Русская Церковь при Николае I.
Шишков, сменивший Голицына на посту министра народного просвещения, не будучи обер-прокурором, активно вмешивался в дела Церкви и работу Синода. По его приказу прекратилось печатание русской Библии, уничтожен напечатанный тираж филаретовского «Катехизиса».
Оба николаевских обер-прокурора, Нечаев и Протасов, отличались пренебрежем к епископам, всячески стремясь принизить их роль в Синоде, практическую и формальную.
Масон Нечаев (обер-прокурор 1833-1836 гг.) окружил епископов полицейскими филерами, которые должны были доносить о каждом шаге, слове и проповеди архиерея. Последние вынуждены были оправдываться за каждое слово. Архиереи жили в страхе, боясь принимать решения, проявлять инициативу. Митрополит Филарет выступил против мелочного командования со стороны обер-прокурора и царя, желавшего назначить цесаревича членом Синода. Царь отменил распоряжение. Филарет воспользовался моментом, чтобы заявить протест против полицейской слежки за Церковью, подрывающей ее авторитет в народе, против вмешательства бюрократии. Он указал, что источник царской власти - церковное миропомазание, которое не распространяется на царских чиновников. К голосу Филарета присоединился Синод, и в 1836 г. на место Нечаева был назначен гвардейский генерал граф Протасов-человек верующий, воспитанник частных учителей иезуитов. Католичества не любил. Именно в его обер-прокурорство и при его поддержке в 1839 г. было ликвидировано униатство. Возвращение в православие украинских и белорусских униатов восточнее Буга создало ряд социально-экономических проблем. Отмена униатства коснулась в основном крестьянства и мещанства, поскольку дворянство принадлежало к католической церкви латинского обряда. Дворяне, как католики, прекратили жертвовать на новоправославную Церковь, материально поддерживать духовенство. Храмы, построенные на землях помещиков, или отбирались, или облагались пошлинами или выкупались помещиками у православных вместе с участком, на котором они стояли. В противном случае они подлежали закрытию и срытию. Белорусские крестьяне были бедными и не имели средств. А сельские священники были многодетными и, лишившись поддержки помещиков, превращались в нищих. Этим вопросом Протасов занялся вплотную. Результатом было решение Николая I выделять ежегодно полмиллиона рублей на дотации наиболее бедным сельским приходам, в западных областях. Встал вопрос: переводить духовенство на государственные оклады или черпать средства из пожертвований прихожан и взимании таксы за требы. Проблема связана с двойственным положением священников: живя за счет средств прихожан они вынуждены были следить за населением, выполняя полицейские обязанности - рапортовать о волнениях в народе, составлять списки потенциальных рекрутов для армии и прочее. В социальном плане статус священника был неопределенным. Получив отличное классическо-богословскос образование в семинарии, он большую часть жизни проводил, как крестьянин, ибо не обрабатывая надела, не мог прожить и не мог себе позволить нанимать батраков. Из-за полевых работ не оставалось времени для пастырских обязанностей, чтения литературы, духовного и интеллектуального роста. Недостаток средств заставлял взимать плату за требы, что в глазах крестьян делало священника мироедом, ибо по сравнению с большинством крестьян священник жил в лучшем доме и располагал большими средствами. Против перевода священников на твердый оклад за счет введения церковного налога решительно протестовал митрополит Филарет, считая, что это лишило бы отношения между священником и прихожанами милости и благотворительности. Филарет не учитывал полицейские обязанности, возложенные на священника властью. Этот вопрос остался нерешенным до падения Империи, хотя государственные субсидии на бедные приходы росли.
Протасов, несмотря на нелюбовь к католичеству, усвоил у них тягу к авторитаризму и централизму. Это от него пошло наименование РПЦ Ведомством православного вероисповедания.
У Протасова была программа превращения Церкви в ведомство. Это отстраивало систему подчиненных обер- прокурорских консисторских канцелярий при каждой епархии. Процесс превращения Церкви в полностью подчиненный правительству департамент, был завершен при Николае I: границы епархий полностью совпали с границами губерний, духовенство награждалось чиновичьими медалями и орденами. Отмерла традиция избрания кандидатов в священники народом. Епископов назначал царь по рекомендации Синода. Приходы передавались по наследству от отца к сыну или к дочери, выдаваемой замуж за семинариста, после брака назначаемого священником данного прихода.
