Первым из трех псалмов этого часа читается 5-ый псалом.
Первый час
Согласно Уставу к утрени, как правило, присоединяется служба, называемая первым часом. Она сформировалась в первые века христианства в среде монахов-пустынников, которые вложили в нее особое аскетико-эсхатологическое значение.
Первый час соответствует нашему седьмому или, точнее, периоду с 6 до 9 утра, что соответствовало утренней страже в Иерусалиме. Эта служба ознаменована переводом судимого и мучимого Господа нашего Иисуса Христа от Каиафы-первосвященника к прокуратору Иудеи Понтию Пилату, что произошло именно в часы утренней стражи.
Первый час начинается троекратным Приидите поклонимся, вслед за которым читаются три псалма 1-го часа (5-ый, 89-ый, 100-ый). Как это часто бывает во время богослужения, троекратное чтение совершается в воспоминание и в честь Пресвятой Троицы. Эти псалмы, как и весь первый час, с одной стороны, продолжают завершающие утреню благодарение и прославление Бога за ниспослание благодати (духовного света), а с другой стороны, первый час представляет собою моление о ниспослании нам этого благодатного освящения на предстоящий день. По словам Святителя Симеона Солунского "На первом часе читаются в честь Троицы три псалма, которые утром произносил некогда Давид и которые содержат в себе благодарение Богу и молитву о ниспослании на нас божественной светлости, об исправлении наших дел, об удалении от нас всякаго зла и о ниспослании нам всякаго блага».
Мысли о ниспослании света благодати соответствуют времени совершения первого часа: он звучит после утрени, т.е. в то время, когда солнце уже встало. (По крайней мере в тех местах на южных широтах, для которых был написан Иерусалимский богослужебный Устав, на основе которого был составлен наш Типикон)
Мысль о том, что человек без божественного освящения преисполнен духовного мрака и обречен на погибель, если предоставлен сам себе, пронизывает и наполняет содержание первого часа. Многократное моление о просвещении выражает нашу нищету духа. «И что хощем и делаем Ему угодное, Его благодати приписать должно, яко без Него не можем творити ничесоже. (Иоан.ХУ,5.) Что наше собственное? немощь, растление, тьма, злость, грехи. Слава Его милосердию».
Первым из трех псалмов этого часа читается 5-ый псалом.
Первый стих пятого псалма состоит из следующего надписания: «О наследствующем,
Псалом Давиду».
В издании Псалтири на русском языке надписание это читается так:
«Начальнику хора, на духовых орудиях, псалом Давида». Первые слова — начальнику хора —
означают, что этот псалом, по составлении его, передан регенту хора для разучивания его певцами; на духовых орудиях — значит, что пение псалма должно быть сопровождаемо аккомпанементом музыки, и для этого он должен быть положен на ноты одного из духовых орудий .
Что же значит славянское надписание (с греческого языка) о наследствующем?
По объяснению св. отцов, под именем наследствующего (или наследствующей) разумеется Церковь, или народ христианский, предопределенный к наследию вечного Царства Христова — заслугами и кровью Иисуса Христа, Сына Божия.
Псалом этот принадлежит также Давиду, который составил его, по объяснению одних, в
гонение Саула, по мнению же других, после восстания Авессалома. По содержанию своему, он представляет молитвенную беседу пророка, в которой последний изливает свои чувства пред Богом относительно враждующих против него врагов его, нечестивых, лживых и коварных. В таинственном смысле большая часть толковников видят в этом псалме молитву Церкви или благочестивой души, обуреваемой напастями, о спасении.
Этот псалом учит нас думать о начале литургического дня, предваряемого утренней службой и есть глас молитвы Церкви святой и всякой души благочестивой, входящей в храм Божий со страхом и трепетом, дабы получить благословение Господне.
Стих 2 Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое.
Стих 5 Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй,
Не приселится, т.е. не удостоится никогда близости и божественного покрова человек лукавый, ибо Господь близ сокрушенных сердцем(Пс. 33, 19). Лукавнуяй есть тот, кто всякую злобу скрывает в сердце против ближнего (Иероним, Августин, Иоанн Кронштадтский).
Стих 9 Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой.
Сердцем, с сим не ядях.
"Сердце развращенное будет удалено от меня" - гордого сердца не будет во мне; не будет действий, подсказанных личным, своенравным желанием, напротив, буду смиренно руководиться указаниями Твоей воли; буду очищать город от клеветников и не входить в близкие сношения с людьми, презирающими других и ненасытными честолюбцами, т. е. Давид обещает возвышать и приближать к себе только достойных.
Стих 6Oчи мои на верныя земли, посаждати я со мною; ходяй по пути непорочну, сей ми служаше.
Стих 7Не живяше посреде дому моего творяй гордыню; глаголяй неправeдная не исправляше пред oчима моима..
Стих 8Воутрiя избивах вся грешныя земли, eже потребити от града Господня вся делающыя беззаконiе.
Все благоволение Давида будет к тем, кто верует в Бога, благочестив ("верные земли"), чист в поступках ("кто ходит путем непорочности"). - "Говорящий ложь не останется пред глазами моими" - не будет прав, не будет поощряем и награждаем мною. - "С раннего утра" - с возможной и полной быстротой ("утро") и неуклонностью буду заботиться об очищении города от всех беззаконников.
