Советская антирелигиозная и антицерковная политика.
ЛЕНИН И ЦЕРКОВЬ. В декрете от 23 января 1918 г. Ленин руководствовался марксстским тезисом что религия - надстройка, которая рухнет, лишившись материальной базы. Но религия не рухнула. Более того, в 1921-1922 гг. советская печать признала начавшееся религиозное возрождение. Ручеек возвращения в Церковь левой интеллигенции превратился в поток после разочарования в революции доктрине, призванной заменить собою религию и Бога. Ленин переходит к организованному насилию, направленному против православной Церкви. Начало - декрет 1919 г. о насильственном вскрытии мощей и передаче их в музеи, противоречащий декрету 1918 г. о невмешательстве правительства во внутренние дела Церкви. Поддерживались секты, о которых писалось, что это социалисты и коммунисты, пользующиеся устарелыми религиозными терминами. Терпимым было отношение к мусульманам и иудеям, хотя для разрушения иудейства созданы евсекции РКП(б), морально разлагавшие иудейство изнутри. Официально православие преследовалось как сколок старого режима, участвующий в заговорах по восстановлению царизма. Кстати оказались карловацкие декларации, которые начинались: «По благословению Святейшего Патриарха Московского...». Как патриарх Тихон ни открещивался от ответственности за карловчан, запрещая их накануне своего ареста в мае 1922 г. и продолжая требовать закрытия Карловацкого Синода после выхода из заключения в 1923 г. Советская печать подавала это как политический маневр. Доказывая, что советская власть не гонит православие как вероисповедание, в мае 1922 г. ГПУ организует «обновленчество», как альтернативное православие, подлинно лояльное советской власти, синхронизируя это с арестом патриарха Тихона за сопротивление изъятию церковных ценностей. На деле патриарх летом 1921 г. обратился к руководству западных Церквей с призывом помочь голодающим районам и распорядился организовать сборы пожертвований по всем приходам в центральный церковный фонд помощи. Но правительство запретило церковный фонд, создало Помгол и приказало все церковные сборы передать в Помгол. Церковь выполнила это требование. Власти объявили о решении изымать церковные ценности. Патриарх ответил призывом к верующим жертвовать все церковные ценности, не имеющие богослужебного употребления. Тут началась кампания против патриарха и Церкви, обвиняемых в шкурничестве. Собрано немного золота и драгоценных камней не лучшего качества и 23997 пудов серебра. Беспокоили Ленина духовные центры. С этим связано интенсивное закрытие и физическое уничтожение монастырей. Закрытие монастырей началось уже в 1918 г. и шло темпами, опережающими темпы закрытия храмов. К январю 1919 г. было насильственно закрыто более 20 монастырей, то к 1921 г. у Церкви конфисковали 573 монастыря (до двух третей монастырей). Патриарх пытался спастиих, превращая монастыри в иноческие трудовые коммуны. Власти обвинили Церковь в попытке создать обособленное государство с отдельной экономикой. Разрешая создание трудовых коммун сектантам, власти ответили отказом на ходатайства патриарха о предоставлении этого права православным монастырям.
РОЛЬ ГПУ В ОБНОВЛЕНЧЕСКОМ РАСКОЛЕ. Власти предоставили обновленцам легальный статус, и началось открытое гонение на тех, кто оставался верным патриаршей Церкви. Одни архиереи затаились на местах, другие были арестованы, большинство кратковременно признало обновленческое ВЦУ. в том числе митрополит Владимирский Сергий, в июне признавший ВЦУ, но уже в августе письменно заявивший о своем несогласии с руководством ВЦУ и потребовавший для своей епархии независимости. Он арестован и во время работы обновленческого Собора, открывшегося 29 апреля 1923 г.. находился в заключении. Пропев многие лета советской власти и провозгласив Ленина освободителем человечества, Собор ввел григорианский календарь, богослужение на русским языке, женатый епископат и право духовенства на развод и второбрачие. Затем заочно осудил патриарха Тихона, лишил его всех духовных званий и даже монашества. Константинополь и другие восточные патриархи признали обновленчество. Однако Тихон делегации от Собора заявил, что не признает Собора. Неожиданно в июне патриарх вышел на свободу: повлиял ультиматум британского правительства, грозившего прервать отношения с СССР, если патриарх не будет освобожден.
В записке Троцкого от 30 марта 1922 г., за полтора месяца до бунта обновленцев, Политбюро предлагалась стратегия бунта. Заключалась она во временном союзе с обновленцами с тем, чтобы направить всю их энергию в область изъятия церковных ценностей, не давая им времени на размышления и действия по превращению обновленческого раскола в самостоятельное церковное движение. Все главные действия обновленцев инициировались и репетировались на самом высшем уровне партии (ЦК) и правительства с участием ГПУ, которое доводило принятые решения до сведения обновленческого руководства и обеспечивало проведение их в жизнь.
