Торжество освящения храма в Доложском погосте
В сентябре минувшаго года происходило торжество в скромном и уединенном селе Гдовскаго уезда, но торжество весьма знаменательное и отрадное. Поводом к нему было событие, благодаря Бога, довольно обыкновенное на св. Руси. Но не совсем обыкновенны некоторыя обстоятельства, сопровождавшия это событие и предшествовавшия ему.
Село Доложский – погост расположено в живописной местности, на берегу озера, и котораго вытекает речка Долгая, впадающая в реку Лугу. Вблизи его виднеется множество курганов, или сопок, под которыми зарыты кости шведских и других, неприязненных России, воинов, падших в битвах с храбрыми новгородцами, много веков назад тому. С давних времен здесь существовала деревянная церковь во имя св. Архистратига Михаила, но в 1779 году она, за ветхостию, разобрана. На место ея построен новый, более обширный, но также деревянный, храм, в честь Успения Божией Матери, с приделом св. Архангела Михаила. Поводом к посвящению храма именно в честь Успения [Божией] Богоматери послужила замечательная пещера, находящаяся на другом берегу речки Долгой. Пещера эта устроена природою внутри невысокой горы, покрытой богатою растительностию. Внутри пещеры, недалеко от входа, родник чистой, приятной воды. Далее пещера расходится крестообразно в три стороны и в точке пересечения ея ветвей, как бы под сводом, стоит озеро с прекрасною водою, которая почитается целебною. Предание местных жителей говорит, что здесь спасался какой-то пустынник, который здесь же и отошел ко Господу. Пещера эта напомнила жителям села Доложскаго святыя пещеры Киева и Пскова, где главные храмы посвящены воспоминанию Успения Богородицы. Кроме того, в церкви этого села издавна была в особенном уважении древняя икона Успения Богоматери, считаемая чудотворною. Она украшена ныне богатою серебряною ризою в 20 фунтов чистаго серебра; это риза пожертвована одною девицею дворянкою, в благодарность за чудотворное избавление от погибели. На поклонение этой иконе ежегодно приходят целыя тысячи богомольцев из окрестных и даже отдаленных мест, особенно 15 августа, когда совершается крестный ход из церкви к названной выше пещере.
Выше мы сказали, что в селе Доложском есть деревянная, довольно обширная и еще прочная церковь. Казалось бы, что не было крайней нужды, да и не представлялось возможности – построить новый каменный храм. Небогатые прихожане Доложской церкви, удаленные от столицы и торговых путей, не могли доставить и половины той суммы, которая потребовалась бы на построение каменнаго храма. В 1858 году, по приходорасходным книгам Доложской церкви, значилось кошельковой суммы только 2600 рублей 38 копеек. Из этой суммы на починку деревянной церкви и возобновление иконостаса, употреблено около тысячи рублей. Можно ли же было, с такими ничтожными средствами в настоящем и скудными надеждами в будущем, даже мечтать о постройке каменной церкви?.. И между тем в том самом 1858 году был заложен, а в 1864 году, только через шесть лет спустя, уже и освящен обширный великолепный каменный храм, который мог бы служить украшением любаго города… Что это такое? Разве это не чудо своего рода?..
Построение каменнаго храма в селе Доложском служит одним из безчисленных доказательств, что на св. Руси всякое доброе и святое дело, венчается успехом, если попадет в хорошия руки. Оно свидетельствует и о том, что на св. Руси и теперь появляются драгоценные самородки: это люди простые, неученые, но такие, которые удивят вас и светлым умом, и несокрушимой энергией характера, и твердостию воли в исполнении задуманного предприятия… Но будем рассказывать по порядку.
С 1856 года, после окончания тягостной для России Крымской войны, начинается ряд преобразований, благодетельных для России; непрерывным потоком полились на нее милости возлюбеннаго и великаго Монарха ея. Народ русский как бы ожил, поднял голову и увидел, что впереди ждет его светлая будущность. В радости сердца, он благодарил Бога и усердно молился за Царя своего. В чем же выражал он свои благодарныя чувства? Строил новые храмы, устроял приделы, ставил в храмах иконы св. Александра Невскаго. Этому-то возбуждению народнаго чувства обязан и новый Доложский храм своим существование.
