Глава3. молитва во время богослужения

Молитва и богослужения всегда вместе. C cамого начала молитва являлась неотъемлемой частью диалога между Богом и человеком во время богослужения.

Молитва – самый прямой способ признания Божьего присутствия на служении. Мы обращаемся непосредственно к Богу и прислушиваемся к Его словам в ответ. Молитва помогает нам глубже осознавать Божье присутствие и Его готовность действовать в нашей жизни. Псалмы и гимны, прославляющие Господа, по сути тоже молитвы.

Молитва во время богослужения, когда пришедшие делятся своими просьбами, помогает создать более теплую атмосферу в собрании. Когда люди слышат о чьей-то боли и нужде, сердца смягчаются и возникает желание помочь, посочувствовать, поддержать в молитве. Когда мы делимся опытами отвеченных молитв, это ободряет всех и служит свидетельством, что Бог могущественно действует в среде верующих.

Ниже вы найдете девять шагов, призванных улучшить молитвенное время богослужения. Некоторые сразу подойдут к вашей ситуации. Некоторые придется адаптировать, чтобы использовать в вашей общине.

1. Назначьте короткое (15 минут, полчаса) молитвенное собрание непосредственно перед служением. Группа на этой встрече будет просить о присутствии Духа во время богослужения, Который поможет пастору передать Слово и направлять ход служения, будет работать над сердцами пришедших, в то время, как они поклоняются, служат, общаются и уделяют внимание гостям.

В этой группе могут быть пресвитеры, но побуждайте участвовать всех, особенно обладающих даром заступничества. Возможно, вы увидите смысл в том, чтобы определить некую ротацию членов церкви, лично приглашая их на молитвенную встречу и таким образом задействую как можно больше людей. Это поможет постоянным участникам избежать мысли, что они должны быть на каждой молитвенной встрече (а это очень не просто для современного человека), так как без них она не состоится.

2. Разделите молитву на блоки (прославление, благодарение, покаяние, нужды) и расставьте их в течение всего богослужения. Многие церкви делают это относительно покаяния и молитвенных просьб. Но сюда можно включить отдельное время прославления, когда читаются отрывки из Святого Писания, звучат молитвы или поется прославляющий гимн. Со временем эта часть служения может стать одной из самых красивых и вдохновляющих.

Молитва благодарности также может выступать в качестве отдельного блока. Она может быть естественным продолжением времени, когда люди делятся опытами отвеченных молитв. Молитву посвящения желательно поставить после проповеди, разрешая людям откликнуться в послушании услышанному Слову Божию.

Целью такой разбивки на блоки является не сколько заставить людей задуматься над составляющими молитвы, сколько наполнить течение богослужения молитвой, от призыва к началу служения до благословения. Более того, людям легче концентрироваться на молитве, когда она идет короткими, отдельными блоками. Редко найдется человек, мысли которого не витают где-то далеко во время общей молитвы.

3. Делитесь радостями, проблемами и молитвенными опытами членов церкви перед призывами к общественной молитве. Содержание молитвы должно быть связано с тем, чем поделились пришедшие. Некоторые церкви включают такие свидетельства в каждое служение, некоторые – раз или два в месяц.

Не обязательно, чтобы каждый говорил о своих опытах, они могут быть записаны на специальных карточках и прочитаны ведущим это служение. Такой подход хорош в большой церкви. С другой стороны, когда люди самостоятельно рассказывают о своих опытах перед церковью, они более вовлечены в богослужение. Также это создает еще большее ощущение уюта и общности. Какой бы подход вы не избрали, делайте акцент как на нуждах, так и на ответах на молитву. Нет ничего более вдохновляющего, чем слышать, что Бог отвечает на молитву.

Время, выделенное в богослужении для нужд людей, помогает им осознать, что ходатайственная молитва больше касается их конкретных проблем, чем общей ситуации. Если члены церкви делятся своими нуждами лично, собрание слышит их от первого лица и это тоже имеет значение.

Наверное, самую большую пользу такое время обмена прошениями приносит атмосфере богослужения, делая ее более уютной и домашней. Это время помогает видеть, чем живут братья и сестры, и непосредственно обращаться к Богу о их нуждах, а не строить догадки о мыслях и чувствах поклоняющихся рядом. Те, кто несут бремена вины или горечи могут положить их на алтарь молитвы и освободиться от них на служении. Богослужение таким образом становиться более близким для людей на уровне их личных эмоций и опыта, избегая излишнего акцента на интеллектуальной сфере.

