Измаил и Исаак – Ветхий Завет и Новый

Учение о спасении это связь Ветхого Завета и Нового завета. В жизни Авраама тема спасения проходит эпически, как повествование о событиях. Эпически, то есть как повествование о событиях, избранных по своему значению и свзянных единой богословской идеей. В жизни Авраама не мог не наступить момент, когда вопрос о связи Ветхого завета и Нового завета выйдет на первый план. Мы люди Нового Завета, именуемя себя детьми Авраама по линии преемства, которая идёт не от Измаила, сына Агари, но от Исаака, сына Сарры.

Сколько испытаний прошёл Авраам, сколько испытаний прошла Сарра, и вот, наступило время родиться сыну Авраама от Сарры, про наречённому Исааку. Начало торжественно.

1 ст 21 гл «И Господь посетил Сарру, как сказал, и сотворил Господь Сарре, как изрёк». Посетил. Рождение Исаака произошло ровно через год после того, как три мужа Ветхозаветной Троицы посетили Авраама в Хевроне. Как Господь обещал, так Он пришёл – посетил Сарру и Сарра зачала.

2 ст «И зачав родила Сарра Аврааму сына в старости в срок, как изрёк ему Господь. И назвал Авраам имя сыну своему, родившемуся ему, которому родила ему Сарра, Исаак. Обрезал же Авраам Исаака в 8й день, как заповедал ему Бог.». Станет обычным называть имя младенцу мужского пола в 8й день, когда он через исполнение завета обрезания (так это называется – завет обрезания) входил в народ Божий. Кстати, так называли имя Иоанну Крестителю и Исусу, если вы посмотрите Евангелие от Луки (1 гл 59 ст и 2 гл 21 ст).

Читаем дальше книгу Бытия: «Авраам же был ста лет, когда родился ему Исаак, сын ему.». Сто лет - целый век. Один век жизни Авраама завершился, заметим, новый – открылся. Мы будем говорит о Ветхозаветном и Новозаветном. Век Авраам прожил, настал в его жизни новый век. И дальше идёт песнь Сарры. И мы сейчас сделаем перевод с еврейского текста, так будет легче понять о чём речь:

«И сказал Сарра: смех (цехок) сделал мне Бог. Всякий, кто услышит посмеётся о мне (ицкакли). И сказала: кто возвестит Аврааму, что кормит грудью детей Сарра? Ибо я родила сына в старости его.». Смех мне сотворил Господь. Песнь Сарры слагается из многих чувств. Но это аккорд относительный корню «цахак», что значит – смеяться. Год назад недоверуя Сарра смеялась. Она сейчас говорит: смех (цехок) сделал мне Эллохим. То есть, здесь звучит смущение ибо цехок, такое слово еврейское может означать также посмешище. И радость. Всякий, кто услышит – посмеётся о мне. (ецхакли). Будет радоваться за меня – можно так перевести. Или «сорадуется со мною». Это уже перевод с греческого. И кстати, также сорадовались (ев. Лк 1 гл 58 ст) с Елизаветой соседи и родственники о рождении Иоанна Крестителя. Радость Сарры, рождение сына вопреки естеству предвозвещает радость Богородицы Девы и праведной Елизаветы, которой тоже посприняли во чреве тоже против естества. Вот эти три женщины: Сарра, Богородица и праведная Елизавета. Против естества получилось у них зачатие.

Кто возвестит Аврааму – говорит Сарра. Ну что за слова? Разве не знает Авраам? Ну конечно знает. Это восклицание радости. Вот он, новый смех Сарры. Вот теперь она рассмеялась как нужно, от радости.

Не столько удивительно, говорит Златоуст, что из камня в пустыне потекли источники вод, когда Моисей ударил по нему жезлом, сколько удивительно то, что из утробы уже омертвевшей родилось чадо и явились потоки молока. Для того и сообщены ей источники молока, чтобы удостоверить в действительности рождения, чтобы кто-нибудь не стал считать дитя за подложное. Вот так Златоуст это объясняет.

8 ст 21 гл «И вырос отрок и отнят был от груди и стоворил Авраам пир большой, когда был отнят от груди Исаак, сын его». Смотрите что будет дальше.

«Увидела же Сарра, что сын Агари египтянки, который был сыном Аврааму, смеётся. И сказала Сарра Аврааму: изгони рабыню эту и сына её ибо да не наследует сын рабыни этой с сыном моим Исааком». Об Измаиле сказано, что (это причастие) он был «мецехек» - смеющийся или смеявшийся. И что так встревожило Сарру в Измаиле? Глагол «цахак» означает смеяться, веселиться, радоваться, играть, но он также допускает оттенок иронии или насмешки. Вот так вот зятья Лота в Содоме думали, что он с ними шутит, когда он говорил им выйти из Содома. Они не пошли. Они думали, что он смеётся, шутит. Глагол «цахак» того же корня, что имя «ицхак» Исаак. И на этом основании предполагают даже, что Измаил разыгрывал якобы из себя Исаака. Делалось и другое предположение, Златоуст так считает, Сарра опасалась, чтобы Измаил по праву рождения не стал домогаться участия в наследии отца. Но, мы остаёмся при своём вопросе. Что в Измаиле так встревожило Сарру?

