Билет 59. Братства и их борьба за распространение Православия.

Впервые братства и Литовской Руси упоминаются в XV веке. Но тогда они имели цеховой характер. К концу XVI столетия, в процессе обострения борьбы с католиками, братства превращаются в такие объединения, основной целью которых становится просвещение и распространение православной веры. Новое понимание задач братств закреплялось в уставах. В 1584 г. оформилось: Виленское братство, а в 1585 г. - Львовское братство. Это были два крупнейших братства, которым принадлежала руководящая роль в отношении других братств. Значение братств чрезвычайно воз-растало по причине полной пассивности иерархов в деле защиты православия. Особенно острым было по-прежнему положение в Галиции. Оно осложнялось тем, что к постоянным нападениям на православных со стороны католического архиепископа прибавился длительный конфликт Львовского братства с епископом Гедеоном Балабаном.

В 1586 г. Литву посетил антиохийский патриарх Иоаким. Братство воспользовалось его приездом и через голову своего епископа обратилось к патриарху с просьбой утвердить устав братства. Иоаким действовал в Литве с ведома и согласия Иеремии.

Львовское Братство имело свои церкви и свое духовенство. Два раза в год служились молебны о братстве, с присутствием, по возможности, всех членов братства.

Бедных членов братство хоронило на свой счет. Провинившийся член братства судился братством и мог быть присужден к штрафу или заключению. Братство имело школу и типографию, госпиталь.

Виленское братство имело свой устав, несколько отличный от устава Львовского братства.

Оба братства вели надзор за епископами, поскольку последние не вызывали доверия. Они также выступали против унии, издавали полемические сочинения. По их образу организовывались братства в других городах. Рядовое духовенство, не имея опоры в епископате, было увлечено братствами. В рядах братств было много преданных Церкви людей, которые имели и достаточное образование.

Столкнувшись с силой братств, католики стали создавать в противовес им свои братства. Так, еще в 1575 г. они создали "братство Тела Христова", увлекавшее народ пышными церемониями.

Виленское Троицкое братство напечатало свой устав в 1588 году.

В конце ХVI в. существовало уже около 15 братских школ. В то же время Виленское братство тоже устроило при своей школе типографию. Была заложена типография в Дермани (близ Острога) при монастыре. В этих типографиях печатались богослужебные книги, учебники, книги религиозно-нравственного содержания, особенное же место занимали книги апологическо-полемического содержания.

Защитники православия получили теперь возможность посредством печатного слова дать ответ иезуитским нападкам на православие. Посредством печатных трудов православные деятели призывали русский народ к борьбе за свою религиозную и национальную независимость.

Религиозно-патриотическая и просветительская деятельность церковных братств имела громаднейшее значение для Церкви в Юго-Западной Руси не только в свое время, но и для последующей истории.

Билет 60. Образование и просвещение в Юго-Западной митрополии.

Большое значение для Юго-3ападной Церкви имело посещение Литвы патриархом Константинопольским Иеремиею II. Православные, ведя борьбу с внешними и внутренними врагами, не раз просили Константинопольского иерарха, от которого канонически зависела Западно-Русская Церковь, помочь им в тяжелом положении.

В 1589 г. Иеремия, возвращаясь из Москвы, где в январе этого года поставил патриархом Иова, остановился на некоторое время в Юго-Западной Руси, чтобы заняться благоустройством Церкви. Патриарх низложил некоторых недостойных лиц из владык и духовенства, предоставил большие права церковным братствам и утвердил их уставы.

В числе низложенных владык был и Киевский митрополит Онисифор Девочка, который до принятия сана был вдовцом после смерти своей второй жены. На место низложеного поставлен был, с рекомендации кн. Острожского и других православных лиц, минский архим. Михаил Рогоза. Выбор, однако, оказался неудачным. Церковь находилась в опасности и нуждалась в искусном кормчем. Рогоза же был человеком хотя и добрым, но слабохарактерным, склонным служить двум господам.

Иеремия был в Литве почти весь 1589 год. Все это время он не переставал трудиться для благоустройства Русской Церкви. Он обличал русское духовенство, укорял, грозил, низлагал недостойных. Но Иеремии трудно было исправить все нестроения в короткий срок.