4. Просите разных людей быть ведущими во время молитвы на богослужении. Диаконы могут молиться во время сбора пожертвований, пресвитеры – о пасторе и нуждах общины, руководители отделов – о тех направлениях служения, в которых они задействованы и т.д. Также небольшое замечание: пастору следует убедиться в подготовленности тех людей, которые будут вести молитвенное служение, особенно если члены церкви не приучены молиться вслух на собрании. Побуждайте к качественной подготовке ведущих молитвенного собрания.

Также вы можете заранее назначить людей для совершения общей молитвы. Это приносит новый опыт и новое видение для участников. Вести церковь в молитве – это особенное благословение для лидеров церкви, подтверждающее и утверждающее их призвание. Слыша, как пресвитер молиться об особых нуждах общины, член церкви более ясно видит его, как духовного лидера церкви, трудящегося вместе с пастором.

5. Побуждайте людей к спонтанному участию в молитве. Непосредственное участие людей в молитве может быть в любой блоке молитв – прославление и благодарение, покаяние, просьбы и т.д. К примеру, ведущий может молиться: «Мы с сердцами, исполненными смирения и хвалы, пришли к Тебе, чтобы поблагодарить за….», а члены церкви в коротких спонтанных молитвах высказать за что они хотят благодарить Бога. Этот метод более подходит для небольших общин. При этом нужно убедится, что голос человека будет слышен.

Спонтанное участие в молитве помогает человеку высказать то, что он считает важным. Это также помогает создать атмосферу общности внутри собрания. Это то, о чем писал Павел в 1 Кор.14:26 «… Когда вы сходитесь и у каждого из вас есть псалом, есть поучение… все это да будет к назиданию». Позвольте, чтобы ваша молитва укрепляла узы единства вашей общины.

6. Побуждайте членов церкви совершать ревностные молитвы о пасторе, во время его проповеди. Конечно, это следует делать мысленно, не нарушая порядка богослужения. Эта молитва – о пасторе, о тех, кто слышит Слово и особенно о гостях, которые возможно впервые на служении и еще не приняли Иисуса Христа. Такая поддержка необходима пастору:

«Почти во всех собраниях, где мы просили общину молиться во время проповеди, мы чувствовали особый, сильный, добрый отклик. Всегда, когда собрание единодушно и ревностно молилось, мы чувствовали словно невидимая рука подымает нас. Наши сердца горели, слезы наворачивались на глаза, а истины становились такими понятными и сильными. То, что раньше казалось обыденным, становилось ярким и пылало энергией, словно расплавленный метал. Отклик и состояние слушателей – это три четверти всей проповеди. Пасторы по всему миру свидетельствовали, что их проповеди преображались, когда они просили людей молиться о них в то время, когда они стояли за кафедрой» (Франк Лабах «Молитва: Могущественнейшая сила в мире» стр.45)

Не только пастор получает вдохновение свыше. Все собрание становиться более открытым для действия Духа. Такие молитвы помогают слушателям настроиться на волну духовных размышлений и погрузиться в духовную реальность. Это содействует работе Духа Святого, проявляемой в отклике на Слово. Это помогает собравшимся быть более внимательным друг к другу, особенно к гостам.

Помните, однако, что попросить о молитвенной поддержке один раз – это мало. Для того, чтобы люди выработали привычку нужно часто, если не еженедельно, напоминать им. Не надейтесь на два-три напоминания в бюллетенях.

7. Молитва в унисон. Эта идея может кому-то показаться странной, но для многих такая молитва стала еще одним шагом вверх в их молитвенной жизни. Вот что пишет об этом Пауль Чо, пастор наибольшей в мире общины – Центральной Церкви Полного Евангелия Йойдо, Сеул, Корея: « Одно из наиболее важных служений нашей церкви – это молитва в унисон на каждом богослужении. Мы всегда открываем наше служение общей молитвой всех собравшихся. Мы можем молиться о спасении нашего народа или защите. Мы также молимся о руководителях церкви все вместе. Мы молимся в унисон о тысячах нужд, стекающихся к нам из разных стран. Когда мы молимся вместе, мы молимся с уверенностью. Когда я слышу, как молятся мои члены церкви, для меня это словно могучий рокот огромного водопада. Мы знаем, что Бог слышит наши молитвы, потому что молимся в один голос, созидая единство» («Молитва: Ключ к возрождению», стр.101-102).

