Тема 1. Введение. Предмет и задачи сравнительного религиоведения

Сытая О. В.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации для студентов очной формы

обучения специальности «Политология (по направлениям)»

Минск

«БИП-С Плюс»

Рекомендовано к печати

в качестве учебно-методических рекомендаций

кафедрой философии, политологии и психологии (протокол № 9 от 26.03. 2014 г.)

Автор

кандидат искусствоведения, доцент кафедры философии, политологии и психологии ЧУО «БИП – Институт правоведения» Сытая О.В.

Р е ц е н з е н т ы:

профессор кафедры философии и политологии

ЧУО «БИП – Институт правоведения» доктор философских наук В.П.Оргиш;

Сытая, О. В.

Сравнительное религиоведение: методические рекомендации / О. В. Сытая – Минск: БИП – Институт правоведения, 2013 – с.

В соответствии с программой учебного курса кратко изложено содержание курса “Сравнительное религиоведение». Рассмотрены ранние формы религиозных верований, национально-государственные и мировые религии, новые религиозные движения, понятия свободомыслия и свободы совести.

Предназначены для студентов заочной формы обучения.

ВВЕДЕНИЕ

Данная дисциплина ориентирована на изучение сущности, структуры и функций религии и свободомыслия как духовных и социальных явлений, закономерности их генезиса, функционирования и взаимодействия с другими формами духовной и социальной деятельности. Ситуация мировоззренческого плюрализма, сложившаяся в современном обществе, предполагает наличие в его духовной и социальной жизни большого количества разнообразных явлений, среди которых важное место занимает религия. Исследование этого феномена осуществляется с позиций философии, теологии, искусства, науки. Научную точку зрения на проблему религии представляет, наряду с другими социально-гуманитарными науками, религиоведение.

Изучение данной дисциплины позволяет будущему специалисту глубже и полнее понять процессы, происходящие в современном мире, более адекватно принимать личностные, управленческие и профессиональные решения. Изучение данного курса также поможет студентам овладеть достижениями мировой и отечественной культуры, духовно определиться и реализовать конституционное право на свободу совести, сформировать активную жизненную позицию и ценностные ориентации.

В данном курсе предполагается изучение основных теоретических знаний о религии и свободомыслии, а также методологических подходов. Особое внимание уделяется истории, своеобразию и современному состоянию основных религиозных типов и направлений, форм свободомыслия, в том числе применительно к истории Беларуси. Важное место в структуре предмета занимают проблемы свободы совести, ее реализации в мировой и национальной практике, законодательстве.

Основной целью преподаванияучебной дисциплины «Сравнительное религиоведение» является формирование социально-личностных компетенций студента, обеспечивающих его личностное самоопределение в области социокультурных феноменов религии, свободомыслия и свободы совести.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

– усвоение студентами теоретических основ сравнительного религиоведения, его основных понятий, концепций и проблем,

– освоение основ исследовательской методологии в области сравнительного религиоведения;

- развитие умений и навыков, необходимых для профессиональной ориентации в многообразии исторических и этнокультурных форм религиозной жизни

– развитие у студентов научных представлений о специфике религиозного мировоззрения и свободомыслия как способов духовно-практического освоения действительности;

– ознакомление с основными историческими и современными формами религии и свободомыслия;

– ориентирование студентов на осмысление и анализ истории становления и современного состояния религиозных традиций и форм свободомыслия в Беларуси;

– усвоение основ свободы совести и ознакомление с ее законодательным закреплением в международных и отечественных правовых документах;

– содействие сознательному мировоззренческому самоопределению студентов в отношении религии и свободомыслия на началах научности, светскости, толерантности;

– обучение умению вести диалог и дискуссии по проблемам религии и свободомыслия;

– воспитание веротерпимости и уважения к законам, регулирующим осуществление свободы совести.

– формирование навыков осуществления профессиональной деятельности с учетом специфики национально-культурного пространства.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п     Название тем   Количество часов
Всего часов Аудиторные Самостоятельная работа
Лекции Практические занятия
1. Введение. Предмет и задачи сравнительного религиоведения      
2. Религия как социокультурный феномен      
3. Ранние формы религиозных верований    
4. Национально-государственные религии  
5. Буддизм    
6. Христианство  
7. Ислам    
8. Современные феномены религиозной жизни    
9. Свободомыслие и его основные формы    
10. Религия и свободомыслие в Беларуси    
11. Свобода совести и ее правовое обеспечение. Заключение    
  Итого:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение. Предмет и задачи сравнительного религиоведения

Актуальность курса, его предмет, цели, задачи и роль в структуре гуманитарного образования студентов.

Религиоведение как наука о закономерностях возникновения, развития, функционирования религии в обществе, ее функциях, роли и месте в духовной жизни общества. Многообразие подходов к изучению религии.

Основные разделы религиоведения: философия религии, психология религии, социология религии, феноменология религии, история религии, теория и история свободомыслия и свободы совести. Методы познания и принципы изложения религиоведческих проблем. Связь религиоведения с другими областями научного знания.

Наши рекомендации