Что такое миф? Каким образом мир отражался в сознании древнего человека?Какие изменения в сознании человека произошли в эпоху появления религий спасения?
Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, опроисхождении всего сущего, о богах и героях.
Специфика мифов выступает наиболее четко в первобытной культуре,где мифы представляют собой эквивалент науке,цельнуюсистему,в терминах которой воспринимается и описываеся весь мир.
В каждой религии есть концепция спасения, сформулированная в том или ином виде. Но где-то это спасение материальное, т.е. успех в материальном мире (иудаизм, ислам), а где-то - спасение духовное (христианство, индуизм, буддизм).(что нашла по религиям спасения)
5. Периодизация Античности. Охарактеризуйте природные условия Греции. Что такое полис? Дайте характеристикугреческому полису. Все ли жители полиса являлись его гражданами? Кто считался неполноправным?
периодизация античности
В целом общая периодизация античности выглядит следующим образом.
Ранняя античность (VIII в. до н. э. — II в. до н. э.) Зарождение Римского государства.
Классическая античность (I в. до н. э. — II в. н. э), золотой век, время единства греко-римской цивилизации.
Поздняя античность (III—V вв. н. э.). Распад Римской империи. Распад Западной Римской Империи ознаменовал собой начало новой эпохи — средневековья.
Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин, если не считать Лаконии, Беотии, Фессалии и на Эвбее. В древнегреческий период три четверти территории составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней. Богатством и разнообразием отличался как растительный (дуб, дикий орех, кипарис, каштан, пихта, ель, мирт, лавр, олеандр и пр.), так и животный мир (медведи, волки, лисы, кабаны, лани, олени, косули, зайцы; в древние времена львы), но особенно много давало море.Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа (Лакония, многие острова), а также серебра (Аттика, Фасос, Сифнос), меди (Эвбея), золота (Фессалия, Фасос, Сифнас), свинца (Кеос), белого мрамора (Аттика, Парос), темно-синей глины (Аттика)
Полис (греч. πόλις — город) — особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии.
Полис древней Греции: его общая характеристика Полис - город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры). Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы. Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной и государственной служб. Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма. Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса
6. Что такое автаркия? Где располагались Афины и Спарта? Сравните законы Ликурга и Солона.
Авта́рки́я — экономический режимсамообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот
Спарта. Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот.
афины там же где и сейчас - в греции
7. В каком из двух полисов, в Афинах или в Спарте, получила развитие частная собственность? Какой из двух путей развития полиса кажется вам самым перспективным? Почему? В чем заключалась суть народного собрания?
На собрании принимались законы. Избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и так далее. Но роль народного собрания в решении важных дел была маленькой, так как геруссия могла отменить его постановления.
В Афинах сравнительно высокого уровня достигла частная собственность, хотя она и носила на себе следы своего происхождения из коллективной общинной собственности
8. Какой этап в истории Греции называют эллинистическим? Дайте характеристику. Как в эту эпоху изменился полис? К чему привели завоевания Александра Македонского?
Греция в эллинистический период.
В Греции началось обезлюдивание: греки отправлялись на Восток, привлеченные неожиданно открывшимся богатством и роскошью этих областей, свою роль сыграли роль и регулярные войны с Македонией. В Балканской Греции после смерти Александра постоянно вспыхивали восстания, особую активность проявляли города Северного Пелопоннеса, в частности Сикион и Аргос, поэтому македонцам становилось все труднее удерживать отдельные области.
В Греции усилились этнические союзы, среди которых выдвинулся Этолийский союз, занимавший запад Средней Греции и, в отличие от Афинского и Пелопоннесского, являвшийся федерацией на основе суверенитета входивших в него областей, то есть был вполне демократичен. На севере Пелопоннеса на антимакедонской основе возродился Ахейский союз, имевший олигархическую направленность и подчинивший почти весь полуостров. Он фактически взял на себя функции гегемона, которые ранее выполнял Пелопоннесский союз.
В III в. до н. э. имели место попытки реформировать государственный строй Спарты. Молодой спартанский царь Агис IV (245-241) выступил за возрождение Ликургова строя. Герусия высказалась против нововведений, сводившихся к переделу земли, уравнению в собственности, гражданских правах и т. д. Агис выступил в народном собрании с предложением разделить земли ста наиболее богатых спартиатов, его самого в том числе, с целью наделить участками неимущих. Аристократия добилась отмены реформ, а Агис был казнен.
Спарта еще сохраняла относительную независимость, когда на смену Агису пришел царь Клеомен III (235-221), вдохновленный теми же идеями. Он действовал более агрессивно, произведя с помощью наемников политический переворот и упразднив институт эфоров. Поддержанный народным собранием, Клеомен разогнал герусию и наделил граждан землей, отменив крупные долги. Его действия вызвали широкое демократическое движение на Пелопоннесе, поскольку в других областях люди захотели повторить реформы царя. Ахейский союз с помощью недавнего врага, Македонии, разгромил войска Клеомена, претендовавшего на объединение Спарты и восстановление ее могущества на полуострове. Клеомен бежал в Египет и там покончил жизнь самоубийством, а Спарта вошла в состав Ахейского союза, и все реформы были отменены.
Таким образом, в Греции в эллинистическую эпоху продолжались внутренние междоусобицы и борьба союзов, постоянно и разрушительно истощавшие силы греков.
АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ (334—324 гг. до н. э.), привели к гибели Персидской державы Ахеменидов и созданию огромной державы под владычеством Александра Македонского со столицей в Вавилоне.
Начались вторжением с греко-македонским войском (около 35000 чел.) на территорию державы Ахеменидов — в Малую Азию. Одержав в 334 г. до н. э. победу над персами при реке Граник (северо-запад Малой Азии), Александр Македонский освободил греческие города этого региона (Милет и Галикарнас взяты штурмом) и установил в них демократическое правление.
В 333 г. до н. э. он прошёл в Северную Сирию, где в сражении при Иссе разбил персидское войско под командованием царя Дария III. В 332 г. до н. э. занял финикийское побережье, успешно проведя осаду Тира. Без боя вступил в Египет, где основал Александрию Египетскую. В 331 г. до н. э. разбил Дария в сражении при Гавгамелах. После этого овладел главными центрами Персидской державы — Вавилоном, Сузами, Персеполем; в последнем был сожжён дворец персидских царей. Преследуя Дария III, в 330 г. до н. э. двинулся к южному побережью Каспийского моря. Получив известие о гибели Дария III, объявил себя законным владыкой Персии, преемником Ахеменидов.
Подчинив своей власти территории Восточного Ирана, в 329 г. до н. э. вторгся в Среднюю Азию, где столкнулся с партизанской борьбой местного населения. К 327 г. до н. э. после упорной борьбы закрепился в регионе. Предприняв поход в Индию, овладел её северовосточной частью (бассейн р. Инд).
Планировал дойти до «края земли». В 325 г. до н. э., после отказа войска продолжать поход, двинулся в обратный путь: на кораблях по течению Инда до Индийского океана, а далее двумя отрядами (по морю и сушей) на запад. В 324 г. до н. э. возвратился в Сузы, а затем в Вавилон.
9. Приведите хронологические рамки Римской империи, основные этапы развития. Расскажите о природных и климатических условиях Апеннинского полуострова. Какие племена населяли древнюю Италию? Что дало римлянам общение с этрусками?
1. Царский период (VIII VI вв. до н.э.)
2. Ранняя республика (V III вв. до н.э.)
3. Поздняя республика (II I вв.до н.э.)
4. Ранняя империя (принципат) (I III вв. н.э.)
5. Поздняя империя (доминат) (IV V вв.н.э.).
Географическое положение. Апеннинский полуостров, острова Корсика, Сардиния и Сицилия, а также расположенные у их берегов мелкие острова — Эльбу, Липарские и другие, омывают воды Адриатического, Ионического и Тирренского морей (смотрите карту физико-географического районирования Евразии со ссылками на фотографии природы данного региона).
Расположенный в центральной части Средиземноморского бассейна и огражденный от Средней Европы барьером Альп регион имеет типичные средиземноморские черты. Особенно это характерно для крупных островов, которые можно рассматривать как эталон классических средиземноморских ландшафтов.
Вольски,италики, мессапы.Этруски оказали сильное влияние на римлян: это проявилось в искусстве, религии, в планировке городов, в особой архитектуре домов — с внутренним двориком. От этрусков римляне взяли знаки царской власти — пучки прутьев с вложенными в них топориками. Через этрусков перенималась греческая культура. Связи с Этрурией были сильны: туда посылали учиться юношей из знатных семей, в VI в. до н. э. цари этрусской династии правили римлянами, а в самом Риме даже возник особый квартал, где жили переселенцы из Этрурии.
10. Расскажите о том, что представлял собой античный полис Римской империи. Кто такие патриции и плебеи? Почему плебеи сначала не входили в римскую общину? В какой период истории Рима обострилась борьба плебеев и патрициев?
11. Почему современные историки называют римскую республику аристократической? Расскажите о структуре гражданской общины Рима. Объясните, чем отличается имперская форма правления от республиканской.
Современные историки называют Рим аристократической республикой, т. е. республикой, в которой большая власть принадлежала аристократическому сенату. Но все-таки власть сената, как и власть консулов, не была безграничной. Римляне создали государственную систему, в которой различные органы могли контролировать друг друга, а это ставило преграду самовластию.На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий — патрициев и плебеев. Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции — это коренные жители Рима, а плебеи — пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями, что обеспечивало замкнутость сословия патрициев. Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев (в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона) и рабы.С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники — лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет.Однако нобилитет не был единым. В соответствии с римскими представлениями, знатность (лат. nobilitas) рода, к которому принадлежит человек, определяла степень уважения к нему. Каждый должен был соответствовать своему происхождению, и одинаково порицалось как недостойные занятия (например, торговля) человеком знатного происхождения, так и незнатные лица, достигшие высокого положения (их называли лат. homonovus — новый человек[2]). Граждане стали также делиться налат. civesnati — граждан по рождению и лат. civesfacti — граждан, получивших права по определённому закону. В Рим также начали стекаться люди различных национальностей (прежде всего греки), не обладавшие политическими правами, но игравшие важную роль в жизни общества. Появились вольноотпущенники (лат. libertinus — либертин), то есть рабы, которым была дарована свобода.
Империя — государство, воглавекоторогостоитмонарх, имеющийтитул «император».
Республика - этотакаяформаправления, прикоторойверховнаявласть
осуществляетсявыборнымиорганами, избираемыминаселениемнаопределенный
срок.