Преодолев некоторое чувство дискомфорта, ваша община увидит, что молитва в унисон может быть воодушевляющим и ценным опытом. Мы сами более расположены к молитве, слыша, как рядом вслух прославляют Бога. Реальность и сила общей молитвы ощущается, когда мы слышим, как наши голоса сливаются в прошениях, восхвалении и благодарении. В этом методе общей молитвы чувствуется особая сила, которая обычно не так заметна во время богослужебной молитвы. Все сосредоточены на одном; все участвуют в молитве. Таким образом, легче сохранить внимание, чем молясь мысленно.

8. Пригласите людей выйти вперед для молитвы о нуждах. Хотя в основном туда мы приглашаем тех, кто хочет принять Иисуса, как Своего Личного Спасителя, многие наши члены церкви нуждаются в молитвах во времена особых переживаний, борьбы с вредными привычками, особых обстоятельств в жизни близких, принятия тяжелых решений, болезней. Побуждая людей выходить вперед, сделайте ударение на силе молитвы в таких ситуациях.

В некоторых церквях приготовлена молитвенная комната для этого. Одна община, разрабатывая проект молитвенного дома, включила в него «комнату силы» - справа от основного зала. Пастор сообщает церкви о том, что такая комната приготовлена для тех, чьи нужды слишком личного характера, чтобы говорить о них публично. В конце богослужения он может напомнить о ней, как о месте, где пришедшие могут сказать Господу о своем посвящении. Люди, которых проповедь побудила к особым решениям, также могут молиться о них в той комнате после богослужения.

Также можно готовить к каждому богослужению команду из двух человек, которые в любой момент будут готовы оказать молитвенную поддержку тем, кто использует молитвенную комнату и просит помолиться о них. Для этого они должны ознакомиться с памяткой для группы молитвенной поддержки, в которой могут быть советы по поводу длительности молитвы, дальнейшей поддержки нуждающихся, описаны случаи, когда нужна помощь пастора или консультанта.

Кто может пользоваться молитвенной комнатой? Члены церкви и все кто пожелают. Пастор одной из церквей в Нанаймо, в здании которой есть молитвенная комната, отмечает: «Люди вне церкви ожидают, что церковь будет молиться о них. Часто они более открыты к молитве, чем члены церкви. Молитвенное служение достигает сердец таких людей».

Если у вас нет места для отдельной молитвенной комнаты, можно выделить укромный угол в одной из комнат молитвенного дома. Также пасторская иногда может выступать, как альтернатива полноценной молитвенной комнате. Если вы приглашаете людей выйти вперед для молитвы, соответственно нужно оставить перед сценой место для того, чтобы люди могли разместиться там.

Для общин, которые верят в силу молитвы, призыв выйти вперед для молитвы может стать важной частью богослужения. Это дает возможность тем, кто имеет особые нужды, сказать о них; также это дает возможность тем, кто наделен даром молитвы, проявить ее; это вовлекает общину в служение конкретным людям и обществу. Когда вы слышите опыты отвеченных молитв, вы лучше осознаете присутствие Божие во время собрания и Его желание слышать и отвечать своему народу.

9. Просите людей проявлять свой отклик на услышанную проповедь в виде молитвы. Это помогает соединить наставление из Слова с молитвой, привнести сказанное Слово в сердца слушающих. Это может быть в виде молитвы (5 – 10 минут) в небольших группах после проповеди. Это может быть молитва:

a. Прославления. Славьте Бога за все, что услышали в проповеди.

b. Пробуждения. Просите Бога сделать отклик общины на услышанное слово более живым, чтобы полнота жизни во Христе проявилась в людях.

c. Побуждения к действию. Молитесь о том, чтобы как на местном уровне так и глобально услышанная весть применялась на деле, исполняя миссию Христа.

Если община небольшая, то можно просто просить людей молиться вслух после проповеди. Если же зал не позволяет услышать молитву с места, пусть люди молятся тихими молитвами или в группах.

ГЛАВА 4 ШКОЛА МОЛИТВЫ

Школа означает обучение. Школа молитвы – это группа людей, собранных вместе для того, чтобы научиться молиться. Кроме знаний, участники этой школы могут на практике испробовать изученные методы и получить замечательные опыты с Богом.

