Глава 1. значение слова в языке и сознании человека

Курсовая работа

Направление – 45.03.01 Филология

Профиль подготовки – Зарубежная филология (английский и немецкий языки и зарубежная литература)

Квалификация – бакалавр

Курс обучения – 2

Форма обучения – очная

Научный руководитель д.ф.н., профессор Бубнова И.А.

Москва

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА В ЯЗЫКЕ И СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА.. 7

1.1 Эмоциональная семантика слова. 7

1.2 Речевая деятельность. 9

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 12

ГЛАВА 2. РОЛЬ ИНТЕРНЕТА В ОБЩЕНИИ.. 13

2.1 Интернет как виртуальное пространство. 13

2.2 Образование сообществ в социальных сетях. 16

2.3 Подслушано. Анорексия. 18

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 24

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЗАПИСЕЙ УЧАСТНИЦЫ СООБЩЕСТВА SUE. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 33

ВВЕДЕНИЕ

С 2008 года началось активное распространение движения pro-ana. Интернет-сообщества худеющих девушек сродни клубам самоубийств. «Стань невидимой», «Стань прозрачной как крылья в бабочки», «Хорошие девочки не едят» - вот несколько девизов, которые пропагандируются в таких сообществах. По мнению психологов, люди, страдающие анорексией, очень управляемы и закомплексованы, а сама болезнь – ширма для целого багажа проблем, на которые родители не обращают внимания, ведь очень часто родители думают, что у подростков не может быть ни проблем, ни депрессии, а их поведение принимают за лень, скуку или недостаточное воспитание. В связи с этим непониманием, с которым подростки сталкиваются дома, они заменяют реальный мир, в котором их проблемы никого не волнуют, а Интернет-сообщество, которое становится для них вторым домом. В данной работе мы проведем анализ одного из самых популярных сообществ социальной сети ВКонтакте «Подслушано. Анорексия», для того, чтобы выявить положительное и отрицательное подкрепления, которые подталкивают девушек к продолжению похудения, а также рассмотрим эмоциональную коннотацию некоторых понятий, которые распространены в среде pro-ana и их влияние на отношение участников сообщества к анорексии и похудению.

Актуальностьработы можно определить возросшей проблемой анорексии и булимии в современном обществе. Очень важно понять, что данные заболевания появляются ввиду искаженных когнитивных образований в виде восприятия себя толстым, определения собственной ценности исключительно в зависимости от образа собственного тела и глубокого чувства собственной неэффективности и неполноценности. Исследования сообществ помогут понять, как и в какой среде развивается маниакальная идея о похудении.

Цельюданного исследования является анализ изменения значений основной лексики сообщества «Подслушано. Анорексия».

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие эмоциональной семантики слова

2. Рассмотреть особенности общения в Интернете

3. Проанализировать основную информацию и правила сообщества «Подслушано. Анорексия»

4. Выявить коннотацию самых употребительных понятий

Объектом исследования выступает эмоциональный компонент семантики слова. Предметом исследования данной работы являются изменение этого компонента в Интернет-сообществах. В качестве материалов использованы тексты публикаций участников сообщества в социальной сети ВКонтакте «Подслушано. Анорексия» и комментарии к ним[ИБ1] [AM2] .

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА В ЯЗЫКЕ И СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Речевая деятельность

Отечественная психолингвистика с самого начала ее зарождения складывалась и развивалась как теория речевой деятельности. С середины 1930-х гг. в рамках психологической школы Л.С. Выготского интенсивно развивался деятельностный подход к трактовке психической сферы человека, в наиболее полной и завершенной форме представленный в работах АН. Леонтьева.

Понятие видов речевой деятельности принадлежит известному лингвисту и педагогу академику Льву Владимировичу Щербе. В статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» [11, 24-39] предложил различать три аспекта:

1. данную в опыте речевую деятельность, представляющую собой множество актов речи (как актов говорения и письма, так и актов слушания и чтения);

2. языковой материал – высказывания (в другой терминологии тексты, или речь), которые передаются в актах речевой деятельности;

3. языковую систему, сведения о которой лингвисты извлекают из языкового материала и фиксируют в словарях и грамматиках.

Язык и речь в своем взаимодействии обусловливают речевую деятельность, которая состоит из речевых актов. Речевой акт – это двусторонний процесс, связывающий как минимум двух участников: отправителя сообщения (говорящего, пишущего) и адресата (слушающего, читающего), которые, как правило, меняются ролями. Речевой акт предполагает процесс формирования мысли, процесс вербализации или выражения мысли в словесной форме (кодирование информации), передачу ее от говорящего (пишущего) к адресату, восприятие ее адресатом (слушающим, читающим) и понимание (декодирование информации).

