Церковь, государство и расколы после Октябрьской революции.

20 ноября 1920 г. патри­арх Тихон издал Указ, разрешающий местным епископам при отсутствии связи с Москвой объединяться с соседними епархиями и объявлять себя временными автокефалиями. Зарубежный Синод в Карловцах ссылался на него как на законную основу своего существования. Но патри­арх не мог распоряжаться территориями других православных Церквей, где обосновался Зарубежный Синод. Указ относился к собственной территории и под­разумевал обрыв связей внутри страны или с епархиями, которые отошли к Балтике, Польше, Финляндии. Епископы и священники, поки­дающие паству, по канонам лишаются права служения. В случае с Зарубежным синодом - уход священников от своей паствы.

На территориях, занятых белыми, образовались временные Вы­сшие церковные управления (ВЦУ), отделенные от патриарха Тихона политически, но не юридически. Деникинское Вре­менное ВЦУ Юга России образовано Ставро­польским Собором в мае 1919 г. при участии членов Мос­ковского поместного Собора, имевших право учас­тия в местных соборах и съездах любых частей Русской Церкви до истечения срока полномочий и выборов новых депутатов. ВЦУ Колчака и Деникина перестали существовать с эвакуацией из России. Крымское ВЦУ при Врангеле подчинялось местному архиерею, оставшемуся в России, в отличие от епископа Вениами­на, возглавлявшего военное духовенство. Эвакуировалась духовенство, которое обслуживала белую армию и открыто поддерживала белых вопреки распоряже­нию патриарха. Карловчане доказывают легитимность тем, что Временное Высшее Русское Церковное Управление За границей (ВВРЦУЗ), образованное в Константинополе, - прямое продолжение ставропольского ВВЦУ, которое будто бы признавалось патриархом, пос­кольку при переходе территории под советскую власть он признал назначения священников, сделанные став­ропольским ВВЦУ, но эти ВЦУ подпадали под определение патриарха от 20 ноября 1920 г., нет оснований считать константинопольский ВВРЦУЗ продолже­нием ставропольского ВЦУ (прекратило су­ществование с созданием крымского ВЦУ, которое не перенеслось в зарубежье, председатель остался в России). Глава константинопольского ВРЦУЗ, митрополит Антоний, имел косвенное отношение к ставропольскому ВЦУ и ника­кого - к крымскому.

Идея создания эмигрантского церковного управления - епископу Вениамину (первым среди зарубежных иерархов порвал с эмигрантскими церковными организациями и стал экзархом Москвы в Америке). В декабре 1920 г он во главе общественно-церковной делега­ции пришел просить митрополита Антония, чтобы он обратился во Вселенский патриархат с ходатайством о разрешении образовать ВВРЦУЗ. По ходатайст­ву митрополита Антония и епископа Вениамина22 декабря 1920 г. Вселенский патриархат разрешил русским иметь особое времен­ное управлениедля окормления рус­ской эмиграции под омофором Вселенского Патриарха, за которым - все судебные права. Односторонняя легализация и принятие под свой омофор ВРЦУЗа без отпускной грамоты Мос­ковского патриарха - нарушение канонов.

МОНАРХИЧЕСКИЙ И КАРЛОВАЦКИЙ СЪЕЗДЫ В 1921 г. Сербский патриархат при­гласил эмигрировавшее русское духовенство в Сербию. ВРЦУЗ переехал в г. Сремские Карловцы (Сербия), не за­ручившись отпускной грамотой от Патриарха Вселенского. Сербы предоставили ВРЦУЗ полную свободу и независимость, нарушив канон, запреща­ющий два независимых друг от друга церковных управления на од­ной территории. Вопрос прав, предоставляемых Сербской Церковью русскому духовенству на своей территории - внутреннее дело Сербской патриархии, но Карловацкая церковная группировка называла себя ВРЦУЗом и в июле 1921 г. приняла устав, в котором говорилось о ее подчинении Московско­му патриарху.