Женщина была занята кормлением сына. У неё сын, у неё молоко. Она смущалась, она ликовала и пела. Сына отняли от груди, он маленький уже присутствует на общем пиру. И вдруг она услышала: сын Агари «мецехек» (смеющийся) а для Сарры смех «цехок» был и грех и радость, как она не веря смеялась в присутствии Троицы, как потом испугалась и отреклась, как назвали сына «он засмеётся» «ицхак», как открыто воспела свой новый радостный смех «цехок» и вот, Измаил «мецехек», а рядом её Ицхак. Всё вспомнилось и всё обратилось, обрушилось. На кого? На Измаила.

И вот, это важный урок, который нам даёт Писание. Писание даёт нам понять, как это бывает. Свой грех мы обращаем против ближнего. Вот так мы поступаем. Свой грех мы обращаем против ближнего. И свою радость мы обращаем против ближнего.

Услышала смех Сарра и вмиг обратила его против невинного совершенно Измаила. Это зло. В глазах Авраама это жестокое зло.

11 ст. «И злым было это слово весьма в очах Авраама о сыне его Измаиле» Вот так. Злым было это слово. В переводе на греческий «жестоким» явилось это слово пред Авраамом. И здесь один раз, но нужно разобраться с этим понятием. Глагол «раа» (евр) он имеет значение во-первых, «быть скорбным, печальным, неприятным». Например, говорится как нужно давать взаймы бедняку «даянием давай и да не будет скорбно (раа) сердце твоему» (Втор. 15 гл). Когда пророк Иона увидел, что пророчество о гибели Ниневии не исполнилось, скорбно было Ионе. Скорбью великой и загорелся гнев его.

Вот это первое значение глагола «раа». Быть скорбным, печальным неприятно. А второе значение очень важное, оно уже богословское значение – это «быть злым». Тот же глагол. «быть злым». О смерти Анана так сказано это (Быт 38 гл). И зло было в очах Яхве то, что он сделал. И Он умертвил его. И когда Давид взял себе жену Урию злым было это дело в очах Яхве. Авраам ко времени событий, которые мы сейчас описываем, пророк Божий. Авраам уже пророк Божий. Поэтому, когда на его первого сына Измаила воздвигли гонения, ему не просто было неприятно, или прискорбно (так это переводят). Нет. Авраам вполне может оценить слово Сарры, что это слово дело «давар». Злое. И злым было это дело в очах Авраама.

Во- первых оно было было злым. Это важно, это богословский смысл. А уже психологически, конечно ему было скорбно. Вот так. Старая история. Мы это уже проходили. Это уже было лет 17 назад. От времени событий, которые мы описываем. Гнала Сарра Агарь, когда та была беременна. Помните, Сарра гнала Агарь. Нет. Писание не повторяется. Это такой приём в св. Писании есть. И мы говорили о нём. Это очень важный приём. Дважды говорится об одном. Это значит рассказать старое с новым содержанием. Мы старое сопоставляем с новым и извлекаем настоящий смысл. Дважды об одном.

О чём говорит Писание перескаывая знакомый сюжет, что Сарра погнала Агарь? В прошлом возможно Агарь повела себя надменно. Во всяком случае так это выглядело. Авраам тогда повёл себя как истинный пастырь – он дал действовать Богу. Сказано было, что Сарра смиряла или, что то же самое, притесняла Агарь, и Агарь побежала. И смотрите, Агарь сама побежала. И в пустыне её нашёл ангел. Агарь вразумилась и восхитилась, вернулась, и в семье воцарился мир.

Теперь не то. Сарра требует изнать мать с ребёнком. Без причины жестоко. Зло повела себя Сарра. И мы не видим, что Авраам готов уступить. Здесь идёт очень важный сюжет, одна важная богословская мысль. Её нужно тщательно проследить. Посмотрите, братья и сестры, зло. Перед нами зло. Вот то, что делает Сарра это зло. Но Бог силён зло обратить на добро. Бог силён зло обратить на добро. Но только один Бог силён зло обратить на добро. И здесь человек Богу не сотрудник.

То есть, Бог силён зло обратить на добро, и здесь человек Богу не сотрудник. Мне случалось беседовать с человеком, который своё участие в делах жестоких и рискованых оправдывал тем, что Бог зло, которое сделано в искреннем, в революционном порыве, может обратить на добро. И я ему возразил: да, вот Бог может зло обратить на добро, а вот человек не должен зло творить ради того, чтоб Бог зло на добро обращал.

