Память 7 / 20 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился в 1874 году в селе Дмитровке Бердянского уезда в семье священнослужителя.

После окончания Таврической духовной семинарии (в Крыму) Николай Федорович женился на Елене Михайловне. Вскоре, влекомый внутренним призванием, он принимает священный сан. Хиротонию совершил владыка Николай (Зиоров) (с 1898 года – епископ Таврический и Симферопольский, а ранее он был епископом Алеутским и Аляскинским, то есть, сан будущий священномученик принял не ранее этого года).

Нам неизвестны дореволюционные годы жизни о. Николая Казанского. Видимо, она была тихой и не особенно примечательной.

Служил о. Николай в кафедральном Александро-Невском соборе в Симферополе. Во время изъятия властями церковных ценностей он во всем поддерживал архиепископа Никодима (Кроткова), боролся с обновленчеством.

В 1922 году его арестовали вместе с владыкой Никодимом и группой других священнослужителей. Их обвинили в "сопротивлении изъятию церковных ценностей; расхищении и сокрытии их; небрежном хранении; симуляции кражи ценностей; ведении пассивной обороны против изъятия". 1 декабря 1922 года его приговорили к 3 годам тюремного заключения. На суде держал себя твердо и уверенно, отстаивая церковную позицию и объясняя несправедливость изъятия богослужебной утвари.

Отбывал срок в нижегородской тюрьме вместе с архиепископом Никодимом (Кротковым).

В 1925 году вернулся домой. Отец Николай во всеуслышание говорил о неправдах, творимых в стране, обличал обновленцев. Власти пытались запугать священника и заставить его замолчать, но он смело стоял за веру.

За выступления против обновленчества был вновь арестован в 1927 году и приговорен к тюремному заключению.

По возвращении из тюрьмы священник с прежней ревностью приступил к служению. Отец Николай ведет переписку с бывшим Таврическим архиереем Димитрием (Абашидзе), получая от него ценные духовные советы и наставления.

О. Николай служил в Всехсвятской церкви Симферополя.

Спокойный, приветливый, благодушный, в годы лютых гонений он пытается сохранить мир и порядок внутри церкви. Сам постоянно пребывая в молитве и страхе Божием, научает этому и ближних. Не выдерживая напряжения, некоторые из близких спрашивали у о. Николая: "Не наступает ли конец света в связи с трудными временами и оскудением веры в Бога?" На что он смиренно отвечал по Евангелию: "Этого никто не знает".

На проповедях священник не перестает говорить о том, что "в последнее время отступят некоторые от веры, внимая духам обольщения и учениям бесовским..." Отец Николай, неотступно раскрывая обновленческое прельщение, нелицеприятно говорил о воинствующем атеизме и о тех, кто, оставив истинную веру своих предков, потянулся к болотным огонькам сомнительных социальных переустройств.

С 1932 года становится ближайшим помощником епископа Порфирия (Гулевича), их объединяло совпадение взглядов на духовную и общественную жизнь.

В 1932 году в церковь на работу устроился староста Николай Тайнов, секретный сотрудник НКВД, который доносил властям на священнослужителей и прихожан.

В 1933 году о. Николая снова арестовали, но через три месяца выпустили.

Вернувшись в церковь после третьего ареста, о.Николай рассказывал прихожанам о гонениях на Церковь и священнослужителей, о творящихся беззакониях и о помощи НКВД обновленцам. За каждым богослужением о.Николай призывал молиться обо всех владыках, священнослужителях и мирянах, томящихся в лагерях и

тюрьмах. Об этих беседах и проповедях церковный староста Николай Тайнов сообщал в НКВД.

В октябре 1936 года о.Николай был арестован вместе с епископом Порфирием (Гулевичем) и еще десятью священнослужителями. Начались бесконечные допросы, бессонные ночи, издевательства, имеющие одну цель – сломить подследственного и заставить его оклеветать самого себя. Но священник в свои 62 года держится бодро, на вопросы отвечает без лукавства – просто и прямо. Его обвиняют в поминовении гонимых священнослужителей во время литургии, и он это подтверждает: "Да, при каждом богослужении я, как священнослужитель, призываю верующих молиться за заключенных в тюрьмах и находящихся в изгнании, подразумевая в последнем случае высланных советской властью людей".

Его обвиняют и в том, что в беседах с верующими он говорил, что советская власть антихристова, потому что отрицает существование Бога. Протоиерей Николай без смущения и страха отвечает следователю: "да, я заявляю, что советская власть, как распространяющая безбожие, является антихристианской властью.

Из допроса:

– к какой церковной ориентации вы принадлежите?

– ...на протяжении всей своей религиозной деятельности я принадлежу к тихоновской ориентации.

– Почему же вы примыкаете именно к этому реакционному течению?

– Потому что считаю, что истинно Православная Церковь должна остаться нерушимой при любой власти, в том числе и при советской.

– Вы также одобряете контрреволюционную деятельность представителей староцерковного течения, находящихся сейчас в белой эмиграции, таких как, например, Антония Храповицкого?

– Деятельность эмигрировавших за границу церковников Храповицкого и других я не одобряю, потому что религия не связана с образом правления государственной власти.

О. Николай виновным себя не признал.

3 января 1937 года епископ Порфирий, протоиерей Николай и другие были осуждены по обвинению в участии в "нелегальной деятельности некоторых монашеских подпольных организаций". Приговор - 5 лет ссылки.

Отца Николая выслали в Красноярский край на поселение в деревню Новоселово. Но и там старцу не давали покоя, так как он в любых обстоятельствах отказывался снять священническую одежду.

В ноябре 1937 года его снова арестовывают. Обвинения все те же: ярый тихоновец и враг советской власти. Практически после собеседования, без суда и следствия его осуждают на десять лет[196]. Здоровье батюшки пошатнулось, и его пометили в колонию для инвалидов.

В 1939 году он пишет жалобу начальнику Управления НКВД из Красноярской колонии инвалидов о том, что его осудили без суда, и он не знает даже за что. Но это не изменило положения страдальца. Были вызваны несколько ложных свидетелей, оформлены необходимые показания, и протоиерей Николай Казанский теперь уже без грубых нарушений социалистической законности получил десять лет.

Скончался 20 октября 1942 года в Устьвытлаге.

13-16 августа 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви протоиерей Николай Казанский был канонизирован как мученик.

Использованные материалы

  • http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/newmr...eCQ
  • http://orthodox.sf.ukrtel.net/santa/nic_kaz.htm

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.

2Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, 3потому что обрезание - мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, 4хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, 5обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, 6по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный.

7Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.

8Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: || для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа 9и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; 10чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, 11чтобы достигнуть воскресения мертвых.

12Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.

13Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, 14стремлюсь к

Наши рекомендации