В 1857 году избран был в должность старосты Доложской церкви крестьянин того же села, Сергей Ефимов Лебедев, молодой человек, не имевший тогда и тридцати лет от роду. Ему-то крепко запала в голову мысль – построить новый каменный храм в своем селе, – и осуществлению этой мысли он посвятил все свое время, все силы души и тела. Не смотря на имевшияся тогда ничтожныя средства церкви, уже в 1858 году Лебедев исхлопотал и план и смету для новаго храма и разрешение на постройку его. Закипела небывалая деятельность на берегу Доложскаго озера; прихожане возили дрова и каменья, рыли глину, жгли кирпичи, добывали бревна. В том же 1858 году, 14 августа, торжественно совершена была закладка новаго храма. Первыми вкладчиками и пособниками святом уделу явились, как и во многих других случаях, Высочайшия Особы царствующаго Дома. Благочестивейший Государь Император пожертвовал, на построение новаго Доложскаго храма, 300 рублей; блаженной памяти Императрица Александра Феодоровна – 500 рублей; Благоверный Государь Наследник Цесаревич, с Августейшими Братьями своими – 100 рублей; Благоверный Государь Великий Князь Константин Николаевич из своей дачи приказал отпустить 200 кубич. сажень дров и 350 бревен. Вслед за тем, потекли пожертвования частных лиц, менее значительныя, даже мелочныя, но частыя и непрерывныя. Работы впрочем шли быстрее, чем поступали пожертвования, и не раз случалось, что в кассе строительной комиссии не было ни гроша для расплаты с рабочими. Строители однако не унывали, продолжали работу без остановочно; Господь явно благословлял их труды, и не редко посылал им неожиданную помощь. Через четыре года, обширный и высокий храм, с красивою колокольнею, был готов вчерне, покрыт железною крышею, увенчан златоблестящими крестами. Самым важным пособием для строителей была сумма в 5000 рублей, заимообразно выданная из Св. Синода, с облегчительною разсрочкою платежа и самыми умеренными процентами
Летом 1864 года великолепный храм сиял полным блеском и был готов к освящению. Между тем, средства строительной комиссии истощились почти совершенно. Нужно было еще приготовить приличную ризницу и утварь для новаго храма, предвиделись немаловажные расходы при его освящении. В это-то время благочестивые строители неожиданно обрадованы были истинно великою и богатою милостию. Великий Князь Константин Николаевич, в удельном владении котораго была большая часть крестьян Доложскаго погоста, прислал сказать, что все издержки по освящению храма Он принимает на свой счет. Это милостивое внимание и щедрая помощь Великаго Князя наполнили сердца прихожан доложских безпредельною радостию и благодарностию. Освящение назначено было на 21 число сентября (минувшаго года), как день, в который празднуется тезоименитство одного из Августейших сыновей Боголюбиваго жертвователя, – тезоименитство Великаго Князя Дмитрия Константиновича.
Освящение храма в Доложском погосте совершилось в назначенный день с величайшим торжеством, никогда невиданным в уединенном и далеком селении. Только многочисленныя и разнообразныя занятия воспрепятствовали высокопреосвященному Исидору, митрополиту новгородскому, и с. петербургскому, исполнить усердную просьбу прихожан – лично самому освятить Доложский храм, и были причиною, что это дело поручено было высокопреосвященным Владыкою – викарию его, преосвященному Герасиму, епископу ревельскому.
Преосвященный Герасим, с архимандритом Митрофаном, свитою и певчими, прибыл в Доложский погост за день до освящения храма и занял приготовленное для него помещение в новом доме, построенном для местнаго священника на самой площади, против храма. На другой день, 20 сентября, прибыл в качестве представителя Его Императоскаго Высочества, Великаго Князя Константина Николаевича, г. шталмейстер двора Его, Виктор Александрович Бибиков, в сопровождении г. управляющаго г. Павловском, Константина Петровича Ратаста: для них приготовлено было помещение в новом красивом доме, находящемся на той же церковной площади и назначенном для помещения сельскаго училища. Накануне торжества, досточтимая икона Успения Божией Матери перенесена была из старой церкви в новую, с крестным ходом, при звоне колоколов на обеих церквах и безчисленном собрании народа, который пришел на торжество освящения храма не только из ближайших окрестностей, но и из отдаленных мест. В след за тем началось всенощное бдение в новой церкви, по чину. Приведенные в восторг и умиление и благолепием храма, и стройным, превосходным пением митрополичьяго хора и присутствием с ними архипастыря, поселяне молились с усердием и слезами. Всенощная кончилась, но народ и после того не выходил из церкви, как бы очарованный невиданным зрелищем. Почти всю ночь до разсвета он стоял в церкви, или ходил в ограде и на площади около храма. К утру прибыл еще дорогой гость: генерал-майор Порфирий Васильевич Чебыкин, которому поручил, вместо себя, присутствовать на торжестве освящения его светлость, князь Александр Аркадьевич Суворов, военный генерал – губернатор Санкт-Петербурга.