В ноябре 1921 г. в Карловцах - первый Всезарубежный русский церковный съезд, переименовавший себя в Собор - 86 человек: 12 архиереев, 21 священник и 53 мирянина; часть последних не представляла приходов. Участники съезда - члены Высшего монар­хического совета, сформированного на съезде в баварском г. Бад-Рейхенгаль летом 1921 г. На нем в качестве почетных гостей присутствовали митрополит Антоний и ар­хиепископ Евлогий. Председатель ВМС Крупенский заявил, что Московский Собор был недействительным. Архи­епископу Евлогию слова не дали, но поручили организовать церковную комиссию для собора в Карловцах, в президиум собора он не попал. Во время подготовки к Собору, ВМС вошел в контакт с Гитлером через Розенберга. ВМС помог Розенбергу купить «Фелькишер беобахтер». С Гитлером у ВМС достигнуто соглашение о борь­бе против большевизма и о подготовке пра­вославного духовенства на территории Германии для будущей осво­божденной России, буде Гитлер придет к власти. На Карловацком Соборе митрополит Ан­тоний самовольно дал право решающего голоса представителям ВМС. Они потребовали из­гнания М. В. Родзянко как председателя Думы, Вре­менный комитет которой принял решение об отречении Николая II, хотя он был делегатом Московского Собора и обладал правом участия во всех местных Соборах и съездах Рус­ской Церкви. Чтобы не распалять страсти, Родзянко сам покинул Собор. На Со­боре принята резолюция о восстановлении Романовых на российском престоле в качестве самодержцев (за только 6 из 12 архиереев и 7 священников). Собор закрылся 3 декабря 1921 г., а 10 января 1922 г - первое сообщение о предстоящей конференции в Генуе. Сразу появилось обращение ВРЦУЗ, призывавшее Генуэзскую конференцию начать крестовый поход против Советс­кой России. Обращение сделано от имени Собора на которомне шло речи о конференции.

КАРЛОВЧАНЕ, МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ И НАЧАЛО ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА. Получив сведе­ния о резолюции Карловац­кого Собора и воззвании к Генуэзсской конференции, Тихон запросил мнение авторитетных рус­ских епархиальных архиереев. Все отзывы были отрицательными. 5 мая 1922 г. - распо­ряжение Синода за подписью патриарха закрыть ВРЦУЗ и пере­дать управление русскими зарубежными приходами Евло­гию, возведенному патриархом в митрополи­та. Из уважения к старшему другу митрополи­ту Антонию, Евлогий уклонился от принятия на себя полноты власти. Он предложил переименовать ВРЦУЗ в Зарубеж­ный архиерейский Синод и разделить русское православное зару­бежье на четыре самостоятельных митрополичьих округа: Балкан­ский, Западноевропейский, Американский и Дальневосточный (Харбин). Представители округов раз в год должны съезжаться в Карловцы на Собор под председательством Антония для координации работы и взаимной информации. В остальное время Карловацкии Синод действовал как посредник между округами. Кад­ровый состав Синода отличался от ВЦУ отсутствием членов ВМС, но они завладел канцелярией Синода. Трения между Карловцами и Евлогием с Платоном, начавшиеся протестом Евлогия против политичес­ких резолюций Карловацкого Собора 1921 г., усугубились принятием карловацкой бюрократией в 1924 г. постанов­ления, признающего только те указы российского патриарха, ко­торые не противоречат Карловцам; в 1925 митрополит Антоний был провозглашен заместителем патриарха с правом представительствовать Российскую Церковь вне и в России(в России местоблюстителем назначен Петр). Неприятие Петра карловчанами связано с тем. что он был главным автором "воззвания" (так оно названо митрополи­том Петром в «Известиях» от 15 апреля 1925 г.) патриарха Тихона от 7 апреля 1925 г, после кончины патриарха получившего назва­ние «Завещательного послания», которое карловацкая бюрократия объявила подложным, хотя архиепископ Анастасий, будущий глава Карловацкого Синода, доказывал его подлинность. Конфликт 1926 г, от которого следует вести отсчет эмигран­тского церковного раскола, был вызван требованием к митрополитам Евлогию и Платону полностью подчиниться Карловацкому Синоду, но они были назначены Москвой и власть Карловцовна них не распространялась.