Раскольники и сектанты немилосердно преследовались при Николае I, для которого вера была та же служба, что и государственная, в которой не может быть разнобоя. В Церкви Николай добивался единообразия и порядка. Статистические исследования показали более широкое распространение в народе старообрядчества и сектантства, чем предполагалось. Протасов нашел себе архимандрита - обскуранта Афанасия, сделав его ректором Санкт-Петербургской академии. Он запретил преподавателям не только импровизации на лекциях, но даже использование собственных конспектов - они должны были дословно читать по одобренным цензурой учебникам. Протасов и Афанасии настаивали на восстановлении учебников XVII века в современном русском переводе. Им удалось не допустить издания в царствование Николая русской Библии, равно как и любые преобразования духовной школы. Афанасий, человек ученый и полиглот, презирал русскую литературу и читал только иностранную, и оригинале.
Склад ума Николая Iнедопускал православия помимо подчиненного государству. Особому давлению подверглись поповцы, которых Николай взялся загнать в единоверие. Гонения перемежались с принудительным участием старообрядцев в прениях с миссионерами из единоверцев, которые для доказательства ошибочности позиций старообрядцев использовали старопечатные книги. В 1826 г, был повторен указ конца царствования Александра I, запрещавший строить новые старообрядческие церкви, был запрещен ремонт старых, За этим последовал приказ снять кресты со всех старообрядческих молелен и запрет на принятие «беглых попов». Улучшение благополучия духовенства официальной Церкви подточило беглопоповство больше, чем официальные запреты. Их всегда можно было обойти подношениями и взятками чиновникам, на что не скупились заволжские крестьяне и купцы. Влиятельность старообрядцев (купцы, казаки) –непоследовательность власти: массовые аресты и ссылка десятков тысяч старообрядцев, закрытие и уничтожение духовных центров старообрядцев, как Выговские и Иргизские скиты и указы 1827 ч 1834 гг., запрещающие произвольные полицейские обыски в часовнях старообрядцев и закрытие молелен. На попытку Николая заставить поповцев присоединиться к единоверию старообрядцы ответили созданием своей иерархии. Для этого им пришлось обратиться за помощью к грекам, из-за отказа признать авторитет которых их же предки ушли в раскол! На Балканы на поиски епископа, готового признать старообрядцев православными и создать для них иерархию, отправлены гонцы с крупными суммами. В 1847 г епископа удалось найти в лице бывшего митрополита Сараевского Амвросия - грека, которого турецкое правительство лишило кафедры за антитурецкие проповеди. Он жил на покое при Вселенском Патриархе в Константинополе. Представитель старообрядцев и митрополит понравились друг другу. Митрополит согласился переехать в Белую Криницу в Буковине, где старообрядцам удалось с разрешения австрийских властей купить участок земли и устроить монастырь. Там он и рукоположил первых русских епископов-старообрядцев начиная с епископа Кирилла. Под давлением царского правительства австрийцы в скором времени закрыли монастырь. Амвросий вернулся в Грецию, где турки заставили патриарха лишить Амвросия сана; но у старообрядцев появилась иерархия, рукополагавшая священников, они не зависели от беглых священников. По не все поповцы приняли иерархию: рукополагал трехперстный епископ, хиротония одним епископом канонически сомнительна Поповцы раскололись на Белокриницкое согласие и беглопоповцев, продолжавших принимать только священников - перебежчиков из официальной Церкви. Хотя усилия по привлечению поповцев в единоверие были не безуспешны, гонения на старообрядцев привлекали к ним интерес и сочувствие народа. Кроме того, у старообрядцев сохранялась соборность (т.е. выборность священников или их утверждение общиной). Официальное православие бюрократизировано, приходов в полном смысле слова не было, священники назначались сверху и должны были следить за местными жителями. Официальная Церковь не могла подвергать критике правительственные действия. Духовенство, особо сельское, оставалось недостаточно обеспеченным. Этим пользовались старообрядцы, подкупая священников за недоносительство. Это ставило официальную Церковь в невыгодное положение в глазах народа в сравнении со старообрядцами. Рост старообрядчества и сектанства был характерен как для низшего, так и для высшего общества. Охладевший к масонству высший свет обратился к сектам, а не к Церкви, бывшей для него слишком восточной и слишком подчиненной государству. Видит прямую связь между эпохой самозванцев и эпохой размножения радикальных сект. Из секты беспоповцев-безбрачников выделилась секта бегунов, основатель которой Евфимий был младшим современником Пугачева.
