Память 5 / 18 октября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Симбирских святых
В миру Иван Иванович Игошкин, родился 23 мая / 5 июня 1888 года в деревне Самодуровка Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне с. Сосновка Сосновоборского района Пензенской области) в крестьянской семье.
Закончил 2-классное духовное училище. Его жизненный путь определился уже в детстве: он не увлекался играми подобно своим сверстникам и все свое свободное время старался проводить в храме.
12 / 25 ноября 1903 года, в 15 лет, закончив учебу поступил послушником в мужской монастырь Жадовская пустынь Симбирской епархии.
В 1909 году призван на военную службу, которую проходил в крепостной артиллерии Ковно (русское название литовского города Каунаса) в должности певчего при военном соборе до конца марта 1913 года.
Вернулся со службы в 1913 году, жил со своими родителями, но в 1914 году призван в действующую армию, где служил псаломщиком и делопроизводителем при 25-м военном госпитале.
Иван Игошкин. 1914 год. |
В 1917 году был демобилизован по болезни и вернулся к родителям. Служил псаломщиком в храме во имя Рождества Христова.
В январе 1921 года рукоположен в сан диакона к Свято-Троицкой церкви Покровска (ныне город Энгельс Саратовской области) архиепископом Уральским Тихоном, а в 1922 году — в сан иерея к тому же храму.
В 1923 году архиепископ Тихон, назначенный членом Временного Патриаршего Синода, переехал в Москву и забрал с собой отца Иоанна, который по приезде в Москву был назначен священником Покровского храма Марфо-Мариинской обители.
После его закрытия в 1928 году переведен в храм свт. Николая в Пыжах.
В 1929 году в Московском Богоявленском монастыре (в том же году монастырь будет закрыт) епископом Петром (Рудневым) был пострижен в монашество с именем Гавриил.
В 1930 году возведен в сан игумена.
14 апреля 1931 г. был арестован по обвинению в «систематической антисоветской агитации» и организации нелегальных сестричеств и братств, оказании помощи ссыльному духовенству; заключен в Бутырскую тюрьму.
Проходил по групповому делу "Следственное дело Алексинского Ф.Н. и др. Москвa. 1931г." вместе с Татьяной Николаевной Гримблит. Всего по делу проходило 39 человек.
На следствии показал: "Против влaсти среди прихожaн aгитaции я не вел. Я всегда говорил, что Советская власть как и всякая власть, дана Богом, поэтому ей надо подчиняться и за нее молиться, чтобы Господь улучшил положение верующих".
30 апреля того же года приговорен к трем годам исправительно-трудового лагеря. Срок отбывал в Вишерском ИТЛ.
29 июня 1932 г. досрочно освобожден по состоянию здоровья с запретом проживания в 12 городах. Поселился в г. Ростове Ярославской обл., с августа — во Владимире. По окончании срока ссылки в декабре 1933 г. вернулся в Москву и назначен настоятелем Московского Никольского храма в Пыжах.
В начале 1934 г. архиепископом Дмитровским Питиримом (Крыловым) возведен в сан архимандрита.
В июле 1934 г. в связи с захватом храма Николы в Пыжах обновленцами перешел на служение в храм Воскресения Христова в Кадашах. Избран кандидатом на епископство.
19 августа 1934 г. арестован во время богослужения, обвинялся «в участии в активной контрреволюционной церковно-монархической группировке», заключен в Бутырскую тюрьму, но 3 октября того же года освобожден. В связи с захватом Воскресенского храма обновленцами переведен на служение в Покровскую церковь с. Звягино Пушкинского района Московской обл.
Прихожане тех московских храмов, где он служил, весьма почитали св. Гавриила. После службы проводил духовные беседы в храме и дома и собирал пожертвования для репрессированных священников.
После того, как местные комсомольцы сожгли Покровскую церковь в октябре 1936 года, переведен в храм во имя
Сошествия Святого Духа в г. Пушкино.
4 ноября 1936 г. во время богослужения он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Содержался в Бутырском изоляторе.