ЛЕНИН И ЦЕРКОВЬ. В декрете от 23 января 1918 г. Ле­нин руководствовался марксстским тезисом что религия - надстройка, которая рухнет, лишившись матери­альной базы. Но религия не рухнула. Более того, в 1921-1922 гг. со­ветская печать признала начавшееся религиозное возрождение. Ручеек возвращения в Церковь левой интел­лигенции превратился в поток после разочарования в революции до­ктрине, призванной заменить собою религию и Бога. Ленин переходит к организованному насилию, направленному против православ­ной Церкви. Начало - декрет 1919 г. о насиль­ственном вскрытии мощей и передаче их в музеи, противореча­щий декрету 1918 г. о невмешательстве правительства во внутрен­ние дела Церкви. Поддерживались секты, о которых писалось, что это социалисты и коммунисты, пользу­ющиеся устарелыми религиозными терминами. Терпимым было отношение к мусульманам и иудеям, хотя для разрушения иудейст­ва созданы евсекции РКП(б), мо­рально разлагавшие иудейство изнутри. Официально православие преследовалось как сколок старого режима, учас­твующий в заговорах по восстановлению цариз­ма. Кстати оказались карловацкие декларации, которые начинались: «По благословению Святейшего Пат­риарха Московского...». Как патриарх Тихон ни открещивался от ответственности за карловчан, запрещая их накануне своего арес­та в мае 1922 г. и продолжая требовать закрытия Карловацкого Синода после выхода из заключения в 1923 г. Советская печать подавала это как политический маневр. Доказывая, что советская власть не гонит православие как веро­исповедание, в мае 1922 г. ГПУ организует «обновленчество», как альтернативное православие, подлинно лояльное советской влас­ти, синхронизируя это с арестом патриарха Тихона за со­противление изъятию церковных ценностей. На деле патри­арх летом 1921 г. обратился к руководству западных Церквей с призывом помочь голодающим районам и распорядился организо­вать сборы пожертвований по всем приходам в центральный церковный фонд помощи. Но правительство запретило церковный фонд, создало Помгол и приказало все церковные сборы передать в Помгол. Церковь выполнила это требование. Власти объявили о решении изымать церковные ценности. Патриарх ответил призывом к верующим жертвовать все церковные ценности, не имеющие богослужебного употребления. Тут началась кампания против патриарха и Церкви, обвиняемых в шкурничестве. Собрано немного золота и драгоценных камней не лучшего качества и 23997 пудов серебра. Беспокоили Ленина духовные центры. С этим связано интенсивное закрытие и физическое уничтожение монастырей. Закрытие монастырей началось уже в 1918 г. и шло темпами, опережающими темпы закрытия храмов. К январю 1919 г. было насильственно закрыто более 20 монастырей, то к 1921 г. у Церкви конфисковали 573 монастыря (до двух третей монастырей). Патриарх пытался спастиих, превращая монастыри в иноческие трудовые коммуны. Власти обвинили Церковь в попытке создать обособленное государство с отдельной экономикой. Разрешая создание трудовых коммун сектантам, власти ответили отказом на ходатайства патриарха о предоставлении этого права православным монастырям.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКОВНОГО РАДИКАЛИЗМА. Православный радикализм, придавленный после 1907 г., возродился после Февральской революции в виде левосоциалистических христианских объединений. В Петрограде ожила «группа 32 священников» под названием «Союз прогрессивного петроградского духовенства». Еще более левый петроградский «Всероссийский союз демократического православного духовенства» под председательством священника А. И. Введенского. Появилось и множество аналогичных организаций. В Москве ткач Жилкин, в прошлом помощник Гапона, зарегистрировал 8 июня 1917 г. «Христианско-социальную рабочую партию», которая после победы большевиков переименована в «Христианско-социалистическую рабоче-крестьянскую партию». Она пользовалась покровительством патриарха Тихона, который назначил ее духовником священника С Калиновского. Программа партии отрицала классовую борьбу, призывала к социальному миру, прекращению гражданской войны. Патриарх отказался благословить ее на деятельность внутри РПЦ, т.к. последняя беспартийна, но высказал благосклонность к ее целям. Партия успешно ходатайствовала перед советским правительством об открытии Кремля и его храмов для богослужений на три пасхальных дня 1919 г. Кузнецов от имени партии вносил протесты против ограничений прав верующих. Он даже вынес на рассмотрение правительства меморандум, осуждающий декрет 1918 г. об отделении Церкви от государства и школы от церкви. Это была прямая критика Вождя, за что он был судим и посажен. В сентябре 1919 г. партия запрещена. Эти движения не выходили зарамкиофициальной патриаршей Церкви. Исключение - дело бывшего архиепископа Владимира Путяты. Сын еврейки и потомка киевского княжеского рода идущего от сподвижника Владимира по обращению в христианство Новгорода, он начал карьеру гвардейским офицером, был другом Николая II, вдруг отправился в Казанскую духовную академию, принял постриг и стал епископом, не имея для этого никаких моральных данных. Кочуя с кафедры на кафедру, оставлял за собой скандалы, а то и потомство. Собор лишил его сана в 1918 г., низведя до состояния простого монаха и повелев жить в монастыре в Пензе. Но там Путята объявил себя архиереем, главой «Свободной народной Церкви», за что отлучен Собором. Одним из первых примкнул к обновленцам.

