На мосту: наедине с Прабхупадой
1.14
Я снова стою на мосту и смотрю на воду. Черные камни под водой покрыты водорослями. Утренняя атмосфера ирландской природы, изобилующей зеленью, создает ощущение бодрости и свежести. Рассвет только занимается, и в воде отражаются маленькие серебристые стрелы света. Река напоминает темное, жидкое зеркало, бегущее над камнями. Я смотрю в это зеркало, но не могу видеть отчетливо. Где вы, Прабхупада? Где вы?
Прабхупада, сейчас, когда я выкроил минуту, чтобы пообщаться с вами, у меня появилось желание дать вам обещание стать хорошим преданным. По-крайней мере, мне хочется выразить желание быть ближе к вам.
Прабхупада говорил, что мы можем беседовать с духовным учителем, а также со Сверхдушой. «Это зависит только от чистоты». Что это означает, Прабхупада, – «зависит от чистоты»? Если это подразумевает, что я никогда не совершал грехов в прошлом или никогда не думаю о грехе сейчас, то мне никогда не удастся достичь чистоты, необходимой для того, чтобы слышать вас. Однако если чистота – это ощущение беспомощности и обращение за поддержкой к вам, тогда, быть может, у меня есть надежда. Является ли такое беспомощное обращение к духовному учителю своего рода безоскорбительным повторением?
Пожалуйста, направляйте меня на моем пути к Кришне, направляйте через ваши книги и наставления. Это особые, личностные взаимоотношения. Когда мы открыли храм в Бостоне, я часто ходил к небольшому холму неподалеку от храма. Там росло несколько деревьев, но в основном это была открытая местность. Я называл это место парком Параматмы. Я знал, что, придя туда вечером, я смогу забыть о храме и о всевозможной деятельности для удовлетворения Прабхупады, происходящей там, забыть о проблемах и стычках между преданными, забыть о своей роли президента храма и попытаться углубиться в свое сердце, чтобы предаться Прабхупаде. «Прабхупада, я здесь. Я хочу вам служить. Позвольте мне на минуту расслабиться и побыть с вами наедине. Пожалуйста, дайте мне подтверждающий знак, на который способны лишь вы и Сверхдуша». После этого я чувствовал себя свежим и готовым снова взаимодействовать с миром.
Это то, что я вижу, глядя в темное зеркало течения реки. Но там есть и другие образы – множество образов Прабхупады, пробегающих в моем уме. Мне нравится этот мост, потому что здесь я могу отбросить свои ментальные защиты. Никто не слышит моих слов, тонущих в шуме реки. Только Кришна и Прабхупада слышат меня из сердца. Я могу высказать им все мои страхи в отношении Прабхупады, мое неправильное понимание его самого и его Движения – и позволить им уйти.
Во мне живет злой гном, который хочет, чтобы я был несчастным неудачником. Он нападает меня, когда я начинаю молиться Прабхупаде, хватаем мой ум и угрожает моему покою. Он пытается убедить меня в том, что я – безумец, стоящий на мосту и думающий, что, глядя в этот дурацкий ручей, он медитирует на Прабхупаду. Этот гном напоминает мне, что мои пальцы замерзли, а мой желудок уже урчит в ожидании завтрака, который будет ждать меня, когда я вернусь. «Кажется, ты собирался написать стихотворение?» --- подстрекает он.
«Нет! Прабхупада! Прабхупада! Прабхупада!»
Скоро я покину Виклоу, но надеюсь, что мне удастся найти и другие спокойные места, где я смогу практиковать медитацию на Прабхупаду. А сюда я еще вернусь завтра.
Ценность лекций Прабхупады
1.15
Я слушал лекции Прабхупады по «Нектару преданности», прочитанные в 1972 году. Слушая эти лекции, преданные могут поддерживать свою духовную жизнь. Лекции Прабхупады предназначены не для того, чтобы создавать звуковой фон. Мы должны слушать их с таким же вниманием, как если бы Прабхупада присутствовал лично в этой комнате. Не обращать внимания на Прабхупаду – большое оскорбление.
В течение каждого дня есть возможность прослушать хотя бы фрагмент из лекции Прабхупады. В старину в христианских монастырях монахи во время еды хранили молчание, а один из них читал вслух писания. В одной из монастырских трапезных я увидел над дверью такую надпись: «Не хлебом единым сыт человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». Мы тоже можем почитать прасад, слушая писания непосредственно из уст Шрилы Прабхупады.
Лекции – важная форма проповеди ачарьи-вайшнава. Для того, чтобы излагать ведические истины, необходима особая квалификация. Например, человек не может ссылаться на санскритские шлоки, если не усвоил и не запомнил их. Чем чище послание, тем значительнее результат. Что касается аудитории, только подумайте, какую силу могут обрести люди, слушая трансцендентный звук из уст осознавшего себя преданного! Он взывает к нам, опираясь на теоретическое и практическое знание писаний, а наши души откликаются на его зов, забыв о критически настроенном уме и всегда готовом заснуть теле. Трансцендентный звук проникает сквозь материю.
