Предмет и задачи религиоведения
Предмет и задачи религиоведения
Религиове́дение или религиеве́дение (слово состоит из религия и ве́дение) — область научных исследований, предметом которой являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии.
Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии как одной из форм мировоззрения, её распространение, влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь населения Земли, а также изменение религиозных традиций и современное состояние религиозных учений и церковных организаций, их взаимоотношения с обществом и государством.
Но религиоведение - это не только научное знание, но и учебная дисциплина гуманитарного образования, главная цель которой - дать ту сумму и глубину знаний о религии, в той форме и объёме, которые позволили бы сформировать у обучаемого адекватный образ религии и объективное отношение к ней. Процесс реализации этой цели решает ряд задач:
· выявление сущности религии, определение ее роли в жизни человека и общества.
· анализ точек зрения на причины и обстоятельства возникновения религии.
· характеристика основных этапов развития религии и ее исторических форм.
· анализ содержания наиболее распространенных мировых и национальных религий, их прошлого и настоящего
· определение роли и места религии в системе духовной культуры человечества.
Объектом религиоведения является религия, однако по поводу предмета существуют разные точки зрения. Проблема, прежде всего, заключается в том, что религию изучают также история, философия, социология,психология, культурология, этнография (антропология в западном смысле слова), экология, география и другие науки. Религиоведение отличается от них тем, что исследует религию в соответствии с наработанными в своей истории методами, подходами и установками.
Основные подходы к понятию религиоведения
Среди многообразия подходов к изучению религии в религиоведении используется три основных из них:
1. Конфессиональный подход (от лат. – церковный, вероисповедальный), т. е. религиозный. Так как ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкретным конфессиям (церквям, религиям), то они, выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные религиозные учения, имеют своей конечной целью утвердить истинность своей религии, доказать ее превосходство над другими. Иногда бывает так, что, рассматривая историю религий как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о «своей» религии, считая, что она должна рассматриваться отдельно, вне общего течения истории, по особой методологии. Такой подход можно назвать еще апологетическим (от гр. – защитительный).
2. Атеистический или натуралистический подход, рассматривающий веру людей в Бога как ошибку, временное, преходящее, но занимающее определенное место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама религия, сколько история ее изживания в человеческом сознании. Как правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание социальной, экономической, политической стороне религиозной жизни, тонкости же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже отвлекают и раздражают как что-то незначительное и даже смешное.
3. Феноменологический (от гр. – явление, данность) подход, с точки зрения которого религия описывается и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологическом изучении религий сыграли историки культуры, археологи, этнографы, искусствоведы, т. е. все исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее время. Их может интересовать историческая роль церкви, которую они считают на каких-то этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и прогрессивной, либо нейтральной к нему.
Таким образом, существует множество различных подходов к понятию религии.
Предмет и задачи религиоведения
Религиове́дение или религиеве́дение (слово состоит из религия и ве́дение) — область научных исследований, предметом которой являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии.
Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии как одной из форм мировоззрения, её распространение, влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь населения Земли, а также изменение религиозных традиций и современное состояние религиозных учений и церковных организаций, их взаимоотношения с обществом и государством.
Но религиоведение - это не только научное знание, но и учебная дисциплина гуманитарного образования, главная цель которой - дать ту сумму и глубину знаний о религии, в той форме и объёме, которые позволили бы сформировать у обучаемого адекватный образ религии и объективное отношение к ней. Процесс реализации этой цели решает ряд задач:
· выявление сущности религии, определение ее роли в жизни человека и общества.
· анализ точек зрения на причины и обстоятельства возникновения религии.
· характеристика основных этапов развития религии и ее исторических форм.
· анализ содержания наиболее распространенных мировых и национальных религий, их прошлого и настоящего
· определение роли и места религии в системе духовной культуры человечества.
Объектом религиоведения является религия, однако по поводу предмета существуют разные точки зрения. Проблема, прежде всего, заключается в том, что религию изучают также история, философия, социология,психология, культурология, этнография (антропология в западном смысле слова), экология, география и другие науки. Религиоведение отличается от них тем, что исследует религию в соответствии с наработанными в своей истории методами, подходами и установками.