Теория, подчеркивал он, может быть навеяна опытом, но создается как бы сверху по отношению к нему, и лишь затем проверяется опытом.

Сказанное Эйнштейном не означает, что он отвергал роль опыта как источника знания. В этой связи он писал, что «чисто логическое мышление само по себе не может дать никаких знаний о мире фактов, все познание реального мира исходит из опыта и завершается им. По­лученные чисто логическим путем положения ничего не говорят о дей­ствительности»( Эйнштейн А. Физика и реальность. С. 62.).

Однако Эйнштейн считал, что «не всегда является вредным» в науке такое использование понятий, при котором они рас­сматриваются независимо от эмпирической основы, которой обязаны своим существованием.

Человеческий разум должен, по его мнению, «свободно строить формы», прежде чем подтвердилось бы их действительное существо­вание: «Из голой эмпирии не может расцветать познание».

ЭВОЛЮЦИЮ ОПЫТНОЙ НАУКИ «КАК НЕПРЕРЫВНОГО ПРОЦЕССА ИНДУКЦИИ» ЭЙНШТЕЙН СРАВ­НИВАЛ С СОСТАВЛЕНИЕМ КАТАЛОГА И СЧИТАЛ ТАКОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ ЧИСТО ЭМПИРИЧЕСКИМ ДЕЛОМ, ПОСКОЛЬКУ ТАКОЙ ПОДХОД, С ЕГО ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, НЕ ОХВАТЫВАЕТ ВЕСЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ В ЦЕЛОМ.

А имен­но — «умалчивает о важной роли интуиции и дедуктивного мышле­ния в развитии точной науки».

КАК ТОЛЬКО КАКАЯ-НИБУДЬ НАУКА ВЫХО­ДИТ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ СВОЕГО РАЗВИТИЯ, ПРОГРЕСС ТЕОРИИ ДОСТИГАЕТ­СЯ УЖЕ НЕ ПРОСТО В ПРОЦЕССЕ УПОРЯДОЧЕНИЯ.

Исследователь, отталкива­ясь от опытных фактов, старается развивать систему понятий, кото­рая, вообще говоря, логически опиралась бы на небольшое число ос­новных предположений, так называемых аксиом.

ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ТЕОРИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ СОЗДАЮТСЯ НЕ ПРОСТО ПУ­ТЕМ ИНДУКТИВНОГО ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА (ХОТЯ ТАКОЙ ПУТЬ НЕ ИСКЛЮЧАЕТ­СЯ), А ЗА СЧЕТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОЛЕ РАНЕЕ СОЗДАННЫХ ИДЕ­АЛИЗИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВ КОНСТРУИРОВАНИЯ ГИПОТЕТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ НОВОЙ ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙ­СТВИЯ.

Обоснование таких моделей опытом превращает их в ядро бу­дущей теории.

2. Идеализированный объект и программа исследования. Идеализированный объект выступает таким образом не только как теоретическая модель реальности, но он неявно содержит в себе опре­деленную программу исследования, которая реализуется в построении теории.

3. Что такое теоретические законы? Соотношения элементов идеализированного объекта — как ис­ходные, так и выводные, представляют собой теоретические законы, которые (в отличие от эмпирических законов) формулируются не не­посредственно на основе изучения опытных данных, а путем опреде­ленных мыслительных действий с идеализированным объектом.

Из этого вытекает, в частности, что законы, формулируемые в рамках теории и относящиеся по существу не к эмпирически данной реальности, а к реальности, как она представлена идеализированным объектом, должны быть соответствующим образом конкретизирова­ны при их применении к изучению реальной действительности.

4. «Физическая реальность» А.Эйнштейна. Имея в виду данное обстоятельство, А. Эйнштейн ввел термин «ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» и выделил два аспекта этого термина.

· Первое его значе­ние использовалось им для характеристики объективного мира, суще­ствующего вне и независимо от сознания.

