VIII. Множественность и Единство
1(22). Как Солнце поутру отражается в бесчисленных каплях росы, так Единое НЕРОЖДЁННОЕ проявляется во множестве живых существ, населяющих Вселенную.
2(23). Хотя Солнце, отражаясь в росе, остаётся всё тем же Солнцем, в каждой капле его образ приобретает свои неповторимые черты. Так, Единое НЕРОЖДЁННОЕ становится всем сущим, и присутствует во всех и в каждом как его Истинная Природа, пребывая нераздельно во множестве Своих проявлений и одновременно сохраняя Своё сущностное Единство. Так, за множеством объектов ума скрывается Единство Всеобщей Основы, — Безграничной в Своих бесчисленных потенциях, но Единой в Своей Сути.
3(24). Потому говорится, что, постигая множественность этого Мира, следующий Учению Великого Совершенства прозревает Изначальное Единство Всеобщей Основы, а всматриваясь в Бездну НЕРОЖДЁННОГО, наблюдает Живой Узор Вселенской Игры, пылающий Огненной Кровью Времени на Чёрном Плате ВЕЧНОСТИ[19].
[1] В различных состояниях Сознания — постигай их Неизменную Основу.
[2] Во множественности проявлений Единого — постигай их Неизменную Основу.
[3] Вглядываясь в Божественные Лики и Образы, — постигай их Неизменную Основу.
[4] Следуя тропою видений, — постигай их Неизменную Основу.
[5] В смене времён года, в Природных циклах и возрастных изменениях, во всех бесчисленных и непрестанных трансформациях — постигай их Неизменную Основу.
[6] В Земле и Воде, в Огне, Воздухе и всеобъемлющем Пространстве, в Природных Стихиях и всех их обитателях, зримых и незримых, — постигай их Неизменную Основу.
[7] В камнях и растениях, в животных и людях, в Духах и Богах — постигай их Неизменную Основу.
[8] В Истине и заблуждениях, в Рождении и Смерти, в Явленном и Неявленном, в том, что видится пустым, и в том, что видится наполненным, — постигай [их] Неизменную Основу.
[9] В прошлом, настоящем и будущем, в себе и во всех окружающих, во всём сущем, во всех явлениях, в движении и покое — постигай [их] Неизменную Основу.[20]
IX. Три аспекта Свободы
1(25). Когда пребывающий в Естественном Состоянии Первоосновы свободен от «я-пребывающего», — маята-морόка Мира сего не властна над ним.
2(26). Когда пребывающий в Естественном Состоянии Первоосновы свободен от двойственного разделения на «Естественное» и «обусловленное», — Силы Коловерти не властны над ним.
3(27). Когда пребывающий в Естественном Состоянии Первоосновы свободен от всякого «состояния», — он переживает свою полную нераздельность с НЕРОЖДЁННЫМ, выходя за пределы любого пути, включая Путь Возврата.
X. Путь Удаления и Путь Возврата
1(28). В Мире существуют:
∙Десный путь (ср. десница — «правая рука») — Путь Правой Руки, или Путь Удаления от ИЗНАЧАЛЬНОГО;
∙Шуйный путь (ср. шуйца — «левая рука») — Путь Левой Руки, или Путь Возврата к ИЗНАЧАЛЬНОМУ.
2(29). Правая рука традиционно считается у Славян рукой «дающей», в отличие от левой руки — «берущей». В Духовном смысле, Путь Правой Руки, или Путь Удаления, означает движение от Центра к периферии, от Духа к материи, от Высшей Самости (нашей Истинной Природы) к ложной самости (ego). Путь Левой Руки, или Путь Возврата, означает движение от периферии к Центру, от материального к Духовному, от ложного «я» к Истинному Я (АЗ ЕСМЬ).
