История румынской православной церкви
По сообщению Ипполита Римского и Евсевия Кесарийского, христианство на территории между Дунаем и Черным морем, заселенной в первые века н.э. племенами даков, гетов, сарматов и карпов, было принесено ап. Андреем Первозванным. В 106 году Дакия была покорена римским императором Траяном и обращена в римскую провинцию. После этого христианство стало активно распространяться к северу от Дуная.
Церковная организация на территории Румынии известна с IV . Дакия входила в область Иллирика, почему и дакийские епископы находились в ведении архиепископа Сирмийского, подлежавшего юрисдикции Римского епископа. После разрушения Сирмии гуннами (V век) церковная область Дакии перешла в юрисдикцию архиепископа Солунского, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. По учреждении в VI веке императором Юстинианом I в родном своем городе — первой Юстиниане (Justimana prima) — центра церковной администрации Дакия была подчинена последнему.
Митрополия Валахии входила в состав Охридского, а заетм Тырновского Патриархата (1234—1393) (См. статью Болгарская православная церковь), вследствие чего восприняла славянский алфавит и церковнославянский в качестве литургического языка.
Около 1324 года Валахия стала самостоятельным государством; в 1359 году валашский воевода Николай Александр I добился от Константинопольского Патриарха возведения церковной организации в Валахии в достоинство митрополии. Митрополия находилась в канонической зависимости от Константинопольского Патриархата, которая до начала XVIII века носила в основном формальный характер.
В отличие от других земель, подвластных Османской Империи, в Валахии и Молдове при покровительстве местных господарей сохранялась полная свобода богослужения, разрешалось строить новые храмы и основывать монастыри, созывать церковные Соборы. Церковная собственность оставалась неприкосновенной, благодаря чему Восточные Патриархаты, а также Афонские монастыри приобретали здесь имения и открывали подворья, служившие важным источников их дохода.
В 1711 годуМолдавия, а в 1716 годуВалахия перешли под управление князей, назначаемых султаном из нескольких семей греков-фанариотов. Церковная жизнь подверглась значительной эллинизации: церковнославянский язык был заменен в городах на греческий, а в деревнях его вытеснил румынский язык. В 1776 году Валашскому митрополиту был пожалован титул «Наместника Кесарии Каппадокийской» — исторической кафедры, которую возглавлял в IV веке святитель Василий Великий.
По итогам русско-турецких войн в половине XVIII века Россия получила право покровительства православным на данных территориях. В 1789 году, во время русско-турецкой войны 1787—1792, российским Святейшим Синодом была учреждена «Молдо-Влахийская экзархия», местоблюстителем которой 22 декабря того же года был назначен бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Амвросий (Серебреников) († 13 октября 1792). В 1792 году митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии был назначен Гавриил (Банулеско-Бодони); но в 1793 году, после заточения в Константинополе и осуждения со стороны Синода Константинопольской Церкви, он был назначен на Екатеринославскую кафедру с сохранением за ним титула «экзарха».
Известным деятелем начала XIX века был митрополит Молдавский (1803 — 1842 годы с перерывами) Вениамин (Костаки), выступавший против власти фанариотов и приветствовавший русскую оккупацию Молдавии.
В период оккупации русскими войсками (1808—1812) Молдавии и Валахии была осуществлена церковная аннексия территории княжеств: в марте 1808 года российским Святейшим Синодом было определено находившемуся на покое бавшему Киевскому митрополиту Гавриилу (Банулеску-Бодони) «именоваться паки членом Святейшего Синода и оного экзархом в Молдавии, Валахии и Бессарабии». По заключении Бухарестского мирного договораБессарабия отошла России, где в 1813 году была учреждена Кишинёвская и Хотинская епархия, которую возглавил митрополит Гавриил.
После Морейского восстания греков (1821) султан в 1822 году удовлетворил просьбу молдавских и валашских бояр о восстановлении права избрания румынских господарей. С того момента политическая зависимость Румынии от Оттоманской Империи стала стремительно ослабевать; всё большее значение приобретало культурное и политическое влияние Франции и Австрии (Трансильвании). Наряду с антигреческими настроениями, в тот период имело распространение враждебное отношение национальной элиты к империалистической политике России: когда в 1853 году русские войска перешли Прут и приблизились к Дунаю, румынские княжества просили султана занять их территорию и сформировать ополчение для противодействия России.
