и святоотеческие образы совершенного Христом спасения.

1) Юридический образ («искупление», «жертва», «оправдание»).

2) Пастырский образ (Христос – Добрый Пастырь, взыскующий заблудшую овцу).

3)Воинский образ крепкого мужа, побеждающего врага и отнимающего у него добычу.

4) Образ врача (Притча о милосердном самарянине).

5) Дипломатический образ (символ «Божественной хитрости»).

Теории искупления.

2.1. Юридическая теория искупления (ЮТИ).Первородный грех – есть преступление справедливого порядка, установленного Богом. Нарушив данную ему в раю заповедь, человек обесчестил Бога и нанес оскорбление Божественному величию. Масштабы виновности определяются в соответствии с рангом оскорбленной стороны (Бога). Бесконечное величие и справедливость Бога требуют и бесконечного искупления совершенного против Него преступления. Поэтому Сам Бог приносит безмерный выкуп: Христос был осужден на Крестную смерть вместо грешного человечества, чтобы открыть тому доступ к благодати.

Положительные стороны ЮТИ:

1) Человек не может спастись своими собственными силами.

2) Необходимо радикальное изменение отношений между Богом и человеком.

3) Простота и четкость формулировок.

Недостатки ЮТИ.

1) произвольно экстраполирует правовые отношения человеч. общества на отношения между Богом и человеком (Бог не является членом человеч. общества);

2) основывается на понятиях («оскорбление», «удовлетворение», «заслуга» и пр.), которые не имеют основания в Св. Писании;

3) редуцирует искупление к единственному событию земной жизни Господа И.Х. – к смерти на Кресте;

4) создает представление о Боге, несовместимое с данными Откровения;

5) противопоставление свойств Божеств природы: (милости и любви) – (правды и справедливости);

6) рассматривает спасение как событие совершенно внешнее по отношению к человеку, драма искупления ограничивается отношениями между Отцом и Сыном, человек же со своей свободой никак в ней не участвует.

2.2. Нравственная теория искупления.Основное внимание – на этической стороне искупительного подвига Христа Спасителя: через преодоление всех искушений, через послушание Отцу Христос явил высочайший пример для подражания. Для этой теории жертвенный подвиг Спасителя мира является скорее нравственным примером самоотверженной любви, чем спасающей и существенно необходимой для нашего спасения Голгофской жертвой.

Дело искупления и его составляющие

По Своему человечеству Он претерпел все те искушения и испытания, с какими может встретиться в нашем мире человек, и преодолел их, причем не только силою Своего Божества, но при участии Своей свободной человеческой воли, которая каждый раз, несмотря на все искушения, свободно подчинялась воле Божественной

Составляющие искупления.

1. Боговоплощение.обожения человеческого естества.

2. Учение Господа нашего Иисуса Христа.Христос возвестил всем людям волю Отца Небесного о спасении мира и преподал им служащий для этой цели новый совершенный закон веры и благочестия, спасительный для всего человеческого рода. Учение Иисуса Христа можно разделить на закон веры и закон деятельности.

Пророчества Иисуса Христа.

1) пророчества Господа Иисуса Христа о Самом Себе (о предательстве ученика, о Крестной смерти, о сошествии Святого Духа на учеников) – исполнились во время земной жизни Господа.

2) пророчества, которые были даны Господом во время Его земной жизни, но исполнение которых выходит за рамки Его земного служения (предсказания о гибели Иерусалима).

3) пророчества, относящиеся к конечным судьбам мира и человека, которые до сих пор ждут своего исполнения.

Цель пророчеств Христовых состоит в научении людей и в укреплении их веры.

4. Чудеса Спасителя. Все чудеса Спасителя, которые Он совершил – суть проявление любви Бога к человеку. Чудеса обращали сердца людей к Богу.

5. Крестная смерть.Крестная жертва – центральное событие искупления.

Наши рекомендации