Русская Православная Церковь

Самой крупной по численности из православных церквей является Русская Православная Церковь; в догматическом, культовом, организаци­онном отношениях она следует традициям ортодоксального православия (см. выше). Официально христианство (православие) стало государствен­ной религией Киевской Руси в 988 г.: в этом году князь Владимир Свято­славович (ум. 1015) крестил по восточному византийскому обряду жите­лей Киева в Днепре. Однако христиане в Киевской Руси появились ра­нее: киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, совершавшие по­ходы на византийские территории. Были крещены киевские князья Ас-кольд (ум. 882), Ольга (ум. 969).

В середине X в. Киевская Русь стала сильным феодальным государст­вом с развитым ремеслом, торговлей и духовной культурой. Родоплемен-ной политеизм (греч. — многобожие) препятствовал укреплению центра­лизованной великокняжеской власти, нужна была объединяющая идея единого Бога. Этим требованиям соответствовали христианские пред­ставления о Боге. Кроме того, Русь была связана с Византией, Западной Европой, где господствовало христианство. Для развития этих связей не­обходимы были общие в своей основе религиозные идеи.

Принятие христианства на Руси не было единовременной акцией, со­противление этому процессу оказывали язычники во главе с волхвами, но этот процесс приобретал все более широкий характер. С 988 по 1447 гг. Православная Церковь Руси была в юрисдикции Константино­польского патриарха, ее предстоятели назначались в Константинополе. При князе Ярославе Мудром (ок. 978—1054) в Киеве была создана митро­полия во главе с присланным греком митрополитом, митрополия дели­лась на епархии во главе с епископами — в основном греками. В конце XIII в. митрополичья кафедра была перенесена во Владимир-на-Клязьме, а затем — в 1325 г. — в Москву.

В период раздробленности Древней Руси на отдельные княжества Це} ковь способствовала установлению их политического единства. До монголо-татар лго нашествия в Церкви было 16 епархий. С приходом монголо-татар хр мы, монастыри подвергались разграблению, исчезли некоторые е ipx> . Однако по распоряжению хана Батыя в 1246 г. духо­венство было освобождено от уплаты дани. Льготы Церкви подтвержда­лись хагским; ярлыками и пт^следствии. Несмотря на это, отдельные

храмы и монастыри страдали во время периодических набегов завоевате­лей. Представители духовенства занимали разные позиции по отноше­нию к завоевателям: одни из них проявляли покорность, другие стреми­лись организовать сопротивление. На сторонников сопротивления кня­зья опирались при подготовке освобождения от нашествия монголо-та-тар. Московский князь Дмитрий Иванович (Донской), отправляясь на Куликовскую битву, получил благословение Сергия Радонежского (игу­мен монастыря в Радонеже), предрекшего ему победу и отпустившего в поход двух иноков — Пересвета и Ослябю, которые вступили в бой и по­гибли. Полки Дмитрия Донского разгромили войско монголо-татар на Куликовом поле (1380 г.).

Накануне падения Византии Православная Церковь Руси фактически стала независимой от Константинопольского патриарха: архиерейский Собор избрал митрополитом Московским Рязанского епископа Иону (ум. в 1461 г.). В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича (1557—1598) состоялся поместный Собор с участием восточных патриар­хов, на котором был избран патриархом митрополит Иов (ум. в 1607), а вслед за этим в 1590 г. Константинопольский собор признал патриар­шество поместной Православной Церкви Руси.

В XVI в. усиливается зависимость Церкви от государственной власти. Патриарх Никон (1605—1681), осуществляя церковные реформы, в ходе которых исправлялись богослужебные книги, изменялись некоторые об­ряды (например, вводилось трехперстное знамение вместо двухперстно-го), стремился усилить централизацию церковного управления. Реформы поддержал царь Алексей Михайлович (1629-1676), они были одобрены поместными соборами 1655 и 1656 гг. Однако эти реформы вызвали со­противление со стороны части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства, началось движение за «старую веру» — староообрядцев. В Церкви произошел раскол. Ситуация осложнялась тем, что патриарх Никон стремился утвердить приоритет духовной власти над светской. По­местный собор в 1667 г. осудил Никона и лишил его сана. В ходе раскола сложились две группы старообрядцев: поповцы (имели священника) и беспоповцы (священников заменили уставными).

