Русская Церковь при Александре III (1881-94).
Реформы и контрреформы духовной школы предреволюционного шестидесятилетия, начатые Толстым и продолженные в 1880 г. Победоносцевым. Толстой пытался предотвратить революцию усилением позиций консерваторов. Победоносцев пытался ее предотвратить замораживанием всего и вся. Толстой был человеком нецерковным и за свое обер-прокурорство закрыл насильственно больше двух тысяч финансово маломощных храмов, веря, что этим путем он материально укрепляет Церковь. Толстой не учитывал, что в миссионерском отношении поддержка бедных приходов важна, поскольку они расположены в местах с непросвещенным или неверующим населением. Победоносцев, будучи верующим и церковным, открыл тысячи новых храмов. Толстой - сторонник образованного духовенства, поддерживал религиозные журналы и дискуссии, видя в них противовес нигилизму и терроризму. В 1863 г образовано Общество любителей духовного просвещения, чьи доклады и диспуты печатались в Чтениях общества любителей духовного просвещения. Победоносцев боялся просвещенного духовенства, сокращал количество мест в духовных академиях, предпочитая священников с семинарским, а не академическим образованием, ввел состязательный отбор семинаристов в академии, почти закрыл туда доступ выпускникам светских школ. Закрыл Общество любителей духовного просвещения и его журнал. Победоносцев не доверял мысли, ибо мысль связана с сомнением, признавал инстинктивную веру темного народа, не любил богословия и духовных идей, ценя только сельских пастырей. Победоносцев считал допустимым только самый низший уровень народною образования. Церковно-приходская школа должна была на этом закончиться, а не быть ступенью к дальнейшему образованию. Вместо него Победоносцев завалил страну благочестивыми листками и религиозными лубками для простого народа. Не нравилось ему духовноепробуждение начала века русской интеллигенции, ее богоискательство. Нехотя Победоносцев разрешил в 1901 г. знаменитые петербургские Религиозно-философские собрания под председательством молодого ректора Алсксандро-Невской академии епископа Сергия (Страгородского), будущего патриарха; но уже через два года собрания запретил, испугавшись широты и свободы дискуссий. Победоносцев вообще попытался ликвидировать толстовские реформы, но ректоры всех академий, кроме Киевской (самой реакционной). так энергично опротестовали эти предложения, что в окончательном виде контрреформа 1884 г. ограничилась мелочными "поправками" к толстовской реформе, хотя и реакционными по сути. Он хотел запретить епархиальные съезды, но именно их горячо защищали епископы и Синод, ибо они воспринимались как начало возрождения соборности. На съездах обсуждались финансовые вопросы, соборно решались епархиальные и приходские проблемы, епископ ближе узнавал свое духовенство, между священниками возникала солидарность, ограничивавшая произвол архиереев, от которых страдало дореформенное духовенство. Победоносцев отменил их обязательную ежегодность, давая архиереям право единолично откладывать съезды. Пришлось оставить введенное Толстым самоуправление корпораций педагогов академий и семинарий, избирающих должностных лиц и преподавателей, но корпорации были поставлены под надзор Синода, то есть по сути, обер-прокурора, обладавшего правом вето при избрании. Но не все в реформе 1884 г. было отрицательным: религиозно-богословская программа в семинариях и академиях была расширена и углублена за счет сокращения классического наследия, древнегреческого и прочих секулярных предметов (часть стала факультативной). Победоносцев стремился изолировать будущее духовенство от гражданского общества и светской культуры. Прочное положение Победоносцева объяснялосьне только тем, что он был воспитателем Александа III и Николая II, но это был первый обер-прокурор, состоявший в кабинете министров по должности. По мере сил он остановил развитие Церкви на 25 лет своего обер-прокурорства, поставив Церковь и духовенство в невыгодное положение в быстро развивающемся обществе.
Передовое духовенство и епископат были обеспокоены тем, что высокий академический уровень пореформенной духовной школы сочетается с отталкивающей нравственной атмосферой, царившей в семинариях. В 1905 г- Синод провел опрос о желательности церковных реформ и в 1906 г. опубликовал ответы в трех фолиантах. Архиереи осуждали семинарии за невнимание к воспитанию истинных пастырей, рутину и жесткость, казенщину, за то, что они стали рассадником революционных идей, анархизма, нигилизма. Некоторые архиереи во главе с архиепископом Антонием (Храпоаицким) предлагали закрыть все существующие семинарии и вместо них открывать пастырские училища в монастырях - подальше от городов. Школы, по предложению почти всех архиереев, должны были стать всесословными, открытыми для любого юноши, желающего посвятить себя служению Богу. Упор в богословских школах должен был быть на молитву, аскезу, действенную любовь.
Виднейшие иерархи XIX в.
Михаил (в мире Матвей Десницкий, 1762-1820) — сын пономаря. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при "Дружеском ученом обществе"; слушал лекции в моск. университете и духовной акад. В 1785 рукоположен священником в Москве и приобрел большую известность проповедями, в которых сказывалось религиозно-мистическое направление Дружеского общества. В 1796 г. назначен придворным пресвитером, а через три года, лишившись жены и детей, постригся в монахи и получил в управление Юрьевский м-рь. В 1802 г. он был посвящен в епископы Старорусские, а в следующем году получил епархию Черниговскую. Здесь он особенно заботился об улучшении состава причетников и о поднятии образования в местной семинарии. С 1813 г. присутствовал в Св. синоде, а в 1818 г. назначен митрополитом СПб.
