Билет 53. Святой митрополит Макарий. Его жизнь и деятельность. Митрополит Иосиф Болгаринович.

Митрополит Макарий (Чорт).

В начале 1495 года на митрополитом был избран архимандрит Виленского Троицкого монастыря Макарий, по прозванию Чорт. На торжество его посвящения во епископа и поставления митрополитом собрались епископы: владимирский Вассиан, полоцкий Лука, туровский Вассиан, луцкий Иона; отсутствовали епископы: холмский, перемышльский и смоленский. После поставления послали к патриарху за благословением старца Дионисия и иеродиакона Германа. Посланцы из Константинополя возвратились только осенью следующего (1496) года, с ними прибыл посол от патриарха Нифонта, его келейный старец Иоасаф, который принес благословенные грамоты митрополиту Макарию, великому князю литовскому и княгине, епископам, князьям и боярам и всем православным христианам. Патриарший посол при вручении грамот сказал епископам, чтобы они впредь не поставляли митрополита без предварительно полученного благословения от патриарха.

Недолго суждено было святительствовать митрополиту Макарию. “В 1497 г., — говорится в Супрасльской летописи, — мая 1-го, на шестой недели после великаго дня (Пасхи) в понедельник, безбожные перекопские татары убили преосвященнаго митрополита киевскаго и всея Руси архиепископа Макария. Вторглись они в нашу землю скрытно от всех и настигли его в селе Стриголове на реке Бчиче за пять миль от Мозыря, из бывших с ним одних убили, а других взяли в плен.”

Преемником митрополита Макария был епископ смоленский Иосиф Болгаринович. В Супрасльской летописи говорится, что “в лето 7006 (1498), месяца маиа в 30 день, индикта I, вел. князь Александр литовский даде митрополию киевскую и всея Руси Иосифу, епископу смоленскому, с епископиею смоленскою.”

Иосиф происходил из шляхетской фамилии и имел родовое имение в Слуцком уезде. До своего епископства он был архимандритом и настоятелем Слуцкого Троицкого монастыря. В виду того, что в летописях не сказано об обычном избрании его собором епископов и духовенства на митрополию, следует предполагать, что это избрание провел единолично великий князь литовский Александр, ревностный католик, который воспламенился желанием насадить унию с Римом в Великом Княжестве Литовском, вдохновленный на это папой и иезуитами. Митрополит Макарий не согласился на унию. После его смерти Александр целый год искал подходящего кандидата в митрополиты, который бы согласился на унию. Пока митрополичья кафедра пустовала, митрополичьей епархией управлял епископ пинско-туровский Вассиан. Когда Иосиф согласился принять унию, великий князь Александр “даде” ему митрополию своей властью.

С самого избрания на митрополию Иосиф начал действовать в пользу унии, сперва секретно, конспиративно, но позднее уже открыто. В 20 августа 1500 г. он написал грамоту к папе Александру VI, по содержанию своему похожую на грамоту митрополита Мисаила к папе Сиксту IV 1476 года. Грамота написана многословно и витиевато.

Иосиф пытался совратить в униатскую веру супругу великого князя литовского Елену, дочь великого князя московского Ивана III. Но та решительно отклонила увещания Иосифа. 3 мая 1500 года московская рать вошла в пределы Великого Княжества Литовского и взяла Брянск, Путивль, Дорогобуж и др. города. 14 июля 1500 г. произошли бои великолитовских войск с московскими у реки Видроши. Московские войска одержали победу и взяли в плен великого гетмана литовского князя Константина Острожского и множество других вождей и панов.

В военной обстановке униатский пыл митрополита Иосифа Болгариновича и его латинских пособников сильно поостыл. Митрополит скоро скончался. По словам русской летописи, “на него Бог послал недуг — разслабу, и поставлен бысть на митрополию в том недуге, нездрав, и едино лето быв в том сану, и измениси живота.” Его кончина последовала в середине или в последних месяцах 1501 года. С его смертью закончилось униатское дело.

Билет 54. Положение Церкви в I половине ХVIв. Митрополит Иона II.

Благоприятное изменение отношения к Православной Церкви выразилось в том, что избрание и утверждение Александром (который был уже королем польским в это время) нового митрополита производилось в соответствии с пожеланием Елены, а Елена, вполне очевидно, следовала мнению православного духовенства. Новой главой Западно-русской митрополии стал Иона II. до этого архимандрит Минского Вознесенского монастыря. Это произошло в 1503 г. Иона не отличался книжностью, но был благочестив и усерден в вере. Иона происходил из вдовцов и имел сына. При Ионе король Александр издал ряд грамот, в целом благоприятных для Церкви, поскольку они подтверждали права православного духовенства. При нем продолжалось строительство Супрасльского мо-настыря, причем король Александр совершил небывалый акт: он послал от себя письмо цареградскому патриарху Иоакиму с извещением о создании этого монастыря (между тем, папа называл Иоакима в одной из своих грамот к Александру еретиком, незаконно поставленным на патриаршество). Патриарх утвердил устав Супрасльского монастыря, в котором было установлено вечное поминовение благотворителей, избрание игумена из собственной среды, запрещение хмельных напитков, запрещение выходить из монастыря без благословения игумена, полное общежитие.

Война с Москвою принесла значительные убытки и разорение многим церквам и монастырям. Король Александр не препятствовал восстанавливать разоренные войной храмы и обители, несмотря на известный закон Казимира. Находились и благотворители, жертвовавшие на святое дело свои имения. Так был восстановлен Колошский монастырь около Гродно на средства некоего Боговитиновича, королевского писаря. Иона же отказался от всех доходов с этого монастыря. Благотворительность аристократии и богатых людей в этот период имела вообще широкие размеры. Митрополит Иона умер в 1507 г., распределив свое имущество между Церковью, королем, подчиненными и сыном.

Строительство и обновление храмов практически не встречало препятствий со стороны короля Сигизмунда. Так, в 1514 г. перед битвой под Оршей с московскими войсками кн. К.И. Острожский дал обет, в случае успеха выстроить два каменных храма. Битва закончилась полной победой литовцев, и князь выполнил свой обет, не встречая противодействия короля.

Из отрицательных явлений можно отметить подаванье кафедр в качестве вознаграждения за королевскую службу. Это показывает, как мало считался король с постановлениями православной Церкви.

Благоприятное, в целом, отношение к Православию в Литовской Руси не распространялось на православную Церковь Галиции, которая входила в состав Польского королевства.

На престол митрополитов киевских (литовско-наваградских), по указанию вел. кн. Елены, ставшей польской королевой по мужу, был избран в 1503 г. архимандрит Минского Вознесенского монастыря Иона, бывший прежде священником. Польские и униатские писатели (Дубович, Кульчинский и Стебельский) говорят, что он прибыл с княжной Еленой из Москвы и был ее духовником. Был он человек простой, но строгий, честный и ревностный пастырь. Король Александр его утвердил. Благословение и поставление на митрополию было получено от патриарха Пахомия. Митрополит Иона скончался в 1507 году.

Наши рекомендации