Защита среды Божьего присутствия

Сегодня одна из самых актуальных в мире проблем - защи­та окружающей среды. Истощение озонового слоя, увеличе­ние концентрации углекислого газа, глобальное потепление, вырубка леса, вымирание видов и нехватка питьевой воды - основные вопросы, над решением которых работает множест­во людей по всему земному шару. Неоднократные утечки нефти из поврежденных танкеров привлекли всеобщее вни­мание и породили беспокойство и многочисленные дискуссии о нанесении вреда окружающей среде. Взрыв на Чернобыль­ской АЭС в бывшем Советском Союзе погнал волну шока и страха по всему миру.

Наше беспокойство об окружающей среде свидетельствует о двух характерных нам чертах. Во-первых, у нас все еще есть дух владычества над творением, которым Бог наделил нас вначале. Несмотря на нашу греховную природу, в нас еще присутствует чувство собственности, присущее владыкам земли. Во-вторых, мы понимаем, насколько плохо мы пора­ботали. Со времен грехопадения мы были изгнанниками на собственной планете и во многом утратили контроль над ней.

Теперь мы изо всех сил стараемся вернуть свои владения. Даже будучи падшими существами, мы понимаем важность защиты нашей среды.

Бог также понимает важность защиты Своей среды. В ре­зультате греха возникла необходимость в том, чтобы отде­лить человека от Божьего присутствия. Бог очень ревностен в отношении Своего имени и Своей святости. Он защищает сре­ду Своего обитания, потому что того требуют Его природа и сущность. Именно поэтому Бог не мог проигнорировать грех, который внес дисгармонию в Его присутствие и, тем более, в Его славу. Грех представлял собой угрозу целостности всего творения. Отношение Бога к греху настолько серьезно, что Он послал Своего единородного Сына, чтобы уничтожить грех посредством смерти на кресте. Божье присутствие - главный из приоритетов для Бога и необходимость для нас. Защита Божьего присутствия должна стать нашим приорите­том.

Корень греха находится в преднамеренном бунте против известной человеку воли Бога. Именно так и поступили Адам с Евой. Они не солгали (сначала), они не украли, никого не прокляли, не убили, не прелюбодействовали; они не сделали ничего из того, что нами принято считать грехом. Адам и Ева сознательно и преднамеренно пошли против воли Бога, кото­рая была известна им. Бог заповедал им: «Не ешьте от дерева познания добра и зла». Они решили: «Мы будем есть от него», и так и сделали. Бунт принес осквернение, от которого Богу пришлось отделить Себя. Все, что нарушает гармонию Божь­его присутствия, должно вызывать у нас наибольшее беспо­койство.

Божий суд над Адамом и Евой может показаться суровым, однако, это последствие греха. Грех всегда приносит горечь, тяжесть и разрушение. Без Божьего присутствия мы не спо­собны функционировать надлежащим образом, равно как и войти в Божье присутствие мы не можем, будучи запятнаны грехом. Бог сотворил нас по Своему образу. В нас Он сокрыл часть Самого Себя и предоставил нам возможность самовыражения путем проявления владычества и власти, точно так же, как Он, Господь Вселенной, владычествует над ней. Грех сделал невозможным для нас осуществить нашу цель, так как отделил нас от Божьего присутствия, без которого мы не способны стать теми, кем Он нас создал. Тем не менее. Божье Слово и Его воля должны исполниться, поэтому Бог тотчас же начал вынашивать план восстановления человека и воз­вращения Его в естественную для него среду обитания.

Даже в положении падших грешников мы все еще носим внутри "глиняных сосудов", т.е. наших тел, Божью славу (см. 2 Коринфянам 4:7). Наш грех не пускает нас в Божье присутствие, и как результат - подавляет славу, не давая ей проявиться. Но Бог говорит: «Я сделаю все, что будет необхо­димо, чтобы вернуть вас в надлежащую среду обитания, что­бы вы в полной мере смогли отобразить и явить Мою славу. Я сделаю все, что будет необходимо для того, чтобы вы стали те­ми, кем Я создал вас».

