Единство книги пророка захарии.
Единство книги пророка Захарии – один из важнейших исагогических вопросов, связанных с этой книгой Ветхого Завета, который является в библейской науке предметом дискуссий уже на протяжении почти 400 лет. Суть данной проблемы в следующем. Многие исследователи считают, что книга Захарии, состоящая из 14 глав, не является целостным произведением. Если 1–8 главы написаны самим пророком Захарией и никто не сомневается в этом, то вторая часть этой книги, охватывающая ее последние 6 глав (а именно 9–14 глл.), как полагают, принадлежит не пророку Захарии, а другому неизвестному автору или даже группе авторов.
История вопроса о единстве книги Захарии насчитывает уже 4 столетия и восходит, как это ни удивительно, к исследователю Нового Завета из Кембриджа Джозефу Миду (1586–1638). Этот ученый обратил внимание на фразу, содержащуюся в Мф. 27, 9-10: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь». Здесь утверждается, что пророчество о тридцати сребрениках принадлежит пророку Иеремии. Но очевидно, что эта цитата представляет собой несколько вольный перифраз Зах. 11, 12-13. Это привело ученого к выводу, что главы 9–11 были произведением Иеремии и поэтому относятся к допленному периоду истории Иудеи. В XVIII – начале XX вв. эта гипотеза получила развитие и было высказано несколько точек зрения по вопросу происхождения Зах. 9–14. Одни считали, что этот сборник (книга) был написан до плена, другие утверждали, что это – произведение Маккавейской эпохи, тогда как третьи решительно настаивали на единстве всей книги пророка Захарии.
В настоящее время почти все исследователи, которые отрицают единство книги Захарии, полагают, что последние 6 глав книги Захарии написаны в начале эллинистического периода истории Древнего Востока. Считается, что гимн Зах. 9, 1-8 отражает быстрое наступление Александра Великого в 332 г. до Р.Х. В последующих отрывках имеются ссылки на Египет (9, 11; 10, 10-11; 14, 18, 19), и, согласно этой точке зрения, они отражают обстоятельства III века, когда Палестина находилась под властью Птолемеев.
Наряду с мнением о происхождении Зах. 9–14 в начале эллинистического периода в настоящее время все большее количество ученых возвращается к традиционной точке зрения, приписывая 9–14 главы тому же автору, который написал и 1–8 главы, т.е. пророку Захарии.
Аргументы против единства книги Захарии. В настоящее время противники единства книги Захарии в защиту своей позиции указывают на то, что Зах. 9–14 во многом отличается от Зах. 1–8 по содержанию, стилю и языку. Вот основные аргументы в пользу отделения Зах. 9–14от Зах. 1–8.
а) Содержание. В первую очередь бросается в глаза то, что в Зах. 1–8 трижды (1, 1, 7; 7, 1) упоминается имя Захарии и вместе с этим указываются даты соответствующих пророчеств и видений, тогда как в последних шести главах отсутствуют как имя пророка, так и даты. Однако необходимо учесть, что подобные явления иногда встречаются в пророческих книгах. В частности, нет дат и имени автора в Ис. 28–33, хотя принадлежность этого раздела пророку Исаии не подвергается сомнению.
Во-вторых, основная тема первых восьми глав – восстановление храма и города Иерусалима – не имеет места в последних шести. В-третьих, в 1–8 образ будущего царя связан с современным пророку правителем (Зоровавелем), тогда как в 9–14 надежда на восстановление царской династии исчезает и переносится на другие мессианские образы: доброго Пастыря (11, 4-14) и Того, Которого пронзили (12, 10 – 13, 1). В-четвертых, в 1–8 нет никаких намеков на смуты или волнения, в то время как в 9–14постоянно говорится о войнах (9, 4-6, 8, 13-15; 10, 3-7; 12, 1-3; 14, 12-19). Но все указанные черты могут быть объяснимы эсхатологической тематикой Зах. 9–14.