3(30). Учение Великого Совершенства выходит за пределы как Десного пути, так и Шуйного, утверждая Изначальную Недвойственность Всеобщей Основы. Оно указывает на иллюзорность как «удаления», так и «возврата» к Изначальному НЕРОЖДЁННОМУ — нашей Истинной Природе, Которая никуда не «идёт» и ниоткуда не «возвращается». Согласно Учению Великого Совершенства, всякий «путь» существует лишь как одна из иллюзий обусловленного ума, в то время как для нашей Истинной Природы нет беспутности и Пути, нет Воплощений и их Прекращения, нет вовлечённости и даже Освобождения. Постигший свою Истинную Природу, увидевший себя как Само НЕРОЖДЁННОЕ и смотрящий на Мир ЕГО «глазами» — Вещим Оком Неразделяющей Мудрости, — растворяет иллюзию «пути» и выходит за пределы как «удаления», так и «возврата», пребывая ТЕМ, КТО он есть Изначально.
XI. Три уровня понимания
1(31). Различают три основных уровня понимания, определяющие уровень Поиска, осуществляемого человеком, в соответствии с тремя вышеописанными [см. I. 2] типами людей:
∙плотский — уровень безверия либо суеверия (на этом уровне Духовного Поиска как такового ещё нет, либо он присутствует в зачаточной форме, например, в качестве смутного влечения ко всему «таинственному»; традиционная для данного человека и окружающего общества Религия воспринимается исключительно поверхностно: «Религиозность» плотского типа — это не более чем ощущение формальной причастности к «своей», или к «нашей», Религии, которой противопоставляются все «чужие» Религии);
∙душевный — уровень веры (это уровень активного Духовного Поиска, Религия для этого типа людей — это способ трансформировать, непосредственно изменить себя, достигнув определённых результатов на уровне тела и/или души, а не просто быть причастными к господствующей в данном месте и в данное время форме Религии);
∙Духовный — уровень Ведания (Духовный Поиск, как таковой, завершён)[21].
2(32). На плотском уровне человек, по сути, не нуждается в Духовно-Религиозных учениях, ставя на место Религии Духа традиционный (для данного общества) Обычай, понятый в самом примитивном, физическом смысле, либо юридический Закон, обладающий карательными функциями (иногда этот Закон почитается как «данный Богом», за невыполнение которого ожидаются различные, в том числе посмертные, «кары»). На душевном уровне человек, как правило, следует Вероучениям, которые могут быть проявлением как доверия — преддверием Ведания, так и фанатизма — слепой веры и безусловной убеждённости[22] в своей «правоте». На Духовном уровне человек ясно видит, что предмет его Поиска находится не вовне, а внутри него; ему незачем верить, ибо он Ведает.Также говорится, что плотским человеком движет страх, душевным — Любовь (как Воля к ЕДИНСТВУ), а Духовным — переживание ЕДИНСТВА.Плотский отождествляет себя с доминирующей в настоящий момент личиной своей ложной самости; душевный — с самой ложной самостью, или ego; и лишь Духовный, постигший свою Истинную Природу, или Высшую Самость, не отождествляет себя ни с чем, пребывая поистине ТЕМ, КТО он есть на самом деле.
3(33). Представители плотского типа не знают Духовной Свободы, но лишь вседозволенность, ограниченную в Традиционном Обществе господствующими Обычаями и Законами, — Учение Великого Совершенства для них не только непонятно, но и вредно. Люди душевного типа увлекаются всевозможными Вероучениями и «затрагивающими» их душу идеями, — Учение Великого Совершенства представляется им либо «ересью», либо экстравагантной диковиной. Лишь люди Духовного типа, услышавшие в Сердце своём Вещий Зов — Зов своей Истинной Природы[23] — и вставшие на Шуйный путь, умеющие отличать свою Истинную Волю от вожделений души и тела, свою Истинную Природу от всевозможных личин своей ложной самости и т.п., — способны в полной мере следовать Учению Великого Совершенства, или Пути без пути.