Раскованность со шрилой прабхупадой

3.4

Недавно я думал о состоянии раскованности, а затем связал эти мысли со Шрилой Прабхупадой.

Часто во время больших киртанов в храме, ведущий певец толкает преданных в центр, раскручивает их вокруг себя и побуждает танцевать. Я не принимаю участия в таких танцах, и никто не пытается принуждать меня, поскольку я – «пожилой человек», у которого часто бывают головные боли. Но я знаю, что молодым преданным нравится, когда старшие преданные отбрасывают официальность и танцуют. Даже если преданный старшего возраста не может прыгать и танцевать, как это делают молодые преданные, но хотя бы пытается, это служит одобрением танца всех остальных. Такое поведение говорит о том, что он понимает, что является всего лишь одной из множества крошечных душ. Танцуя, он согласен выглядеть глупо, и у него достаточно спонтанности и смирения, чтобы сделать несколько движений. Тогда все смогут увидеть, что в нем еще теплится жизнь.

Единственная опасность в том, что старший преданный может выглядеть глупо; он даже может сделать какую-то глупость и потерять серьезный вид.

Терял ли когда-либо серьезный вид Прабхупада? В писаниях есть примеры того, как даже очень серьезные вайшнавы иногда ведут себя раскованно. Рамананда Рай, Харидас Тхакур и Адвайта Ачарья участвовали в водных развлечениях вместе с другими преданными, и однажды в своих играх они стали настолько «несерьезными», что Господь Чайтанья вынужден был послать Сварупу Дамодару, чтобы тот попросил их остановиться.

Что касается Шрилы Прабхупады, то он всегда был готов немного пошутить, даже в серьезных ситуациях. Ему нравилось смотреть на жизнь с юмором. Сурабхи Свами рассказывал, что когда Прабхупаде показывали его роскошные апартаменты в бомбейском храме, кто-то из преданных заметил: «Да, это царские хоромы!» На что Прабхупада почти шепотом ответил: «Но где же царица?» Он часто шутил, играя словами. Поскольку он был проповедником, его слова всегда были отточенными и сильными.

На одной из утренних прогулок Прабхупада объяснял стих, написанный Прабодханандой Сарасвати, в котором говорится: «Зажав соломинку в зубах и склонившись перед вами в поклоне, я умоляю вас послушать о Господе Чайтанье». Один из его учеников-санньяси заметил:

---Это очень смиренное высказывание.

--- Смиренное --- чтобы дать вам пощечину, --- ответил Прабхупада, и стал говорить, что цель смирения преданного в том, чтобы попросить вас отбросить всё, кроме учения Господа Чайтаньи.

Прабхупада не ходил постоянно с важным видом и не принимал всерьез все, что ему говорили. Иногда он выставлял людей в глупом виде, обыгрывая сказанное ими и показывая их неадекватность. Он использовал их слова как трамплин для перехода на более высокий уровень, иногда отпуская какую-нибудь шутку в их адрес. И хотя он никогда не вел себя развязно, он не был скованным или напряженным. Он всегда смотрел на вещи с юмором.

Один из самых дорогих мне примеров этого – то, как Прабхупада общался с нами в свои последние дни, смягчая чрезвычайно тяжелую для всех ситуацию. Однажды Прабхупада объявил, что поедет на парикраму на воловьей повозке. Преданных охватило страшное беспокойство. Когда некоторые преданные стали упрашивать его не ехать, Прабхупада согласился, видя их обеспокоенность. Тамал Кришна Махарадж сказал: « Мы так привязаны к вам, Шрила Прабхупада, что иногда вы просто сводите нас с ума. Например, сегодня мы почти потеряли рассудок».

«Нет, нет, я не буду этого делать», --- успокоил его Прабхупада. «Бабаджи Махарадж, --- обратился он к Нишкинчане Кришнадасу Бабаджи, --- только посмотрите, как они меня любят».

«Шрила Прабхупада, --- сказал Тамал Кришна, --- то, как вы ведете себя с нами, с каждым мгновением усиливает нашу привязанность к вам».

«Таков мой долг», --- ответил Прабхупада.

Это замечание было, фактически, кульминацией всей жизни Прабхупады и объясняло суть его отношений с каждым из учеников. Это было глубокое и заключительное утверждение. «Таков мой долг». Его долг, состоял в том, чтобы пробудить в нас любовь к нему. Однако уже следующие слова Прабхупады создали атмосферу беззаботности: «Таков мой долг... Мои шотландские профессора произносили слово «duty» (англ. слово «долг», звучит «дьюти») как «juti» (звучит «джути»)». Прабхупада никогда не упускал возможности насладиться приятным моментом или неожиданно пришедшим воспоминанием, или проявить обычные человеческие эмоции даже посреди глубочайшей трансцендентной лекции.

