Пророчество о торжественном входе Царя-Мессии в Иерусалим (9, 9-10).

Пророк возвещает о приходе истинного Царя – Мессии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, Кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (9, 9).

Захария призывает радоваться и говорит, что Царь-Мессия будет праведным (подразумевается не только Его личная абсолютная правед­ность, но и праведный характер Его пра­вления) и спасающим, т.е. будет нести лю­дям спасение от греха и вечной гибели.

Мессия не случайно выбирает осла. Конь издавна был символом войны, именно на коне въехал бы полководец или завоеватель. Кроткий же Царь должен вступить в святой град верхом на животном, которое знаменует мир. Это будет означать, что Мессия явится не как завоеватель или политический освободитель, но царство Его будет носить мирный и духовный характер. Поэтому Христос Спаситель поступит именно так, когда будет торжественно въезжать в Иерусалим (Мф 21, 1-5).

В стихе 10 говорится, что Мессия истребит все орудия войны и установит мир на земле. Этот Царь ста­нет править от моря до моря (т. е. от Среди­земного моря на западе до моря, о котором ничего определенного не известно, кроме того, что оно располагается на востоке), и от реки Евфрат в Месопотамии «до концов земли». Иначе говоря, Он будет владычествовать над всем миром и Его власть будет духовной, основанной на проповеди мира и любви.

Пророчество о предании Спасителя за 30 сребренников (XI, 7-14).

Пророк показывает людям, что приход Мессии – это чудо Божественного милосердия. Грешники не заслужили его, пастыри народа были недостойными (11, 1-11). Сам Господь хочет быть Добрым Пастырем для Своих овец. Пророк от лица Бога пасет обреченное стадо при помощи двух посохов (жезлов), что указывает на добро­совестное исполнение им своего дела. Затем, по причине неверности народа, Пастырь отказывается от овец (ст. 8) и Господь спрашивает через пророка, как отплатят они Ему за Его заботу, и получает тридцать сребренников – стоимость раба (ср. Исх. 21, 32). Так оценено деяние небесного Пастыря. Некоторые предполагают, что уплата за Доброго Пастыря той же цены, что за раба, была для Него даже более оскорбительной, чем прямой отказ дать за него какую-либо плату. Символическое действие пророка, бросающего сребренники в Храме для покупки на них земли горшечника, указывает на грех народа. Землей горшечника называли бесплодные глинистые земли, стоившие очень дешево (11, 12-13). Это как бы прообраз преступления Иуды, который получил за свое предательство цену раба (Мф. 27, 5, 9-10).

Как мы говорили, уже Джозеф Мид обратил внимание, что в Мф. 27, 9-10 приводится перифраз Зах. 11, 12-13 и утверждается, что данное пророчество о тридцати сребрениках принадлежит пророку Иеремии. Как объяснить это противоречие? Дело в том, что еврейские богословы могли цитировать одни тексты, подразумевая при этом другие. Матфей здесь цитирует Зах. 11, 12-13, но, приписывая этот текст Иеремии, он намекает на близкий по содержанию текст, что, как он надеялся, не останется незамеченным его наиболее искушенными читателями (Иер. 32, 6-10; ср. 19, 1-4, 10, 11). Таким образом, апостол Матфей, прекрасно зная текст обоих пророчеств, намеренно «смешивает» ключевые мессианские тексты.

В стт. 15-17 говорится, что в наказание за отвержение Доброго Пастыря Бог попустит восстать «глупому» (еврейское слово здесь может быть переведено как «негодный» или «жестокий») пастырю, который не будет заботиться о спасении овец. В этом одни видят указание на антихриста, другие – на деспотического правителя (римскую власть).

КНИГА ЕЗДРЫ.

Автор.Основная часть 3 Ездры (3 Езд. 314), ве­роятно, была написана иудеем из Палестины. Два доба­вления (3 Езд. 12; 3 Езд. 1516) были дописаны позже неизвестными христианскими авторами. Некото­рые исследователи текста полагают, что изначально он был написан на еврейском, хотя сохранились только греческие и коптские фрагменты, а также переводы на сирийский, латинский и другие языки. В славянскую и русскую Библии эта книга вошла из Вульгаты.

