Позитивная медитация на Прабхупаду
5.15
Читая «Беседы со Шрилой Прабхупадой», я обнаружил, что, наряду с ощущением близости к духовному учителю, они создают в уме несколько скудный образ Прабхупады. Мы не видим, как он выглядит, не видим его жестов и движений. Мы видим лишь его слова, напечатанные черным шрифтом на белой бумаге. Читая только слова, мы можем получить неполное представление о Прабхупаде. Однако в то же время, продолжая читать эти беседы одну за другой, мы замечаем, как присутствие Прабхупады накапливается в нашем уме, и мы начинаем более отчетливо представлять его образ.
Чтобы слушать Прабхупаду, необходима вера. Не думайте, что присутствие Прабхупады можно ощутить, не обладая верой. Не думайте, что в том, чтобы иметь веру или быть заведомо позитивно настроенным по отношению к Прабхупаде, есть что-то неправильное. Не думайте, что эти чувства вступят в противоречие с какими-то другими аспектами вашей жизни. Просто вы хотите возродить свою любовь. Это не вопрос логического расчета, не вопрос удовлетворения кого-то еще, не вопрос эмоциональной объективности. Вам лишь нужно удовлетворить собственное чувство служения, свое желание вопрошать у его лотосных стоп. Вы должны удовлетворить собственное понимание истины, вовлекая свой разум и сердце в процесс постижения того, о чем Прабхупада говорит вам. Кришнадас Кавирадж призывает нас активно использовать свой разум для изучения качеств и характера Господа Чайтаньи. Не спорьте с самим собой (или со своим духовным учителем). И не занимайтесь поиском недостатков.
В этом заключается позитивное памятование о Прабхупаде. Отбрасывать все, что неблагоприятно для нашего памятования, --- это труд. То есть, необходимо понять природу этого труда, науку сознания Кришны. Если мы не можем отличить сорняки от культурных растений, как можно ожидать, что наш сад будет плодоносить? Если мы не способны отличить позитивную медитацию от негативной, как мы можем ожидать прогресса в нашей духовной жизни?
Выбор между благоприятным и неблагоприятным иногда может быть болезненным. Но, как уже говорилось, чтобы идти по этому пути, нам необходима вера. Прабхупада поможет нам, он хочет помочь нам очистить наши сердца. Хотя мы подводили его множество раз, он не отказался от нас. Давайте же служить ему с полной верой и осознанием, давайте изучать его качества и характер, активно используя разум. Давайте молиться ему о том, чтобы он открыл нам разницу между культурными растениями и сорняками.
Часть шестая
Сентября, Вриндаван, Индия
Сегодня день явления Бхактивиноды Тхакура. Я начинаю вести дневник Прабхупады. Я исполнен надежд. Уже долгое время я ничего не писал, поскольку мне казалось, что у меня не получится, что я не могу и не хочу. Когда я жил в Ирландии, у меня неплохо получалось, и я хочу попытаться вернуться в это состояние.
Сегодня утром, когда открылась дверь в самадхи Прабхупады, впервые после двухлетнего перерыва я снова увидел большое бронзовое мурти Прабхупады. Ему служит тот же самый пуджари, которого я видел здесь несколько лет назад. Прабхупада, вы мой высокочтимый гуру, и сейчас я снова предстал перед вами. Я пытаюсь помнить о вас.
Некоторых преданных сейчас начал интересовать вопрос, как войти в сокровенные игры Радхи и Кришны. Мы ни в коем случае не должны думать, что Прабхупада не учил этому. Нужно всегда помнить, что мы сможем войти в дхаму и в наши вечные отношения с Радхой и Кришной только тогда, когда он позволит нам это сделать. Радха-Кришна и Их спутники – непостижимые, трансцендентные личности, находящие вне сферы материального бытия. Они позволят нам вступить в общение с собой только, когда мы будет достаточно искренни и чисты для этого. Невозможно просто прочитать книгу о внутреннем сознании Кришны и ожидать, что нам позволят войти в игры Господа. Необходимо удовлетворить своего гуру, представителя Радхи-Кришны. По его милости вы сможете совершить прогресс.
Что же касается обсуждений этого вопроса, то хотя к нему сегодня в ИСККОН повышенный интерес, я пытаюсь оставаться верным Прабхупаде. Суть всего – служение Прабхупаде. Служение ему включает и более высокие аспекты, но, как и всё остальное в сознании Кришны, проникновение в эти вопросы – постепенный процесс. Мы должны быть осторожны с теми, кто говорит, что учению Прабхупады чего-то недостает и что оно неполно. На самом деле, лучше ничего не знать, чем слушать тех, кто учит, что Прабхупада не дал нам чего-то важного. Лучше продолжать повторять Харе Кришна и молиться Радхе-Кришне в храме, как того хотел Прабхупада. Мы можем всегда доставлять Господу удовольствие своими искренними усилиями.