20 января 1937 г. приговорен ОСО при НКВД СССР к 5 годам ИТЛ. Срок отбывал в Ухтинско-Печорском ИТЛ в пос. Чибью (ныне г. Ухта, Республика Коми); неоднократно подвергался избиениям, по несколько часов выстаивал в 40-градусный мороз на улице босиком. Срок заключения закончился в конце 1941 г., освобожден только в июле 1942 г.; работал в лагере.
Архим. Гавриил (Игошкин). Фотография. 50-е. XX в. |
В октябре 1942 г. уехал в г. Кузнецк Пензенской обл., у сестры Пелагеи прожил около месяца. Для назначения на службу пешком направился в Ульяновск, куда была эвакуирована Московская Патриархия. Чтобы получить благословение у старца Василия Струева, зашел в с. Копышовка (ныне Карсунского района Ульяновской обл.). Заболевшего о.Гавриила старец благословил жить недалеко от себя - в с. Базарный Урень у престарелых сестер Беляковых. Отец Гавриил тайно совершал в их доме богослужения, исповедовал, причащал, совершал требы. Вел духовные беседы со старцем Василием.
В начале мая 1946 года Ульяновский епископ Софроний назначил его настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Ульяновска.
Из-за отказа в прописке как «врагу народа» переведен настоятелем Никольского храма в Мелекессе[171], где купил домик при денежной помощи брата Григория, проживавшего в Москве и работавшего на заводе.
Был строг к себе и к церковному причту, не терпел пьянства и безнравственности, строго исполнял церковный устав. Богослужение совершал с духовным подъемом. Особое внимание уделял проповеди. После служб в воскресные и праздничные дни по благословению Ульяновского и Мелекесского еп. Серафима (Шарапова) проводил духовные беседы, что привлекло в церковь много молодежи и детей.
8 июля 1949 г. по доносу церковного регента был арестован во время богослужения; позднее переведен во внутреннюю тюрьму управления Министерства государственной безопасности по Ульяновской обл. Обвинен в том, что «является враждебно настроенным к политике коммунистической партии и сов. правительства», «проводил антисоветскую пропаганду», «во время церковной службы упоминал врага революционного движения отца Иоанна Кронштадтского». Виновным себя не признал.
Икона присп. Гавриила Мелекесского. |
29 декабря 1949 г. приговорен к 10 годам лишения свободы. Отправлен в Сибирский ИТЛ в г. Мариинск Кемеровской обл. В лагере (в бараке, где содержались уголовники-рецидивисты) продолжал пастырское служение: вел беседы с заключенными, тайно исповедовал их, отпевал умерших. Даже в заключении Гавриил не нарушал постов. Оделял продуктами из посылок, которые присылали его духовные чада, тех, кто жили вместе с ним.
4 сентября 1953 г. обратился в Верховный суд СССР с просьбой отменить решение Ульяновского обл. суда как незаконное и построенное на клеветнических показаниях свидетелей. 23 октября 1954 г. досрочно освобожден по болезни.
6 января 1955 г. Президиум Верховного суда РСФСР вынес постановление о его полной реабилитации.
Архим. Гавриил вернулся в Мелекесс, где ему вернули его конфискованный дом.
В июне 1956 г. он обошел пешком села Сыресево, Самодуровка, Шугурово, Шкудим, Качим, в домах родных служил Божественную литургию, молебны, совершал крещения; на могилах служил панихиды.
18 октября 1959 г., предчувствуя смерть, попрощался со всеми; скончался, как бы тихо заснув. Похоронен на городском кладбище.
Прославление и почитание
20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, архимандрит Гавриил (Игошкин) был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе
новомучеников и исповедников Российских
18 октября этого же года в Никольском кафедральном соборе Димитровграда были открыты для всенародного поклонения мощи новопрославленного угодника Божия.
В 2004 году на родине святого в деревне Сосновка (быв. Самодуровка) Пензенской области был построен
деревянный храм, освященный во имя преподобноисповедника Гавриила.[172]
Молитвословия
Тропарь, глас 3
Вельми светел явися нам подвиг жития твоего, / исповедниче Христов Гаврииле, / любве ради ко Господу изшел еси с радостию на скорбь и лишения, / крест свой носяй / и тако образ терпения показуяй, / верныя в годину озлобления / пастырски в вере соблюл еси, / дерзновением благодать Святаго Духа стяжав, / темже убо вопием ти: // молитвами твоими спаси души наша.