обновленческий ПЕРЕВОРОТ. ПАТРИАРХ И МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН. После ряда процессов и расстрелов православного духовенства и мирян, по обвинению в сокрытии церковных ценностей 6 мая 1922 г. был арестован патриарх. обвиняемый, что своими распоряжениями развязал сопротивление верующих изъятию ценностей. 12 мая заключенного патриарха посетила делегация петербуржских обновленцев - священники Введенский. Красницкий и Белков. Они убеждали патриарха передать им канцелярию, так как шансов на его освобождение нет, а лишать Церковь управления нельзя. Патриарх согласился, вызвав в Москву для назначения местоблюстителем митрополита Ярославского Агафангела, Приезд Агафангела задержал Тучков, возглавлявший церковный отдел в ГПУ. Агафангел подпольно напечатал свое обращение, объявляющее Высшее церковное управление обновленцев узурпацией, призвал духовенство не иметь с ними дела и повторил Указ патриарха от 20 ноября 1920 г. разрешающий епархиальным архиереям на местах временно объявлять себя автокефальными. За это послание Тучков отправил митрополита в ссылку. Обвинения церкви не выдерживали критики, арест патриарха - наглядный пример применения ленинской инструкции Популярность митрополита среди петроградской бедноты и рабочей молодежи расходилась смарксистким взглядом на Церковь как на дурман, а на духовенство как на классового врага. Вениамин предложил Пстросовету собрать среди верующих стоимость евхаристических сосудов и внести ее вместо них, жертвуя все остальные церковные драгоценности. Петросовет сначала согласился, но Москва придрались к тому, что в ответ на захват патриаршей канцелярии петроградскими обновленцами Вениамин отлучил их от Церкви вплоть до раскаяния. Власти потребовали восстановления этих священников в правах и получив отказ, арестовали митрополита и более десятка виднейших петроградских церковных деятелей. Адвокат Гуревич доказал невиновность Вениамина, в том числе и в участии в карловацком монархическом заговоре. С арестом митрополита Вениамина в должность временного главы петербургской епархии вступил старший викарный - епископ Алексий (Симанский), будущий патриарх Алексий I. Его вызвали в управление ГПУ на Гороховой улице и предъявили ультиматум: если он не снимет церковное отлучение с Введенского и прочих обновленцев, митрополит Вениамин будет расстрелян. 5 июня епископ Алексий выпустил "Обращение к петроградской пастве", в котором объяснил восстановление Введенского в пастырских правах тем, что митрополит Вениамин отлучил ею и его единомышленников необоснованно (не имея всей информации) и восстановил живоцерковников в служении. ГПУ. расстреляло митрополита Вениамина, несмотря на обещание сохранить ему жизнь. Епископ Алексий 24 июня сложил с себя полномочия правящего архиерея. В августе ГПУ арестовало его и сослало в Среднюю Азию.

РОЛЬ ГПУ В ОБНОВЛЕНЧЕСКОМ РАСКОЛЕ. Власти предоставили обновленцам легальный статус, и началось открытое гонение на тех, кто оставался верным патриаршей Церкви. Одни архиереи затаились на местах, другие были арестованы, большинство кратковременно признало обновленческое ВЦУ. в том числе митрополит Владимирский Сергий, в июне признавший ВЦУ, но уже в августе письменно заявивший о своем несогласии с руководством ВЦУ и потребовавший для своей епархии независимости. Он арестован и во время работы обновленческого Собора, открывшегося 29 апреля 1923 г.. находился в заключении. Пропев многие лета советской власти и провозгласив Ленина освободителем человечества, Собор ввел григорианский календарь, богослужение на русским языке, женатый епископат и право духовенства на развод и второбрачие. Затем заочно осудил патриарха Тихона, лишил его всех духовных званий и даже монашества. Константинополь и другие восточные патриархи признали обновленчество. Однако Тихон делегации от Собора заявил, что не признает Собора. Неожиданно в июне патриарх вышел на свободу: повлиял ультиматум британского правительства, грозившего прервать отношения с СССР, если патриарх не будет освобожден.