Важным событием в истории Церкви были реформы Петра I (1672—1725). Было ликвидировано патриаршество, а в 1721 г. учрежден Святейший Правительствующий Синод (греч. — собрание) во главе с обер-прокурором, назначаемым императором. Синод присягал импера­тору на верность, фактически через Синод император контролировал жизнь Церкви. Церковь должна была выполнять ряд государственных функций: руководство начальным образованием, запись актов граждан­ского состояния, наблюдения за политической благонадежностью под­данных. При Екатерине II (1729—1796) большая часть церковных земель была передана в ведение государственного органа. Начиная с мер Пет­ра I, постепенно вводились серьезные ограничения для монашества: оби­тели закрывались, число монахов сокращалось. Но в конце XVIII в. Церк­ви возвращается часть льгот, растет число монастырей. В то же время

усиливается «огосударствление» Церкви. 5 апреля 1797 г. Манифестом Павла I (1754—1801) император был объявлен главой Русской Православ­ной Церкви. Православная Церковь официально стала государственной церковью Российской империи.

После падения самодержавия Церковь укрепляет систему управле­ния. В августе 1917 г. состоялся поместный Собор, который восстановил патриаршество и 18 ноября 1917 г. избрал Патриархом московского ми­трополита Тихона (Болавина) (1865—1925). После опубликования совет­ским правительством декретов и постановлений, ограничивающих воз­можности церковного влияния в обществе, особенно декрета «Об отделе­нии церкви от государства и школы от церкви», об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих, Тихон призвал оказывать сопротивле­ние этим мерам правительства. В мае 1922 г. патриарх был привлечен к уголовной ответственности. В этот период и позже ряд представителей духовенства был подвергнут репрессиям.

Постепенно руководство Православной Церкви изменяло позиции по отношению к государству. Патриарх Тихон в июне 1923 г. обратился к ду­ховенству с заявлением, в котором призвал: не погрешая против веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов в области веры, быть «ис­кренними по отношению к Советской власти», осуждать всякую агита­цию против нового государственного строя. После смерти Тихона место­блюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) (1867—1944) опубликовал декларацию, в которой призвал верующих и ду­ховенство активно поддерживать Советскую власть.

И в дальнейшем отношения Церкви и государства складывались по-разному. Но после празднования в 1988 г. 1000-летия крещения Руси роль Русской Православной Церкви в обществе постоянно возрастала. Церкви переданы многие принадлежавшие ей ранее здания и сооруже­ния, строятся новые храмы, возвращены иконы, священные реликвии из музеев, расширяется сеть монастырей, церковных школ, увеличивается объем печатной литературы, представителям Церкви предоставляется время на радио и телевидении. Церковь ведет благотворительную дея­тельность, активно включается в борьбу с угрозами жизнедеятельности человека и т. д. В августе 2000 г. Юбилейный Архиерейский Собор Рус­ской Православной Церкви принял важный документ — «Основы Соци­альной Концепции Русской Православной Церкви», в котором сформули­рованы принципы деятельности Церкви в различных областях общест­венной жизни.

Ислам

Ислам (ар. — предание себя Богу, покорность) — самая молодая миро­вая религия. Ислам исповедует более одного миллиарда человек, мусуль­манские общины имеются более чем в 120 странах. Большинство мусуль­ман проживает в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке. В России ислам по числу последователей занимает второе место после православия. Ислам возник в Аравии в VII в. в период перехода от

древности к Средневековью, от общинно-родового строя к классовому и образования арабского государства. Основателем ислама является Му­хаммед (570—632); он родился в Мекке, здесь же начал свою проповедь. После смерти Мухаммеда первыми четырьмя главами мусульманской об­щины были Абу-Бекр, Омар, Осман, Али, получившие именование «пра­ведных халифов» (ар. - преемник, заместитель).

Идейными источниками послужили родоплеменные культы Аравии, но особую роль в формировании мусульманского мировоззрения сыгра­ли иудаизм и христианство. Основу вероучения ислама составляют Ко­ран (ар. — чтение вслух, речитатив, декламация) и Сунна (ар. — обычай, пример). Согласно исламской традиции Коран представляет собой «Сло­во Божие», Сунна содержит рассказы о жизненном пути Мухаммеда. Важным документом мусульманского комплекса является шариат (ар. — надлежащий путь) — общее учение об исламском образе жизни, свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуа­лов. Шариат основывается на Коране и Сунне, его разработка была за­вершена в XI—XII вв.