Мы не видим, что Авраам задумался или что Авраам готов уступить, но дальше идёт такой текст

12 ст «И сказал Бог Аврааму: да не будет злым в очах твоих слово об отроке и о рабыне». То есть, Авраам должен пойти против себя самого. Нужно пойти против очевидного. От простых понятий о добре и зле. Против достоверного, против чувства жалости, которое он испытывает. Если Авраам в горе – ему не нужно горевать. То, что ты чувствуешь – не чувствуй. То, что жестоко – пусть будет не жестоко. То, что зло – да не будет зло в очах твоих. Вот что говорит Господь.

«И сказал Бог Аврааму: да не будет злым в очах твоих слово об отроке и о рабыне. Всё если что скажет тебе Сарра, слушай гласа её, ибо в Исааке будет названо тебе семя, и сына рабыни этой в народ великий сотворю его, ибо он семя твоё».

Что мы понимаем? От Измаила великий народ. От Исаака произойдёт Мессия. Через Исаака будет названо имя потомству Авраама – Христиане. Ап. Павел в послании к Римлянам «В Исааке будет названы тебе семя». То есть, говорит апостол, не плотские дети Измаилитяне, Израильтяне суть дети Божьи, но дети обетования признаются за семя. Христиане должны знать своё родословие. Мы суть дети Авраама по вере и дети обетования по Исааку.

Давайте будем знать своё родословие, я повторю: мы суть дети Авраама по вере и дети обетования по Исааку. И через различия сынов Измаила и Исаака ап. Павел вразумляет тех, кто однажды приняв Христа мог, как Галлаты, вернуться к закону Иудейскому, то есть, отпасть в иудаизм. Апостол объясняет почему Бог велел разлучить Измаила и Исаака. И здесь очень у него смелое толкование, замечательное: Измаил это иудеи. Иисаак – христиане.

Так. Измаил, сын рабыни, говорит апостол, это Ветхий Завет. Исаак – сын свободный, это Новый Завет. То есть, Библейская история получает символическое истолкование, и в нём Измаил, т.е. иудеи, гнал Исаака. То есть, иудеи гнали христиан. Необходимо стало разлучить Ветхий завет и Новый. Вот текст из послания к Галлатам, это очень смелое толкование его. Вникнем в эти стихи:

«Написано: Авраам имел двух сынов. Одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы (Измаил), тот рождён по плоти. А который от свободной (Исаак), тот по обетованию, по обещаному. И в этом есть иносказание (алегорумена), ибо это есть два завета: один от горы Синай, завет, рождающий в рабство, которая есть Агарь, ибо Агарь есть гора Синай в Аравии. Прилагается же завет к нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве. А вышний Иерусалим свободен. Он матерь всем нам. Мы же, братья по Исааку дети обетования, но как тогда по плоти родившийся (Измаил) гнал того, кто по духу – так и ныне. Что же говорит Писание: изгони рабу и сына её ибо сын рабы не будет наследовать с сыном свободным. Итак, братья, мы дети не рабы, но свободной.» Вот так говорит па. Павел в послании к Галлатам 4 гл.

Что делает апостол? Он прибегает к Библейскому сюжету «изгнание Агари с сыном» и различает в нём 2 уровня изложения. Отчётливо он их различает. Это история и символ, иносказание (алегорумено) аллегория. В плане исторического повествования Сарра говорила и поступала жестоко. В глазах Авраама это было зло и лично ему скорбно, однако слова Сарры о необходимости изгнать рабу и сына её, чтобы он не наследывал с её сыном, эти слова приобретают пророческий смысл: разделить Измаила и Исаака было должно. Независимо от того, что происходило в душе участников драмы Измаила, Сарры, Агари, Авраама. Юноша Измаил на пиру в доме отца.. ну не гнал он Исаака. Понимаете? Измаил Исаака не гнал. Однако то, что происходило в семье Авраама есть символ того, что будет происходить в истории еврейского народа с пришествием Мессии. Измаил сын рабы. Это Ветхий Завет – иудеи. Исаак – сын свободный, это Новый завет, христиане. Если символически Измаил и Исаак это два завета, то Измаил, тот, что по плоти, гнал Исаака, того кто по духу. Иудеи гнали христиан. Об этом ап. Павел пишет как о бытовой реальности своей мессионерской работы. Иудеи гонят христиан. Соответственно и от христиан требуется осознание, что они наследуют достояние Авраама. Не через Ветхий завет. Не через сынов Авраама по плоти, но раздельно с иудеями.