Какую форму выбрать для школы молитвы?

Школу молитвы легко адаптировать к любым структурам. Перед тем, как избрать формат, посмотрите, что уже создано в вашей общине. Есть ли организованные группы или классы, которые захотели бы пройти этот курс? Проводилось ли такое обучение раньше?

Эта школа может быть в формате еженедельных встреч в течении 6 или 8 недель. Можно приобрести рабочие тетради для занятий или разработать их самостоятельно.

Также можно провести интенсивное обучение в течение 1-2 дней. Это отличный формат для призыва, воодушевления, мотивации – вдали от отвлекающих дел каждого дня. Если участники пожелают, они могут продолжить обучение в виде группы в дальнейшем.

Малая группа – идеальный вариант для еженедельного изучения темы молитвы малым количеством людей. В такой группе легко молиться вместе, делиться нуждами. Обычно 6 – 8 недель необходимо, чтобы пройти курс, посвященный молитве. В такой группе можно обойтись без постоянного лидера, представляющего презентацию. Скорее это может быть дискуссия между участниками по поводу материала, в котором есть вся необходимая информация. Малые группы общины могут в план своих занятий включить курс обучения молитве.

Также можно интегрировать школу молитвы в пасторский класс или занятия для новых членов церкви. Исследовав тему молитвы (также сделав ее значительной частью занятий в этом классе), участники углубляют свой духовный опыт и развивают дружеские отношения, способствующие их укреплению в жизни общины.

Еще один вариант – сделать эту школу в виде серии проповедей, сосредоточенных на молитве. Эта серия могла бы включать специальные задания, которые члены общины выполняют в течение недели. В рамках такого формата можно оставить время для личных опытов, которые произошли в результате обучения.

Интересный формат – включить обучение молитве в программу наставничества в вашей церкви. Это подойдет в том случае, если в вашей общине уже действует программа, в рамках которой более опытные члены церкви занимаются с только пришедшими, или теми, кто не долго в церкви.

Кроме этого: можно встречаться среди недели вместе с взрослыми членами церкви, можно подключить женский отдел или любой другой, интегрировав обучение молитве в программу их встреч, можно проводить молодежную группу с такой тематикой, посвящая особое время нуждам молодежи и подростков. Помните: важно иметь хорошо подготовленные материалы для таких занятий.

Чем эта школа может помочь моей общине?

Представляя членам церкви глубокое исследование и практические занятия, посвященные молитве, вы достигаете многих целей. В первую очередь, вы даете людям возможность оценить свою молитвенную жизнь. Возможно они разочарованы отсутствием регулярности в молитве? Они не знают, о чем можно просить в молитве? Может попытки молиться «как все» для них не работают? Может они чувствуют, что их молитвы не подымаются дальше потолка?

Школа молитвы помогает людям ответить на эти вопросы. Это дает возможность участникам проанализировать проблемы, а глубокое исследование помогает переосмыслить цель и богословие молитвы. Молясь с другими они могут испытать силу молитвы и поддержку, которую, возможное, еще никогда не испытывали. Молитвенная жизнь некоторых наполнится огнем и силой.

Школа молитвы помогает членам общины познакомиться с основными духовными практиками, касающимися молитвы: ведение молитвенного дневника, проведение духовно-восстановительного отдыха, обучения молитве-размышлению, использование Библии во время молитвы, слышание Бога и т.д. Говоря о своих трудностях и победах, участники будут воодушевлять других ежедневно посвящать себя молитве. Они смогут регулярно молиться друг о друге.

Также совместное обучение молитве помогает лучше сплотить общину. Люди почувствуют радость от того, что могут чему-то научиться друг у друга. Они увидят, что они не одни в возникающих трудностях, что другие сражаются с подобными вызовами и могут оказать помощь.

Школа молитвы может иметь действие, подобное эффекту кругов на воде, расширяя влияние молитвы на других членов церкви. Как? Особенно хорошо этот эффект заметен, если учить родителей молиться. Они в свою очередь передают это своим детям и другим членам семьи. Пресвитеры и диаконы показывают пример посвящения молитве и ревности в этом всем членам церкви. Сила доброго примера оказывает большее влияние, чем десяток прочитанных книг или лекций.