Филарет, митрополит Киевский и Галицкий(в мире Федор Георгиевич Амфтеатров, 1779—1857) — сын священника Орловской губ.; окончил курс в Севской семин. и принял монашество. Был ректором семинарий севской, уфимской и тобольской. В 1813 г. вызван в СПб., с назначением настоятелем Иосифова Волоколамского м-ря; был инспектором СПб., потом Москов. дух. Академии, получил степень доктора богословия. В 1816 г. определен ректором Моск. дух. академии. Рукоположенный в 1819 г. в епископа Калужского, Ф. занимал кафедры рязанскую (возведен в сан архиепископа), казанскую, ярославскую; в 1837 г. назначен митрополитом Киевским. На киевской кафедре Ф. пробыл до самой кончины своей, приняв в 1841 г. пострижение в схиму с именем Феодосия. В Казани обратил в православие более 5000 язычников. Принимал участие в обсуждении вопроса о переводе Св. Писания на русский язык; он был решительным противником мысли о необходимости перевода и стал по этому предмету в противоречие с московским митрополитом. Он был более практик, нежели теоретик, выразитель идеи православия и монашества более в жизни, нежели в литературной деятельности.
Филарет, митрополит Московский (Василий Михайлович Дроздов, 1783-1867). — Род. в гор. Коломне. Первоначальное воспитание получил дома и в семье деда, священника Богоявленской церкви. В 1791 г. отдан в Коломенскую семинарию, где обучение, чисто схоластическое, велось плохо. В 1800 г. перешел в философский класс Троицкой семинарии. В 1801 г. написал четверостишие по-гречески в честь митрополита Платона и тем обратил на себя внимание. В семинарии особенно усердно изучал греческий и еврейский языки и по окончании курса был назначен преподавателем этих языков в той же семинарии. С 1806 г. начинается проповедническая деятельность и назначен преподавателем поэзии. В 1808 г. принимает монашество. В том же году его переводят в Петербург инспектором СПб. дух. академии и профессором философских наук. Амвросий, митрополит С.-Петербургский, представитель старого течения, знакомит Ф. с обер-прокурором Св. Синода и со многими влиятельными лицами. Ни одно крупное событие в Петербурге не обходится в это время без его "слова". 8 июля 1811 г. возведен в сан архимандрита. Его преподавание носило живой характер: он сначала сообщал общие основные понятия читаемого предмета, а затем уже передавал подробности. В 1812 г. назначен ректором академии и профессором богословских наук. События 1812 г. произвели на него сильное впечатление; он объяснял успех русских нравственными причинами. В 1813 г. произнес свое знаменитое слово на смерть Кутузова. Скоро приглашен произнести проповедь в дворцовой церкви, но его слово "О любви к миру", в котором он нападал на роскошь, не понравилось при дворе. В 1815 г. в видах борьбы с иезуитами он написал "Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви"; в 1816 г. издал "Начертание церковной библейской истории" и "Записки на книгу Бытия". В академии у него произошли столкновения с Фесслером, профессором, выписанным Сперанским из Берлина, и архиепископом Рязанским Феофилактом, имевшим большие связи; но Амвросий поддержал его. В Библейском обществе он был ревностным членом, так как он не мог устоять против мистического движения. В 1817 г. Ф. был возведен в сан епископа Ревельского, викария Петербургской епархии, а в 1819 г. назначен архиепископом Тверским и членом Св. Синода; в Твери он почти не жил, управляя епархией из Петербурга. В 1820 г. переведен в Ярославль, в 1821 г. — в Москву, где оставался до смерти. С 1816 г. работал над переводом на русский язык книг Свящ. Писания и перевел Евангелие от Иоанна. В 1823 г. Синод поручил ему составить катехизис, в котором он все тексты перевел на русский язык. С 1824 г. начинаются гонения на Библейское общество. Главным врагом Библейского общ. явился Аракчеев, который соединился с Шишковым, архим. Фотием, Магницким, чтобы сломить значение кн. Голицына. 18 декабря 1825 г., в день приведения к присяге Николая I, Ф. удачным словом успокоил народ, что в связи с речью, сказанной им при коронации, доставило ему благоволение императора и сан московского митрополита. В 1827 г. издан катехизис Ф., но уже с текстами по-славянски. Таким же уступчивым являлся Ф. и в Синоде, где всегда соглашался с мнениями митрополита Серафима. Вскоре в Синоде главную роль начали играть обер-прокуроры, стремившиеся отнять всякое значение у членов Синода; особенно тяжело приходилось Ф., который в 1849 г., во время обер-прокурорства Протасова, оставил с разрешения государя присутствие Синода. В 1845 г. вышло первое издание его проповедей под заглавием "Слова и речи синодального члена Ф., митрополита Московского"; оно быстро разошлось. Вскоре проповеди Ф. были переведены на франц. и нем. языки. Импер. Александр II оказывал Ф. знаки глубокого уважения. В 1858 г. состоялось по инициативе Ф. и против желания обер-прокурора гр. Толстого распоряжение о переводе книг Св. Писания на рус. яз., законченном только в 1868 г., уже после смерти Ф. Он составил манифест 19 февр. 1861 г. об освобождении крестьян. В 1862 г. Ф., чувствуя, что силы его падают, испросил назначение второго викария, но все же оставался на своем посту. 19 ноября 1867 г. он скончался.