Давайте узнаем, что говорит Ветхий Завет.
Повествование о крови начинается у Эдемских ворот.
Я не вхожу в неоткрытые тайны Эдема.
Все просто и ясно с жертвой Авеля. Он принес от «первородных стада своего» Господу в качестве жертвы, и там, в неразрывной связи с первым актом поклонения, записанным в Библии, была пролита кровь. Из послания к Евреям (11:4) мы узнаем, что именно «верой» Авель принес Богу угодную жертву, и его имя стоит первым в перечне тех людей, которых Библия называет «верующими». Он получил свидетельство о том, что он «праведен пред Богом». Его вера и Божье благоволение к нему очень тесно связаны с жертвенной кровью.
В свете более позднего откровения это свидетельство, данное в самом начале человеческой истории, имеет огромное значение. Оно показывает, что не может быть никакого доступа к Богу, никакого общения с Ним по вере, никакого наслаждения Его благоволением в отрыве от крови. Писание дает лишь краткую заметку о последующих шестнадцати столетиях. Затем пришел потоп, который был Божьим судом над грехом и который принес гибель миру людей.
Но Бог призвал к жизни новую землю из этого ужасающего водного крещения. Заметьте, однако, что эта новая земля должна была креститься еще раз, уже с кровью, и первым записанным действием Ноя после того, как он покинул ковчег, было принесение всесожжения Богу. Как в случае с Авелем, так и с Ноем при новом начале, все происходило «не без крови».
Грех еще раз превозмог, и Бог положил совершенно новое основание для установления Своего Царства на земле.
Через Божественное призвание Аврама и чудесное рождение Исаака Бог положил начало такой формации людей, которая будет служить Ему. Но эта цель не была совершена без пролития крови. Это проявилось и в самом серьезном часе жизни Авраама.
Бог уже вошел во взаимоотношения завета с Авраамом, и вера последнего уже была сурово испытана. Это было засчитано, или вменено, ему в праведность. И все же он должен был узнать то, что Исаак, сын обетования, который полностью принадлежал Богу, мог воистину подчиниться Богу только через смерть.
Исаак должен был умереть. Для Авраама, как и для Исаака, свобода от жизни для себя могла быть обретена только через смерть.
Авраам должен был принести Исаака в жертву на жертвеннике.
Это не было произвольным повелением Бога. Это было откровение Божественной истины, что только через смерть возможна жизнь, воистину отделенная для Бога. Но для Исаака было невозможно умереть и вновь воскреснуть из мертвых; из-за греха смерть крепко бы вцепилась в него. Но вот его жизнь была сохранена, и вместо него в жертву был принесен овен. Его жизнь сохранилась через ту кровь, которая позднее пролилась на горе Мориа. Он и тот народ, который родился от него, живут перед Богом «не без крови». Через эту кровь он фигурально был воскрешен из мертвых. Здесь ясно преподается великий урок замещения.
Прошло четыреста лет, и Исаак стал в Египте народом израильским. Через свое избавление из египетского рабства Израиль стал признанным первенцем Божьим среди других народов. И здесь также это произошло «не без крови». Ни избирательная благодать Божья, ни Его завет с Авраамом, ни использование Его всемогущества, которое с легкостью могло погубить всех угнетателей, не могли отменить необходимость крови.
То, что совершила кровь на горе Мориа для одного человека, который был отцом народов, теперь должен был пережить весь этот народ. Кроплением дверных косяков израильтян кровью пасхального агнца; установлением Пасхи как вечного повеления со словами: «И увижу кровь и пройду мимо вас», люди были научены тому, что жизнь можно обрести только через смерть заместителя. Жизнь была возможна для них только через кровь той жизни, которая была отдана вместо них, и приобретена через «кропление этой кровью».
Пятьдесят дней спустя этот урок был приведен в силу ошеломляющим образом. Израиль достиг Синая. Бог дал Свой Закон в качестве основания Своего завета. Теперь этот завет должен был быть утвержден, но, как это ясно утверждается в Евреям 9:7, «не без крови». Жертвенная кровь должна была окропить сначала жертвенник, а затем и книгу Завета, представляя собой Божью сторону этого Завета, а затем и людей с провозглашением: «Вот кровь завета» (Исх. 24:8).
Именно в той крови Завет имел свое основание и силу. Только через кровь Бог и человек могут войти во взаимоотношения завета. То, прообразом чего были события у ворот Эдема, на горе Арарат, на горе Мориа и в Египте, теперь было утверждено у подножия Синая, самым священным образом. Без крови не могло быть никакого доступа грешного человека к святому Богу.
И все же здесь существует явное различие между способами применения крови в предыдущих случаях по сравнению с последующими. На горе Мориа жизнь была искуплена пролитием крови. В Египте ею были окроплены дверные косяки домов; но у Синая ею были окроплены сами люди. Контакт был более близким, применение – более сильным.
Сразу же после заключения завета прозвучало повеление: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8). Им была предоставлена возможность насладиться полнотой блаженства того, что их Бог Завета будет обитать среди них. Через Его благодать они могут найти Его и служить Ему в Его доме.
С тщательнейшей заботой Бог Сам дал указание по устройству этого дома и служению в нем. Но заметьте, что кровь является центром и причиной всего этого. Подойдите к вестибюлю земного храма Небесного Царя, и первое, что вы увидите, будет жертвенник всесожжений, где кропление кровью продолжается без остановки, с утра до вечера. Войдите во Святилище, и прямо перед вами окажется золотой жертвенник воскурений, который также, вместе с завесой, постоянно окропляется кровью. Спросите, что находится за Святилищем, и вам ответят, что это – Святое святых, где обитает Бог. Если вы спросите, как Он обитает там и как к Нему войти, то вам ответят: «Не без крови». Золотой престол, где сияет Божья слава, также окроплялся кровью раз в год, когда первосвященник сам входил для того, чтобы принести кровь и поклониться Богу. Наивысший акт этого поклонения – это кропление кровью.
Далее, если вы спросите, то вам скажут, что всегда и для всего необходима одна вещь – кровь. При освящении дома Божьего или священников, при рождении ребенка, при самом глубоком покаянии за грех, во время самых торжественных празднеств, – всегда и во всем путь к общению с Богом лежит только через кровь.
Так продолжалось полторы тысячи лет. У Синая, в пустыне, в Силоме, в Храме на горе Мориа, – это продолжалось вплоть до того, как пришел наш Господь, чтобы привести к концу все прообразы, показав их сущность, и установить общение со Святым в духе и истине.