При устном общении речевой акт включает говорение и протекающие параллельно слуховое восприятие и понимание услышанного.

При письменном общении он включает писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного. Причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве [6, 10]. Участники речевого акта обладают совокупностью общих речевых навыков (речевой компетенцией), знаний и представлений о мире. В состав речевого акта включают также обстановку, в которой он протекает, и тот фрагмент действительности, который является предметом сообщения [4, 412]. В речевом акте создается текст – устное или письменное речевое произведение любой протяженности (от однословной реплики до романа) [2, 38].

Речевая деятельность изучается психолингвистикой, отечественный вариант психолингвистики называется теорией речевой деятельности. В зарубежном языкознании детально разработана теория речевых актов.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ:

1. Опыт человечества в познании эмоций закрепляется в языковых единицах. Эмоции универсальны, а структура эмотивной лексики не совпадает в разных языках, имеет национальную специфику.

2. Эмоциональность выражается на всех уровнях языка словообразовательными, синтаксическими, лексическими средствами, включая фразеологию. Огромным потенциалом обладает лексика и фразеология разговорного стиля.

3. Чувства и эмоции практически невозможно выразить с помощью только одного языкового средства. Обычно эмоциональность в речи выражается совокупностью языковых средств разных уровней.

4. Язык и речь в своем взаимодействии обусловливают речевую деятельность, которая состоит из речевых актов.

5. Участники речевого акта обладают совокупностью общих речевых навыков (речевой компетенцией), знаний и представлений о мире. В состав речевого акта включают также обстановку, в которой он протекает, и тот фрагмент действительности, который является предметом сообщения.

Образование сообществ в социальных сетях

Меньше жизни одного поколения прошло с момента появления подобий Интернета. Но только спустя 50 лет уже сложно представить жизнь современного человека без него. Интернет стал чем-то похожим на виртуальную реальность, а люди, сами того не замечая, перенесли в него свою жизнь. Интернет является отличной платформой для знакомства с различными людьми, с совершенно разных уголков планеты, помогает оставаться на связи с семьей и друзьями, оповещает о мировых событиях, а также позволяет делиться эмоциями, вещами, которые значимы для человека.

Интернет-технологии широко используются для неформального или развлекательного общения. Пользователь сети обращается в Интернет по нескольким причинам: недостаточное насыщение общением в реальном мире; возможность посредством сетевого общения реализовать невостребованные ли не приветствуемые социумом качества личности, испытать эмоции (речь в данном случае идет не только о дефиците количества общения, но и о его качестве). Нередко наблюдается феномен создания сетевой идентичности, сильно отличающейся от реальной. Это возможно благодаря особенностям именно интернет-общения, которые мы перечислили выше: анонимностью, физическая непредставленность и так далее. Создание альтернативного «Я» возможно в рамках неформального общения, так как в деловой коммуникации ни анонимность, ни нерегламентированность поведения невозможны, так как у пользователя нет пространства для конструирования альтернативного «Я».

Один из способов общения в Интернете – общение между большим количеством собеседников, которым интересна тема обсуждения (которая и является причиной начала этого общения). Главное отличие группового общения состоит в том, что при организации группы не существует ограничений на контингент участников, а также не существует временных рамок общения. Исходя из этого, мы легко сделаем вывод, что интернет-сообщество – это группа людей, которая объединена общими интересами, желанием получить какую-то информацию, продукт или товар.

Модных течений в Интернете невероятное количество. Именно они сейчас являются генераторами новых веяний искусства, все зарождается на просторах Интернета, так или иначе из реальной жизни переключаясь в виртуальную. Преимуществом таких объединений является то, что такое сообщество людей позволяет объединить людей с различных концов планеты. Создается единая структура передачи информации, опыта, свободного выражения мыслей. Подобная форма общения удовлетворяет потребность молодежи в самовыражении и в том, чтобы «быть услышанным и понятым». И с таким глубоким проникновением Интернета в частную жизнь человека, встал вопрос о ценностях, которые закладываются сообществами, веяниями и информацией в подрастающее поколение. Конечно, сообщества могут помочь разобрать в себе, бороться с чувством одиночества, помогают найти выход из сложившейся ситуации, когда нет беспристрастных людей и достаточного опыта, чтобы не совершить ошибку, но помимо интересных и полезных сообществ в Интернете также существуют и развиваются группы, которые могут сместить понятия «правильного» и «неправильного» в сознании человека. Зачастую самые обычные занятия приобретают гиперболизированную форму, превращаясь в культ и ликование перед определенными идеалами. В данной работе мы подробно рассмотрим влияние эмоциональной подмены значений слова на примере общения подписчиков сообщества «Подслушано. Анорексия».

