Устав о поклонах во время Богослужения
Все поклоны, поясные и земные, молящиеся совершают единодушно и единомысленно, согласно указаниям церковного Устава, а не когда кому взбредет в голову. Поклоны необходимо творить истово и чинно, без излишней суетливости, или нарочитого замедления в движениях. Если по Уставу поклон совершается с крестным знамением, следует сначала перекреститься, так, чтобы для тела молящегося, а не для его одежды только, это было ощутимо, а затем поклониться, в пояс или в землю, согласно строго определенному моменту службы. Христианские правила так описывают совершение крестного знамения: «Егда же начнеши знаменатися правою рукою, юже не подымай высоко, но от праваго плеча прямо уст на левое плече отнеси, левою же руку держа с вервицею (лестовкою) набок, выше пояса... Кланяяся разложи паки персты и мало руку отмахни книзу, и на другой поклон паки сложи. И тако слагая и распростирая на всякой молитве и поклоне и кланяйся обычно до пояса...». Священномученик протопоп Аввакум пишет, что при поясном поклоне надо главу с пупом уравнять. Из сказанного становится понятным, что поясной поклон не шейное кивание, но и опускать голову до колен тоже не следует. Причем всегда следует помнить, что по учению святых отец и Стоглавого собора «Аще кто не знаменается двема персты, якоже и Христос, да есть проклят». Перстосложение для крестного знамения должно быть только двуперстным. Земные поклоны полагаются на подручник. Кланяясь в землю, следует сперва положить перед собой подручник, потом перекреститься и поклониться: простертые ладони обеих рук положить на подручник, обе рядом, одновременно сгибая ноги в коленях и наклоняя голову до земли настолько, чтобы лбом коснуться рук на подручнике. Не следует разводить в стороны локти и колени или издавать какой-либо стук при поклоне. В древней Церкви не было принято молиться стоя на коленях, нет такого закона и в древлеправославии. В никонианскую церковь этот обычай проник после раскола, когда бездумно и небрежно были восприняты еретические законы Латинского Запада. В определенной степени моление в храме на коленях есть обычай кощунственный. Господь Исус Христос перед Своим добровольным страданием за род человеческий, в Гефсиманском саду дал нам образ молитвы: «Паде на лицы своем, моляся» (Евангелие от Матфея, зач. 108). Воины же, «ругавшиеся» т.е. насмехавшийся Господу во время Его Страстей, творили поругание «поклоньшеся на колену пред Ним» (Евангелие от Матфея, зач. 112). Понятно, какому из двух евангельских примеров соответствует обычай православный, а какому - латинский, проникшей затем в никонианизм.
Теперь попытаемся разобраться в Уставе о поклонах, который согласно святоотеческому церковному преданию учит следующему.
На молитве Святому Духу «Царю Небесныи», когда она читается или поется в ее начале, не кланяясь, ограждаемся крестным знамением, после завершения молитвы полагаем поклон с крестным знамением. В Великий Пост в конечный поклон этой молитвы совершается до земли, с крестным знамением. На «Трисвятом»: «Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас» (трижды), три поклона с крестным знамением. На «Приидйте, поклонимся», три поклона. И кроме этого, когда в псалмах, стихерах и тропарях встречаются слова: «кланяюсь», «поклоняюсь», «кланяемся», «поклоняемся», «поклонимся», «поклоняющееся», «поклоняющихся» и «поклоняющимся», всегда кланяются в пояс. На «Аллилуйя», когда она бывает после «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» за каким-либо псалмом, так: «Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе, Боже», трижды, три поклона в пояс, кроме «Аллилуйи» среди шестопсалмия. На молитвах «Сподоби, Господи в вечер сей без греха сохранитися нам» на Вечерни и «Слава в вышних Богу» (вначале) на Павечернице и на Утрени - три поясных поклона. На «Честнейшую херувим», когда эта молитва бывает в середине какого-либо исследования например, при молитве за ужин, всегда поясной поклон. В начале Полунощницы, на молитве «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе всяческих ради», ограждаются крестным знаме-нием без поклона единожды, а на следующей за этим молитвой «Боже, очисти мя грешнаго», три поклона в пояс. После первого и последнего величания празднику, во время праздничной Утрени, совершаемой обычно с вечера, поклон всегда земной. После катавасии (схождения двух клиросов на середину храма), восьмой песни канона на утрени - поклон в пояс. На молебнах, на каждую катавасию совершается в общей сложности три поклона. На песнь Богородицы «Величит душа моя Господа», которая поется на Утрени перед девятой песнью канона, на каждый припев «Честнейшую херувим» - поясной поклон, а на последний, шестой припев — поклон в землю. После молитвы Богородице «Достойно есть», или заменяющего его песнопения («задостойника») поклон всегда должен быть земной.