Патриарху, однако, нужно было опешить в Константинополь. Чтобы упрочить положение Церкви в Литве, если бы даже и сам митрополит склонен к унии, Иеремия поставил Луцкого епископа Терлецкого своим экзархом.

Кирилл Терлецкий, происходивший из дворян, выделялся из всего епископата своей образованностью и ревностью. Умный и деятельный Терлецкий, вступив на Луцкую кафедру, скоро сумел навести здесь дисциплину и порядок. Однако и Терлецкий, подобно Рогозе, впоследствии изменил православию. Несчастные обстоятельства так складывались, что многие не твердые в вере православные, обессилев в борьбе или поддавшись обещаниям, изменили своему родному православию.

Низложение недостойных иерархов не уничтожило церковного расстройства. Испорченную иерархию нельзя было уже оздоровить. Более верным средством к ликвидации беспорядков было другое мероприятие патриарха — расширение прав церковных братств. Правда, этим тоже были недовольны некоторые владыки, например, Львовский еп. Гедеон Болобан, так как Львовское братство изымалось из-под власти Гедеона.

Недоволен был и Михаил Рогоза, ему не нравилось назначение патриархом экзарха. Недовольство владык начало проявляться особенно по отъезде Иеремии, так как правительство стало стеснять их в правах.

В это время усиливают пропаганду иезуиты, появляется труд Скарги “О единстве Церкви”, где Скарга предлагает православным выход из трудного положения — унию; владыки православные, обещает Скарга, получат тогда те права, что и бискупы.

Билет 61. Подготовка унии.

Митрополитом стал безвольный, лишенный убеждений и двоедушный Михаил Рогоза, а экзархом епископ Луцкий Кирилл Терлецкий, которого, как и других деятелей подобного рода, характеризует в первую очередь забота о защите и приобретении имений, вплоть до применения вооруженной силы, любовь к почести и роскоши.

После отъезда патриарха Иеремии митрополит и епископы действительно стали усердно заботиться о благоустройстве Церкви. В 1590 т. с этой целью созван был даже собор в Бресте.

Однако польское правительство после отбытия патриарха начинает еще больше преследовать православных. В это время луцким старостой Симашком повергся позорному заключению в праздник Пасхи Кирилл Терлецкий. Подверглись нападениям владения Львовского владыки (Жидичинский монастырь), а также Пинского епископа. Православные архиереи, хотя и собирались на соборы, где говорили о защите православной Церкви, но между этими соборами вели тайные соглашения на унию.

Инициаторами унии были Кирилл Терлецкий и Владимирский епископ Ипатий Попей. Они, боясь народа, не говорили открыто о своем замысле, а тайно старались склонить к унии всех западно-русских епископов и, главное, митрополита. Непостоянный митр. Рогоза поддался увещаниям изменников, но он боялся, подобно Поцею и Терлецкому, говорить открыто об унии, т.к. православные вельможи и церковные братства выступили бы против унии, чем помешали бы осуществить эти коварные планы.

Разумеется, что особенно заинтересованы были в унии иезуиты и польское правительство. В 1594 г. сам король Сигизмунд III, назначил Терлецкого и Поцея в качестве уполномоченных к поездке в Рим для заключения акта унии. К половине 1595 г. оба епископа собрали, наконец, подписи на унию с русских епископов (Перемышльского, Львовского, Холмского, Пинского и Кобринского) и поехали в Рим.

Православные, узнав о замышляемой унии, взволновались. Кн. Острожский разослал послание ко всем православным, в котором унию называл изменой православию, а епископов, подписавших унию, сравнивал с Иудой.

Встревожившись этим, Львовский епископ Гедеон Болобан отказался от унии, указывая, что его обманул Луцкий епископ. Отказался от унии и Перемышльский епископ.

Обеспокоился и митрополит, но стать на сторону православных у него не хватало мужества, и он стал утверждать, что Луцкий и Владимирский епископы действуют без его ведома. Однако, участие митрополита в унии было всем известно, и его словам никто не верил.

Терлецкий и Поцей были приняты папой Климентом VIII очень ласково. Но условия унии, предложенные русскими епископами, не удовлетворяли иезуитов и папу, а поэтому Климент заставил подписать делегатов новые условия унии, согласно которым признавались все католические нововведения (“и от Сына”, главенство папы, учение о чистилище и др.).

В память этого события была выбита медаль о надписью (на восприятие русских).

Наши рекомендации