Цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
15Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.
16Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.
17Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
18Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.
19Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном.
20Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, 21Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё.
Человеческая праведность – ничто, ибо репутацию праведника человек получает на основе его внешних дел. А эта репутацияможет быть ложной и пример тому – многочисленные случаи, когда за святых принимались люди, прельщенные диаволом. Таковых много в святцах Католической Церкви, отпавшей от православной полноты. Часто и в нашей среде на местах за святых почитаются люди, не заслуживающие этому. Этим и объясняется осторожность, с которой священноначалие относится к вопросу канонизации святых. Ведь канонизация з – это не провозглашаение человека святым – это не то, что тот, кого мы здесь на земле объявили святым, становится таким и на небе. Это – констатация факта его прославления Богом. Но значение не создание репутации праведника через внешние дела, а очищение души пред лицом Божиим, чтобы сделать душу свою храмом Духа Божия. И здесь ум свой, пораженный гордостью, может вводить в заблуждение. Потому апостол и советует не думать, что человек уже достиг чего-то, а стремиться вперед, очищая душу свою, ибо что бы мы н делали на земле, а пред Богом мы нечисты. Если же человек остановится, возомнив, что он уже чего-то достиг, перестав бороться, то он может пасть жертвой врага, как уснувший солдат…. И борьба закончится лишь, когда человек разрешится от уз плоти и предстанет пред Богом для суда. Поэтому эти слова полезны и нам с вами, подчас пребывающим в беспечности…
Евангелие (от Луки): 1Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.
2У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
3Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
4И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, 5ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
6Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; 7потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
8Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то́, и делает.
9Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
10Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
11После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
12Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
13Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
14И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
15Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.
16И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
17Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.
18И возвестили Иоанну ученики его о всём том.
19Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?
20Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?
21А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.
22И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что́ вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; 23и блажен, кто не соблазнится о Мне!
24По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
25Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.
26Что́ же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.
27Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
28Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в
Царствии Божием больше его.
29И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; 30а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.
31Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?
32Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.
33Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.
34Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.
35И оправдана премудрость всеми чадами ее.
Грозные обличения, которые Господь обращает к иудеям, не принявшим Иоанна Крестителя и самого Христа. Увы, так часто бывает у нас, любящих роптать по поводу и без повода. В этом мире не всегда все происходит так, как мы хотим и часто обстоятельства, в которые мы попадаем, нас не устраивают. И человек ропщет, мол, то-то и то-то плохо. Но подчас бывает так, что обстоятельства меняются и чаяния нашего критика сбываются…. Но критик опять недоволен и то, чего он еще вчера желал и говорил, мол, так должно быть, сегодня критикует и говорит: раньше было лучше. Но если завтра опять что-то изменится и то, о чем он мечтал, вернется, то он снова будет недоволен. Увы, так часто бывает и в жизни нас, казалось бы, верующих людей. Эти слова буквально воспроизводятся в нашей жизни, когда речь идет об отношении верующих к духовенству, служащему у них в ближайшем храме. Священник, что бы он ни предпринимал, будет дл кого-то плохим, даже если делает то, о чем еще вчера ропщущий грезил. На это можно было бы не обращать внимания, если бы эти толки не расходились широко среди народа и не выходили за пределы церковной ограды, там обрастая своими подробностями. А нет больше вреда, чем служи и толки, возникшие в среде прихожан и попавший в уши людей неверующих и нецерковных. В этом случае они, обрастая разными подробностями, будут приносить Церкви вред. Здесь не идет речь о том, чтобы «не выносить сор из избы», а о том, чтобы избегать самого греха ропота и злословия в принципе….
И чтения праздникамучеников. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
2В ней свидетельствованы древние.
3Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
4Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
5Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
6А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
7Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
8Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
9Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
11Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
17Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
24Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
27Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.
30Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
32И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Глава 12.
1Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
3Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
4Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, 5и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
6Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
7Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
8Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
9Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
10Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
11Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
12Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени 13и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.
Апостол говорит о вере, предлагая примеры из прошлого. Здесь он приводит примеры бесчисленных праведников Ветхого Завета, которые не получили обетованного спасения, но лишь ждали его, они умерли, так и не получив его, а лишь впоследствии были изведены из ада Христом. Пред Богом нет праведников, а потому они оказались в аду совершенно справедливо, так как согрешали, как и все. Но Бог проявил милосердие и спас их. А мы живем в эпоху, когда спасение возможно и доступно, если трудиться, уповая на Бога, без помощи которого спастись никто не может. Итак, когда нам дана возможность примирения с Богом, когда Господь близко, то нам ли роптать на скорби и унывать? Бог не желает зла и скорбей, но порпускает их, дабы вразумить человека, отвратив его от греха и приведя на путь спасения. Именно это и говорит здесь апостол, в том числе и нам….
Евангелие (от Луки): 1Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.
5И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: 6придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.
7И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?
8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
10Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.
12Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13будет же это вам для свидетельства.
14Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.
16Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18но и волос с головы вашей не пропадет,- 19терпением вашим спасайте души ваши.
20Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,
22потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
23Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.
25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; 26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, 27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
28Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
29И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.
31Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.
32Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
Господь говорит о том, что ждет верных Его после Его вознесении. Часть сказанного относятся к последним временам существования мира, а часть имеет более широкий смысл. Народ на народ и царство на царство восстает от начала мира, с тех пор, как люди размножились по лицу земли. То же самое можно сказать и о болезнях и прочем. А христиан гнали с самого выхода апостолов на проповедь. Поэтому трактовка этих слов исключительно как пророчество о последних днях мира неизбежно приводит к почвлению всяких кривотолков. Заметьте – Господь здесь говорит и о разрушении Иерусалима, совершенном после подавления иудейского восстания. Поэтому и ожидание скорого конца света сопровождало человечество с самых первых веков христианства. Но важнее то, что за пришествием Христовым нас ожидает суд. Впрочем, участь наша решится уже по смерти, ибо уже тогда м дадим ответ за все наши дела, совершенные при жизни. Именно это и самое важное, а вовсе не выяснение времени конца света. В данном же случае к чтению предлагаются слова Христа о том, что Его последователей будут гнать. Об этом Он говорил своим ученикам много раз, дабы потом они не удивлялись этому. Мир ненавидит нашу веру, а потому и сегодня продолжает гнать. В ряде регионов мира и сегодня христиан продолжают предавать смерти за их веру. В праздники мучеников это предупреждение Христа особенно важно, ведь мы имеем и примеры тех людей, кто проявли твердость в вере, не трекшись пред лицом страданий и даже смерти…
Суббота 21 октября.
В этот день праздников отмечается много, хоть дат, предусматривающих торжественное служение, среди них нет. Так¸в этот день отмечается Собор Вятских святых. Прославление собора Вятских святых состоялось в связи с празднованием 350-летия Вятской епархии в день памяти преподобного Трифона Вятского, 21 октября 2007 года, в Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря митрополитом Вятским Хрисанфом. Празднование собора было установлено на тот же день.