В Великий Пост, в повседневной службе, практически все из вышеперечисленных поклонов бывают земными. Исключаются из этого правила только начало Вечерни до «Сподоби, Господи, в вечер сей ...» и Павечерницы до «Слава в вышних Богу...» в воскресные дни Великого Поста вечером, и Утрени повседневной до первой «славы» на кафизмах - во всех названных случаях поклоны полагаются в пояс. Главные поклоны в Великий Пост это в первую очередь семнадцать земных поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему...», положенные в Пост при конце всякого церковного последования. Но на воскресных Вечернях под понедельник и в праздничные или полиелеосные службы в Великий пост эта молитва сокращается до всего лишь четырех земных поклонов, а в конце праздничной великопостной Утрени - до трех. На совершаемой в Пост в храме великой Павечернице после прочтения Символа Веры «Верую во Единаго Бога Отца...» поются по клиросам по дважды припевы: «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая, моли Бога о нас, грешных», и другие с земными поклонами. Пропев припев, клирос, а вместе с ним молящиеся на правой или левой половине храма, совершают земной поклон. В это время другой клирос и молящиеся другой стороны не кланяются. Таким образом, на каждый припев фактически совершается один поклон, но по частям: сначала одной половиной церкви, потом - другой.
На великопостных полиелеосных службах и когда с великой Павечерницы начинается праздничное всенощное бдение под праздники Рожества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы все указанные поклоны - поясные, но очередность их, описанная выше, сохраняется. После припевов «О, Пресвятая Госпоже...» в чине великой Павечерницы следует «Трисвятое», на котором совершаются три поклона, всегда в пояс. Также поясными по Уставу являются все поклоны на Полунощнице в понедельник первой седмицы Великого Поста, и поклоны на великопостных субботних и воскресных службах. Начиная с Вечерни в пятницу земные поклоны оставляются, кроме особых, бывающих неизменно во весь год и уже перечисленных выше.
О Иконопочитании
Икона - греческое слово и по-русски означает - образ или изображение. На иконах мы видим изображение Господа нашего Исуса Христа, Богородицы, ангелов и святых. Святые евангелисты записали слова Господа Исуса Христа в книгу, которая называется Евангелие. Подобно им иконописец пишет на «досце церковное благолепие от первого Адама даже до Христова Рождества», изображает страдания праведников за веру. С огромным благоговением христиане почитают священную книгу Евангелие, с не меньшим благоговением мы должны почитать и изображения святых на иконах. Мы не можем видеть живых апостолов и первомучеников, но, взирая на иконы, мы вспоминаем и представляем священные события. Идеальная земная жизнь святых во Имя Христа, должна служить нам единственным примером.
Икона не только изображает священных лиц и священные события, она показывает мир идеальных людей и сущностей. Изображая сакральное событие, икона открывает для нас область неискаженных грехом основ бытия. Икона - это преображенный подвигом духа мир свободный от страстей и зла. Образы подлинной древней иконы это чистое бытие, райские кущи, созданные для человека Богом. Поэтому всем своим пространственным и художественным обликом подлинная икона выглядит непривычно для мирского человека, привыкшего только к окружающему сладострастному и страстному бытию. Икона помогает вскрыть бытийственные тайны, невидимые плотским взглядам. Икона не может быть картиной или выступать как картина, икона именно образ Божественного бытия, а не обманчивая, внешне привлекательная личина тленной и конечной плоти.
