Вторая Иудейская война (131–135)
При Адриане произошло мощное восстание в Иудее, куда постепенно возвращались евреи, изгнанные после Первой Иудейской войны. Поводом для возмущения стало распоряжение императора, посетившего Иерусалим, построить языческий храм на месте Соломонова. Во главе восставших стал Симон Бар Кохеба, взявший себе имя Бар-Кохба («Сын звезды»). Он выдавал себя за мессию, и некоторые священники (Акива) подтвердили это ссылками на ветхозаветные пророчества. Иудеи поверили в «мессию», несмотря на то, что Бар-Кохба даже не был потомком царя Давида.
Повстанцы попытались привлечь на свою сторону иудейских христиан. Но те отказались признать нового мессию, за что подверглись жесточайшим репрессиям. Многие из них были убиты и замучены. На подавление восстания, начавшегося в 135 году, ушло четыре года. Лишь получив значительное преимущество в силе, римляне одержали верх. Бар-Кохба, провозглашенный царем и даже чеканивший свою монету, погиб. Около 600000 иудеев было истреблено в этой войне, сотни тысяч проданы в рабство. С целью стереть даже память о существовании Иудейского царства римляне назвали страну, которую иудеи более тысячи лет называли Эрец-Исраэль (Земля Израиля), Палестиной.
Иерусалим вновь был разрушен, а земля его перепахана плугом по римскому обычаю. На месте иудейской столицы вырос новый город – Элия Капитолина, – заселенный новыми жителями. Иудеям было запрещено под страхом смертной казни селиться вокруг древнего Сиона и входить в город. Только раз в год, в годовщину разрушения Иерусалима Титом, им дозволялось, и то за деньги, посетить «Стену плача». На месте храма Соломона было воздвигнуто капище богини Венеры. Языческие капища и статуи были поставлены на Голгофе, над пещерой гроба Господня и пещерой Вифлеемской.
Палестинские христиане, не поддержавшие Бар-Кохбу и окончательно порвавшие с иудеями, остались жить на своей родине. В первый раз они избрали себе епископа из обращенных язычников, Марка.
Иудеи созвали новый синедрион. Он был открыт в городе Уша в Галилее, а затем переехал в столицу Галилеи Тиверию. В нем была продолжена работа по толкованию Торы. Результатом стали два сборника, Мишна (свод законов) и Гемара (комментарии к законам), составившие новую священную книгу иудеев – Талмуд. Именно в этот период было окончательно определено лицо современного иудаизма. Все ветхозаветные тексты тщательно пересматривались и редактировались. В частности, из них вычищались все места, на которые ссылались или могли ссылаться христиане как на пророчества о Христе. Там было положено начало созданию канонической для иудаизма версии Ветхого Завета – так называемой Масоретской версии, работа над которой была завершена лишь в X веке. Септуагинта была отвергнута. Вместо нее был сделан новый греческий перевод. Его автором стал прозелит («новообращенный») из Понта, бывший христианин по имени Аквилла.
После подавления восстания Адриан несколько смягчил отношение к христианам, издав указ, запрещавший внесудебные преследования их и требовавший ограждать от насилий толпы. Эту политику продолжил его сын, Антонин Пий (138–161). Он запретил обвинять христиан в атеизме. Однако это не означало прекращения преследований. Церковное предание говорит о девушке по имени Параскева (гр. «пятница»). Дочь христиан, после смерти родителей она, дав обет девства, раздала все имущество и начала проповедовать о Христе язычникам. За открытое нарушение закона была арестована и доставлена на суд императора. Ни угрозы, ни мучения не заставили ее отречься от Господа. Император Антонин, чудесным образом исцеленный Параскевой, отпустил ее. Девушка продолжала нести свет Христовой веры. В городе, где правителем был некто Тарасий, святая Параскева приняла мученическую кончину. Согласно одному из преданий она была усечена мечом в Таврике, близ греческой деревни Топлу в долине реки Мокрый Эндол. Там, где пролилась кровь мученицы, открылся целебный источник, никогда не пересыхавший за девятнадцать веков. Позже здесь был воздвигнут храм, на фундаменте которого в середине XIX века был поставлен храм святой мученицы Параскевы.
Память великомученицы Параскевы 26 июля\8 августа.
Четвертое гонение
Начало четвертого гонения связано с именем императора Марка Аврелия(161–180), приемного сына Антонина Пия, прозванного «философом на троне». Он написал на греческом языке двенадцать книг, объединенных общим названием «Размышления». Не любил военное дело, но почти все свое правление провел в войнах на дунайской и восточной границах империи. Был ревностным язычником и жестоким гонителем христиан. При нем вновь восторжествовали доносы, пытки и казни.
Наиболее известным из мучеников, пострадавших при Марке Аврелии, был епископ города Смирны святой Поликарп,один из мужей апостольских, ученик Иоанна Богослова. О его кончине, последовавшей в 167 году, мы знаем по древнему описанию, составленному очевидцами и разосланному по церквям.
