Церковные наказания для клириков и мирян.

●Гл. цельнаказаний, применяемых духовными судами (епископский суд, тайный суд духовника) – врачевание болезненных состояний душ самих грешников.● Церковныенаказания – отлучение (полное, неполное) – преступник церковных канонов лишается всех (или некоторых) прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви. ● Анафема (великое отлучение) – за самые тяжкие преступления: ересь, вероотступничество, святотатство. Она может быть отменена (за покаяние). ● Четыре ступени покаяния, которые последовательно проходит кающийся грешник: 1) Плачущие (стояли вне Церкви); 2) Слушающие (стояли в притворе, уходили вместе с оглашенными); 3) Припадающие(после удаления из церкви оглашенных, над ними епископ читал молитву); 4) Купно стоящие(оставались до конца Бож.Литургии, но не причащались).● В древней дисциплинарной практике сроки пребывания на разных степенях покаяния не имели безусловного и неизменного характера. Они могли сокращаться, продлеваться в зависимости от состояния души кающегося.

Наказания для мирян. ●Отлучение от причастия. ● Дисциплинарные правила Василия Великого: произвольное отречение от христианской веры (пожизненное); отречение по страху мучений (8–9л.);вольное убийство (20л.), невольное (10л.), убийство плода во чреве (10л.), прелюбодеяние, блуд монаха (15л.); блуд мирянина (7л.), мужеложство, скотоложство (15л.), кровосмешение (20л.). ● Епитимия (с к. IVв., в замен публичному покаянию): продолжительность покаяния сокращалась; кающийся совершал предписываемые ему подвиги (усиленныйпост, земные поклоны, благотворительство). ● Дисциплина церковных покаяний на Руси: 1) малое отлучение(временное удаление от участия в храмовой молитве, запрет причащаться Святых Тайн);налагал епархиальный архиерей за «великий и явный грех». 2)анафема(великое отлучение)(совершенное отсечение преступника от Церкви). ● Длительные отлучения, предусмотренные канонами, практически не применялись. ● Особый вид церковного наказания– лишение церковного погребения за самоубийство, совершенное намеренно, в здравом уме, а не в безумном состоянии или в беспамятстве.

Наказания для лиц духовных.● Извержение из сана(у мирян – анафема) ● Запрещение священнослужения (у мирян малое отлучение). ● За свои преступления клирики не подлежат наравне с мирянами ни великому, ни малому отлучению, ибо в таком случае одно и то же преступление каралось бы двойной карой. ● Извергаются из сана: уклонившиеся в ересь, отпадшие от христианской веры; за убийство; за избиение;нарушившие 7 заповедь;вступившие после хиротонии в брак. ● Лишение сана определяется раз навсегда. Если извергнутый из сана дерзнёт на совершение священнослужения, то он на основании 28 Апост. правила – подлежитанафеме. ● Запрещение священнослужения. По древним канонам, клирики, лишенные права священнодействия, сохраняли за собой право за Литургией приступать к Святым Тайнам вместе с духовенством раньше мирян. ● Наказаниек архиереям: лишение епископов братского общения с другими епископами(епископ не явился на Собор без благословной причины; принял в подчиненный ему монастырь монаха из чужого монастыря и т.п.) В современной дисциплинарной практике Церкви не применяется. ● В Русской Церкви применяются сл. наказания, как правило, за маловажные проступки: 1)епитимия без запрещения священнослужения; 2) отрешение от места и исключение за штат.Ныне обе эти меры называются одинаково –увольнением за штат;3) По Уставу Духовной Консистории были такие наказания клириков: усугубление надзора со стороны благочинных,денежные взыскания (за неисправное ведение метрических книги т.п.), земные поклоны в храме, строгий или простой выговор и замечание; 4) За преступления, подлежавшие светскому уголовному суду, в синодальную эпоху по отношению к монахам – лишение монашества.

Вселенская Церковь и Поместные Церкви. Диптихи.

Вселенская Православная Церковь включает 15 Поместных Православных церквей.

9 Патриархатов.

1) Константинопольский, 2) Александрийский, 3) Антиохийский, 4) Иерусалимский,
5) Московский, 6) Грузинский, 7) Сербский, 8) Румынский, 9) Болгарский.

Автокефальных Церквей

возглавляются архиепископами: 10) Кипрская, 11) Элладская,12) Албанская

возглавляются митрополитами:13) Польская, 14) Чехословацкая, 15) Американская.

Основаниявозвышения престолов –политические, исторически преходящие.Гражданское положение города определяет его место в диптихе.

Рим – с древности – основания для преимуществ одних престолов перед другими видел, главным образом, в апостольском происхождении Церквей.

На Востокеобщепринятая тенденция – объяснять церковный ранг кафедры политическим положением города. Восточная точка зрения, прямо выраженная в 28 правиле Халкидонского Собора, имеет все основания притязать на общецерковную значимость.

Наши рекомендации