Дата.Большинство исследователей текста относит иудейскую часть примерно к концу I века по Р. X. На это указывает 3 Езд 3, 1, где говорится, что книга написана через 30 лет после разрушения «города», т.е. имеется в виду разрушение Иерусалима в 70 г. Иудеи того времени считали, что времена пророчеств подошли к концу, поэтому автор использует стандартный апокали­птический прием: вкладывает рассказ об откровении в уста пророка более раннего периода. Здесь это якобы Ездра, пишущий эту книгу через 30 лет после разруше­ния Иерусалимского храма вавилонянами. Считается, что 3 Езд. 12 были написаны ок. 200 г. по Р. X. или позже. 3 Езд. 15–16 датируются по-разному, от 120 до 300 г. по Р. X., потому что, по-видимому, напи­саны они в период гонений на христиан.

Цель и богословское учение.3 Ездры написана в апо­калиптическом стиле. Иудейские или христианские апо­калипсисы были рас­пространены в период преследования иудеев при Маккавеях, вооружен­ных конфликтов между зилотами и Римом, гонений на христиан в Римской империи. Основная тема иудейской апокалиптики – судьба Израиля и иудаизма. 3 Ездры была напи­сана в связи с разрушением Иерусалима и храма римля­нами в 70 г. по Р.Х. Автор книги пытается вселить в иудеев надежду на лучшее будущее.

В иудейском разделе книги рассматривается несколь­ко основных богословских вопросов. Почему Бог не вознаградил верных иудеев, но вместо этого заставил их страдать под гнетом язычников? Почему Бог позволяет людям грешить? Дав людям закон, почему Бог не иско­ренил их дурные наклонности, чтобы они могли правед­но соблюдать этот закон? Почему людям дано понима­ние, но не даются ответы на эти вопросы? Окончатель­ных ответов не дано, и автор напоминает, что пути Господни недоступны человеческому пониманию. Эти проблемы будут решены только в последние времена: Божья справедливость будет явлена в 400-летнем пери­оде правления Мессии, после чего будет воскресение, суд и вечная награда на небесах или вечное наказание в геенне (аду) (7 гл.). В 3 Ездры говорится, что Бог радуется, глядя на немногочисленных праведников, и Ездра и по­добные ему могут быть уверены в своем спасении (9, 22).

3 Ездры считается одним из лучших и наиболее глу­боких по содержанию иудейских апокалипсисов. Внима­ние к богословским проблемам и тщательный смелый анализ характерны для его откровения о будущих собы­тиях. В четвертом видении, о плачущей женщине, кото­рая преображается в небесный Иерусалим, отражена идея искупления Сиона. В пятом видении орел с 12 крыльями и тремя головами, которые обычно считают символами римских императоров Флавиев, Веспасиана (69–79), Тита (79–81) и Домициана (81–96), приравнивается к четвертому зверю из Книги Даниила (Дан. 7). Ездра видит, как этого орла убивает лев, сим­вол Мессии. Шестое видение касается человека, кото­рый поднимается из моря, на него нападают «бесчислен­ные толпы», но он побеждает их, что снова говорит о победах Мессии. В последнем видении Ездра диктует содержание 94 священных книг пяти специально ото­бранным писцам и готовится к вознесению на небеса.

[1] Слова об одежде, взятой в залог, содержат намек на нарушение Моисеевой заповеди, которая предписывала возвращать на ночь одежду, взятую у неимущего (Исх 22,26).

[2] С. Н. North. Isaiah. Тhe Interpreter's Dictionary of the Bible, 1962

[3] Карташев А. В. Ветхозаветная библейская критика, Париж, 1947, С. 28

[4] Рыбинский В. Книга пророка Авдия. //ТКДА, 1909, III, С. 652

Наши рекомендации