Здесь по-прежнему продолжаются работы по строительству самадхи Прабхупады, хотя прошло уже четырнадцать лет с момента его ухода. Мало-помалу купола облицовывают мрамором… В ИСККОН уже шутят по поводу того, будет ли строительство самадхи когда-то завершено. Несомненно, это произойдет. Местные преданные говорят, что, по их оценкам, работы займут еще около года. Бхуриджана объяснил это так: «Наше поколение американцев выросло в атмосфере вражды между США и Советским Союзом, и казалось, что изменить такое отношение невозможно. Тем не менее, последние события изменили ситуацию, и взгляды людей поменялись. Подобным образом, хотя нам кажется, что строительство самадхи никогда не будет закончено, на самом деле, это произойдет».
Сегодня утром мы проводили пуджу Бхактивиноде Тхакуру. Его изображение было установлено на величественной вьясасане Прабхупады, а Прабхупаду поместили ниже. Я поклонился, а затем провел арати. Я редко смотрю на Прабхупаду или думаю о нем, когда провожу пуджу. О чем я думаю в это время? Предложить этот предмет семью круговыми движениями, затем взять следующий предмет, предложить его столько-то раз такой-то части тела, столько-то раз другой части тела. Нужно постараться закончить, когда преданные будут заканчивать петь «Шри Гуру-чарана-падма». А где же поклонение? Прабхупада, пожалуйста, простите меня.
По случаю явления Бхактивиноды Тхакура, мы спели несколько его песен – «Гурудев», «Вайшнава Тхакура» и несколько других из песенника. Слова этих песен были как нельзя более уместны – ведь мы считаем себя учениками этой великой души в парампаре. «Гурудев, я лишен всякой силы. Все, что у меня есть, – это твоя милость. Я очень падший. Если ты отвергнешь меня, я уйду и расстанусь с жизнью. Пожалуйста, не отвергай меня». К тому моменту, как я это прочитал, я чувствовал себя совершенно недостойным; кроме того, я очень устал и больше не мог сидеть со скрещенными ногами, мне хотелось опереться спиной на мраморную колонну и распрямить колени. Когда я прочитал: «Гурудев, у меня нет никаких достоинств; пожалуйста, даруй мне свою милость», --- и затем на следующей странице из «Гопинатха»: «О Гопинатх, мой ум неуправляем, и я не признаю ничьего авторитета», --- я почувствовал благодарность к этому поэту-вайшнаву, так кратко и выразительно описавшему мое собственное отношение к духовному учителю.
Вриндаван – особенное место. Но в то же время, приезжая сюда, начинаешь понимать, что другие места ничем не хуже, а в некоторых отношениях может даже лучше, поскольку во Вриндаване невозможно жить в уединении. Сюда приезжает столько преданных, особенно во время фестиваля, что слишком большое количество общения может оказаться обременительным. Например, сегодня утром, после двухлетнего перерыва, я вошел в самадхи через главную дверь. До четырех часов оставалось несколько минут. Я собирался просто подойти к закрытой двери Божества и подождать начала арати, однако прямо перед дверьми я увидел своего духовного брата, очень стойкого санньяси, с которым мы не виделись много лет. Он взглянул на меня, а я на него. Я поклонился Прабхупаде, однако, произнося пранамы, я думал: «Что мне сказать этому преданному? Кстати, как его зовут?» Поднявшись, я обратился к нему:
--- По-прежнему проповедуешь в Южной Индии?
--- Нет, теперь я перебрался на север.
Этот короткий диалог обокрал меня. Я хотел войти в самадхи, сосредоточенно медитируя на Прабхупаду. Я хотел что-то почувствовать. В то же время, мне необходимо понимать, что преданные Прабхупады – это тоже Прабхупада, и путь к нему лежит также и через них. И все же я упустил сокровенный момент, и даже сейчас, пробыв здесь уже два дня, я еще не был в комнате Прабхупады, поскольку сомневаюсь, что смогу побыть там один. Там будут и другие люди, и я буду думать о них, а не о Прабхупаде.
Кроме того, мне кажется, что я прекрасно знаю, как выглядит комната Прабхупады, и там не будет для меня ничего нового. От подобных мыслей нужно избавиться. Как бы то ни было, сейчас я нахожусь в своей комнате, и, по крайней мере, здесь я могу хранить столь ценное для меня уединение. Находиться в правильном умонастроении размышлений о Прабхупаде более важно, чем быть там, где находятся его реликвии или там, где проходили его игры. Посещать места игр Прабхупады лучше тогда, когда там никого нет.
Думаю, мне удастся найти такой момент. Возможно, после мангала-арати, прежде чем подняться к себе в комнату для повторения джапы, можно будет зайти сюда и поприветствовать сначала Прабхупаду. Одного мгновения общения с ним вполне достаточно.