В этом есть и единственная, если вообще какая-то есть, польза от так называемого иудео-христианского диалога. Вот иудеям и христианам нужно разойтись. Подобно как разлучены были Измаил и Исаак. Когда мы говорим о единстве Ветхого и Нового Завета, то усматриваем соучастие человека в деле Божественного спасения. То есть, человеческое действовало через Авраама, Лота и даже дочерей Лота, через Сарру, через Авраама конечно. И настал момент, когда человек уже, смотрите что сейчас будет, когда человек уже не соучаствует в деле божественного спасения. Для спасения нужен Спаситель. И когда является Спаситель, вот человекам об этом может только недоумевать. Ап. Павел напоминает о необходимости разделять 2 завета так, как были разделены Измаил и Исаак. Момент разделения будет тяжён. Об этом предупреждает Писание. По человечески в глазах Авраама требование навсегда разлучиться с сыном было весьма жестоким. Господь даёт знать Аврааму, что смысл происходящего иной, чем тот, что явился в человеческих и слишком человеческих отношениях его домашних. Психология должна быть оставлена на этот момент. Два брата, два Завета.. их надо уметь разделять.

Вопреки природе Авраам должен изгать Измаила. И не просто ведь по послушанию. Вот что ему Господь говорит. Не по послушанию.. вот Господь сказал сделай так.. нет. Не просто по послушанию, не по послушанию, а переменив душу. То, что весьма жестоко пред тобою да не будет жестоко пред тобою, говорит Господь.

Златоуст поясняет: Авраам питал любовь Измаилу, но как скоро Бог повелевает, то всякое чувство должно упраздниться. И можно понять евреев, которые любят свою историю, свой народ, плоть свою, любят Моисея и закон… Момент разделения тяжёл. Предупреждает Писание. Но только в этом спасение. Изгнание Измаила это начало самого страшного искушения в жизни Авраама. Сейчас он изгоняет Измаила, потом он пожертвует Исаака. Но иначе не явится идея божественной милости и спасения во всей чистоте. Спасение от Бога. Божественная милость это самая трудное для человека. Он постигает её не иначе как в готовности отрицать себя.

Вот так является милость Божья, чтобы человек её понял. Праведник постигает Божественную милость, когда идёт против своих чувств, когда идёт против своих понятий, когда он идёт против ссвоей природы. И Господь так ведь и сказал: «кто любит сына или дочь более нежели Меня – недостоин Меня». Есть вера спасительная для самого человека и для тех, за кого он молится, и это высота не последняя. За сей идёт вера самоотречения. И Авраам начинает в неё входить. И следует дальше горестная картина сбора и проводов, расставаний с женой и старшим сыном. А символически этакартина расставания со своим ветхим духовным наследием. То есть, психологически Авраам прощается с сыном, а в духовном смысле прощается еврейский народ со своим ветхим духовным наследием.

«И встал же Авраам утром и взял хлебы и мех воды и дал Агари, возложил на плечо её и на отрока и отпустил её.». отпустил её. В еврейском тексте стоит тот же глагол того же корня – отпущение, которое муж даёт жене. После того, как муж давал жене разводное письмо, он её отпускал. То есть, Агарь – Ветхий завет мы видим здесь в символическомм плане истолкования.

Агарь Ветхий завет это жена отпущенная. Всё. Больше Авраам в судьбе Агари и Измаила не участвует. Агарь с Измаилом будут погибать в пустыне. Их нужно будет спасать. Авраам в этом уже не сможет принять участие. Согласитесь, это новый поворот в учении о Спасении. До этих пор каждый эпизод из жизни Авраама был отдельной главой учения о Спасении. И вот, учение о Спасении продолжается, Авраама в нём нет.

Следующий богословский сюжет это будет Агарь и Измаил в пустыне. Трудный это будет сюжет. И чтобы с пониманием войти в него, нужно обозреть главнейшие события жизни Авраама, начиная от первозавета. Давайте вспомним.

Первый завет Авраама с Богом. Это завет рассечённых жертв, прообраз Галгофы (15 гл).

После того Аврааму даётся второй завет, который указывает на закон и сам является первым деянием закона обрезания (18 гл). Когда человек принёс закон, знамение закона, возможен становится суд над самой греховной частью человечества. Его эмблема Содом. (18 гл).

Но до суда нечто происходит. Авраама посетили три мужа, и это было удостоверение о троичности Божества и его человечности. Это начало той же главы 18й.

Далее Авраам берёт на себя заступничество пред Богом о грешном человечестве Содома. Это был диалог, из которого выясняется божественная арифметика «ради немногих праведных» говорит Господь «не погублю многих». Та же 18 я глава её конец.

Далее. В Содоме начинает действовать праведный Лот. Он ради спасения странников предлагает жертву, выкуп – своих дочерей. И кроме того Лоту было дано своим заступничеством спасти город Сигор (19 гл).

Далее. Жена Лота и Авраам смотрят на горящий Содом. Она окаменела в соль, он остался жив и цел. Авраам смотрит на суд как неподсудный. Почему? Потому что Авраам достиг веры спасительной (та же 19 гл).