Местное начальство и духовенство были материально заинтересованы в завышении числа раскольников, обращенных в православие, поэтому официальная статистика сообщала о 910 тысячах раскольников в России, и отмечала снижение их численности из года в год. Поняв ошибочность данных, Николай в 50-е гг. назначил специальные комиссии для исследования подлинного состояния, количества и разновидностей старообрядцев и сектантов. Экстраполяция переписи 1852 г дала до 10 миллионов «раскольников» всех толков, то есть почти 20 % населения и 25 % от православных. Старообрядчество широко распространеноназаволжском севере и северо-востоке, в Сибири и в казачьих областях. На севере и северо-востоке сохранилось выборное земское управление, введенное или узаконенное земскими реформами раннего периода царствования Ивана Грозного. Полусвободные государственные крестьяне, проживавшие на бедных северных почвах, занимались отхожими промыслами, многие становились богатыми предпринимателями или посредниками между крестьянами-надомниками и городскими фабрикам. На 1878 г. из 13 млн. раскольников 3,64 млн. поповцев, 7,15 млн. беспоповцев, 65 тыс. хлыстов и скопцов.
В 1836 г. Чаадаев опубликовал «Первое философическое письмо» на французском языке. Он отрицал за Россией оригинальность, положительный вклад в сокровищницу мировой культуры. Он видел Россию паразитом на теле мировой культуры, и это его озадачивало. Чаадаев был верующим и считал, что Бог каждому народу дал миссию в истории. Не видел он миссии только у России, что нарушало всю его европоцентрическую культурологическую систему. Не имея понятия о Византии и ее культурном блеске в эпоху крещения Руси, он утверждал, что беда России в том, что она приняла христианство не от Рима, а от увядающей и пассивной Византии. Позднее он пересмотрел культурологическую схему в эссе «Апология сумасшедшего». Чаадаев остался при своей невежественной картине увядающей Византии, но выдвинул тезис, что именно России, не обремененной тяжелым историко-культурным багажом Европы, принадлежит будущее и она сможет брать лучшее у Европы,не повторяя ее ошибок. «Первым письмом» Чаадаев взбудоражил русскую общественность, бросил вызов России и ее культуре. Общество разделилось. Одни приняли схему Чаадаева некритически, и от них пошло так называемое западничество, другие кинулись изучать русские архивы, летописи, древнерусскую литературу, искусство и, наконец, духовное наследие Руси: православие, восточных Отцов Церкви. Отсюда - увлечение Оптиной пустынью, где занимались переводом и публикацией работ но святоотеческому богословию. Это второе течение получило название «славянофилы» от противников, однако оно привилось и потеряло первоначальное уничижительное значение.
Так небольшой провинциальный монастырь и несколько просвещенных помещиков сделали вклад первостепенной важности в возрождение подлинного православного богословия, лишь к концу века перешедшее в официальное академическое. Тогда же произошло возрождение подлинного иконописания и появилось изучение византийского наследия - научная византология
Что касается западнического лагеря, то он растерял духовные корни, бывшие стимулом чаадаевского западничества. Западники примирились с мыслью, что Россия ничего дать не может и просвещение возможно только с Запада. Это была эпоха развития социалистических, материалистических и позитивистских идей на Западе, которые без критического анализа перенимались нашими западниками. В России сначала забушевали французские утопические социалистические идеи, а затем и марксизм.