В итоге, школа молитвы может оказать огромное влияние на духовную жизнь общины. Молитва лежит в центре отношений с Богом. Если эти занятия помогут членам церкви преодолеть барьеры, которые они чувствовали во время молитвы, это обновит и укрепит духовную жизнь их и всей общины.

Организация

Для организации этой школы не должно тратиться слишком много времени и ресурсов. По сути, вы уже можете иметь достаточно, чтобы на базе этого провести школу молитвы. Еще раз посмотрите, в какую из активностей вашей общины было бы лучше всего интегрировать школу молитвы: домашние группы, молодежные встречи, духовно-восстановительные отдых, семейные встречи и т.д. Проявите творческий подход, думая о том, как преподать церкви основательное учение о молитве. Возможно, у вас уже есть хорошие учителя и желающие обучаться. Все, что вам нужно подготовить в таком случае – это материалы.

Старайтесь разнообразить ваши методы и подходы в обучении. Если вы проведете школу молитвы один раз и только в одном формате, вы сможете достичь только одной группы людей. Образ жизни членов церкви может отличаться. Кто-то сможет посетить духовно-восстановительный отдых в течение одного или двух дней, а кто-то слишком занят работой или семейными проблемами. Для таких людей может подойти еженедельные встречи в течение шести-восьми недель. Таким образом достигается польза для как можно большего количества людей.

Материалы

Возможно пастору уже удалось собрать такие материалы и это идеальный вариант, так как он постарается избрать то, что более всего подходит его общине. Однако можно поискать некоторые замечательные пособия и использовать их.

Обучение лидеров

Кто в вашей церкви уже проявил свое посвящение молитве? Привлеките этих «молитвенников» к лидерству в школе молитвы. Они должны уметь делиться своими опытами с другим. Это способность является ключевой. Сила примера и личного свидетельства намного более эффективна, чем умение хорошо выступать на публике.

Вы можете автоматически посмотреть на пастора или пресвитера, ожидая, что они займут роль лидеров в этом деле. Однако, не стоит недооценивать значение тех, чей жизненный опыт является живым примером силы молитвы.

Работайте командой. Если кто-то чувствует, что провести в одиночку школу молитвы – слишком тяжелая задача, пусть привлечет других к этому делу. Объединяя усилия и разделяя ответственность, мы можем выполнить задуманное. Важно, чтобы в такой команде каждый занимался тем делом, которое может выполнить лучше всего.

Чего стоит и чего не стоит делать в Школе Молитвы

Стоит делать

1. Молитесь много во время классов. Практикуйте молитву.

2. Избирайте разные форматы для школы и время проведения

3. Планируйте такое время обучение ежегодно

4. Поощряйте позитивные сдвиги в молитвенной жизни и честно делитесь проблемами

5. Поощряйте личностный подход к молитве, не пытайтесь навязать один стиль для всех.

6. Повторяйте обучение, вовлекая других членов церкви

7. Побуждайте к чтению о молитве тех, кто не проходит обучение.

8. Рассказывайте истории о том, как Бог отвечает на молитвы и побуждайте делиться такими опытами

9. Дайте время для отзывов и дискуссии.

Не стоит делать

1. Не учите только теории.

2. Не проводите школу молитвы только по одному шаблону.

3. Не смотрите на эту школу, как одноразовый опыт.

4. Не возлагайте на участников чувство вины.

5. Не поощряйте только один вид молитвы.

Глава 5 Как научить детей молиться

Иисус!

Я чувствую, что Ты рядом.

Я чувствую, что Ты всегда рядом со мной.

Будь со мной в этот четверг. Мне нужно сегодня бежать 5 километровую дистанцию. Мне нужна самая быстрая скорость в мире. Если Ты не слишком занят другими делами, будь со мной на старте, на финише, и все время пока я буду бежать.

Франки (11 лет)

Дорогой Господь!

Я люблю Тебя. Я просто хочу заранее сказать тебе, что мне бы хотелось быть с Тобой на небе. С любовью.

Сара (8 лет)

Дорогой Бог!

Как Ты помогаешь семьям, у которых немного веры?

Такая семья живет по соседству. Я не хочу чтобы они попали в беду. Правда, их имена я называть не буду.

До встречи в церкви.

Алексис (9 лет)

Из книги «Дорогой Господь» (David Heller «Dear God», Dobleday, 1987)

Мы можем улыбаться, слыша такие молитвы, но с другой стороны мы тронуты их искренностью, простотой, доверием и честностью – именно эти качества дети привносят в молитвы, вместе с чувством глубокой близости к Богу, которой могут позавидовать многие взрослые.