Святой Поликарп находился в должности епископа более шести десятилетий. У него останавливался и к нему отправлял послание Игнатий Богоносец на пути в Рим. Святой Поликарп пережил гонения Домициана, Траяна и Адриана и достиг преклонных лет. Бесстрашно проповедовал Евангелие. Посылал своих учеников с проповедью в самые дальние страны. Автор ряда писем, из которых до нас дошло только «Послание к Филиппийцам». В нем он призывает жителей города Филиппы твердо блюсти Христовы заветы.
Несмотря на свои годы и грозящие опасности, отправился в Рим для решения вопроса о праздновании Пасхи с местным епископом Аникетом. Малоазийские церкви продолжали отмечать свой главный праздник в один день с иудеями – в 14-ый день месяца Нисана, первого месяца после весеннего равноденствия. Римская же церковь – в первое воскресение после первого полнолуния после первого весеннего равноденствия. Результатом встречи стала договоренность о том, что каждая церковь соблюдает свою традицию, ибо этот вопрос не касается основных догматов христианства.
Во время пребывания святого Поликарпа в Риме гонения на христиан вспыхнули с особой силой. Поликарп поспешил вернуться к своей пастве, где многие уже мученически пострадали за Христа. Вот как об этом пишет Евсевий: «Непосредственно за этим и до рассказа о Поликарпе они повествуют об остальных мучениках и описывают их стойкость в страданиях. Толпа, стоявшая кругом, была поражена, глядя, как тела то рассекают бичами до артерий и жил, так что видны в самых тайниках тела внутренности, то укладывают на колючие морские раковины и острые лезвия. После всяческих мучений и пыток их, наконец, бросили на съедение зверям»[9].
Среди христиан начался спор. Одни говорили, что нужно добровольно являться на суд, дабы свидетельствовать верность Христу. Другие же считали это равноценным греху самоубийства и ожидали, не скрываясь, ареста. Святой Поликарп подержал последнюю точку зрения. Вскоре он был схвачен и приведен к проконсулу Статию Квадрату. Проконсул потребовал присягнуть гению императора и отречься от веры в Христа. Поликарп отвечал: «Я 86 лет служу Христу, и Он не сделал мне никакого зла. Как же я могу хулить Царя и спасителя моего?». Епископ был приговорен к сожжению, но пламя не причиняло вреда. Святого пронзили копьем, но истекшая кровь погасила пламя. В конце концов святой Поликарп был усечен мечем, а тело его сожжено. Память 23 февраля\7 марта.
Марк Аврелий был несомненно умным человеком. Твердость мучеников и добродетельная жизнь христиан не могли остаться без его внимания. Одно чудесное событие особенно поразило его. В 174 году Марк Аврелий вел войну с маркоманами и квадами, германскими племенами. Окруженные со всех сторон неприятелем в Богемских горах войска его томились жаром и жаждою, и положение их уже было безнадежное. Один легион полностью состоял из христиан. Они пали на колени и молили Бога помочь им. Внезапно небо покрылось тучами, и обильный дождь освежил римских воинов, между тем как страшная буря с молнией и громом разразилась над неприятелем, который искал спасения в бегстве. Все единодушно признали это событие сверхъестественным; некоторые из язычников, конечно, приписали чудо богам своим, но сам Марк Аврелий признал, что войска его обязаны спасением своим молитве христиан и ослабил гонения.
Вскоре в некоторых областях Италии и в самом Риме появилась заразная язва, до того сильная, что люди боялись прикасаться к страдающим. Одни христиане с самоотверженностью и мужеством посвящали себя служению ближним. Они ходили за больными и хоронили умерших, подавая помощь и язычникам и единоверцам своим. Император не мог не оценить этого и опять ослабил преследования. Тем не менее, в окраинных провинциях гонения, носившие местный характер, продолжались.
В 177 году произошло сильное гонение в городе Лугдуне (Лионе) в Галлии. Здесь ненависть к христианам толпы, сложившись с рвением местных властей, привели к расправе, выделяющейся даже на фоне жестокостей того времени. Несчастные жертвы подвергались мучениям, длившимся по нескольку дней и даже недель. Чем слабее казалась жертва, тем более зверские пытки применялись к ней. Не щадили ни детей, ни женщин. Цель истязаний была одна – добиться отречения от Христа. Были замучены 43 христианина, в числе которых 90-летний епископ Пофин. Подробное описание лионских событий дошло до нас в письме свмч. Иринея Лионского, сменившего Пофина. Полный текст этого послания содержится в пятой книге «Церковной истории» Евсевия Памфила.
Гонения ослабли на время при императоре Коммоде (180–192), жена которого, Маркия, была христианкой. На начало правления этого императора приходится мученичество сенатора Аполлония. Его речь в защиту христианства (Апология), зафиксированная в судебном протоколе, дошла до нас.