В 1859 году произошло объединение княжеств Валахии и Молдовы (историческая область в составе Молдавского княжества) в Румынию. Избранный под влиянием Франции князем Александр Куза осуществил реформы, которые многими церковными историками оцениваются как направленные против Православной Церкви. Был создан новый оган церковного управления — «Генеральный Национальный Синод», включавший всех румынских епископов и по три депутата от духовенства и мирян каждой епархии. Синод имел право собираться лишь однажды в два года и был под полным контролем светской власти. Архиерейские назначения осуществлялись по указанию князя. Законом 1863 года была осуществлена полная конфискация (секуляризация) всего церковного и монастырского имущества. Активное противодействие антиклерикальной политике правительства оказывали братья Скрибаны: епископ Филарет († 1873; постриженник Киево-Печерской Лавры) и епископ Неофит († 1884).
В 1865 (через 3 года после образования Румынского государства) местная Церковь провозгласила себя автокефальной, но Вселенский Патриархат признал это только в 1885. Началось распространение григорианского календаря, разрешено употребление за богослужением органа и пение Символа веры с Filioque. Полную свободу проповеди получили протестантские исповедания.
В 1919 году состоялся Собор, объединениший епархий Румынии, Трансильвании и Буковины.
Конституция Румынии 1923 года признавала РумПЦ национальной церковью.
Решением Священного Синода от 4 февраля1925 года Румынская Церковь была провозглашена Патриархатом, каковое определение было признано каноническим (Константинопольский Патриарх признал Томосом от 30 июля 1925 года). 1 ноября 1925 года состоялось торжественное возведение Митрополита-Примаса Мирона в сан Блаженнейшего Патриарха всей Румынии, Наместника Кесарии Каппадокийской, Митрополита Унгро-Влахийского, Архиепископа Бухарестского.
В июне 1940 года Бессарабия была аннексирована Союзом ССР; церковные структуры были переподчинены Московскому Патриархату. На Кишинёвскую епархию был направлен епископ Алексий (Сергеев) (впоследствии архиепископ Алма-Атинский; известен своей безнравственной жизнью и доносительством; до того, в 1939 году, был запрещён в священнослужении и предан суду архиереев[2]), с возведением в сан архиепископа.
22 июня1941 года Румынское королевство вместе с Германией выступило против СССР. Согласно заключенному в Бендерах30 августа 1941 года двустроннему соглашению, область между реками Днестром и Бугом передавалась Румынии под наименованием Транснистрия; в неё вошли левобережные районы Молдовы, Одесская область и часть территории Николаевской и Винницкой областей. Румынская Церковь распространила на Транснистрию свою юрисдикцию; в сентябре 1941 года в Транснистрии была готкрыта православная миссия во главе с архимандритом Юлием (Скрибаном). Открывались храмы и монастыри, прекратившие свою деятельность при советском господстве. Особое внимание уделялось восстановлению церковной жизни на территории Молдовы. В Транснистрии была запрещена деятельность иных православных организаций, включая Украинскую Автокефальную Церковь, которые свободно существовали в Рейхскомиссариате Украина. 30 ноября1942 года была открыта Духовная семинария в Дубоссарах. С 1 марта 1942 года при Одесском университете начали работу богословские курсы для студентов всех факультетов. С января 1943 года в Одессе действовала православная Духовная семинария. Внедрялись в богослужение румынский язык, румынские литургические традиции, григорианский календарь.
После восстановления советского контроля над Транснистрией в августе 1944 года территория перешла под юрисдикцию Московского Патриархата.
В 1948 году в Румынии установился коммунистический режим. В отличие от большинства других коммунистических государств в Румынии Православная Церковь не подверглась серьёзным гонениям или стеснениям, хотя вся церковная жизнь жёстко контролировалась государством. С 1948 года по 1977 Церковь возглавлял Патриарх Юстиниан.
Предстоятель Церкви с 1986 годаПатриарх Феоктист, после падения коммунистического режима, в январе 1990 года, ушёл в отставку, но был восстановлен Синодом в апреле того же года. В 1990 году была восстановлена запрещённая до того греко-католическая Церковь Румынии, которая с тех пор стремится возвратить утраяенную собственность.
В 1992 бывший епископ Московского Патриархата Петр (Пэдурару) возглавил восстановленную Бессарабскую митрополию в качестве местоблюстителя; в 1995 был возведён в сан митрополита.
30 июля2002 года правительство Владимира Воронина предоставило Бессарабской митрополии официальный статус, были зарегистрированы её герб и устав; митрополия в составе Румынского Патриархата была признана правопреемницей Бессарабской митрополии, существовавшей в Бессарабии до советской оккупации в 1944 году.