Стихи 3-8 В них говорится о враждебном настроении праведника по отношении к греховным помыслам, страстям и бесам, так и в особом отношении к порочным людям, лицемерно именующим себя христианами, с которыми православный христианин не должен иметь тесного общения (1Кор.5,11- см. толк. свт. Феофана (18)). В частности слова стиха 8 Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающия беззакония- относятся, согласно мнению многих св. Отцов, к борьбе с греховными помыслами, которую должен начинать православный христианин с самого утра.
Согласно бл.Феодориту 100-ый псалом имеет и такой пророческий смысл - предсказывает о действиях царя Иосии, жившего в ветхозаветное время, который предал смертной казни идольских жрецов, которыми стали некоторые израильтяне.
Этой молитвой Давида заканчиваются псалмы 1-го часа. Здесь в дополнение к Псалму 5 Церковь предлагает человеку общие указания для руководства в своей деятельности при наступающем дне.
Литература.
1.Типикон, СПб., 1992.
2.Бл.Феодорит . Псалтирь в объяснением значения каждого стиха, М., 1997.
3.Преп.Ефимий Зигабен. Толковая Псалтирь, Калуга, 2000.
4.Преп.Исихий Слово о трезвении и молитве. В кн. "Добротолюбие", т.3, М., 1993.
5. Колчуринский Н.. БЕСЕДЫ О БОГОСЛУЖЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ЧАСЫ. Москва, 2006.
НАРОДНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЛИТУРГИКА
ДОКЛАД
Тема: 1 час. Толкование псалмов.
Подготовила: Студент 2 курса
Борисова С.А.
г. Санкт-Петербург
2017 г.
Первый час
Согласно Уставу к утрени, как правило, присоединяется служба, называемая первым часом. Она сформировалась в первые века христианства в среде монахов-пустынников, которые вложили в нее особое аскетико-эсхатологическое значение.
Первый час соответствует нашему седьмому или, точнее, периоду с 6 до 9 утра, что соответствовало утренней страже в Иерусалиме. Эта служба ознаменована переводом судимого и мучимого Господа нашего Иисуса Христа от Каиафы-первосвященника к прокуратору Иудеи Понтию Пилату, что произошло именно в часы утренней стражи.
Первый час начинается троекратным Приидите поклонимся, вслед за которым читаются три псалма 1-го часа (5-ый, 89-ый, 100-ый). Как это часто бывает во время богослужения, троекратное чтение совершается в воспоминание и в честь Пресвятой Троицы. Эти псалмы, как и весь первый час, с одной стороны, продолжают завершающие утреню благодарение и прославление Бога за ниспослание благодати (духовного света), а с другой стороны, первый час представляет собою моление о ниспослании нам этого благодатного освящения на предстоящий день. По словам Святителя Симеона Солунского "На первом часе читаются в честь Троицы три псалма, которые утром произносил некогда Давид и которые содержат в себе благодарение Богу и молитву о ниспослании на нас божественной светлости, об исправлении наших дел, об удалении от нас всякаго зла и о ниспослании нам всякаго блага».
Мысли о ниспослании света благодати соответствуют времени совершения первого часа: он звучит после утрени, т.е. в то время, когда солнце уже встало. (По крайней мере в тех местах на южных широтах, для которых был написан Иерусалимский богослужебный Устав, на основе которого был составлен наш Типикон)
Мысль о том, что человек без божественного освящения преисполнен духовного мрака и обречен на погибель, если предоставлен сам себе, пронизывает и наполняет содержание первого часа. Многократное моление о просвещении выражает нашу нищету духа. «И что хощем и делаем Ему угодное, Его благодати приписать должно, яко без Него не можем творити ничесоже. (Иоан.ХУ,5.) Что наше собственное? немощь, растление, тьма, злость, грехи. Слава Его милосердию».
Первым из трех псалмов этого часа читается 5-ый псалом.
Первый стих пятого псалма состоит из следующего надписания: «О наследствующем,
Псалом Давиду».
В издании Псалтири на русском языке надписание это читается так:
«Начальнику хора, на духовых орудиях, псалом Давида». Первые слова — начальнику хора —
означают, что этот псалом, по составлении его, передан регенту хора для разучивания его певцами; на духовых орудиях — значит, что пение псалма должно быть сопровождаемо аккомпанементом музыки, и для этого он должен быть положен на ноты одного из духовых орудий .
Что же значит славянское надписание (с греческого языка) о наследствующем?
По объяснению св. отцов, под именем наследствующего (или наследствующей) разумеется Церковь, или народ христианский, предопределенный к наследию вечного Царства Христова — заслугами и кровью Иисуса Христа, Сына Божия.
Псалом этот принадлежит также Давиду, который составил его, по объяснению одних, в
гонение Саула, по мнению же других, после восстания Авессалома. По содержанию своему, он представляет молитвенную беседу пророка, в которой последний изливает свои чувства пред Богом относительно враждующих против него врагов его, нечестивых, лживых и коварных. В таинственном смысле большая часть толковников видят в этом псалме молитву Церкви или благочестивой души, обуреваемой напастями, о спасении.
Этот псалом учит нас думать о начале литургического дня, предваряемого утренней службой и есть глас молитвы Церкви святой и всякой души благочестивой, входящей в храм Божий со страхом и трепетом, дабы получить благословение Господне.