Подслушано. Анорексия

В работе мы бы хотели освятить одно из сообществ популярной социальной сети ВКонтакте - «Подслушано. Анорексия», в центре которого стоит культ идеального тела и нездоровых способов похудения.

Само название сообщества «Подслушано» и информация, указанная на главной вкладке, говорит нам о том, что данной группе публикуются записи и истории подписчиков на тему анорексии, булимии, а также истории худеющих и моделей. Данный формат подразумевает наличие неформального типа общения. Взаимодействие между читателями и автором происходит в комментариях к публикации, где участники сообщества, помимо обсуждения прочитанного, могут поделиться своими результатами или найти собеседника для совместного похудения.

Анорексия – это расстройство приёма пищи, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и/или поддерживаемым самим пациентом, в целях похудения или для профилактики набора лишнего веса. Молодые люди, страдающие этим заболеванием, не в силах осознать реальные данные своего тела, стремящиеся к определенному идеалу на весах. Это психическое заболевание, которое лечится медикаментозно в специализированных учреждениях.

Булимия – это расстройство приёма пищи, для которого характерны повторные приступы переедания и чрезмерная озабоченность контролированием массы тела, что приводит человека к принятию крайних мер, призванных уменьшить влияние съеденного на массу тела. Человек, болеющий булимией, придерживается тактики голод – переедание (срыв) – очищение. Молодые люди теряют реальное видение своего веса и тела, считая лишний килограмм, калорию – злом в чистом виде.

Анорексия и булимия – заболевания, которые имеют психологический характер. Одной из причин возникновения данных заболеваний может быть смещение реальных значений таких понятий как «еда», «голод», «худоба» и подмена понятий «нормального тела», «питания» на те, которые могут подтолкнуть человека к похудению. Здоровое тело начинает восприниматься как страдающее избыточным весом, а сбалансированная диета отодвигает от идеалов, заданных извне. В данном сообществе мы можем рассмотреть оперантную модель поведения участников.

Беррес Фредерик Скиннер делал акцент на поведении, не связанном с какими-либо известными стимулами [8, 118]. Он рассматривал воздействие стимульных событий, которые наступят после определенного поведения, то есть его последствия. Так как этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом, Скиннер определил его как оперантное поведение. Он так же полагал, что оперантное поведение контролируется негативными последствиями.

В нашем случае участники сообщества, испытывая давление от критики (и самокритики, основанной на несоответствии собственного отражения идеалу) в адрес своей внешности и наблюдая какую поддержку получают похудевшие девушки, стремятся к таким же результатам. Принцип подкрепления работает в данном сообществе в виде поддержки от других участников, восхищения и слов с положительной коннотацией «бабочка», «хрупкая», «красавица», «идеал».

«Подслушано. Анорексия» - это отдельно взятый сегмент социальной сети ВКонтакте, где существуют правила и определенная манера написания публикаций. Как отдельную часть сообщества можно выделить правила, в которых прописаны некоторые нормы поведения. Отдельно можно выделить:

1. Девиз сообщества – «Я в игре». Становится понятно, что состояние человека, страдающего анорексией, воспринимается здесь как нормальное состояние, а самое заболевание как игра, в финале которой участник получит идеальную версию себя.

2. Наказание в виде запрета посещения данной страницы может повлечь за собой пропаганда здорового образа жизни. Авторы данной страницы аргументируют данный пункт как свободу каждого выбирать свой путь похудения, но на деле это консервирует среду, в которой участницы могут видеть только нездоровые методы борьбы с лишним весом.

3. Такое же наказание может понести за собой комментарий, в котором деятельность сообщества признается неправильной или некорректной.

Сами участники сообщества аргументируют начало своего похудения проблемами в общении со сверстниками и родителями («Однажды мне сказали фразу: "Это только родители прививают комплексы своим детям"» … «Ну... "жирная", "свинья", "корова". Так меня ласково называют по утрам.»)[*] несоответствием их внутреннего мира внешней оболочке («А душа и есть настоящая Ты. А тело, за которое ты так цепляешься, лишь сезонная оболочка. Кокон. Из которого вылетит бабочка. И насколько она будет уродлива или прекрасна, зависит от тебя.»)* . Они переключаются на возможность исправить проблемы взаимоотношения с людьми посредством «улучшения» своего тела, полагая, что с их похудением изменится и отношение людей к ним.