«Вера в существование внеш­него мира, — отмечал Эйнштейн, — независимо от воспринимающе­го субъекта, лежит в основе всего естествознания»( Эйнштейн А. Собр. науч. трудов: В 4 т. М., 1967. Т. 4. С. 136).

· Во втором своем значении термин «физическая реальность» ис­пользуется для рассмотрения теоретизированного мира как совокупности идеализированных объектов, представляющих свойства реаль­ного мира в рамках данной физической теории. «Реальность, изучае­мая наукой, есть не что иное, как конструкция нашего разума, а не только данность»( Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 20).

В этом плане физическая реальность задается по­средством языка науки, причем одна и та же реальность может быть описана при помощи разных языков.

49. НАУЧНЫЙ ЗАКОН

ПЛАН

1. Что такое закон?

2. С чем соотносится инвариантность закона?

3. В чем состоит ключевая задача научного исследования?

4. Из каких двух посылок должен исходить ученый при решении данной (см.п.3)задачи?

5. Почему мышление людей и объективный мир должны согласовываться друг с другом?

6. Как осуществляется познание законов?

7. На каком уровне научного познания постигаются законы?

8. Механизм открытия новых законов по Р.Фейнману.

9. Объяснительная функция закона.

10. «Эластичность» законов.

11. Роль условий осуществления закона.

12. Предсказательная функция закона.

13. Способность человека влиять на механизм реализации закона.

14. Два обстоятельства, которые нельзя упустить, «работая» с законами.

15. Классификации научных законов.

1. Что такое закон? В самом общем виде закон можно определить как связь (отноше­ние) между явлениями, процессами, которая является:

· ОБЪЕКТИВНОЙ,так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей;

· б) СУЩЕСТВЕННОЙ, КОНКРЕТНО-ВСЕОБЩЕЙ.Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия;

· в) НЕОБХОДИМОЙ,ибо, будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «железной необходимостью» в соответствующих условиях;

· г) ВНУТРЕННЕЙ,так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;

· д) ПОВТОРЯЮЩЕЙСЯ, УСТОЙЧИВОЙ,так как «закон есть прочное (остающееся) в явлении», «идентичное в явлении», их «спокойное отражение» (Гегель). Он есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях.

2. С чем соотносится инвариантность закона? Стабильность, инвариантность законов всегда соотносится с конк­ретными условиями их действия, изменение которых снимает дан­ную инвариантность и порождает новую, что и означает изменение законов, их углубление, расширение или сужение сферы их действия, их модификации и т. п.

Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой конкретно-исторический феномен.

С изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие вновь появляются, меняются формы действия законов, способы их использования и т. д.

3. В чем состоит ключевая задача научного исследования? Важнейшая, ключевая задача научного исследования:

· «поднять опыт до всеобщего»,

· найти законы данной предметной области, опре­деленной сферы (фрагмента) реальной действительности,

· выразить их в соответствующих понятиях, абстракциях, теориях, идеях, прин­ципах и т. п.

4. Из каких двух посылок должен исходить ученый при решении данной (см.п.3)задачи? Решение этой задачи может быть успешным в том слу­чае, если ученый будет исходить из двух основных посылок:

· реально­сти мира в его целостности и развитии и

· законосообразности этого мира, т. е. того, что он «пронизан» совокупностью объективных зако­нов.

Последние регулируют весь мировой процесс, обеспечивают в нем определенный порядок, необходимость, принцип самодвижения и вполне познаваемы.

5. Почему мышление людей и объективный мир должны согласовываться друг с другом? Надо иметь в виду, что мышление людей и объективный мир под­чинены одним и тем же законам и что поэтому они в своих результа­тах должны согласовываться между собой.

НЕОБХОДИМОЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЗАКОНАМИ ОБЪЕКТИВНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ЗАКОНАМИ МЫШЛЕ­НИЯ ДОСТИГАЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ОНИ НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ ПОЗНАНЫ.

6. Как осуществляется познание законов? Познание законов — сложный, трудный и глубоко противоречи­вый процесс отражения действительности.

Наши рекомендации