Настоящая икона создается на иных творческих принципах, чем светская картина, пусть даже и религиозного содержания. Икона должна писаться праведниками, очистившими себя постом и молитвой, и на ней присутствует не изображение нашей жизни как в обычной живописи, а таинственное и священное событие, формы и внутреннее содержание которых совершенно отличаются от земного бытия. Сам процесс создания иконы имеет глубокое символическое и сакральное значение, поэтому подлинная икона не может быть заменена какой-либо типографской копией или иным изображением на религиозную тему. Иконы, написанные еретиками, не могут быть предметом поклонения древлеправославных християн.
О сущности еретичёского иконописания очень хорошо сказал протопоп Аввакум: «... пишут Спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано. А то все писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя».
Книга Большой Соборник на листе 322 пишет о подлинной сути изображенного на иконе: «И их же не зриши телесне своима очима - сих созерцавши духовне - ради иконнаго воображения». Поэтому икона и непонятна для поверхностного мирского взгляда, который часто видит в ней проявление невежества или оценивает икону с точки зрения материальной выгоды. Первую икону создал Сам Господь Бог, «ибо Он на скрижалях душевных перваго в мире человека (Адама) образ Своего Божества написа». Моисей, по повелению Божию, поставил над ковчегом священные изображения херувимов (Исх. 25).
В Новом Завете Бог Сам открылся людям в видимом образе, посему мы изображаем и почитаем иконы Спасителя. «Сам Христос, истинный Бог наш, честный убрус (плат) приложив к пречистому лику Своему, предивный образ Свой написа и посла Его ко царю Едесскому, Авгарю». Евангелист Лука был иконописцем. Почитая икону, мы поклоняемся не доске, на которой написана икона, а тому, кто на ней изображен. Как писал св. Иоанн Дамаскин – «Икона суть видимое невидимого, но телесно изображенное нами из-за слабости нашего понимания».
Поэтому верующие в «Единого Бога, в Троице поклоняемого, честныя иконы целуем и почитаем». По издревле установленному обычаю, пред иконами во время молитвы возжигаются свещи. Возжигая свещи, христиане указывают этим обычаем на свое духовное горение и горячую любовь к Милосердному Богу. Будьте «тщанием нелениви, духом горящее» (Рим. 12, 11). Свещи возжигаем у гроба усопших, в знак веры нашей и надежды на будущую блаженную жизнь (Кормчая. Л. 600). По древнему преданию, свещи, возжженные пред образом Исуса Христа, ставятся противу персей (груди), а пред образами Богородицы и Святых - противу лица. По не менее древнему обычаю нельзя говорить «зажечь» или «потушить» свечу, необходимо сказать «затеплить» или «примирить». В храме возможны только свещи, созданные из чистого воска, что символизирует чистоту души и искреннее возношение к Богу наших молитв. Немолящийся христианин не имеет права сам ставить свещи перед святыми иконами, за него в храме это делают особо назначенные люди.
Издревле установлен и обычай возжигать масло пред иконами (Откр. 8, 3-4). «Ты же заповеждь сыном израилевым, да возьмут себе елей (милость) от масличия» (Исх. 27, 20). Посему и в Ветхом, и в Новом Завете елей всегда считался видимым выражением милости Божией к людям (1 Цар. 16, 12-13). «Светильники, которые ты возожжешь, - говорит св. Григорий Богослов, - таинственно образуют тамошнее световодство, с которым мы, чистыя девственные души, взыдем в сретение Жениху» (Слово на Св. Крещение).
Во время молитвы совершается каждение фимиамом, или ладаном (ладаном называется застывшая смола с запахом ванили (ладан росный, который добывается в Аравии, Африке и Индии). Каждение совершалось еще при Моисее (Исх. 30, 1, 7-9; 31, 9). В Новом Завете апостолы постановили приносить ко алтарю фимиам (3 прав. свв. Апостол).
Каждение служит для освящения места молитвы, для выражения особого благоволения и торжественности: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (Пс.140, 2).