К числу догматов ислама относятся: единобожие, идея предопределе­ния, признание пророческой миссии Мухаммеда и пророков, живших до него; Мухаммед считается «печатью пророков», последним в цепи проро­ков. Проповедуется вера в воскресение мертвых, в Судный день, в рай и ад и др. Разработано учение о пяти «столпах» ислама: 1) «нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха»; 2) предписа­ние о канонической молитве, о ежедневном молитвенном цикле, вклю­чающем пять обязательных молитв; 3) соблюдение поста в месяц рама­дан по мусульманскому лунному календарю; 4) обязательный налог в пользу нуждающихся; 5) паломничество в Мекку. Исламская концеп­ция войны и мира нашла выражение в учении о джихаде (ар. — старание, направление усилий). Джихад понимается по-разному, но чаще означает «борьбу за веру», в том числе вооруженную борьбу с иноверными во имя торжества ислама.

Празднуются два главных праздника: курбан-байрам — великий праздник жертвоприношения; ураза-байрам посвящен завершению поста в месяц рамадан. Кроме этих двух, отмечаются и другие праздники: пят­ница - день общественной молитвы; маулид — день рождения пророка Мухаммеда; мирадж знаменует чудесное ночное путешествие Мухаммеда в Иерусалим и его вознесение к небесному престолу Аллаха. Важными обрядами являются суннат (обрезание), никах (бракосочетание), джаназа (похоронный обряд). Культовое здание в исламе — мечеть (ар. — место по­клонения).

В исламе сложилось несколько направлений: хариджизм, шиизм, сун­низм, суфизм. Хариджизм (ар. — вышедшие, выступившие) возник в пе­риод первых крупных арабских завоеваний, представляет собой самую раннюю религиозно-политическую группировку в исламе. Наиболее важ­ной в концепции хариджитов является теория власти. По их мнению, ха­лиф должен получать верховную власть от общины выборным путем; ха-

лифом может стать любой верующий. Исторически влияние хариджизма ослабевало. Ныне небольшие общины хариджитов сохраняются в Омане, Алжире, Ливии. Шиизм (ар. — приверженцы, группировка, партия) при­знает единственными преемниками пророка Мухаммеда четвертого «пра­ведного халифа» Али и его потомков. В шиизме получил широкое рас­пространение культ мученичества Али, умершего от ран после покуше­ния, и его сына Хуссейна, убитого под Кербелой. Города в Ираке Не-джеф, где находится гробница Али, и Кербела, в котором находится гроб­ница Хусейна, являются святынями шиитов и местами паломничества. Для шиизма характерно разделение на множество течений. Суннизм (ар. — обычай, пример) — самое крупное направление в исламе; оформи­лось вслед за шиизмом и в X—XI вв. превратилось в самостоятельное ши­рокое течение. В настоящее время около 90% мусульман исповедуют сун­низм. Суннизм признает законной власть четырех «праведных халифов», отвергает идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлет идею о «божественной» природе Али и праве его потомков на духовное верховенство в мусульманской общине. Суфизм (ар. — тасаввуф, от «суф» — шерсть) представляет собой мистико-аскетическое течение в исламе. Главная идея суфийского миро­воззрения — это идея о мистическом (от греч. — таинственный) постиже­нии Бога, о постижении абсолютной Истины без логического рассужде­ния. Суфий верит в возможность непосредственного, личного общения с Богом и даже в достижение слияния с Ним в состоянии экстаза.

В настоящее время возрастает роль ислама во внутренней и внешней политике мусульманских стран, в международных отношениях, в миро­вой экономике и социальном развитии. Из 13 членов организации ОПЭК (Организация экспортеров нефти) 10 являются мусульманскими страна­ми. Усиливается миграция мусульман в страны Европы и США. Возник ряд региональных и международных исламских политических, экономи­ческих, культурных организаций. Самыми влиятельными из них на меж­дународной арене являются Организация Исламской Конференции (ОИК), Лига Исламского мира, Афро-Азиатская исламская организация, Исламский Совет Европы и др.

Наши рекомендации