Письменные и археологические памятники свидетельствуют о гонениях, которые претерпевали христиане на этих территориях. В отличие от других народов, у румын не было единовременного массового крещения. Распространение христианства шло постепенно, параллельно с процессом становления румынского этноса, который возник в результате смешения даков с римскими колонистами. До V века Дакия входила в состав Сирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикции Рима. После разрушения Сирмии гуннами (V в.) Дакия перешла в ведение Солунского архиепископа, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. В VIII веке византийский император Лев Исавр окончательно подчинил Дакию канонической власти Константинопольского патриарха. Исторически Румыния делится на три области: Валахия (юг), Молдова (восток) и Трансильвания (северо-запад). История этих земель складывалась по-разному. В конце VIII века Валахия вошла в состав Первого Болгарского царства. Валашская Церковь подчинилась канонической власти Болгарской Церкви (Охридскому, а затем - Тырновскому Патриархату). Около 1324 года Валахия стала самостоятельным государством. В 1359 году валашский воевода Николай Александр I добился от Константинопольского патриарха возведения Церкви на территории его государства в ранг автономной митрополии, получившей право самостоятельно избирать и судить своих митрополитов. В начале XV века Валахия признала вассальную зависимость от турецкого султана. Молдова с X века попала в сферу влияния Киевской Руси. Однако вторжения половцев и печенегов привели к исчезновению здесь славянского населения к концу XII века. В XIII - начале XIV в. Молдова 32 находилась под властью татаро-монголов. В первой половине XIV века татаро-монгольское иго было свергнуто, и в 1359 году возникло независимое Молдавское княжество. В его состав вошла также Буковина. К концу XIV века была учреждена отдельная Молдавская митрополия в составе Константинопольского Патриархата (впервые упомянута в 1386 году). В 1456 году молдавские господари признали вассальную зависимость от турецкого султана. Долгое время Молдова и Валахия сохраняли право выбора своих правителей, но с начала XVI века господари стали назначаться султаном. При этом Православная Церковь сохранила за собой право беспрепятственно совершать богослужения, строить новые храмы и основывать монастыри, созывать церковные Соборы, издавать христианскую литературу. Оставалась неприкосновенной церковная собственность. Территория Трансильвании в XI—XII вв. была завоевана венграми. Православное население испытывало здесь систематические притеснения. В правление валашского князя Михая Храброго (1592- 1601) Трансильвания, Валахия и Молдова на короткое время объединились в одно государство. В результате этого объединения в 1599 году в Трансильвании была учреждена отдельная митрополия. В 1697 году Трансильвания была оккупирована Габсбургами. После этого в 1700 году православный митрополит Афанасий с частью клира вошел в унию с Римо-католической Церковью. Оставшиеся верными Православию румыны получали священников от сербских епископов, находившихся на территории Австрии. Православная епархия была восстановлена в 1783 году. Она вошла в состав Карловацкой митрополии. 33 В 1711 году молдавские и валашские воеводы выступили против турок в союзе с русским царем Петром I во время его Прутского похода. Русские войска потерпели поражение, после чего отношения валахов и молдаван с Османской империей резко ухудшились. С 1716 года воеводами в Валахию и Молдову стали назначать греков- фанариотов. Усилился процесс эллинизации Церкви в этих землях. Епископами в Валашскую и Молдавскую митрополии назначались этнические греки, богослужение совершалось на греческом языке. В 1776 году Валашским митрополитам был пожалован почетный титул наместника Кесарии Каппадокийской, исторической кафедры свт. Василия Великого. В результате русско-турецких войн второй половины XVIII века Россия получила право покровительствовать православным валахам и молдаванам. В 1789 году Святейшим Синодом Русской Православной Церкви была учреждена Молдо-Влахийская экзархия. Во время войны 1806-1812 гг. русские войска в течение четырех лет (1808-1812) контролировали территорию Молдавского и Валашского княжеств. В марте 1808 года митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони) был назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. По Бухарестскому договору 1812 года, в состав России вошла Бессарабия (земли между реками Прут и Днестр), в то время как на территориях Молдовы и Валахии была восстановлена власть фанариотов. Из православных приходов Бессарабии была образована Кишиневская епархия Русской Православной Церкви. Молдо-Влахийская экзархия была упразднена 30 марта 1821 года. В 1822 году турецкий султан восстановил право молдавских и валашских бояр самостоятельно избирать своих господарей. 