Также детям присуще интуитивное осознание присутствия Бога, на которое они быстро отвечают с доверием, благоговением любовью. Их молитвенная жизнь – неподдельна. Семена веры прорастают и приносят плод в сердцах детей. Церквям и членам семьи необходимо поддерживать детей в их стремлении молиться, не положив им никакой преграды. В этой главе мы посмотрим как молятся дети и как мы можем поощрять и воодушевлять их в понимании того, что Бог слышит и отвечает на их молитвы.

О детях

Возможно первое, что следует помнить взрослым о детях, это то, что они в особом Божьем попечении. Они – пример тех, кто наследует Царство. Три евангелиста повествуют о диалоге Иисуса с учениками, который раскрывает, насколько Бог ценит маленьких детей: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает… Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Матф.18:1-5,10).

Когда ученики пытались воспрепятствовать родителям приносить детей ко Христу, Он сделал им строгий выговор: «…Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф.19:14).

Иисус ясно показал, что дети важны для Господа. Бог ставит их на первое место, как в Царствии, так и в Своем сердце. Они служат определенной моделью для взрослых, напоминая им о простоте и честности тех, кто желает наследовать Царство.

Таким образом когда мы пытаемся улучшить молитвенную жизнь общины, семей, давайте не будем забывать о детях. Почему? Во первых, молитвы детей – это «настоящие» молитвы – не просто обучение или практика для будущих лет. Когда дети молятся вслух, взрослые не должны занимать роль инструкторов и наблюдателей. Они должны осознавать, что ребенок в это время молиться от лица всех присутствующих.

Взрослые должны как молиться с детьми, так и внимательно слушать их молитвы так, как если бы молился другой взрослый человек. Как об этом пишет один родитель, переживший личный опыт в этом вопросе: «Ожидайте что Бог вдохновит и поведет вам, когда вы будете учить детей молиться, а их молитвы будут иметь большую силу и Бог ответит на них разными путями.

Взрослые также должны просить детей молиться о них. В контексте семейной молитвы, дети могут просить о важных нуждах самостоятельно – о том, о чем другие взрослые обычно молятся вслух.

Дети способны молиться искренними молитвами, свободно выражая свои чувства в ответ на Божье присутствие. Их радость настолько неподдельна, их сострадание настолько искренне, их надежды столь горячи, они не пытаются скрыть свой страх, задавая волнующие их вопросы. Во всем этом они – пример настоященй молитвы.

Когда взрослые пытаются научить детей молится, они не должны просить детей монотонно и нарочитой серьезностью произносить неестественные молитвы, наполненные разнообразными штампами. Наоборот, им стоит поощрять детей к тому, что они делают от глубины своей души, в простой форме диалога.

Следует помнить!

Помогите детям понимать, что молитва это процесс развития глубоких любящих взаимоотношений с Богом. Как и другие отношения двух личностей, молитва становиться более сильной, когда ее практикуют, уделяют ей время. Наши взаимоотношения с Богом наполнены хвалой, благодарностью, покаянием и прошениями. Молитва – это выражение нашего стремления к близкой дружбе с Богом.

Побуждайте детей использовать молитву, как способ испытать любовь их доброго и прощающего Отца. Родительский дом – первое место, где дети учатся молится именно в этом контексте. Именно поэтому взаимоотношения с земными родителями имеют важнейшее значение. Дома они учатся доверию, любви, послушанию – всему, что имеет значение для молитвы.

Занимаясь с маленькими детьми, не пытайтесь следовать заученным правилам. Многие взрослые практикуют формальные, благочестивые выражения и словарный запас, который не используют в повседневной речи. Учитесь использовать простые слова и естественный тон речи. Поощряйте короткие молитвы.

Учитесь слушать Бога, в тишине ждать того, что Он скажет вам. Учите детей чувствовать себя комфортно, находясь в тишине во время молитвы. Учите слышать тихий внутренний голос. Делая короткие периоды тишины, мы помогаем им сосредоточиться и успокоиться, ожидая встречи с Богом. Побуждайте их говорить о том, чему они научились в результате побуждений Святого Духа.