Чтение лекций – высшая форма общения. Когда Прабхупада заявляет: «Кришне невозможно служить при помощи материи. Ему нужно служить в духе», --- он осознает силу своих слов и хочет донести до нас их смысл. Психологи говорят, что для установления личностных взаимоотношений необходима коммуникация. Для сохранения любви необходим диалог. К сожалению, большинство людей не знает, что нужно говорить друг другу для поддержания любовных взаимоотношений. И, конечно же, они не могут обещать друг другу вечности, блаженства и знания. Самый высокий вид общения в материальном мире – это общение между Кришной и обусловленной душой, стремящейся восстановить свои взаимоотношения с Кришной. И когда благодаря слушанию джива пробуждается, она может начать свое служение Богу. Тогда ее общение с Богом поднимается на новый уровень. Это называется бхакти.
Шрила Прабхупада – выдающийся оратор, способный донести истину до своих слушателей. Будучи представителем Господа, он доносит до обусловленных душ, еще не развивших желание вернуться к Нему, послание любви, идущее от Кришны. Когда Прабхупада говорит, его голос спокоен, а аргументы обдуманны. Однако при этом его лекции всегда ярки и впечатляющи. Его лекторский стиль сильно отличается от его обычной манеры говорить. Его лекции исполнены эмоций, в них сочетается резкое осуждение умонастроения непреданных и мягкое, любовное прославление бхакти. Его голос то торжественно усиливается, то затихает. «Невозможно познать Кришну этими грубыми чувствами», --- говорит он, и тон его голоса соответствует одновременно как духу публичной лекции, так и его собственному настроению. Он говорит от всего сердца. Он хочет пробудить нас.
Прабхупада читал лекции главным образом по «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». Он никак не озаглавливал свои лекции и не делал акцента на каком-то определенном вопросе – он лишь комментировал стих, который читал. Он пользовался богатством материала, содержащегося в ведических писаниях, и тем самым учил нас проповедовать. Прабхупаде часто приходилось читать лекции, однако он настолько хорошо знал ведические писания, что мог без труда говорить на самые разные темы, касающиеся сознания Кришны. Мы должны стараться следовать его примеру.
Прабхупада – посредник между Кришной и индивидуальной душой. Например, объясняя, что можно предлагать Кришне пищу, он говорит, что главным ингредиентом является наша преданность. Прабхупада говорит: «Если вы предлагаете что-то Кришне единственно со словами: “Кришна, я принес Тебе вкусное блюдо”, --- Кришна не примет его. Нахам пракашах сарвасья йога майа самавритам. Он не открывается каждому».
Существуют разные уровни понимания учения Прабхупады. Новичок будет потрясен даже тем, что Кришна принимает подношения пищи. Тот, кто уже много лет слушает Прабхупаду и служит ему, уловит более тонкие моменты, поскольку он способен понять философские тонкости. Например, Прабхупада цитирует стих нахам пракашам в контексте предложения Кришне пищи. Смысл стиха нахам пракашам в том, что Кришна скрывает Себя от глупцов завесой майи. То, что этот стих цитируется сразу после слов о том, что Кришна принимает только подношение, сделанное с преданностью, очень интересно. Прабхупада подчеркивает --- если мы предлагаем Кришне что-то ценное с материальной точки зрения с целью произвести на Него впечатление, Он не примет этого. Нахам пракашам сарвасйа – Кришна не дает подобным глупцам доступа к Себе.
Часто, цитируя «Бхагавад-гиту», Прабхупада сходу дает не дословный перевод, а толковательный, своего рода сочетание перевода и комментария. Эти небольшие переводы-комментарии варьируются от лекции к лекции, и мы можем черпать в них дополнительный нектар. Наши проблемы в преданном служении и анартхи могут быть с легкостью преодолены, если мы будем внимательно слушать, как Прабхупада атакует их.
Ученики и последователи Прабхупады должны быть благодарны ему за его дальновидность – ведь он попросил записывать свои лекции еще в 1966 году, когда на них ходило всего несколько человек. Единственное, чего он хотел, – чтобы мы внимательно слушали.
Попробуйте это…
Когда вы в следующий раз будете слушать лекцию Шрилы Прабхупады, обратите внимание на стихи, которые он цитирует в подтверждение своей точки зрения. Подумайте, почему он цитирует именно эти стихи и почему в данном контексте они приобретают особый смысл.