Прабхупада никогда не вел себя распущенно. Никто никогда не мог усомниться в его выдержанности, и он никогда не делал ничего неподобающего. Он был совершенным джентльменом. Будучи пожилым, он был также сдержан во внешних проявлениях. Тем не менее, можно увидеть фотографии Прабхупады, на которых он размахивает кулаком или делает энергичные жесты тростью на утренней прогулке. Когда его лицо расплывалось в сияющий улыбке, все преданные вокруг тоже начинали улыбаться. Но даже в такие моменты чувствовалось, что Прабхупада держит эмоции под контролем. Его манеры были изысканными, как и подобает ачарье всего мира. Однажды он даже не захотел сесть на стул парижского уличного кафе, поскольку там продавали вино.

Прабхупада никогда не переедал, и всегда придерживался простой диеты. Иногда он мог «расслабиться» и съесть несколько дополнительных самос или несколько лишних сладостей. Но это никогда не выглядело как излишество и доставляло преданным особое удовольствие.

В кругу близких учеников Прабхупада вел себя более расслабленно. Есть чудесная фотография, сделанная в комнате Прабхупады в Маяпуре, на которой он сидит, откинувшись назад и положив свои стопы на низенький столик, стоящий перед ним. На более официальных фотографиях Прабхупада всегда сидит в полу-лотосе, но на том редком фото он запечатлен в совершенно «домашней» атмосфере вместе со своим слугой Шрутакирти, сидящим неподалеку.

Прабхупада чувствовал себя раскованно также со своими духовными братьями и разными садху, его современниками. Есть фото Прабхупады с Хануманом Прасадом Поддаром и другими пожилыми людьми, а также фотографии со Шридхарой Махараджем в Навадвипе. На тех фотографиях у всех присутствующих, включая Прабхупаду, широчайшие улыбки, и похоже, все они сотрясаются от приступов неконтролируемого смеха, вызванного обменом шутками. Ученики Прабхупады, конечно, тоже считали себя участниками этих взаимоотношений, даже если не вполне понимали, что происходит.

Попробуйте это…

Может быть, рассматривая фотографии Прабхупады или слушая истории о нем, вам на память придут еще какие-то эпизоды, в которых Прабхупада шутил или вел себя раскованно. Другой областью для исследований может быть размышление о том, что имеется в виду, когда мы называем юмор или раскованность чистого преданного «трансцендентными».

Я хотел бы быть с вами

3.5

Утро. Мы готовы выезжать

на машине в Маяпур,

а по пути остановиться

в манговой роще...

Воспоминания о вас сокрыты

глубоко во мне...

Я позволяю войти туда и чужим воспоминаниям –

ведь Шрила Прабхупада предназначен для всех.

Но будь честен перед своим Прабхупадой.

Если бы сегодня вечером он был в Калькутте,

я бы остался ночевать в храме,

несмотря на то, что ночью

между спящими на полу преданными

бегают крысы.

Я спал бы у вашей двери, Прабхупада,

а утром с нетерпением ждал

возможности сопровождать вас.

Я взял бы на себя роль лидера, чтобы

удовлетворить вас, чтобы быть в числе тех,

кто будет завтракать с вами

в манговой роще.

Если бы сегодня вечером вы были в Калькутте,

вы встретились бы со своими старыми друзьями,

прочитали лекцию на бенгали,

и мы, американцы, тоже сидели бы там.

Мы проводили бы вас до вашей комнаты.

Джая Шрила Прабхупада!

Может быть, вы позвали бы меня

по какому-то делу.

Мы не боялись бы вас,

а просто относились с почтением.

Я больше ничего не могу вспомнить.

Но я знаю, что мы делали все так,

как вы нам говорили

и всюду следовали за вами.

Завтра я поеду в Маяпур,

и буду искать вас там.

Вы сегодня вечером в Калькутте?

В течение сорока минут я читал

ваши бесценные комментарии, а затем,

дойдя до потрясающего описания Радхарани,

больше не мог сохранять сосредоточенность.

Я пытаюсь повторять, как вы нас учили.

Интересно, правильно ли я это делаю?

Если я буду восприимчив, я пойму,

что сегодня вечером вы находитесь в Калькутте.

В любом случае, я ношу униформу,

прилагаю усилия и мечтаю о том,

чтобы снова встретиться с вами.

Прабхупада, не дайте мне

запятнать

ту крошечную преданность,

которую я чувствую, и память о том,

что вы позволили мне быть рядом с вами.

Другие могут так поступить,

но я не сделаю этого.

Прабхупада со мной, он в моем сердце,

когда я пишу или читаю,

когда сплю и просыпаюсь,

чтобы отправиться на встречу с ним.

Я тоже часть его Движения.

Попробуйте это...

Почему бы вам не попытаться написать собственное стихотворение о Шриле Прабхупаде? Никто не будет судить вас, никто не прочтет его, кроме вас, но это прекрасная возможность размышлять о Прабхупаде, говорить с Прабхупадой, помнить о Прабхупаде. Просто начните писать и позвольте словам течь самим...

Наши рекомендации