Учите детей ценить совместную молитву и помогите им найти себя в ней. Начните с того, чтобы позволить детям произносить короткие предложения, в которых они выскажут собственные мысли и проблемы (прославляя Божье величие, молясь об исцелении, о членах своей семьи, благодаря за что-то, радующее их в природе и т.д.). Где бы вы не молились вместе, в классной комнате, в собрании или на семейном богослужении, старайтесь привнести атмосферу доверия и принятия. Дети должны чувствовать уверенность в том, что другие не будут смеяться над их молитвами.

Многие дети и взрослые имеют богатый духовный мир и молясь с другими, делясь мыслями и вдохновением, данными Богом им, как личностям, они являют его. Мы хорошо поступаем, если с уважением слушаем эти откровения в молитве. «Из уст младенцев и грудных детей, Ты устроил хвалу…» - утверждает псалмопевец (Пс.8:3). Бог часто выбирает детей, чтобы явить мудрость, недостижимую для взрослых.

Когда дети будут чувствовать принятие от Бога и от людей, они будут более свободно молиться в группе, правильно принимая радость и горести других. Они будут учиться честности, общаясь с Богом и с людьми. Такие молитвы раскрывают смысл христианского общения.

Побудите детей говорить с Богом обо всем, что лежит на сердце. Их успехи, падения, страхи, планы на лето, ожидания чего-то доброго в будущем – обо всем можно и нужно молиться. Учите их тому, что молитва это не только способ попросить о чем-либо. Это способ быть более близко к Богу в любые времена, как добрые так и плохие. Молитва помогает нам встречать как мрачные, так и светлые моменты нашей жизни, переносить тяжелые раны, радоваться благополучию. Это не уход от жизни, это то время, когда мы прикасаемся к жизни в самом полном смысле этого слова. (Скорее всего, всему вышеперечисленному вас научат дети, а не вы их).

Помните, что дети учатся, действуя. Да, дети могут узнать что-то из наших поучений, но намного лучше они обучаются, видя как мы поступаем и относимся к чему-либо. Мы можем сказать им, что Бог слышит и радуется их молитвам, но что на самом деле поймут они, если во время общей молитвы мы заставим их тихонько сидеть и не мешать взрослым? К сожалению, своей жизнью мы часто учим детей, что «настоящая» молитва это что-то приготовленное для взрослых.

Это правда, что наблюдая, дети многому научатся, но еще большего успеха можно достичь, практикуя – видя, слыша, прикасаясь, пробуя, чувствуя. Важно дать им попробовать молитву. Обучая детей, не нужно забывать о их воображении. Свет, вода, семя, урожай, скала, тернии, хлеб, вино, соль, закваска, фрукты, листья, цвета, корни, почва, пастух и овцы – множество образов помогают им лучше понять внутреннюю духовную жизнь. Да, дети не могут, подобно взрослым, все логически, рационально увязать, но их воображение и духовные символы и образы помогают понять суть происходящего в духовном плане. Они могут использовать такой символизм в молитве, таким образом выражая тайну жизни в Боге.

Модели, являемые взрослыми, очень важны. Дети могут слышать, как взрослые молятся о них. Они улавливают энтузиазм взрослых по поводу молитвы, а также приоритет молитвы в повседневных делах. Взрослые могут делиться своими духовными открытиями в совместной молитве с детьми. Родители и учителя могут вести вместе с детьми молитвенный блокнот, в котором будут отмечать те опыты и откровения, полученные от Бога на коленях. Дети будут воспринимать молитву, как жизненно важное дело, если будут видеть энтузиазм взрослых и слышать их поощрения в этом деле.

Взрослые могут помочь детям развить молитвенные привычки. Некоторые из них очень просты: закрыть глаза, сложить руки, преклонить колени и т.д. Хотя важность этих привычек сегодня оспаривается многими, они полезны, обучая детей значению молитвы. Закрывая глаза, к пример, мы уделяем Господу полное внимание, не отвлекаясь на то, что может попасть в наш поле зрения. Складывая руки, мы не только учим маленьких детей не размахивать ими вовремя молитвы, но таким образом наглядно показываем свою зависимость от силы Божьей и наше желание Его водительства. Становясь на колени, мы символически являем смирение и преклонение перед Богом. (Но всегда следует напоминать, что Бог слышит наши молитвы в любое время и в любом месте, независимо от того, сложены ли наши руки и закрыты ли глаза).