Дочери Лота далее пошли против природы желая избегнуть уничтожения своего рода. (конец 19 гл). В теме Спасения это не побочный эпизод, но указание на то, что дело спасения происходит сверх естества.

Далее, Авраам попадает к язычнику, к царю, который желает быть праведным. И Бог даёт Аврааму молитву о спасении языческого народа. Авраам совершает пророческое деяние, которое указывает на Мессию – Христа. Так в жизни Авраама происходит возвращение к первому завету о Спасении. Первый завет был завет о Голгофе.

Тема спасения вернувшись к своему истоку завершена, исчерпана. Так кажется? Никак нет. Не завершена и не исчерпана. И далеко не исчерпана. Нам нужно понять, что спасение от Бога. Богочеловеческое спасение это сама связь Ветхого завета и Нового завета. Но спасение от Бога даже когда человек не может в нём соучаствовать. Вот в Воскресении Христовом человек участвовать не будет. Но именно Воскресение – наше спасение. Вот давайте сконцентрируемся на нашей мысли. Вот в Воскресении Христовом не участвует человек, но в Воскресении праведники обрели Рай.

Бог спасает – последняя истина спасения. Об этом следующая история об Агари и Измаиле в пустыне и о колодце воды живой.

Колодец воды живой

Иоанн Златоуст говорит, что св. Писание предлагает нам как бы некую цепь сказаний об Аврааме. Мы видим как одно следует за другим. Перебирая эту цепь событий жизни Авраама, мы дошли до звена, до такого звена, где нет Авраама. Если жизнь Авраама это учение о Спасении, то мы дошли до такого этапа в развитии учения, где человек не присутствует, а действует Бог. Бог спасает – вот, что сегодня нам предстоит понять.

От человека очень много требуется, чтобы принять Спасение. И Бог хочет, чтобы человек явил личность Своего божественного образа. Писание любовно отмечает, как является человеческая личность: Ной, Авраам, Лот, Иаков, Сепфора, Иов, Агарь. Это все люди, достигшие отклика у Бога. Но вот учение о Спасении подходит к своей финальной стадии и открывается, что в Спасении человек о всяком своём деле может сказать, что это дело – ничто. Бог сказал язычнику царю Авимелеха, который желал быть праведным: ты не виновен, но ты погибаешь. Бог сказал о праведном Лоте, что Лот праведен, но спасён он не своей праведностью. В спасении невиносность и праведность, если речь идёт о результате, самом о конечном результате, о Спасении, то невиновность и праведность оказываются ничто. Стоит только вспомнить, что до Христа души всех людей и невинных и праведных и душа Самого Христа шли в одно место – шеол или ад.

В спасении человека главное событие – Воскресение Христово. В Воскресении человек не соучаствовал. В Богословском сюжете Агарь и Измаил в пустыне, сейчас мы будем его рассматривать, Авраам более не участвует. И сомволический уровень изложения, когда Измаил, Исаак это два завета, этот уровень изложения оставлен. После того, как Авраам отпустил Агарь, и она пошла, перед нами Агарь не символический образ, а несчастная женщина, блуждающая в пустыне. Агарь погибает, её нужно спасать. Чтобы мы сами не заблудились по теме Спасения, нужно найти новое в этом старом сюжете, уже бывшем до того – Агарь в пустыне. Дважды Агарь оказывалась в пустыне, вот это второй эпизод – Агарь в пустыне, и он существенно отличается от первого, когда Агарь бежала от Сарры.

14 ст 21 гл «Отошедши же она блуждала в пустыне у колодца клятвы. Оскудела же вода из меха». Колодец клятвы. Версавия. «Беершева» «колодец семи» в буквальном переводе – колодец семи. Об обстоятельствах, почему колодец получил такое имя, и о чём там клялись, когда принесли в жертву семь овец, рассказывается в этой же главе. Версавия, это место находилость примерно в 40 км к востоку от Герара. Агарь шла в Египет, далеко зашла, заблудилась. Агарь в смертельной опасности. Этого небыло в старом сюжете «Агарь в пустыне». Тема спасения тогда не обсуждалась. Теперь Агарь с сыном умирают от жажды. Агарь находится рядом с колодцем и не видит его. Важно, что колодец для Агари – спасение.

«Оскудела же вода из меха и она бросила отрока под одним хвойным кустом. Отошедше же она села против него далеко на расстоянии выстрела из лука..». Это отметим. Выстрел из лука. Жизнь Измаила будет связана с искусством лучника. «Отошедше же она села против него далеко на расстоянии выстрела из лука ибо она сказала: да не увижу смерти отрока моего. И села напротив его. Воскричав же отрок заплакал.». Златоуст говорит: Господь попустил Агари только почувствовать своё одиночество, и тот час даровал ей спасение. Это важно. Отметим, братья и сестры. В деле спасения человеку может быть полезно почувствовать себя одиноким и беспомощным и нищим духом, и нужно поднять голос и вот.. плакать. И взывать о помощи.