34 В результате Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Валахия получила автономию, гарантом которой выступала Россия. В 1859 году Валахия и Молдова объединились в единое Румынское княжество во главе с князем Александром Кузой. Румынское правительство стало активно вмешиваться в церковные дела. В 1863 году была проведена секуляризация монастырского имущества. Все движимое и недвижимое имущество монастырей стало собственностью государства. В 1865 году, под давлением светской власти, без предварительных переговоров с Константинополем была провозглашена автокефалия Румынской Церкви. Константинопольский патриарх Софроний не признал этого акта. Румынское правительство стало внедрять в церковную жизнь элементы западной культуры. Вмешательство светской власти в церковные дела вызвало протесты ряда румынских и молдавских иерархов. В 1866 году, в результате заговора, Александр Куза был отстранен от власти. Румынским правителем стал князь Кароль (Карл) I из династии Гогенцоллернов. Он начал переговоры с Константинополем по поводу признания автокефалии Румынской Церкви. 9 мая 1877 года, после начала очередной Русско-турецкой войны, парламент Румынии провозгласил полную независимость страны, которая была признана на Берлинском конгрессе 1878 года. После этого Константинопольский патриарх Иоаким III издал акт о 35 даровании автокефалии Румынской Церкви. При этом Константинополь удержал за собой право освящения мира. Но румынские церковные власти отказались предоставить Константинополю право мироварения, и без благословения патриарха торжественно совершили чин освящения мира в Бухарестском кафедральном соборе. После этого патриарх Иоаким III вновь прервал каноническое общение с Румынской Церковью. Окончательное примирение двух Церквей состоялось в 1885 году. 23 апреля этого года Константинопольский патриарх Иоаким IV издал томос, признавший полную автокефалию Румынской Православной Церкви. Томос был торжественно прочитан в Бухаресте 13 мая 1885 года. На территории Австро-Венгрии румынское население было объединено в две независимые митрополии: Сибиускую (или Германштадтскую, учреждена в 1864 году) и Буковинско- Далматинскую (или Черновицкую, учреждена в 1873 году). По окончании Первой мировой войны Автро-Венгерская империя распалась. Трансильвания, Буковина и Бессарабия вошли в состав Румынского королевства. Находившиеся на этих территориях митрополии и епархии вошли в состав Единой Румынской Поместной Церкви. 4 февраля 1925 года Румынская Православная Церковь получила статус Патриархата. Законность этого решения была подтверждена томосом Константинопольского патриарха от 30 июля 1925 года. 1 ноября того же года состоялась торжественная интронизация первого Румынского патриарха Мирона. Во время Второй мировой войны Румыния была союзницей фашистской Германии. Левобережные районы Молдовы, Одесская и 36 часть Николаевской и Винницкой областей вошли в румынскую зону оккупации, получившую официальное название Трансднистрия (Заднестровье). На эти территории была распространена каноническая власть Румынской Православной Церкви. При поддержке румынских военных властей здесь стали открываться храмы и монастыри, прекратившие свою деятельность при советской власти. 12 сентября 1944 года была восстановлена довоенная граница между Румынией и Советским Союзом. На территории восточной Молдовы и Северной Буковины, вновь вошедших в состав СССР, была восстановлена юрисдикция Московского Патриархата. 30 декабря 1947 года румынский король Михай отрекся от престола. Была провозглашена Румынская Народная Республика. В стране начались социалистические преобразования. В октябре 1948 года в Румынии была ликвидирована униатская церковь, имевшая значительное количество приходов в Трансильвании. Однако после падения коммунистического режима часть бывших униатов вновь вернулась в унию. Несмотря на жесткий социалистический режим, Православная Церковь в Румынии не подвергалась систематическим гонениям. Юридически Румынская Православная Церковь не была отделена от государства. Конституция 1965 года провозглашала лишь отделение школы от Церкви. В соответствии с декретом «Об общем устройстве религиозных исповеданий», Церковь имела право создавать благотворительные организации, религиозные общества, вести издательскую деятельность, владеть движимым и недвижимым имуществом, пользоваться государственными субсидиями и дотациями для духовенства и преподавателей религии. Румынский патриарх являлся членом Великого национального собрания. 37 В 1992 году Румынская Церковь учредила на территории Молдовы, ставшей независимым государством, Бессарабскую митрополию, которую возглавил епископ Петр (Пэдурару), запрещенный в священнослужении Священным Синодом Русской Православной Церкви. В состав этой митрополии вошло незначительное количество православных приходов Молдовы. В настоящее время между Русской и Румынской Церквами ведутся переговоры о нормализации ситуации, вызванной раскольнической деятельностью епископа Петра. Сегодня в состав Румынской Православной Церкви входит более 10 тысяч приходов, 531 монашеская община, более 11 тысяч человек духовенства, более 7 тысяч монашествующих и более 19 миллионов мирян. Действуют два богословских института (в Бухаресте и Сибиу) и семь духовных семинарий. Румынская Православная Церковь разделена на 29 епархий, расположенных как в самой Румынии, так и за ее пределами. Епархии объединены в 5 автономных митрополичьих округов.