Другие молитвенные привычки больше касаются внутреннего восприятия. Одной из самых, пожалуй, важных, является умение сосредотачивать свои мысли на том, кто молиться слух. Мы можем научить наших детей не только слушать, но и молиться с этим человеком.

ВОВЛЕКАЯ ДЕТЕЙ В МОЛИТВУ. СПОСОБЫ, ВРЕМЯ И МЕСТО…

Церковное богослужение – одно из наиболее важных месте, где можно прививать детям умение молиться. Однако, побуждая детей участвовать, мы должны помнить, что провести показательное театрализованное выступление, вызывающее чувства верующих – не цель богопоклонения. Если кто-то ставит такую цель, то в том служении нет места для детей. Они могут быть непредсказуемые и взрывные. Но если наша цель в служении славить, превозносить и хвалить Господа, то дети могут занять в нем важное место.

Как воплотить это на практике: Вот некоторые предложения (по книге Family Affair: Worshiping God With Our Children. CRC Publication, 1990, 1994)

ü Как только дети осознают важность признания своих неправильных поступков и обретения уверенности, что Бог прощает, их можно пригласить (вместе с остальным собранием) к тому, чтобы к следующему богослужению через неделю составить список того, что они сделали, тем самым расстроив Иисуса или ранив других людей. (Родители могут помочь тем, кто еще не умеет читать). Попросите членов церкви принести их списки к следующему служению. На нем, после короткой молитвы исповедания, пусть каждый в тишине, взрослые и дети попросят прощения у Бога за то, что они сделали не так. После соберите списки и поместите их в мусорною корзину в качестве наглядного напоминания, что верующие могут избавиться от этих списков, покаявшись перед Богом. Этот опыт помогает детям быть более внимательными к тому, что они делают, к тому, что может разделить нас и Господа в служении. Так же это служит уроком всем, что Бог не помянет наши греши, если мы раскаиваемся. После покаяния мы свободны для прославления Господа!

ü Если ваша община небольшая, то вы можете побуждать людей говорить о своих нуждах перед ходатайственной молитвой. Побуждайте родителей быть внимательными к нуждам своих детей (заболел друг, проблемы в школе, экзамены и т.д.), дать им возможность поделиться ими или высказать нужды, если дети стесняются. Можно также с классов субботней школы собирать перечни нужд, составленные ими во время встречи и выносить вперед во время ходатайственной молитвы. Если во время этого можно молиться вслух, побуждайте детей участвовать в этом.

Молитву нужно сделать неотъемлемой частью разных занятий, проводимых в церкви. Давайте детям возможность регулярно делиться своими нуждами и радостями. Старайтесь научить их использовать все элементы в молитве (прославление, благодарение, покаяние, прошение). Побуждайте их молиться в группах (короткими предложениями по кругу, например). Подайте пример того, как можно делиться личными нуждами в ходатайственной молитве, а не только молиться за других. Церкви также могут побуждать семьи к совместной молитве.

ü Всегда молитесь вместе за пищу, держась за руки (как вариант). Просите детей совершать эту молитву. Или хотя бы сказать в ней предложение. Также можно совместить время молитвы с тем временем, когда члены семьи делятся тем, что случилось за день. Когда все расскажут как прошел день, пригласите поблагодарить Бога за все доброе и доверьте Ему свои проблемы.

ü Всегда прославляйте Бога в молитве. Читайте прославляющий псалом или пусть ваше первое предложение в молитвенной цепочке прославляет Бога. Можно предложить написать собственный хвалебный гимн, или сделать это своей семьей. Каждый может добавить строчку в этот гимн, выражая, что он чувствует по отношению к Богу. Используйте эту семейную молитву по особым случаям.

ü Можно зажечь свечи во время семейного служения, символизируя Божье присутствие.

ü Создавать молитвенные списки – полезное занятие, дающее возможность каждому молиться о чем-то. Если ваши дети слишком маленькие, чтобы читать, нарисуйте картинку того, в чем нуждаетесь. Для более старших детей можно придумать специальную корзину для молитвенных нужд.

ü Подумайте, где в вашем доме можно найти укромное место для личной молитвы. Конечно, может у вас нет пустой комнаты, но небольшого укромного уголка может быть достаточно. Там можно поставить комфортное кресло, столик, лампу и Библию, другие символы, напоминающие вам о Боге. Хотя дети могут и не использовать это место часто, оно будет зримым напоминанием о молитве и показывать важность молитвы в вашем

Наши рекомендации