Следующий стих: «И услышал Бог глас отрока.» Услышал Бог. Слова «услышал Бог» «вайишма Эллохим» звучит имя «Ишмаэл» Измаил. Имя Ишмаэл было дано ребёнку, когда он был ещё во чреве матери, а мать бродила в пустыне. Имя Ишмаел Господь тогда объяснил Агари «услышал Господь смирение твоё». Ишмаел. И мы могли подумать, что поняли значение имени Ишмаэл. Поняли? Да. Но сейчас лучше поймём что это значит. Имя Ишмаэл было залогом спасения. Оно было дано на этот момент времени, когда нужно было спасать Агарь и отрока. Услышал Бог «Ишмаэл». Глас отрока, которого звали Ишмаэл.

Бог строит спасение человека неприметным для человека образом. И Бог ставит вехи на пути спасения так, что человек в нужный момент времени может оглянуться и обозреть весь путь. Таков наш взгляд на Ветхий завет. Когда мы получили спасение от Христа, мы оглядываемся и можем, имея перед глазами Христа Спасителя, мы можем разглядеть самые существенные моменты в Ветхом завете.

17 ст «И услышал Бог (ишма Эллохим) глас отрока от места, где он был. И позвал алгел Божий Агарь с неба и сказал ей: что Агарь не бойся, ибо услышал глас отрока твоего от места где он есть.» Позвал Агарь Господь и назвал по имени. Называние имени – знак ободрения и милости Божией. Ангел Божий «малах эллохим». Чтобы не было сомнени, что он Бог, ангел Божий говорит с Неба. Спасение произошло через Сына Божьего с Неба «малах эллохим».

«Стань, возьми отрока и удержи рукою свою его ибо в народ великий Я сотворю его». Удержи рукой своею его. Это сказано со значением. Агарь должна Измаилу заменить отца. Измаил будет послушан матери. Мать Агарь мудрая женщина, вспомним, выберет ему жену. Об этом будет сказано сегодня. На символическом уровне понимания Агарь – Ветхий завет. Она должна была удержать Измаила. Если под Измаилом понимать по преимуществу арабские плмена, то им было дано находиться под удерживающей рукой матери Ветхого завета.

«И открыл Бог глаза её и она увидела колодец воды живой и пошла и наполнила мех водою и напоила отрока». Колодец воды живой «фреер юдотос здонтус». Это выражение может иметь обиходный смысл. Вода живая может означать просто родниковая, то есть, колодец стоит на жиле, однако понятно, что источник воды живой это Христос. Всякий верующий во Христа на глубине утробы сам становится источником веры для других. «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век», говорит Христос. «но вода, которую Я дам ему сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». И в другом месте Евангелия от Иоанна «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, как сказано в Писании, реки из чрева его потекут воды живой. Сие сказал он (Христос) о духе, которого имели принять верующие в Него».

Христос, когда говорит о Себе, что Он источник спасения, источник воды живой, Он ссылается на Писание. Кто жаждет - ко Мне иди и пей. Кто верует в меня, как сказано в Писании, реки из чрева его потекут воды живой. Христос ссылается на Писание. Однако, в известных нам писаниях нет прямой цитаты на которую можно было бы здесь сослаться. Ближе других стоит текст из Исайи, из 12 гл. Почерпайте воду с веселием от источника спасения.

Христос имел в виду не фразу из Писания, а, думается, то место из Писания, где рассказывается о колодце воды живой. Этот колодец «Колодец воды живой» есть образ грядущего Мессии. Невинно гонимой Агари Бог дал первой увидеть колодец воды живой. Почему Агари первой? Подумайте. А кому же ещё? Агарь в символическом толковании это Ветхий Завет. Ей и дано было первой увидеть источник воды живой. А если вспомнить историю ту ещё, когда Агарь бежала от Сарры, и оказалась в пустыне, то ведь Агарь обнаружила тогда и смирение и удивительную способность к Богообщению, когда, помните, она назвала имя Господа «Бог, увидевший меня». 16 гл (Быт).

Мы тогда удивлялись, какая высота Богообщения была дарована этой женщине. А теперь мы можем понять, что иначе быть не могло, потому что Агарь – Ветхий завет, как истолковал ап. Павел.