Следование
1.16
Шрила Прабхупада обличал материальную жизнь как не имеющую перспектив. Люди полагают, что обретут счастье, удовлетворяя чувства, но в конце их ждет лишь разочарование. Прабхупада снова и снова говорил об этом, поскольку погоня за счастьем повсеместно распространена в этом мире. Большинство людей считает своей главной целью зарабатывание денег, но Прабхупада говорит им: «Нет, это не сделает вас счастливыми». Он также учит нас не искать освобождения от материальной жизни. Кто-то может спросить: «Удовлетворение чувств – плохо, отречение – тоже плохо. Тогда что?» Шрила Прабхупада учит, что целью жизни является служение Кришне, бхакти-йога. Таково послание шести Госвами, Господа Чайтаньи и Господа Кришны в «Бхагавад-гите». Прабхупада тоже проповедовал это, и мы следуем по его стопам.
Зачастую наше уважение к Прабхупаде опирается на ведические истины. Можно сказать, что учение Прабхупады типично для санньяси-вайшнава. Прославляя Прабхупаду, мы лишь прославляем учение Господа Кришны в «Бхагавад-гите». Шрила Прабхупада одобрял такой подход. Он хотел, чтобы его заслугой считали то, что он передал послание Кришны без искажений.
Кто-то может сказать нам: «Вы заявляете, что ваш духовный учитель – особенный, но ведь он всего лишь представил ведическую традицию. Почему вы целиком сосредоточены на нем? Разве это не наивно?»
Однако мы узнали обо всем от Шрилы Прабхупады. Он не был обычным лектором. Он был могущественным проповедником, начавшим революцию сознания Кришны по всему миру. Поэтому для нас совершенно естественно повторять то, что мы услышали от него. Столь же естественно испытывать по отношению к нему благодарность. Его методы проповеди подействовали. Он знал, как нам проповедовать, поэтому мы хотим изучать вайшнавизм под его руководством. Мы в долгу перед ним. Заключение вайшнавов таково, что человек не может напрямую слышать Кришну, он должен слушать представителя Кришны. Именно таким представителем и является для нас Прабхупада.
Слушая Прабхупаду, мы начинаем признавать и других проповедников, по-своему представляющих парампару. Вначале мы были очень наивны, мы думали, что никто кроме Прабхупады не знает о Кришне. Мы считали, что все должны проповедовать философию сознания Кришны одинаково. Теперь мы знаем о существовании других вайшнавов, а также о других возможностях представлять те же самые заключения. Однако это не уменьшает нашего желания слушать Прабхупаду. Наше отождествление сознания Кришны с Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой не случайно, мы осознанно культивируем верность ему, поскольку такова рекомендация шастр. До тех пор, пока мы не удовлетворим своего духовного учителя, Кришна не будет доволен нами.
Личное присутствие духовного учителя необходимо для обучения наиболее трудным аспектам вайшнавской традиции. Например, Прабхупада приехал в Америку и учил тому, что половая жизнь должны быть ограничена. С самого начала он говорил нам, что наш западный акцент на сексе разрушителен для духовной жизни. Необходимо ограничить половую жизнь, а если возможно, отказаться от нее полностью. Некоторые преданные говорили Прабхупаде, что американцам будет трудно принять эти ограничения. «Я не могу изменить философию ради того, чтобы угодить американцам», --- ответил Прабхупада. Несомненно, его учение полностью противоречит заявлениям гедонистов, что, не наслаждаясь сексом, мы будем испытывать разочарование и подавленность. Разве преданные в сознании Кришны согласились бы на такое «безумное предложение», если бы Шрила Прабхупада лично не помогал нам?
Прабхупада продолжает бескомпромиссно вести нас вперед. Он ясно говорит в своих книгах и лекциях: если вы хотите обрести Кришну, необходимо оставить желание незаконного секса. Секс – естественное побуждение, которое может быть использовано в служении Кришне. От секса нелегко отказаться в любом ашраме, однако если мы хотим следовать Шриле Прабхупаде, мы должны выполнять его указания.
В своих попытках предаться нам необходимо вдохновение, источником которого является наш духовный учитель. Мы знаем, что он учит нас, опираясь на шастры, однако мы также знаем, что он сам следует шастрам. И поскольку мы в долгу перед ним, мы стремимся доставить ему удовольствие тем, что тоже следуем ведическим истинам. Если мы позволим духовному учителю ограничивать даже наши половые наслаждения, это разовьет в нас покорность ему. Мы хотим считаться его последователями, и такая покорность приведет к тому, что он выразит нам свое одобрение и мы почувствуем это.
Лично я благодарен Шриле Прабхупаде за то, что он предоставил нам возможность доказать, что мы являемся его последователями.
Попробуйте это…
Подумайте, какие перемены произошли в вашей жизни с тех пор, как вы стали последователем Шрилы Прабхупады. Запишите один или два конкретных изменения, на которые вас вдохновил Шрила Прабхупада (через книги, лекции или личные наставления).
Часть вторая