КУРС НА УНИЧТОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ И МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ. В-1929 г. законы, запрещавшие любую форму религиозной пропаганды, а Церкви - любую деятельность, кроме отправления культа. С отменой НЭПа вводились непосильные налоги на частное предпринимательство, к которому приравнены религии. Подоходный налог в частном предпринимательстве мог составлять до 81 % дохода, критерии исчисления дохода не были уточнены. Этот вопрос решался финансовой инспекцией произвольно. К этому добавлялись: налог за неучастие в выборах (служители культа не имели права избирать и быть избранными, служить в Вооруженных силах) и обложение за непризываемость к военной службе (тем не менее церковники выполняли трудовую повинность). Минимальный размер платы за неслужение в армии - 50 % подоходного налога, но до 20% общего дохода облагаемого. Совокупный объем налога мог составить до 101 % без дополнительных налогов. В 1929 деревенское духовенство обложено полным налогом на землю, используемую под хозяйство и плата «за квартиру» из годового расчета 10% стоимости дома (у трудящихся – 1% за каменный и 2-за деревянный) Относительно городского духовенства в 1929 г. - постановление, запрещавшее проживать в государственных или муниципальных квартирах, если доход превышал 3000 рублей в год. Постановление требовало немедленного выселения. Поскольку частный жилой фонд в городах ограничен, перенаселен и дорог, мало кто соглашался поселить у себя священнослужителя, священники шли на фиктивные разводы, чтобы жена с детьми могла существовать. Августовское постановление 1924 г. лишало духовенство всех видов государственной страховки, в том числе и права на бесплатное лечение. Подоходный налог с сельского духовенства - натурой. Поскольку после революции у духовенства оставались лишь клочки земли, до раскулачивания продналог уплачивали за священника благочестивые зажиточные крестьяне. За неуплату священников судили как вредителей и ссылали в лагеря или расстреливали, а храмы закрывали. Культовое пение приравнивалось к исполнению артистами музыкальных произведений, за что доход духовенства облагался дополнительным 5 % налогом. Несмотря на отмену с июня 1429 г. страхования церковных певчих, страховой сбор с них продолжал взиматься. Митрополит Сергий требует отмены обложения натурой и особыми сборами, поскольку у церквей нет своих доходов, то поборы ложатся на прихожан как налог на веру; отмены приравнивания по налогам Церкви к кулакам; защиты прав верующих судебными инстанциями наравне с остальными гражданами, жалуется на использование требования регистрации религиозных обществ как средства их ликвидации: власти не реагируют на заявление, ожидая 1 мая 1930 г., после которого общины, не получившие регистрации, будут закрыты.
Частичное выполнение требований после статьи «головокружение от успехов»: постановление ВЦИК устанавливает налог на доход от сельского хозяйства священнослужителя в двойном размере по сравнению с таким же доходом крестьянина.
В 1929-1930 гг. была проведена чистка Российской Академии наук: изгнаны «идеалисты»-ученые, не принимающие марксистский материализм как абсолютную истину. В ходе чистки осуждены или приговорены к расстрелу около 100 ведущих академиков - почти все были верующими членами православной Церкви (историк Платонов, математик Егоров). Началось массовое закрытие молитвенных зданий всех «культов». Количество открытых православных храмов сократилось с 30 тыс. в 1929 г. до одной-двух сотен к 1940 г. с сокращением численности священнослужителей. Погибло не менее 40 тысяч православных священнослужителей. Число мирян, погибших за веру, вычислить пока не возможно.
В условиях 30-х гг. храмов так мало, что большинство верующих ходило в ближайший храм любого направления, что способствовало единству Церкви. Значительная часть верующих обслуживалась бродячими тайными священниками, которые составляли «катакомбную» Церковь во всем ее разнообразии. По сути, подпольной была и патриаршая Церковь. В гонениях на патриаршую Церковь властям помогали обновленцы.
ФАЗЫ СОВЕТСКОЙ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ. Первая фаза - ряд ленинских декретов 1917-1920 гг., ключевым был ленинский Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. С 1921 г.. - фаза дифференциации между религиями, поддержки сект и расколов, созданием криминальных «дел» и террористическими актами против Церкви и духовенства заведовал 6-й отдел ОГПУ под руководством Тучкова; для координации всех видов антирелигиозной политики осенью 1922 г создана Антирелигиозная комиссия Политбюро ЦК РКП(б). которая в течение последующих восьми лет возглавляла партийно-государственный фронт борьбы с религией (председатель Емельян Ярославский). В 1922 создана Комиссия по проведению отделения Церкви от Государства под председательством Красикова, позднее Смидовича. 8 апреля 1929 г. Президиум ВЦИК принял постановление о создании при нем Постоянной комиссии по вопросам культов (председатель – Смидович, с 1930 – Красиков), прекратила свое существование в 1938. К тому времени Церковь опекал исключительно НКВД.