Подробнее можно говорить и о том, что термин «анорексия» в данном пространстве не является определением заболевания вовсе, а становится образом идеального тела, к которому в итоге должен прийти каждый, кто уже вступил в игру.

Образ Анорексии так или иначе прослеживается во всей атмосфере и внутренней структуре сообщества.

В правилах отдельным пунктом вынесено, что сами участники данного сообщества называют создателя группы как «Мама Ана». Ана в этом случае расшифровывается как «АНо(А)рексия». Заболевание романтизируется до образа мамы. Причем зачастую создатель на самом деле выступает в рамках заданного имени «мама», отвечая на вопросы, агитируя участников чаще комментировать, поддерживать публикации. Таким образом, создается благоприятная для общения среда, в которой человек будет чувствовать себя максимально комфортно. Как создатель, так и другие участники, страдающие от круга проблем в реальной жизни, направляют свое внимание к проблемам человека, описанным в публикации. В силу неудовлетворенности реальной социальной идентичностью пользователь сети может создать некое «идеальное Я», которое наделяется красотой, могуществом, великодушием и другими качествами, которые не получается проявлять в реальной жизни.

Образ анорексии существует и отдельно от создателя, являясь главной мотивацией для многих худеющих. Анорексия представляется болезненно худой девушкой, легкой и невесомой, с длинными волосами, бледной кожей. Именно этот образ возводится на пьедестал «идеала», к которому и стремится каждый худеющий. Начинается эмоциональная подмена понятия, когда болезнь перестает ужасать, а начинает притягивать к себе взгляды. Эмоциональный контекст радостный и влюбленный, когда участники говорят об Ане. Она представляется им живой, реальной, в ней они ищут утешения и решения всех своих проблем в реальной жизни.

Понятие «дом», которое сами участники использую в качестве обозначения сообщества, сохраняет свое истинное значение места, в которое ты приходишь за поддержкой и вниманием, но помимо этого зачастую мнение реального мира относительно красоты, питания и похудения не воспринимается. В реалиях сообщества существует только культ худобы, все остальные мнения, идущие вразрез с идеальным, получают негативные комментарии и попросту задавливаются агрессией участников сообщества. Здесь реализуется оппозиция «свой-чужой», при котором любой человек, высказывающий мнение, несоответствующее канонам, автоматически переводится в категорию «чужой».

Также стоить отметить еще один романтический образ, в котором произошла смена естественного значения слова на романтический и идеальный образ. Бабочка так же является образом анорексии, благодаря своей невесомости и легкости, способности порхать и приближенности к идеалу. Участники сообщества видят в прозрачных крыльях бабочки идеальные руки, нежную кожу, а сам процесс превращения бабочки романтизируется. Девушки, которые только начинают худеть, пишут, что они, как и бабочки, сначала должны побыть гусеницами, начаться бороться со своей оболочкой, чтобы через некоторое время стать настоящей бабочкой – идеалом.

Положительной коннотацией наделяются слова, употребление которых в данном контексте создает практически оксюморон. Так, например, слово «очищение» в кругах людей, страдающих булимией, наделяется значением «намеренного вызывания рвотного рефлекса или прием слабительных средств после приема пищи». Само слово имеет очень возвышенную коннотацию, ведь очищение – это процесс освобождения от чего-то нежелательного, вредного, при всем своем приземленном реальном значении в данном употреблении. Исходя из процесса «очищения», можно сделать вывод, что понятие «еда» в данном сообществе рассматривается как нечто необязательное, нежелательное, по своей сути то, от чего нужно избавиться для скорейшего достижения идеала. Нездоровые способы похудения строятся на отсутствии еды на продолжительный срок и, чем дольше человек сможет устоять и не «сорваться», тем больше будет его положительное подкрепление после (в виде измененного тела, восторженных комментариев и улучшения самооценки на какое-то время). «Срыв» - это понятие, имеющее очень негативную окраску в данной среде, приравненное к животному исполнению потребности голода. Сами участницы называют своим «лучшим другом» воду, а еда лишь отодвигает их от будущей красоты. «Хорошие девочки не едят» - гласит одно из самых популярных мотивационных посланий на странице сообщества.