В-пятых, названы различные грехи народа: в первой части пророк обличает воровство и ложную клятву (5, 3); в то время как во второй части говорится об обращении к терафимам (10, 2) и лжепророках (13, 2). Но ничто не мешает предположить, что эти беззакония существовали одновременно. Напротив, примечательно то, что в обеих частях пророк объявляет, что все грехи должны быть удалены с «земли сей» (3, 9; 5, 9-11; 13, 1, 2).
б) Стиль. Если в Зах. 1–8 существенное место занимают пророческие видения и последующие объяснения этих видений Ангелом Господним, то Зах. 9–14 полностью состоит из несвязанных друг с другом эсхатологических образов, причем в этих главах отсутствует Ангел-толкователь. Однако следует заметить, что также нет видений и Ангела-толкователя в Зах. 7–8, т.е. в той части, которая бесспорно принадлежит Захарии. Более того, при внимательном анализе книги Захарии обнаруживается, что видения и толкование их Ангелом присутствуют только в той части книги, которая датирована 11-м месяцем 2-го года Дария (т.е. 520 г. до Р.Х.). Следовательно, это особенность, присущая только одному из отделов (хотя и довольно большому: 1, 1 – 6, 15), а не характерная черта всей книги.
Также указывают, что 9–11 главы написаны преимущественно поэзией (исключая 11, 4-16), тогда как в 1–8 и 12–14 значительно преобладает проза. Однако и в этих частях книги Захарии имеются поэтические отрывки: 2, 6-13; 8, 1-8; 13, 7-9, так что можно сказать, что в каждом разделе книги мы имеем и прозу, и поэзию.
в) Язык. Вводные фразы, характерные для Зах. 1–8 («Так говорит Господь», «Было ко мне слово Господне»), отсутствуют в Зах. 9–14, тогда как начальные слова 9 и 12 глав «Пророческое слово Господа» не используются в первой части книги. Также в 1–8 главах Бог дважды назван как «Господь всей земли», тогда как в 9–14 это наименование отсутствует, хотя там оно было бы уместно.
Таковы основные отличия Зах. 9–14 от Зах. 1–8. Однако сразу следует заметить, что многие из них могут быть объяснимы тем, что, во-первых, 9–14 главы книги Захарии могли быть написаны в иной исторической обстановке. Во-вторых, сама эсхатологическая тематика Зах. 9–14определяет некоторые из указанных особенностей данных глав.
Кроме указанных нами прежде общих доводов в пользу отделения Зах. 9–14отЗах. 1–8, сторонники эллинистической датировки приводят специальные аргументы для подтверждения своих воззрений. Самым сильным аргументом является ссылка на Зах. 9, 13, где говорится: «Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца». Термин «Иония» в историческом смысле означает западную часть Малой Азии и острова Эгейского моря, где в начале I тысячелетия до Р.Х. поселились греки, которые жили здесь в течение долгого времени. Потому можно с уверенностью говорить, что в данном стихе «Иония» обозначает Грецию. Но означает ли это, что весь отдел книги Захарии, частью которого является данный стих, написан в эпоху эллинизма? Критики XIX века (Велльгаузен, Штаде, Кюйпер) делали именно такой вывод и считали, что стих Зах. 9, 13 сам по себе является достаточным основанием для датировки Зах. 9–14эллинистическим периодом истории Востока.
Однако здесь сразу можно возразить, что «сыны Ионии» – всего лишь одна из держав и народов, находящихся в пределах пророческого горизонта священного автора. Наряду с греками он называет сирийцев, финикийцев, филистимлян, Ассирию и Египет (9, 1-7; 10, 10, 11). Кроме того, отнесение Зах. 9, 13 к эпохе эллинизма не согласуется с контекстом, так как в Зах. 9, 11-12 ожидается возвращение большой части евреев из плена, что совершилось в V веке при Ездре и Неемии.
Также необходимо заметить, что упоминание греков вполне согласуется с эпохой пророка Захарии. Греческие государства в VI в. до Р.Х. были довольно сильны, так что вряд ли Захария мог не знать об их существовании и мощи. Более того, если мы вспомним, что Захария был призван на пророческое служение, когда он еще был юношей (2, 4), то он вполне мог дожить до Греко-персидских войн, которые начались еще при Дарии I (522–486) и продолжались до 449 года до Р.Х. Если же предположить, что вторую часть своей книги Захария написал в 1-й четверти V века, то становится вполне очевидно, почему он говорит о Греции как о могущественной державе.