В записке Троцкого от 30 марта 1922 г., за полтора месяца до бунта обновленцев, Политбюро предлагалась стратегия бунта. Заключалась она во временном союзе с обновленцами с тем, чтобы направить всю их энергию в область изъятия церковных ценностей, не давая им времени на размышления и действия по превращению обновленческого раскола в самостоятельное церковное движение. Все главные действия обновленцев инициировались и репетировались на самом высшем уровне партии (ЦК) и правительства с участием ГПУ, которое доводило принятые решения до сведения обновленческого руководства и обеспечивало проведение их в жизнь.

объединительная ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА ВЛАСТИ И ОБНОВЛЕНЧЕСКИЙ СОБОР 1925 г. В 1924 г. Комиссия по отделению церкви от государства (председатель Ярославский) занята подготовкой обновленческого Собора: корректировкой программы Собора в сторону большей консервативности: опасались, что явный идеологический союз обновленческой схизмы с атеистической властью отпугнет от нее паству. Комиссия постановила арестовать и выслать из Питера «автокефалистов» во главе с епископом Николаем (Ярушевичсм), расторгнуть договор, заключенный между «Свободно-трудовой церковью» и Моссоветом, чтобы эта группа не мешала развитию обновленческого движения. В январе 1923 г. Антонин, в августе 1922 г. назначенный на должность председателя ВЦУ, а через год порвавший с ним, направил во ВЦИК протест против использования Церкви органами власти. Председатель Комиссии по отделению церкви от государства Красиков пытался останавливать вмешательство ГПУ в жизнь Церкви. Информация об отсутствии у обновленцев паствы повторяется в документах. В сентябре 1923 г. правительство стало подталкивать обновленческое руководство к переговорам с представителями патриарха о воссоединении, предлагая созвать совместный Собор под председательством патриарха, который подаст в отставку и уйдет на покой в сущем сане, а Собор выберет нового патриарха. Большинством голосов собравшиеся в Донском монастыре 27 патриарших епископов этот план не приняли. В ноябре Тучков в личной беседе пригрозил патриарху тюрьмой, если он не примирится с обновленцами как внутрицерковным течением; однако патриаршая Церковь согласна принимать обновленцев только в индивидуальном порядке через покаяние. Одновременно духовенству под угрозой ареста запрещали поминать за богослужением Тихона, как лицо, находящееся под судом. Только 21 марта 1924 г, судимость с патриарха снята. Но обновленчество внутренне разлагалось: к 1922 у них 66 % действующих храмов, к ноябрю 1924 г. оставалось не больше 30. Не помогло обновленцам признание их Вселенским и Александрийским патриархами и даже ложь, что Тихон принимает живоцерковников без покаяния.

ПОЧЕМУ ПРОВАЛИЛОСЬ ОБНОВЛЕНЧЕСТВО:народ отталкивало явное сотрудничество обновленцев с советской властью. В Петербурге всеобщей любовью пользовался митрополит Вениамин, а обновленцы активно содействовали его уничтожению. Материально патриаршая церковь богаче обновленцев (большая паства). Неприятие обновленцев нельзя объяснить и их богословскими новшествами: в 1905-1906 гг.. Союз церковного обновления, никто еретическим не считал несмотря на предложение предпочитать женатый епископат монашескому. Враждебность к обновленцам 20-х гг. связана с реакцией верующих на революцию. Обновленцев 20-х гг. можно осудить за распутство, но не за богословскую ересь по большому счету Большая терпимость по отношению к не менее соглашательской РПЦ со второй половины 20-х и до 80-х гг. объясняется охранительным, а не преобразовательным характером Московской патриархии.

Местоблюстиетели, их заместители и дальнейшие расколы. Нa неофициальном Соборе архиереев, 12 апреля 1925 г. съехавшихся на погребение патриарха Тихона, митрополит Петр вскрыл завещание покойного. В нем оказались имена митрополитов, предназначенных Тихоном для местоблюстительства в случае невозможности избрания патриарха каноническим путем. Патриарх назвал имена Кирилла Казанского, Агафангела Ярославского и Петра Крутицкого. Только последний не был в тот момент в заключении и стал местоблюстителем. Но к концу года сослали и его по обвинению в участии в эмигрантском монархическом заговоре, выдвинутому обновленцами: это месть за то, что митрополит Петр запретил духовенству участвовать во втором обновленческом Соборе, намеченном на осень 1925 г. и задуманном как объединительный. Возможно, в стремлении к объединению обновленческие лидеры были искренни, поскольку их Церковь как самостоятельная не состоялась. Петр своим посланием от 28 июля 1925 г., категорически запрещавшим духовенству и мирянам какое-либо участие в этом «Соборе».