При этом постоянное положительное подкрепление их стремления к идеалу закладывает реальные действия к похудению. Участники сообщества, желая получить похвалу их телу, восхищения от того, насколько они соответствуют идеалам, начинают вести записи дневникового характера, отмечая свои успехи и провалы. Негативное подкрепление от набора веса дает установку не допускать подобного и продолжать работать над собой. При этом со временем реакция окружающего реального мира (родителей, врачей, окружения), отличная от мнения участников сообщества, дает положительное подкрепление, тем самым заставляя чувствовать собственную индивидуальность и особенность, большее соответствие идеалу.

В данной работе мы рассмотрим оперантное поведение на примере записей участницы Sue, ее процесс похудения и работу положительного и отрицательного подкреплений на протяжение двух лет публикации записей.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:

1. Интернет-коммуникация создает новую реальность, отражающую объективную действительность, выражает субъективный мир отдельно взятого пользователя и передает свое духовное содержание участникам.

2. Интернет-технологии широко используются для неформального или развлекательного общения. Пользователь сети обращается в Интернет по причине недостаточного насыщения общением в реальном мире, возможностью посредством сетевого общения реализовать невостребованные качества личности.

3. Нередко наблюдается феномен создания сетевой идентичности, сильно отличающейся от реальной. Создание альтернативного «Я» при этом возможно только в рамках неформального общения.

4. Интернет-сообщество – это группа людей, которая объединена общими интересами, желанием получить какую-то информацию, продукт или товар.

5. Анорексия и булимия – заболевания, которые имеют психологический характер. Одной из причин возникновения данных заболеваний может быть смещение реальных значений таких понятий как «еда», «голод», «худоба» и подмена понятий «нормального тела», «питания» на те, которые могут подтолкнуть человека к похудению.

6. Беррес Фредерик Скиннер рассматривал воздействие стимульных событий, которые наступят после определенного поведения, то есть его последствия. Скиннер определил такое поведение как оперантное. Он так же полагал, что оперантное поведение контролируется негативными последствиями.

7.Негативное подкрепление от набора веса дает установку не допускать подобного и продолжать работать над собой. В роли положительного подкрепления выступает похвала внешнему виду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели понятие эмоциональной семантики слова. Эмоциональность выражается на всех уровнях языка словообразовательными, синтаксическими, лексическими средствами, включая фразеологию. Обычно эмоциональность в речи выражается совокупностью языковых средств разных уровней. Язык и речь в своем взаимодействии обусловливают речевую деятельность, которая состоит из речевых актов. В состав речевого акта включают также обстановку, в которой он протекает, и тот фрагмент действительности, который является предметом сообщения. Обстановкой, в которой протекали речевые акты, в нашей работе послужило сообщество в социальной сети ВКонтакте «Подслушано. Анорексия». Интернет-сообщество – это группа людей, которая объединена общими интересами, желанием получить какую-то информацию, продукт или товар. В нашей работе интерес участников сообщества составили нестандартные методы похудения. Анорексия и булимия – заболевания, которые имеют психологический характер. Одной из причин возникновения данных заболеваний может быть смещение реальных значений понятий «здорового питания» и «здорового тела» на те, которые могут подтолкнуть человека к похудению. Мы определили, что модель поведения людей, стремящихся к анорексии в данном сообществе, можно обозначить как оперантную. Негативное подкрепление от набора веса дает установку худеющим не допускать подобного и продолжать работать над собой. В роли положительного подкрепления выступает похвала внешнему виду. «Подслушано. Анорексия» - это сообщество, в котором создана атмосфера вечной любви и понимания, построенная на эмоциональной подмене понятий стандартных параметров тела на искаженные, романтизированные идеалы в виде хрупких, костлявых девушек. Начиная с понятия «мама Ана» в лице создателя сообщества, участники включаются в живое обсуждение в «домашней» атмосфере, подбадривая и поддерживая друг друга. Похудение становится естественным процессом жизнедеятельности, идеалы сообщества – правильными и непоколебимыми.

Самое страшное, что после продолжительного процесса похудения и постоянного положительного подкрепления в виде комментариев о хорошей внешности, сопоставления человека с заявленным идеалом красоты и его образами процесс становится необратимым. Худеющие начинают видеть в зеркале вызов к самим себе, насколько еще они смогут похудеть. И даже после стационарного лечения, с осознанием собственной болезни, людям сложно перестать видеть в зеркале картину, навязанную идеалами сообщества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Войскунский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке [Электронный ресурс] – 2002 – Режим доступа: http://banderus2.narod.ru/80302.html

2. Гируцкий А. А. Введение в языкознание. - Минск: ТетраСистемс, 2001. – 288 с.