Аргументы в пользу единства книги Захарии.При внимательном анализе можно обнаружить между обеими частями книги Захарии (1–8 и 9–14) немало сходных черт. Характерные для первой части фразы повторяются во второй; наиболее выразительно в этом отношении сопоставление 7, 14 с 9, 8. В русском Синодальном переводе соответствующие фразы несколько отличаются («никто не ходил по ней ни взад, ни вперед» (7, 14), и «против проходящих вперед и назад» (9, 8)), однако еврейский текст в обоих местах идентичен, и точно такая же формулировка нигде не встречается больше в Ветхом Завете.
Необходимо принять в расчет и стилистические показатели, общие для обеих частей. Во-первых, это наличие частых повторов: в 8, 4-5 трижды повторяется слово «улицы», а в 11, 17 повторяются слова «рука» и «правый глаз» (см. также 6, 10-14; 14, 5, 9). Во-вторых, характерно для достижения большей выразительности упоминание целого и затем его части как в 5, 4 («дом, …и дерева его, и камни его»), так и в 12, 11-13 («…земля, каждое племя особо: племя Давидово особо и жены их особо…» и далее). В-третьих, часто используется количественное числительное «два»: две маслины (Зах. 4, 3); две женщины (Зах. 5, 9); две горы (Зах. 6, 1); два жезла (Зах. 11, 7); две половины (Зах. 14, 2, 4).
Также в обеих частях книги Захарии встречаются одни и те же идеи: нужда в очищении (1, 4; 3, 4, 9; 5, 1-11; 13, 1, 9), обещание, что народ будет возвращен (2, 6-7; 8, 7; 10, 6-12); поражение и обращение врагов Израиля (1, 21; 2, 8, 9; 8, 20-23; 9, 1-8; 12, 4; 14, 16), надежда на мессианского освободителя и правителя (6, 12, 13; 9, 9, 10), обращение всех народов и их прибытие в Иерусалим для поклонения Яхве (6, 12-15; 8, 20-23; 12, 6; 14, 16-19).
Наконец, нельзя не учитывать тот факт, что все 14 глав дошли до нас в составе одной книги во всех рукописях. Особенное значение в этом аспекте имеет найденный в XX веке крошечный фрагмент кумранской рукописи 8 Hev XII gr, датируемой между 50 г. до Р.Х. и 50 г. по Р.Х. и содержавшей текст книги Двенадцати пророков. Этот фрагмент включает в себя Зах. 8, 19-21, 23 и 9, 1-5 и показывает, что нет какого бы то ни было периода времени, который наводил бы на мысль о разрыве между 1–8 и 9–14.
Итак, хотя между Зах. 1–8 и Зах. 9–14 существуют значительные различия, в то же время не меньше и сходств между указанными частями данной книги. Общие идеи и стиль изложения свидетельствуют в пользу того, что пророк Захария был автором всей книги. Традиционную точку зрения подтверждают и данные лингвистического анализа, которые позволяют говорить об очевидной типологической близости между Зах. 1–8 и Зах. 9–14. В то же время особенности Зах. 9–14, наличие которых никто и не отрицает, вполне могут быть объяснимы эсхатологической тематикой Зах. 9–14 и изменившейся исторической обстановкой, в которой были написаны эти главы. Вполне достоверным является тот факт, что многие пророческие книги писались поэтапно. По мере получения пророком откровений от Бога или после произнесения отдельных речей сам пророк или его ученики записывали в свитки новые пророчества, а затем уже они или редакторы более позднего времени собирали эти отделы в книги. Принимая во внимание, что Захария был призван в юности на пророческое служение (2, 4), мы вполне можем допустить, что последние главы он мог написать в зрелом или преклонном возрасте, т.е. в 1-й четверти V века до Р.Х.