Митрополит Петр после 12 летзаключения в 1937 г. был расстрелян по приговору тройки НКВД.

ГРИГОРЬЕВСКИЙ РАСКОЛ.Убедившись в бесперспективности обновленчес­тва, 0ГПУ сделало ставку на "староцерковную" группировку из 9 епископов, собравшихся в Москве 22 декабря 1925 г. под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория Яцковского. Под предлогом того, что митрополит Петр занимался контрреволюционной деятельностью и с его арестом, группа объявиласебя Временным высшим церковным советом (ВВЦС). Этот совет получил от советской власти регистрацию, которой добивались патриарх Тихон и митрополит Петр Однако митрополит Петр оставил конверт с именами кандидатов в заместители местоблюстителя, где первым значился митрополит Сергии. Став заместителем местоблюстителя, Сергий не придал григорьевский ВВЦС. Тогда Тучков устроил встречу Григория с заключенным Петром, которому был представлен доклад, утверждавший, что Сергии руководить Церковью не может, так как наводится в Нижнем Новгороде, ограниченный подпиской о не выезде. Остальных двух кандидатов - экзарха Украины митрополита Киевского Михаила и Иосифа - Григорий отводил, утверждая, что первый отказался а второй никому не известен. Петр поставил подпись, но вместо епископов для ВВЦС, предложенных Григорием, вставил имена трех иных архиереев. Тучков. пообещав выполнить волю Петра, этого не сделал. Чтобы вызвать смуту, он встретился с возвратившимся из ссылки митрополитом Агафангелом и уговорил его, как второго кандидата, названного в завещании Тихона, объявить себя местоблюстителем, что прекратит борьбу за власть между Григорием и Сергием. Тот поверил и 18 апреля 1926 г. разослал из Перми послание духовенству и мирянам о принятии на себя местоблюстительства. Послание положило начало расколу «тихоновской» Церкви. Сергий убедил старца отказаться от местоблюстительства. Примирение между Агафангелом и Сергием не входило в планы ОГПУ, а Петр 1 января 1927 г. составил воззвание, в котором упразднил григорьевскую коллегию. Тучков пытался рассорить митрополита Петра с Сергием, уговорить Петра перевести Сергия в Красноярск. Раскол достиг апогея в 1932 г., когда у раскольников насчитывалось 27 епископов, из них 12 канонической хиротонии. Многочисленность епископов была непропорциональна малочисленности прихожан и храмов. Чтобы поднять престиж своего дела, Григорий пытался привлечь знаменитого Соловецкого узника епископа Илариона (Троицкого), для чего ГПУ в начале июня 1927 г переправило Илариона в Москву. Но епископ Иларион ответил отказом и был отправлен обратно на Соловки. Неудача с Иларионом убедила Григория в бесперспективности дела и на архиерейском съезде в ноябре 1927 г. он ушел в отставку. В 1937 г раскольникитри-горьевцы подверглись такому же разгрому, как и другие ветви православия.

МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ И «ДЕКЛАРАЦИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ». Митрополит Сергий продолжал добиваться легализации, подавая новые проекты Декларации лояльности, Одновременно в 1926 г он организовал тайные письменные выборы патриарха епископами при помощи объезда их нарочными. ГПУ нарочных накрыло. По делу тайных выборов арестовано около сотни архиереев, в том числе и Сергий. Пока он находился а заключении, Тучков вел переговоры с Петром, Иларионом и избранником тайных выборов митрополитом Кириллом; последнему он предлагал патриаршество при условии, что тот будет убирать епископов, неугодных ГПУ. Кирилл ответил, что в таком случае будет сообщать, что отставка вызвана требованиями ОГПУ. Окончательной версии декларации, опубликованной в 1927 г., предшествовали обращение Соловецких узников к советскому правительству (май 1926) по инциативе епископа Илариона и близкий по духу проект Декларации лояльности, разосланный митрополитом Сергием епископам (июнь 1926): говорят о несовместимости марксизма и христианства в вопросах бытия и его осмысления, но заверяют власть в полной гражданской лояльности, предлагая действительное отделение Церкви от государства. Эти документы власть не удовлетворили. Так появилась «Декларация лояльности» 1927 г.: отрицаются гонения на Церковь со стороны советской власти, были слова: «Мы хотим быть православными и … сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной». Есть требование к зарубежному русскому духовенству дать подписку о лояльности советской власти. Только такой ценой смог Сергий составить Синод и зарегистрировать его у властей в мае 1927 г. Легализован только Синод, но не Церковь: приходы регистрировались в местных Советах в индивидуальном порядке. Карловчане ответили на требование митрополита Сергия окончательным разрывом с Московской патриархией. В 1929 г. - новые сложности между Евлогием и Сергием: Евлогий по приглашению архиепископа Кентерберийского участвовал в Англии в межконфессиональных молениях за гонимых верующих в СССР. Сергий утверждал, что это политика, и требовал от Евлогия обещания не повторять такие мероприятия. Евлогий отвечал, что, участвуя в них, выполнял долг пастыря. Сергий потребовал отставки Евлогия, но епархиальный съезд духовенства и мирян уговорил Евлоги, не уходить, а обратиться к Вселенскому Патриарху. В результате «парижская» епархия получила статус русского Западноевропейского экзархата Вселенской патриархии. Сергий не признал законность этого акта и в 1931 г. наложил на Евлогия прещение, не признанное Вселенским престолом. Верным Московской патриархии остался архиепископ Вениамин, ставший во главе единственного прихода Московской патриархии в Париже, а позже нескольких десятков церквей в Америке, где Москве постепенно стали подчиняться приходы, пошедшие в 20-егг. за обновленцами.

РАСКОЛЫ СПРАВА. В России новые расколы назревали до "Декларации", ни один из них не был вызван «Декларацией». Раскольная атмосфера связана с посланием вернувшегося из ссылки в начале 1926 г. митрополита Агафангела о принятии на себя местоблюстительства. После он отказался от своих претензий и признал Сергия. Но этим кратковременным расколом в церковной среде посеяны зерна сомнений и недоверия к иерархам, повышенной подозрительности.

"Декларация» успокоению способствовать не могла.

Самый крупный и упрямый раскол - от митрополита Иосифа, который в 1926 г. принял от Сергия назначение на Ленинградскую кафедру. Когда ГПУ в Ленинград его не пустило, Сергии переназначил его осенью 1927 г. в Одессу, но Иосиф отказался ехать, обвинил Сергия в неканоническом поведении, что он пошел на поводу ГПУ. Только епископ Димитрий Гдовский отошел от митрополита Сергия в связи с неприятием «Декларации». Из-за присоединения более известного митрополита Иосифа этот наиболее крайний откол, дошедший до отрицания благодати в таинствах Московской патриархии, стал известен как «иосифлянскии». За этим расколом –8-12 епископов. Другие группировки «непоминающих» (митрополита Сергия), как последователи митрополита Кирилла Казанского или епископа Афанасия (Сахарова), разошлись с Сергием обвиняя его в превышении власти, считая, что заместитель местоблюстителя может быть охранителем полученного достояния, управлять Церковью единолично, но не формировать произвольно Синод. Эти раскольники полностью признавали таинства митрополита Сергия и его духовенства, но не считали для себя возможным сослужение из-за отсутствия мира между ними Взаимное ожесточение усугублял митрополит Сергий, налагая на несогласных с ним архиереев прещения, законность которых они не признавали и продолжали служить и рукополагать.

Получив ложное известие ОГПУ о кончине митрополита Петра в 1936 г. ни Сергий, ни Синод не вспомнили об ограничении полномочий заместителя местоблюстителя. Помнил об этом епископ Афанаси, порвавший с митрополитом Сергием в 1933 г.; выйдя из заключения, куда он попал вместе с Сергием в 1926 г. по делу об избрании патриарха: он отказался признать даже избрание Сергия патриархом в 1943 г. Но дело епископа Афанасия подтверждает, что его и митрополита Кирилла расколы и уход в катакомбы не были непосредственно связаны с «Декларацией» и политикой митрополита Сергия. Епископ Афанасий вернулся из ссылки в патриаршую Церковь в 1945 г с избранием патриарха Алексия I, когда раболепство церковноначалия перед Сталиным достигло апогея. Отсидевший в лагерях и ссылках 33 года епископ Афанасий был самым авторитетным катакомбным лидером. Его призыв к возвращению в патриаршую Церковь вернул большинство катакомбников.

Наши рекомендации