Учитесь делиться своим вчерашним опытом с тем, кто нуждается в нем сегодня
Иногда мы должны через что-то пройти не столько ради себя самих, сколько ради кого-то другого. Ваше вчера может оказаться чьим-то сегодня. И, может быть, сегодня Бог вас готовит к тому, чтобы завтра вы своим опытом питали других людей. Это, конечно, не означает, что вы не будете удивляться тому, что сегодня с вами происходит.
Полезно размышлять о прошлом, если хочешь понять Божий замысел. В Божьем хозяйстве не бывает "отходов". Он знает, что делает. Он сделал невинного младенца Моисея принцем Египта, а 40-летнего Моисея-убийцу — пастухом в пустыне, чтобы, наконец, сделать из него совершенного пастыря и освободителя. Именно в этой "школе" в пустыне, школе самопожертвования — Моисей научился многому такому, что было ему нужно, чтобы провести Израиль через Синай. Моисей не был в восторге от перспективы возвращения в Египет и к связанным с ним воспоминаниям. Но сказал ему Господь, что умерли все, "искавшие души" его (см. Исход 4:19), так что в этот раз на "вечер воспоминаний", который хотел было устроить Моисей, явился один лишь дьявол (что, впрочем, часто случается с "вечерами воспоминаний")”
Свою школу самопожертвования прошел и Давид. Это ведь он написал: "Если я пойду и долиною смертной тени..." (Псалом 22:4). Каждый из нас иногда проходит этой долиной, чувствуя на плечах холодную тень смерти. Давид, который долго жил изгнанником в пещере, который бежал от собственного сына, замышлявшего убить его, выносил в своем сердце всем нам полезные слова мудрости.
Вот что говорит нам псалмопевец Давид, закаленный десятилетиями "школы самопожертвования", уже в тот период жизни, когда он бежал и скрывался от преследований Саула:
— Идя долиною смертной тени, просто не переставай идти. Все, что тебе сейчас на самом деле нужно, это непрерывное движение с Богом, даже если Он ведет тебя долиною смертной тени. Но смотри, не увязни там. Не задерживайся в этой мрачной долине. Не разбивай в ней шатер. А главное, идя долиною смертной тени, не предавайся сожалениям и воспоминаниям.
Скажи "вот я!" — и узнай, кто ты
Вскоре Моисей получил еще один урок в "школе самопожертвования": достоинства могут стать недостатками, а недостатки — достоинствами.
"И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!" (Исход 3:2-4). Но всего лишь через семь стихов он спрашивает: "Кто я?.." (Исход 3:11).
Вы никогда не узнаете, кто вы, пока не скажете Богу: "Вот я!" Первым делом мы должны предложить себя Ему. Бессмысленно сначала пытаться узнать у Него, чего Он от нас хочет, а потом уж решать, хотим ли этого мы сами. Мы должны безоговорочно отдать себя Ему и просто сказать: "Вот я!" Именно это и означает предать себя милости Божьей, именно это высвобождает силу Божью в нашу жизнь.
Будущий освободитель народа Божьего долго упирался, но Господь был с ним терпелив. Он не предложил ему начать с перехода Красного моря. Моисей начинал с маленьких пробных шагов веры, возлагая на Господа бремя всех своих страхов и обретая все большую уверенность в Божьей силе.
— Что это в руке у тебя? — спросил его Бог. Мы знаем: это был просто жезл, пастушеский посох, обыкновенная палка. Но и эта палка стала чудом, когда Моисей по Божьему велению бросил ее на землю. А когда она перестала быть чудом? Чудо закончилось и все снова стало обыденным, когда Моисей поднял свой посох. Такова сила полного самопожертвования Богу.
Во времена Моисея и Давида у пастухов был такой обычай: вырезать на своем посохе знаки и рисунки, которые наносились по всей его длине и изображали историю жизни его владельца. И потом этот посох передавался из поколения в поколение как семейная реликвия. И вот Бог велит Моисею: "Отдай Мне свой посох!" Это то же самое, что сказать: "Отдай Мне свое прошлое!" Это был последний оставшийся у Моисея символ власти.
В Египте он оставил свой скипетр. С тех пор его паствой были блеющие овцы, а посох был символом его власти над их стадом. И вот теперь Бог говорит: "Отдай Мне и эту последнюю власть! Брось ее на землю!" Моисей мог бы на это ответить: "Но Ты ведь уже отнял у меня однажды все, чем я владел. И лишь этот пастушеский посох кормит меня и мою семью". Но он предпочел отдать Богу и это свое прошлое, полностью подчинив свою волю воле Божьей.
Так говорит Господь и каждому из нас:
— Брось его, это свое прошлое, на землю, если ты хочешь быть тем, кем Я хочу, чтоб ты был.
Именно в такие моменты мы открываем силу самопожертвования. Только тогда, когда мы оставляем всё и вся, кроме Бога, мы понимаем, что Бога нам вполне достаточно.