Процесс восстановления начался еще в Едемском саду, когда Бог сказал змею (сатане): «И вражду положу между то­бою и между женою, и между семенем твоим и между семе- нем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3:15). Божий Сын, рожденный женщи­ной, должен был прийти и поразить в голову автора греха и отца лжи. Плата за грех человека - смерть, и Бог сказал: «Я заплачу». Бог создал нас, чтобы мы являли Его славу. Он бу­дет делать все необходимое, только бы вернуть нас к Себе и увидеть Свою славу в нас.

Основные принципы

Глава 2

Среда обитания славы

1. Чтобы быть похожими на Бога, мы должны знать Его, а чтобы знать Его, мы должны проводить время в Его присутствии.

2. Прежде чем создать человека, Бог приготовил среду для его обитания, которая идеально подходила бы ему.

3. Едем представлял собой состояние чистых, совершенных и непрерывных взаимоотношений Бога и человека.

4. Божье предназначение для Едема заключалось в распространении сада по всему миру, чтобы Его слава наполнила землю.

5. Присутствие Божье - это активное проявление Бога, наполняющее среду обитания и жизнедеятельности творения.

6. Все, что Бог делает по отношению к человеку, является искупительным для него.

7. За пределами Божьего присутствия человек не может функционировать должным образом.

8. Корень греха находится в преднамеренном бунте против известной человеку воли Бога.

9. Он будет делать все необходимое, чтобы вернуть нас к Себе и увидеть Свою славу в нас.

Глава 3

Слава в "земном одеянии"

Слава Божья - это человечество, живущее полноценной жизнью.*

*Иреней, Против ереси, кн. 4, гл. 20, стр. 120-202. Иреней - один из ранних от­цов Церкви, был епископом в Лионе, Франция, и рьяным противником всех форм ереси по отношению к ортодоксальной библейской вере.

Каждый день мы получаем пользу от чьей-то славы и, в боль­шинстве случаев, даже не догадываемся об этом. Напри­мер, вы когда-нибудь задумывались над тем, откуда произо­шла ложка? Подумайте, однажды где-то кто-то изобрел ложку. Возможно, это незначительная вещь, однако наш мир выглядел бы совсем по-другому, если бы ее не было. Ложка - это выражение чьей-то славы.

Как бы мы жили без пуговиц? Или без "молний”? Кто-то изо­брел эти предметы, и мир моды изменился бесповоротно. Даже такие простые вещи появились только благодаря тому, что че­ловек развивал данную ему Богом творческую натуру, пытался по-новому взглянуть на всеобщие проблемы или нужды и при­шел к инновационному решению. Например, "молнию" чело­век создал по принципу птичьего пера. Отдельные бородки пера плотно смыкаются между собой, в результате чего образуется водоотталкивающее покрытие, которое служит птице защитой.

Каждый раз, когда мы входим в библиотеку или книжный магазин, мы окружены славой. Книжные полки переполнены ею. Под каждой обложкой и в каждом переплете находится бесценное сокровище явления славы автора. Всякий раз, ког­да вы покупаете книгу, вы приобретаете чью-то славу, плод времени, затраченной энергии, усилий и творческого пыла. В тот самый момент, когда вы читаете эту книгу, вы станови­тесь участником моей славы, славы ее автора. Завершенная книга - это явленная слава ее автора.

Я хочу спросить вас: «Когда люди смогут прочитать вашу книгу? Будут ли они пользоваться вашей славой?»

Наша проблема в том, что мы не знаем, кто мы на самом де­ле. Мы либо забыли, либо просто перестали доверять Библии в том, откуда мы появились и почему мы здесь. Неведение относительно нашей сущности и цели пропитало каждое общество и культуру по всему миру. К сожалению, в наши дни это каса­ется и многих верующих. Враг сделал нас слепыми и глухими к истине. Многие из нас погрязли в саможалости, имея весьма

туманное представление о нашем царском наследии как Божь­их детей. Наша жизнь буксует; у нас нет даже слабого пред­ставления о великом потенциале, заложенном Богом внутри нас, не говоря уже о том, как воспользоваться им. Наша слава связана, подавлена и спрятана. Каждый человек на земле - это запечатанный ларец, скрывающий сокровища Божьей славы. Миллионы людей так и умрут, забрав свою славу в могилу.