Итак, Агарь первая увидела известный «колодец семи» «беер шева», как колодец воды живой. От него получили спасение сама Агарь и Измаил. И вот, слово «живой» ключевое в данном случае, оно отсутствует в масоретском тексте. Слово «живой» нет. А в нём ключ к пониманию события, поскольку оно включено в разряд великих символических событи мировой истории. Агарь – Ветхий завет, жена отпущенная, гибнущая, находится при колодце воды живой, которая есть Христос и не видит Его. Те из Ветхого завета, кто хотят спасения, могут спастись от колодца воды живой. Бог открыл глаза Агари, когда она поняла, что? Что гибнет её чадо. Агарь в великой скорби оставила своё сокровище, своё чадо, чтобы не видить его неминуемой смерти. Отрок тогда возвысил голос и Бог услышал. В символическом изложении Агарь, как объяснил ап. Павел, гора Синай, Ветхий завет и закон. Иудеи после Христа, те иудеи, которые искренно желают быть под законом, должны оставить своё сокровище, и только тогда получат спасение и постижение, что Христос пришёл не нарушить закон, но его исполнить.

Есть и другие, которые говорят о себе, что они иудеи (это я цилитую Откровение 2 гл), «говорят о себе, что они иудеи и не таковы суть». То есть, не иудеи, но сборище сатаны. Говорится в откровении. Пропала же вот из масоретского текста слово «живой» «колодец воды живой», которая одно передаёт пронзительный смысл события. Смысл такой: доныне и до конца иудеям обещано спасение. Нужно только оставить своё сокровище и увидеть колодец воды живой.

20 ст 21 гл «И был Бог с отроком и он вырос и поселился в пустыне и был лучником.». Помните, Агарь оставила Измаила, отошла от него на расстояние стреляющих из лука, как сказано в еврейском тексте. На расстояние стрелков из лука. В своём искусстве Измаил будет постоянно покрывать это расстоения, как бы расстояние до матери, которое иносказательно есть Ветхий завет. В замысле Божьем об Измаиле, родоначальнике многих племён, его связь с матерью самая тесная. Когда Измаил кричит, что он оставлен и погибает, его слышит Бог. Спасение Измаилу открыто через Агарь, Ветхий завет и колодец воды живой, который есть Христос. Таков был замысел Божий об Измаиле и об Измаильтянах. При этом Измаил был одарён смирением неукротимого (помните). «Смирением неукротимого». Смирение защищает его от духа Каина, а «неукротимость дикого осла» защищает его от участия в Вавилонской стройке.

И вот ещё смысл, который мы можем извлечь из этой истории: доныне и до конца Измаильтянам обещано спасение. Нужно только воззвать к Богу и через Агарь (Ветхий завет) найти колодец воды живой.

Современные иудеи и измаильтяне, в большинстве мусульмане, это, можно сказать, религиозные новаторы на почве Ветхого завета. Иудаизм и ислам - монотеистические движения, отрицаюшие Новый завет. Между собой иудеи и измаильтяне враждуют, и эти родственники никогда не примирятся, как через общего праотца Авраама, первого пророка о Христе.

21 ст «И поселился он (Измаил) в пустыне Фаран и мать взяла ему жену из земли Египетской». Фаран это горная область между Едомом и Египтом на пути из Синая.

Братья Измаил и Исаак разлучились на жизнь. Они встретятся на погребении Авраама. Измаил имел свой толдот. Это значит, то он сохранил сыновство. Измаил дожил до усталости, до скончания жизни и приложился к роду своему.

Рассказ об Агари и Измаиле в пустыне даёт почувствовать мысль, что Бог спасает. В этом рассказе нет Авраама. И его действительно не было с Агарью и Измаилом, когда они погибали от жажды. Бог спасает, но ведь кто-то выкопал колодец воды живой? Бог спасает, но и без человека спасение всё-таки невозможно. Когда Бог Творец принял человеческую природу, произошло спасение рода человеческого.

Кто выкопал колодец воды живой? Тот же вопрос: каково участие человека в деле спасения, когда спасает только Бог? Однако и человек как-то участвует, соучаствует, потому, что кто-то колодец выкопал.

Колодец имел собственное имя «колодец клятвы» и он имел собственную историю: кто-то копал и кто-то о чём-то клялся. Нам нужно узнать всё об этом необыкновенном колодце, потому что он послужил спасению Агари, она же Ветхий завет, колодец воды живой. Что же, так кто докопался до воды живой? И Писание возвращает нас по времени назад, чтобы ответить на этот вопрос: кто же докопался до этой воды живой, и почему этот колодец называется «колодец клятвы», «колодец семи». Об этом такая история:

22 ст 21 гл «Было же во время то…» во время то , но мы то знаем же,что это время то, которое предшествовало событиям, когда блуждала Агарь и умирала в пустыне.

«Было же во время то (то есть предшествующее) и сказал Авимелех и Ахузаф, невестоводитель его, и Фихол, военачальник силы его, к Аврааму, говоря: Бог с тобою во всём, что ты творишь. Значит с Авимелехом нашим знакомцем, пришли два человека – Ахузаф и Фихол. А говорится в св. Писании: двух человек свидетельство истинно. То есть, два свидетеля из важнейших сановников Авимелеха должны присутствовать при договоре между ним и Авраамом. О чём пойдёт речь.