Кондак, глас 2
Крепости Божия соименник / и причастник Божия благодати явился еси, / отче Гаврииле, / преподобием и исповедничеством / истину Православныя веры утверждали, / иго Христово до конца восприял еси, / темже и прославлен еси со святыми, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Литература, документы
- ГАРФ. Ф. 10035;
- РГАДА. Ф. 1204;
- РГВИА. Ф. 11128, 11545;
- ЦГИАМ. Ф. 1215;
- ГА Пензенской обл. Ф. 182;
- ГА Самарской обл. Ф. 5, 32, 353, 360, Р-4187;
- ГА Ульяновской обл. Ф. 134, 3022, 3705;
- Архив УФСБ по г. Москве и Московской обл. Д. П-78582, П-27265, П-1086;
- Архив УФСБ по Ульяновской обл. Д. № П-3375.
- Симбирские ЕВ. 1911. № 17; 1912. № 12.
- Баженов Н. Стат. описание соборов, мон-рей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. Симбирск, 1903;
- Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слёз…». М., 1998. С. 286;
- Куликова Л. Житие прписп. Гавриила Мелекесского // Моск. ЕВ. 2001. № 6. С. 27-35;
- ЖНИР: Моск. Сент.-окт. С. 112-128; Жития новомучеников и исповедников Российских XX в. Моск. епархии. Сент.-окт. Тверь, 2003. С. 112-128.
- Куликова Л.В. Угодник Божий Гавриил, архимандрит Мелекесский. - Изд-во: Л.В. Куликова, 2011. - 540 с., ч.б. илл.
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, Т. 10, С. 203-204
- http://www.pravenc.ru/text/161265.html
- Жизнеописание на сайте Православие и современность:
- http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&t...177
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX в."
- http://213.171.53.29/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newm...d** (материал использован частично)
- Служба преподобноисповеднику Гавриилу, архимандриту Мелекесскому, страница блога свящ. Максима Плякина:
- http://ustavschik.livejournal.com/32460.html
События дня.
Вечерня и утреня.
Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где была совершена вседневная вечерня и утреня с полиелеем в честь Собора московских святителей. Служил о.Антоний Новицкий при пении бокового хора.
Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.
3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.
4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.
8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
9Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.
18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
Господь иносказательно говорит об отношении Бога и тех, кто приходит к Нему. Под пастырем Он разумеет Себя. По слову святителя Иоанна Златоуста, под дверью здесь разумеются Писания, предсказывающие приход Христа. Христос пришел так, как о Нем писалось. Все же прочие проповедники, все эти лжехристы, бывшие до Него и после – есть воры и разбойники, цель которых только украсть, убить и погубить. Они приводят людей не к Богу, но к себе, губя приходящих к ним. Также Господь называет Себя и дверью, так как только через Него приходящие могут восходить к Отцу и только во Христе человечеству дана возможность примирения с Богом. Кто же овцы, о которых говорит Господь? Те, кто следует за Ним тем путем, которым Он указал. Иудеи, которые не приняли Христа, воистину отлучили себя от стада Христова, но овцами стали те, кто последовали за Ним. Господь и сам говорит иудеям: «…вы не из овец Моих». Он подчеркивает, что овцы следуют за Ним. Овца идет туда, куда ее ведет пастырь, а овца Христова не отлучается из стада. Притом, пастухам иногда приходится прилагать большое усилие, чтоб овцы не разбрелись и не сбежали куда-нибудь. Овца же Христова добровольно идет за Пастырем, питаясь там, куда Он ведет ее и идя туда, куда ее ведет Он, прочими же путями гнушаясь. «Тот, кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня. Не любящий Меня, заповеди Мои не соблюдает». – Говорит Господь. Грех – есть уклонение от пути Христова, а значит, овца Христова – есть та, что уклоняется от греха, следуя за Христом. Следуя же во всем заповедям Господним, она приближается к Богу и будучи неотлучна с Ним, принимает Благодать Божию, которую Бог желает давать всем, но большая часть не получает ее по причине греха. Благодать же эта, водворяясь в человеке, сама становится для него пастырем, так что человек всегда направляется Богом на нужный путь. И такую овцу, по слову Христову, от любви Божией уже ничто не отлучит. Поистине, это страшные слова, потому что смотря на эти приметы истинного последователя Христа, мы не узнаем в них себя, поскольку сами непрестанно уклоняемся от пути Христова. Увы, мне! Но именно поэтому этот текст и читается, дабы мы задумались о своей жизни и возможно, что-то решили изменить….
