Память 14 / 27 июня, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых

Родился в 1889 году в селе Сивково Можайского уезда Московской губернии в семье священника.

В 1907 году окончил духовное училище.

В 1910 году поступил псаломщиком в храм села Лисицино неподалеку от Наро-Фоминска. Тогда же он женился на Марии, дочери священника; впоследствии у них родилось шестеро детей.

В 1920 году был рукоположен во диакона к тому же храму.

В 1925 году он был переведен в Преображенскую церковь села Большие Вяземы Звенигородского района Московской области.

В 1929 году был обвинен в порубке леса и приговорен судом к двум годам ссылки, но приговор был заменен на штраф в триста рублей.

В 1930 году был арестован за невыполнение государственных древозаготовок и приговорен к шести месяцам принудительных работ.

В феврале 1938 года следователи допросили дежурных свидетелей, которые подписали нужные следствию показания.

21 марта 1938 года был арестован и заключен в одну из тюрем в Москве. Допросы длились полтора месяца, и на последнем допросе, 8 мая, следователь заявил диакону:

— Вы обвиняетесь в клевете на советскую власть, которую вы высказывали в феврале 1938 года.

— Виновным себя в высказывании клеветы в отношении советской власти в феврале 1938 года я не признаю, — ответил диакон Николай.

— Вы обвиняетесь в контрреволюционных высказываниях в отношении советской власти в декабре 1937 года.

— Виновным себя в контрреволюционных высказываниях в отношении советской власти я не признаю.

В тот же день диакону Николаю была устроена очная ставка со лжесвидетелями. Один из них, Степанов, показал, будто диакон говорил, что "советская власть всех попов арестовала, но скоро будет конец советской власти; скоро из Италии придет папа Римский, он установит свою власть и всех коммунистов в ад загонит".

На эти "показания" диакон Николай ответил: "Со Степановым я никаких антисоветских разговоров не вел, он лжет".

Лжесвидетельница Панова на очной ставке показала, будто она в феврале 1938 года была в церкви и просила у диакона разрешения взять золу на удобрение для колхоза, на что тот ей якобы ответил: "Что власти помогаешь, хотите выполнить восемь миллиардов пудов хлеба? В 1938 году это вам не удастся, скоро советской власти не будет, скоро придет папа Римский, он покажет, как крестьян мучить. Хотя вы и взяли попов, но скоро царь будет и коммунистов скоро вешать будем за этих попов".

Диакон Николай решительно отверг эти обвинения и сказал: «В феврале 1938 года с Пановой я не встречался в церкви и ничего ей не говорил. И в церкви Панова никогда не была».

2 июня тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу за "контрреволюционную деятельность путём высказывания контрреволюционной клеветы в отношении Советской власти".

27 июня 1938 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

В 1939 году все работники Звенигородского управления НКВД были арестованы и решением Военного Трибунала войск НКВД приговорены к разным срокам лишения свободы за фальсификацию следственных дел. Дело диакона Николая Запольского было приобщено как вещественное доказательство такой фальсификации, и на основании решения Военного Трибунала требовался пересмотр постановления Тройки НКВД. Однако, "учитывая социальное лицо осужденного", то есть то, что он служил в храме диаконом, решение Тройки было сочтено тогда правильным.

24 июля 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Московской области по 1938 году репрессий.

Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/nm1/?...tk*
  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь». Тверь. 2008. С. 216-218
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...493

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.

2Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.

3Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, 4потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.

5Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.

6А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.

7Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.

8Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.

9Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, 10потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

11Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.

12Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.

13Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

14Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?

15И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!

16Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?

17Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

18Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.

19Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.

20А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.

21Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.

Глава 11.

1Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.

2Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. || Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.

4Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.

5Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.

6Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

7Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.

9И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; 10да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.

Евангелие (от Матфея): 1И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

2Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

4И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: 5слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 6и блажен, кто не соблазнится о Мне.

7Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

8Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

9Что́ же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.

10Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

11Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

12От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, 13ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.

14И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти.

15Кто имеет уши слышать, да слышит!

16Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, 17говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

18Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.

19Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.

20Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: 21горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире[30] и Сидоне[31] явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, 22но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; 24но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

25В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; 26ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

И снова Господь обличает неверующих иудеев. Они не приняли Иоанна, живущего строгой жизнью, но не приняли и самого Христа, который ел все, что не запрещено иудеи, ставя видимый образ жизни в вину. Увы, таков человек ропщущий. Сегодня он недоволен тем-то, а завтра сделай по его желанию – и он снова будет недоволен, найдя еще какой-нибудь повод придраться. А здесь как раз иудеи и желали найти повод, чтобы придраться, найти причину для неприятия. Глубинная причина – Иоанн, а также сам Господь, обличали их тайные беззакония, что вызывало ненависть их. Однако не скажешь же так открыто! Поэтому выискивались другие поводы. Но сказанное Христом так напоминает нас с нашей тягой к ропоту, к выражению недовольства. Парадоксально, но это бывает и в церковной жизни. Например, в храме настоятелем является один. И каждый его поступок обсуждается и подвергается пересудам, при этом, нередко подробности прибавляются от себя.… И вот, уже священник предстоит в глазах молвы сущим врагом Церкви. Но сменись настоятель и устрой все по-другому, подчас устранив многое из тех несообразностей, что критиковала молва. Но народ снова недоволен и то, что было изменено, казалось бы, устранив явно негативные вещи, ставятся новому настоятелю в вину. И снова пастырь предстоит в глазах толп злодеем. А потом…. эти слухи и толки, подчас помешенные на клевете и сплетнях, попадают за пределы церковной ограды и обрастая там еще более страшными подробностями, наносят подчас серьезный вред Церкви. Не спросит ли Бог тех, кто распространял клевету, за введение в соблазн ближних? Увы, тяга к осуждению – это наша общая беда, как бедой является гнев, ставший частью нашего естества, но от этого не переставший быть грехом. Но молитвами Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Господь, да поможет нам искоренить это зло, столь много приносящее вреда нам самим….

И чтения праздника пророка Елисея. Отрывок из Соборного послания апостола Иакова, брата Господня: 7Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.

8Долготерпи́те и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.

9Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.

10В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.

11Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.

12Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению.

13Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.

14Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

15И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

16Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

17Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.

18И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.

19Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, 20пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

О терпении…. Также здесь содержатся слова, являющиеся описанием Таинства Соборования, в котором больной семь раз помазывается освященным елеем….

Евангелие (от Луки): 1Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

2Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

3И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

4Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

5И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, 6и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; 7итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.

8Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

9И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, 10ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; 11и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

12Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

13И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.

14И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

15Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

16И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: 18Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19проповедовать лето Господне благоприятное.

20И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

23Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то́, что́, мы слышали, было в Капернауме.

24И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, 26и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; 27много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28Услышав это, все в синагоге исполнились ярости 29и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; 30но Он, пройдя посреди них, удалился.

Господь приходит в свой город, но сталкивается с недоверием, ибо для местных Он – всего лишь «Иисус, сын плотника». И даже подкрепленное благодатью Слово Его не убедило их, а в ответ на обличения они едва не убили Его. И с таким недоверием Он будет сталкиваться постоянно. В конце концов, народ еврейский отвергнет Христа и проповедь Евангелия обратится к иным народам, среди которых оказались и мы….

Среда 28 июня.

Пророк Амос (из 12-ти малых пророков)

День памяти: 15 / 28 Июня

Пророк Амос

Святой пророк Амос, третий из 12 малых пророков, жил в VIII веке до Рождества Христова. В это время еврейский народ был разделен на два царства: Иудейское и Израильское. В Иерусалиме правил иудейский царь 0зия а у 10-ти отделившихся израильских колен - Иеровоам 11-й, идолопоклонник. В Вефиле[32] он поставил кумира в виде золотого тельца, которому и поклонялись отвергшиеся от Истинного Бога израильтяне.

Пророк Амос был иудеем, уроженцем селения Фекуи, происходил из колена (рода) Завулонова. Простой и неученый, но сильный горячей верой и ревностью о славе Истинного Бога пастух был избран Господом на пророческое служение и послан в Израильское царство для обличения нечестивого царя Иеровоама и отступивших от Бога израильтян. Пророк предсказывал им великие бедствия, которым должны были подвергнуться Израильское царство и окружавшие его языческие народы за свое нечестие. За свои обличения пророк Амос неоднократно переносил побои и изгнания. Но он опять возвращался в Вефиль и, угрожая неминуемыми бедствиями, продолжал призывать израильтян к покаянию. Особенно ненавидел пророка жрец идольского капища Амасия. Пророк предсказал ему и всему его дому скорую погибель и за это подвергся избиению. Сын Амасии Озия ударил святого по голове дубиной и тяжело ранил. Пророк Амос, еле живой, достиг своего родного селения и там скончался около 783 года до Рождества Христова.

Наши рекомендации