О Посте
Церковь заповедает христианам вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания, которые называются постами. Традиция постов очень древняя, глубоко постились ветхозаветные праведники и пророки, постился и Господь Исус Христос (Мф. 4). Пост - это духовное и телесное ограничение нашей плоти и духа. Пост есть сведение наших чувств от рассеянности на вещественном и сосредоточение на Божественном. Так как человек во время земной жизни находится в бездне искушений началородной тьмы и порока то с помощью поста и молитвы человек должен вырваться из земной клети или темницы, в которой заточил его Сатана. Наше освобождение возможно только через подвиг, через тяжелый переход от своего собственного «Я», которое по своей природе стремится вниз в бездну, далеко от Бога. Именно эту слабую и изменчивую природу мы должны преодолеть. Для этого существует пост и молитва, которые вновь собирают человека от земной беспорядоченности и рассеянности, выводя человека из вещественной замкнутости, приводя его к Богу.
Для праведника пост и молитва легки и радостны, для человека находящегося в самом низу праведности, но стремящегося к вечности, пост в начале может показаться чем-то тяжелым и неосуществимым. Но чем больше человек проникается своим небольшим подвигом тем светлей и чище становится его бытие. В христианстве свобода есть полное подчинение Христу и самоограничение. Чем больше человек отделяет себя от искаженного вещественного мира, тем более он становится свободным. Христианин как бы следует Господу Исусу, который будучи свободным «от всех» подчинил себя всем. Плотское и тяжелое бытие не может дать свободы, подчинившись ему и не восходя в горнии вершины человек становится рабом плоти, существование которой быстротекуще, изменчиво и ограничено самой плотью. Чтобы вырваться их телесных пут и устанавливается для человека ограничение его страстных желаний и мыслей, и это ограничение и есть пост. Высших духовных высот, и высшей свободы смогли достичь люди, не подчинившиеся стихиям мира, отдали свою жизнь за Христа. В своем великом ограничении своей плоти они приобрели полную свободу и вечную жизнь. Поэтому у христианина на протяжении земного бытия есть один путь - поста и молитвы, приводящей к двери, вводящей в Жизнь Вечную, и эта дверь есть Христос.
Посты установленные Святой Церковью обязательны и непреложны для каждого христианина. Пост укрощает желание плоти, смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, устраняет невоздержание. Постясь, как говорит святой Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми чувствами, мы выполняем благочестивый долг православного христианина. Еженедельными постными днями за исключением «сплошных» недель является среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Христа Иудой, который «на тридесятих сребреницех продаде Господа», а в пятницу - ради крестных страданий и смерти Спасителя, который «на страсть вольную пришед». В эти дни запрещено вкушать мясную и молочную пищу, яйца, рыбу. По Уставу от Фомина воскресения до праздника Св. Троицы рыбу и постное масло можно принимать в среду и пятницу. В период от Недели всех Святых, первое воскресенье после праздника Троицы, до Рождества Христова по средам и пятницам следует воздержаться от рыбы и постного масла. Многодневных постов в году четыре. Самый длительный и строгий Великий Пост, который длится семь недель перед Пасхой. Самые строгие из них - Первая и Последняя, Страстная. Великий пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне. Этот пост не отменяется и в том случае, когда христианин находится в путешествии, Близок по строгости к Великому Посту.
Успенский пост, но он короче - с 14 по 27 августа (по новому стилю). Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу, Которая, предстоя пред Богом, неизменно молится за нас. В эти строгие посты рыбу можно вкушать только три раза - в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и Преображения Господня (19 августа). Рождественский пост продолжается 40 дней, с 28 ноября по 6 января. В этот пост рыбу вкушать разрешается, кроме понедельника, среды и пятницы. После праздника святителя Николы (19 декабря), рыбу можно вкушать лишь по субботам и воскресеньям, а период со 2 по 6 января надо держать постные дни по полной строгости как и в Великий Пост.
Четвертый пост - Святых апостолов (Петра и Павла). Он начинается с Недели всех Святых и заканчивается ко дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 12 июля. Устав о питании в этот пост такой же, как и в первый период Рождественского поста. Днями строгого поста являются крещенский сочельник (18 января), праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября). Все даты даны по новому грегорианскому стилю. Некоторое послабление в строгости поста допускается больным, а так же занятым тяжелым трудом, беременным и кормящим женщинам. Это делается для того, чтобы пощение не привело к резкому упадку сил, и христианин имел силы на молитвенное правило и необходимый труд. Пост должен быть не только телесным, но и духовным. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, учит святитель Иоанн Златоуст, есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».