Литургия.
В сам день я также был на службе в соборе, где литургию совершал один о.Антоний Новицкий, без диакона (который, в остутствие алтарников исполнял их обязанности), при пении бокового хора.
Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и
по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось
всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
12Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, 13потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
14Всё делайте без ропота и сомнения, 15чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, 16содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, || что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, 21потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узна́ю, что будет со мною.
24Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.
25Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, 26потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.
27Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.
28Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.
29Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, 30ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.
Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
27Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, 28благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
29Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
30Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
31И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.
32И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.
34И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
35Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
37Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; 38давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
39Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
40Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
41Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
42Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
43Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, 44ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
45Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
46Что́ вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что́ Я говорю?
47Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
48Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
49А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
Глава 7.
1Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.
«Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» - и не делаете то, что я говорю?» - Эти слова обращены не только иудеям, которые слушали Христа, но и ко всем нам, непрестанно нарушающим заповеди эти, просто потому что нет человека, который бы жил и не согрешил. Человека же, исполняющего слова Господни, Христос уподобляет строителю, который не пренебрег перед возведением дома строительством фундамента. Не исполняющий же, по мысли Христа, подобен тому, кто просто соорудил здание на земле, без сооружения фундамента. Последние быстро уходят в землю, не будучи, имея чего-то, что удерживало бы их. Так и Слово Божие удерживает человека от падения в пучину стихий века сего. Подвизавшийся же в соблюдении заповедей, прибегающий на этом пути к помощи Божией (ибо сам по себе человек, склонны ко греху, пытаясь исполнять их, лишь познает свою немощь и то, что без Бога не может исполнить заповеди), очищается и становится прибежищем Духа Господня, а водим Духом, человек становится подобен дому, основанному на крепком фундаменте, ибо именно о таких людях Господь говорит, что «никто не похитит их из руки Моей». Господь призывает нас не просто быть слушателями Слова, но делателями, стремящимися к той высоте, к которой призывает нас Господь…..
И чтения праздника святителей. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 7Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
9Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
10Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
11Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,- 12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
13Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
15Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
17Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Евангелие (от Матфея): 1Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
17Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
«Вы – свет» - говорит Господь, намекая на то, что не только апостолы, но и всякий из Его последователей должны своими делами свидетельствовать о Христе, так как мир взирает на нас и по нашим делам многие судят о нашей вере. Потому наши дела должны соответствовать тому, что мы говорим, иначе мы будем, скорей, вредить проповеди Евангелия, чем помогать. В древние времена потому проповедь и шла так успешно, что христиане жили, так как написано в Писании, так что их жизнь поражала неверующих. Если же ныне дело обстоит не так, то этим и объясняется скромный успех проповеди. Но это не говорит о том, что мы должны всячески демонстрировать свою «праведность», как это делали обличаемые Христом фарисеи, ведь святые Божии подчас, наоборот, скрывали свои добрые дела от мира. Но ничего тайного не укроется, а свет Благодати, почивающий в них, разливался, светя и окружающим, а потому чем больше они прятались от мира, тем больше людей шло за ними. Так Бог через них приводил многих ко спасению. К этому же призывает Господь и нас….