Дела обстоят плохо еще и благодаря безответственным за­явлениям современной науки, которые за последние несколь­ко столетий "поспособствовали" занижению самооценки че­ловека и его места во Вселенной.

Многие ученые утверждают, что по сравнению с космосом мы бесконечно малы и незначительны и представляем собой не больше, чем результат миллиардов лет беспорядочной, бессмысленной эволюции, что физические величины никогда не были точным мерилом истинной ценности.

Немногим меньше, чем Бог

Одно из наиболее великих высказываний о достоинстве, ценности и месте человека во Вселенной было сделано не ученым или великим мыслителем, а простым пастухом, а позже - царем, на холмах Иудеи в древнем Израиле. Будучи пастухом, Давид, должно быть, провел много ночей, размыш­ляя о небесах. В Библии говорится, что Давид был мужем по сердцу Самого Бога (см. 1 Царств 13:14, Деяния 13:22). Это означает, что его сердце и разум были едины с Божьим серд­цем и разумом. Благодаря этим близким взаимоотношениям, Давид был чуток к божественному откровению, на основе ко­торого он и дал несравненное описание взаимоотношений че­ловека с Богом и остальным творением.

Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! ...Когда взираю я на небеса Твои — дело Тво­их перстов, на луну и звезды, которые Ты поста­вил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не мно­го Ты умалил его перед Ангелами (в англ. перед Богом): славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зве­рей, птиц небесных и рыб морских, все, преходя­щее морскими стезями.

Псалом 8:2,4-9

Размышляя о небесах, Давид был поражен величием Бога, а не незначительностью человека. Давид описывает "славу" как дело Божьих перстов. Слава ощутима и осязаема. Вопрос "что есть человек?" свидетельствует о признании Давидом видимой незначительности человека на фоне всего творения. Однако его следующее утверждение показывает, что он пони­мал истинное место человека в Божьем порядке вещей: «Не много Ты умалил его (перед Богом): славою и честью увен­чал его».

Невероятно! Бог сотворил человека немногим меньше Себя Самого. Такое нельзя сказать даже об ангелах. Некоторые переводы Библии, например King James Version, интерпре­тируют этот отрывок, как "не много Ты умалил его перед ангелами". Однако здесь ключевым является древнееврей­ское слово элохим, которое часто употребляется в Ветхом За­вете и означает "бог", "один из богов". Слово элохим имеет множественное число и обычно относится к Самому Богу. В некоторых местах оно означает "ангелы" или "божки", на­пример, ложные боги, которым поклонялись соседние с Из­раилем племена. Тем не менее, в контексте восьмого Псалма перевод слова элохим как "Бог" имеет больше смысла. Это же слово используется в книге Бытие 1:1: «В начале сотворил Бог (элохим) небо и землю».

Бог сотворил человека по Своему образу. Он наделил его Своей природой, характером, свойствами. Он сотворил его похожим на Себя. Нигде в Писании не говорится ничего подобного об ангелах. Ангелы были созданы, чтобы служить, выполнять Божьи распоряжения и приказы. В отличие от ан­гелов, человеку было дано право владычествовать над землей и над всей жизнью на ней. Бог сотворил его немногим меньше Себя, затем Он "увенчал" его "славою и честью". Древнеев­рейское слово атар ("увенчал") больше употребляется в переносном значении, когда говорится о чести и власти.1

Бог создал нас для того, чтобы мы правили. Затем наделил нас властью и авторитетом, чтобы мы смогли выполнять эту задачу. Слову слава здесь соответствует древнееврейское сло­во кабод, которое используется во многих других местах и оз­начает Божью славу, значимость и величие. А слово честь яв­ляется переводом древнееврейского слова хадар, которое синонимично слову слава и также может быть переведено как "величие", "красота", "привлекательность" (симфония Стронга, инд. Н1926).

Давид понимал высокую оценку человека в Божьих гла­зах. Восьмой Псалом описывает человека в его детской не­винности. Это картина "полноценной жизни человечества", как сказал один из ранних отцов Церкви Иреней, человечест­ва, величественно правящего над всем творением. Это карти­на человека, каким он был сотворен, человека до его падения.

Наши рекомендации