«Теперь же поклянись мне Богом не поступать по неправде со мной и семенем моим и с именем моим, но по милости, которую я сотворил с тобою, сотвори со мною и для земли, в которой ты поселился. И сказал Авраам: я поклянусь..». Что хочет Авимелех. Он хочет заключить союз, завет с Авраамом и просит его поклястся Богом. А Авраам попал в очень затруднительное положение. Дело в том, что Авраам имел серьезные претензии к филистимлянам. Они его обидели. Но он готов принести клятву сразу, до всяких условий на одном своём доверии к Авимелеху. Помните, он же спас его от смерти своей молитвой к Богу.

«И сказал Авраам: я поклянусь. И обличил..». После этого, обратите внимание. Сначала сказал «поклянусь». Он доверяет Авимелеху. А потом обличил Авраам Авимелеха о колодцах воды, которые отняли рабы Авимелеха. Отняли рабы. Оказывается, Авраам копал.. Представляете, в пустыне колодец копать! Страшный труд. А его отняли рабы филистемляне, рабы Авимелеха, отняли. Авраам обличил Авимелеха об этих колодцах. Исказал ему Авимелех: «Я не знал кто сотворил дело сие и ты мне не поведал. Я не слышал, но только сегодня.» Посмотрите, как дальше развиваются события: «И взял Авраам овец и тельцов и дал Авимелеху и заключили оба завет». Авимелех – первый образ язычников, которые спасутся. Авраам – первый пророк. Авимелех был спасён по молитве Авраама, но Авимелех хочет большего. Спасённый язычник вступает с Авраамом в завет.

Для Авимелеха в этом скорее всего не было чего-то экстраординарного. Он вступает в союз с Авраамом. Еврейское «берит» это союз, завет. Для сотериологии, которой мы сейчас занимаемся, союз язычника и отца всех верующих – образ того, что в Новый завет войдут и язычники и обретут истинного Бога. Заметим, что когда Авимелех был спасён по молитве Авраама, Авимелеху этого было не достаточно. Он захотел завета с Авраамом, и это было ему дано. Заключение завета с Авимелехом не сопровождается жертвоприношением, смотрите! Авраам не приносит жертв. Авраам дал животных Авимелеху, а тот просил Авраама поклясться Богом. Авраам сказал: я поклянусь. Но Авраам Богом не клянётся. Завет человека с человеком не то, что завет Бога с человеком. Авраам не приносит жертв и Богом не клянется.

Вопрос с колодцем разрешился, но не до конца, потому что среди всех колодцев был один особенный и именно тот колодец воды живой, у которого была спасена Агарь

28 ст «И поставил Авраам семь агнец овчих особо». Семь агнец. Еврейский глагол «клясться» того же корня, что «шева»-семь. Толкуют так, что клятва обязывает человека в семь, что было сотворено в 7 дней. Отсюда произошло имя месту «беар шева». Версавия, колодец семи или колодец клятвы.

«И сказал Авимелех Аврааму..» Авраам поставил 7 агнец овчих особо «И сказал Авимелех Аврааму: что суть семь агнец овчих этих, которых ты поставил особо? И сказал Авраам: семь агнец этих да возьмёшь от меня, да будут они мне во свидетельство, что я ископал колодец этот. Поэтому он наименовал имя место тому «колодец клятвы» или «колодец семи», что там поклялись оба и заключили завет у колодца клятвы. Восстал же Авимеле и Ахузав, невестоводитель его и Фехол, военачальних силы его и возвратились в землю филистимскую.» И что делает Авраам? «И насадил Авраам древо у колодца клятвы и призвал там имя Господа «Бог вечный» Яхве эл Олам. Поселился же Авраам в земле филистимской на дни многие.»

Насадил древо. Древо тут названо «эшель». Толкуют, что этот омариск или дуб.. не знаем мы что такое «эшель», какое дерево, но слово это встречается только трижды. Одно такое дерево посадил Авраам в Беершаве. Под таким деревом восседал царь Саул в Киви (это первая книга Царств), и под таким же деревом «эшель» он был погребён в Эовисе. Саул был первым царём в Израиле. С его именем связано какое-то редкое царское дерево.

В чём смысл всей этой истории? Восстановим последовательность событий. Авраам и Сарра в гераре. Авимелех спасён по молитве Авраама. Далее – завет Авраама и Авимелеха у колодца клятвы. Этот колодец выкопал Авраам. Далее – изгнание Агари с Измаилом и их спасение у колодца воды живой, он же колодец клятвы, который выкопал Авраам. И вот какой смысл этой истории: Агарь (это Ветхий завет) получит спасение от воды живой, которую откопал Авраам. Авраам – звено, соеди

Наши рекомендации