По окончании службы о.Антоний поздравил всех с праздником, в особенности, пожелав тем, кто ныне причащался Святых Христовых Таин, дабы таинство это не было им во вред, но на пользу. Также он говорил проповедь на тему нынешнего рядового Евангелия. Мы часто читаем Евангелие, другую духовную литературу, жития святых. Многие из нас также смотрят и телепередачи, носящие духовно-просветительский характер. Все знают, что на телевидении идет передача «Слово пастыря», которую ведет Святейший патриарх, отвечая на вопросы и произнося проповеди, многих поражая мудрыми ответами. Эти передачи подчас смотрят и те, кто даже в храм не ходят. На вопрос же – зачем они это делают, они отвечают, дескать, вы сами говорите, что все это нужно. Но, на самом деле, это знание может быть человеку во вред, ибо, как говорил Господь, Он с тех, кто знал заповеди, спросит строже, чем с тех, кто не знал: «.. раб, который знал волю господина своего и не делал – бит будет много, а раб, который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше». Как раз, об этом и говорит нынешний Евангельский текст:: «Что́ вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что́ Я говорю?»… Также Господь говорит: «Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне». В то же время не исполняющего заповеди Господни Христос уподобляет человеку, построевшему дом без фундамента, на песке, как написано в Евангелии от Матфея. Так, первом случае основанием жизни человека является сам Господь и на этом основании человек не поколеблется, не падет, но пребудет непоколебим. Строящий же на других основаниях, будет посрамлен, так как все, на чем привык человек надеяться в жизни сей временной, преходяще, временно. Все оно истлеет и если человек надеялся на эти тленные блага, то и сам человек не устоит. Притом, если строящий свою жизнь на камне заповедей Господних, созидает в себе Царство Небесное, тос троящий на зыбких основаниях мира сего, не стяжал себе за гробом ничего доброго. Но как и что мы созидаем в себе? Не часто ли вся наша духовная жизнь заключается в одних прошениях к Богу, как в ектении на службе: «подай, Господи… подай, Господи…» и лишь в конце «тебе, Господи…»? Но не всякий просящий войдет в Царство Небесное. Надо же стремиться к исполнению заповедей Господних. Часто приходится слышать от людей, дескать, я стараюсь исполнять заповеди, но…. ничего из этого не получается. А это значит, что что-то он делает неверно. Человек возлагает надежду на себя одного и терпит поражение, а надо возлагать надежду – на Бога, дабы с Его помощью преодолевать все преграды. Кроме того, надо стяжать любовь к Богу и ближнему и стремиться исправлять свою жизнь. Бог же не желает никому погибели, но как повествует Христос в притче о пастыре добром, Господь заботится о каждом человеке. Как пастырь ради одной потерявшейся овцы оставляет 99 и ищет ее, а когда находит, то радуется…. Также о.Антоний упомянул некую историю про Ангелов, один из которых на повеление принести самое дорогое в мире, принес слезу кающегося грешника. Как говорил сам Господь, на небесах бывает радость о каждом кающемся грешнике. Потому, да не отчаиваемся, но да следуем по пути Господнему….
Четверг 19 октября.
Святой апостол от 12 Фома.
Дни памяти: 30 Июня / 13 июля (12 апостолов), 6 / 19 октября, Неделя Антипасхи (первое воскресенье после Пасхи «Фомино воскресенье»)
Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он всё оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.
Апостол Фома |
По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: "Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры" (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. "Господь мой и Бог мой!" - воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). "Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким". Позднее, по преданию, апостол Фома не присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Он пришел в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Её исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены. Пречистая Богородица была взята на небо в теле и вскоре явилась им, обещав всегда помогать им и молиться о них. По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии (территории нынешнего Ирака и частично прилегающие территории юго-восточной Турции, северо-восточной Сирии и юго-западного Ирана), Парфии[173], Эфиопии и Индии. Об индийской части его проповеди сохранилось описание такого случая - некий правитель, видя в нем некоего строителя, дал ему денег, дабы он построил дворец, но Фома раздал эти деньги нищим. Тот узнал о таком "нецелевом расходовании денег" и наказал апостола, но вскоре заболел и в видении увидел некие дворцы и голос, говоривший, что это и есть дворцы, которые построил ему апостол, но увидит он их в БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ и в случае крещения. И он крестился (увы, хотелось бы запечатлеть здесь этот период его проповеди подробней, но не вышло, так как все источники ссылаются на один и тот же текст)..... Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура)[174] святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. До IV века его мощи находились в этом городе. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 / 18 сентября).
Тропарь апостолу Фоме
Ученик Христов быв, Божественнаго собора апостольскаго сопричастник, /неверствием бо Христово Воскресение известив /и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, /
и ныне нам проси мира и велия милости.
Священномученик Иоанн РЫБИН
Материал из открытой православной энциклопедии "Древо"