Что касается сталинской Конституции, то ее статья, допускающая выдвижение кандидатов на выборы от общественных организаций, была первоначально истолкована верующими как дающая право Церкви и приходам выдвигать кандидатов. Это толкование было заклеймено антирелигиозной печатью как провокация попов и использовано как очередной предлог для арестов и ликвидации духовенства и верующих. Официальный ответ - общественной в социалистическом государстве может быть только организация, исповедующая классово-социалистическое мировоззрение. Религия, как классовый враг, не может иметь прав общественной организации в СССР.
СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ. Массовое закрытие храмов публичное сжигание икон и т.п. часто осуществлялось активистами Союза воинствующих безбожников (СВБ). В 1922 появилась газета «Безбожник». Вокруг нее образовалось Общество друзей газеты «Безбожник», которое на первом съезде в 1925 г. преобразовано в Союз безбожников. До его фактического распада во время ВОВ председателем был Ярославский. В 1929 г. на втором съезде в название был добавлен «воинствующих». Члены Союза должны были громить церкви, устраивать антирелигиозные парады, комсомольские «пасхи» и «рождества», жечь иконы, насильно закрывать церкви от имени общественности, что вписывалось в условия НЭПовского плюрализма. Государство как бы не несло ответственности за максимализм СВБ. Эта организация могла организовывать ячейки в школах, армии, на заводах, в колхозах и т.д. СВБ мог требовать отчетности перед собой государственных организаций. На втором съезде СВБ атаковал Наркомпрос за недостаточно интенсивную борьбу с религией в школе. Резолюция съезда потребовала превращения школыиз нерелигиозной в воинственно-антирелигиозную, учителей - в пропагандистов атеизма и изгнания из школ верующих педагогов. На втором съезде СВБ принял на себя обязательства превратить Москву за пять лет в безбожную столицу и довести количество членов Союза до 17 миллионов к 1931 г. СВБ достиг численного предела в 1932 г - 5 миллионов 670 тысяч членов. В 1932 г. СВБ принял пятилетку уничтожения религии, выполнение которой должно было совпасть с выполнением второй хозяйственной пятилетки. В 1930-1932 гг. максимального тиража достигли и издания СВБ: разовый тираж газеты «Безбожник» - 500 тысяч экз. в 1931 г., ежемесячный иллюстрированный журнал под тем же названием - 200 тысяч экз.; а годовой тираж всех непериодических изданий с 12 (1927) до 800 миллионов (1930) листов. После 1932 г численность СВБ, и его изданий начала падать. Даже «Безбожник» исчез на два года. 1929-1939 – третья фаза советской антирелигиозной политики.
Четвертой фазой следует считать эпоху от присоединения новых территорий на западе в 1939-1940 гг. и вовлечения СССР во Вторую мировую войну до удара в хрущевские годы. В 1939-1941 гг. после фактически полного уничтожения видимой стороны религии агрессивность официальной политики и антирелигиозной пропаганды в СМИ поубавилась. Дело в том. что после 1 сентября 1939 г. запахло военной угрозой и для СССР, а неудачная советско-финская война с колоссальным количеством не только погибших, но и сдавшихся в плен, да и частыми убийствами комиссаров солдатами. внушали беспокойство за дух армии после уничтожения офицерского корпуса в чистках 1937-1938 гг.. вселяли сомнения в готовности воевать "за мировой пролетариат". Присоединены территории на западе с благоустроенной местной церковной жизнью и преимущественно православным населением всюду, кроме Галичины (униаты) и Прибалтики (лютеране в Латвии и Эстонии; католики в Литве). Поскольку эти земли присоединены под лозунгом воссоединения с братскими народами, их надо было убедить в религиозной терпимости.
Из четырех правящих архиереев, сохранившихся на своих местах к 1939, двое отправлены на Запад: митрополит Николай (Ярушевич) экзархом на Украину с пребыванием в основном в Западной Украине, а митрополит Сергий младший (Воскресенский) экзархом в Прибалтику. В последние два предвоенных года (с конца 1939 г. до середины 1941 г.) в советской печати (даже в «Безбожнике») все чаще появляются статьи о том, что не надо путать простых верующих с религиозными идеологами и религиозной идеологией. Классовым врагом является религиозная идеология, а не люди, религиозные чувства которых не следует оскорблять. На «освобожденных» территориях проводится политика относительной терпимости по отношению к верующим и духовенству при пропаганде против религии как мировоззрения. Вводятся высокие налоги на доходы духовенства, но насильственного закрытия церквей нет, редки случаи ареста духовенства, даже униатского в Галиции. Восстанавливается регулярная неделя с воскресением как выходной, вместо введенной в 1929 г. «пятидневки» с шестым днем в виде выходного, воспринятой «Безбожником» как важный шаг в наступлении на Церковь, лишающий верующих регулярного посещения церкви по воскресениям.