3. Комлев Н. Г. Компоненты содержательной структуры слова./Изд. 3-е, стереотипное. - M.: КомКнига, 2006. — 192 с.

4. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия [Электронный ресурс] – 1990 – Режим доступа: http://tapemark.narod.ru/les/

5. Лурия А. Р. Язык и сознание/Под редакцией Е. Д. Хомской. - Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.

6. Маслов Ю. С. Введение в языкознание./Изд. 2-е. - М.: Высшая школа – 1997. – 272 с.

7. Реформатский А. А. Введение в языковедение/Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 1996. - 536 с.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. [Электронный ресурс] – 2003 – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=131983&p=1

9. Шаховский 2008 – Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций: Монография. – М: Гнозис. – 2008. – 416 с.

10. Шаховский В.И. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной ситуации / В.И. Шаховский // Филологические науки. – 2002. – № 4.

11. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность [Электронный ресурс] – 1974. – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=scherba_yazykovaya-sistema--deyatelnost_1974&bookhl

[*] Данная цитата приведена из сообщества «Подслушано. Анорексия». Оригинальная орфография и пунктуация автора сохранены.

[ИБ1]

[AM2]

Курсовая работа

Направление – 45.03.01 Филология

Профиль подготовки – Зарубежная филология (английский и немецкий языки и зарубежная литература)

Квалификация – бакалавр

Курс обучения – 2

Форма обучения – очная

Научный руководитель д.ф.н., профессор Бубнова И.А.

Москва

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА В ЯЗЫКЕ И СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА.. 7

1.1 Эмоциональная семантика слова. 7

1.2 Речевая деятельность. 9

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 12

ГЛАВА 2. РОЛЬ ИНТЕРНЕТА В ОБЩЕНИИ.. 13

2.1 Интернет как виртуальное пространство. 13

2.2 Образование сообществ в социальных сетях. 16

2.3 Подслушано. Анорексия. 18

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 24

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЗАПИСЕЙ УЧАСТНИЦЫ СООБЩЕСТВА SUE. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 33

ВВЕДЕНИЕ

С 2008 года началось активное распространение движения pro-ana. Интернет-сообщества худеющих девушек сродни клубам самоубийств. «Стань невидимой», «Стань прозрачной как крылья в бабочки», «Хорошие девочки не едят» - вот несколько девизов, которые пропагандируются в таких сообществах. По мнению психологов, люди, страдающие анорексией, очень управляемы и закомплексованы, а сама болезнь – ширма для целого багажа проблем, на которые родители не обращают внимания, ведь очень часто родители думают, что у подростков не может быть ни проблем, ни депрессии, а их поведение принимают за лень, скуку или недостаточное воспитание. В связи с этим непониманием, с которым подростки сталкиваются дома, они заменяют реальный мир, в котором их проблемы никого не волнуют, а Интернет-сообщество, которое становится для них вторым домом. В данной работе мы проведем анализ одного из самых популярных сообществ социальной сети ВКонтакте «Подслушано. Анорексия», для того, чтобы выявить положительное и отрицательное подкрепления, которые подталкивают девушек к продолжению похудения, а также рассмотрим эмоциональную коннотацию некоторых понятий, которые распространены в среде pro-ana и их влияние на отношение участников сообщества к анорексии и похудению.

Актуальностьработы можно определить возросшей проблемой анорексии и булимии в современном обществе. Очень важно понять, что данные заболевания появляются ввиду искаженных когнитивных образований в виде восприятия себя толстым, определения собственной ценности исключительно в зависимости от образа собственного тела и глубокого чувства собственной неэффективности и неполноценности. Исследования сообществ помогут понять, как и в какой среде развивается маниакальная идея о похудении.

Цельюданного исследования является анализ изменения значений основной лексики сообщества «Подслушано. Анорексия».

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие эмоциональной семантики слова

2. Рассмотреть особенности общения в Интернете

3. Проанализировать основную информацию и правила сообщества «Подслушано. Анорексия»

4. Выявить коннотацию самых употребительных понятий

Объектом исследования выступает эмоциональный компонент семантики слова. Предметом исследования данной работы являются изменение этого компонента в Интернет-сообществах. В качестве материалов использованы тексты публикаций участников сообщества в социальной сети ВКонтакте «Подслушано. Анорексия» и комментарии к ним[ИБ1] [AM2] .

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА В ЯЗЫКЕ И СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Наши рекомендации