В 9 часов 21 сентября совершено было в новом храме обычное водоосвящение, а около 10 часов, по прибытии и облачении преосвященнаго Герасима, началось и освящение самаго храма. Это священнодействие, даже и совершаемое одними священниками, при самой скромной обстановке, возбуждает в простых сердцах, не утративших чувства веры и благоговения, священный восторг и умиление, привлекает толпы богомольцев из отдаленных мест. Что же должны были чувствовать жители села Доложскаго, когда пред ними совершалось освящение – их собственнаго храма, для них и их же трудами постреннаго, совершалось самим архиереем, с блестящею свитою, при стройном пении хора, в присутствии знатных представителей Высочайших Особ?.. О, такия впечатления не забываются народом и не проходят даром. Одним таким днем дан, может быть, добрым поселянам такой урок веры и верности Православию и Придержащей Власти, котораго не в состоянии дать иная школа в течение нескольких лет. Мы уверены, что если бы даже отпадшия чада православной Церкви, оставив хоть на время свою слепую ненависть и предубеждение, пришли сюда в это время, – и они сказали бы, что, ложно так называемые ими, никониане чтут истиннаго Спасителя Христа, что они истинныя чада св. Церкви и что с ними – Бог.
Освящение храма, с обычным крестным ходом и другими, сколько знаменательными, столько же и торжественными обрядами, совершено было в стройном порядке и благочинии. Вслед за тем, совершена была преосвященным, с многочисленным собором сослужащих, Божественная Литургия. По окончании ея, богомольцы еще около часу оставались в храме, стремясь принять благословение архипастыря. По выходе из храма, народ наполнил обширную площадь пред церковию; звон колоколов, легкий шум празднующих, – все выражало и поддерживало тот же священный восторг, который чувствовался и в храме.
Началась другая часть праздника, другая сторона веселия, в которой духовное соединялось с вещественным. Архипастырь, вместе с почетными гостями, приблизился к столам, накрытым пред зданием училища. На них была приготовлена трапеза для избранных крестьян Выскатской, Константиновской и Добручинской волостей. По прочтении молитвы, преосвященный благословил эту трапезу, устроенную повелением и щедротами Благовернаго Великаго Князя Константина Николаевича, для 300 Его преданных крестян-земледельцев. Весело и чинно садились крестьяне за роскошные столы, снабженные обильно яствами и питием. Раздался тост за здравие возлюбленнаго Монарха – Благодетеля России, громкое ура огласило воздух, полковая музыка заиграла мотивы народного гимна; сердца и уста всех невольно припевали: «Боже! Царя храни!». Вслед за тем провозглашены тосты: за Государыню Императрицу, Благовернаго Государя Цесаревича, за милостивейшаго Великаго Князя Константина Николаевича и за весь Царствующий Дом, за светлейшаго князя А.А. Суворова, генералов Чебыкина, Бибикова и Ратаста, – наконец за строителей и благотворителей храма. Обед крестьян продолжался 2 часа, после него был подан кофе и десерт. Не смотря на всеобщий сильный восторг, угощаемые не забыли ни на минуту приличия и умеренности. Честь и хвала доброму русскому народу! На этот раз он показал себя достойным великих милостей Божеских и Царских. После того представилось новое зрелище, не менее занимательное, а для некоторых и – полезное. На высоком шесте утверждены были разные подарки, или призы; молодые удальцы бросились добывать их – с разным успехом, среди веселаго смеха и говора тысячеустной толпы. Призы были разобраны все. Затем, с балкона училищнаго дома посыпались на народ пряники и конфекты. Как муравьи или резвыя ласточки, ринулись поселяне подбирать и ловить на лету эти любимыя лакомства.
Наступил вечер. В комнате училищнаго дома, имевшаго в это время вид маленькаго дворца, накрыт был стол для 50 персон духовенства и почетных гостей. Снова провозглашены были те же тосты, – но на этот раз они сопровождались не только звуками музыки, но и громом выстрелов из ручных пушек. Не нужно и напоминать, что стол отличался обилием и богатством – царским. К концу обеда весь дом был и снаружи иллюминирован; начался фейерверк, – зрелище, доступное только жителям столиц и от века невиданное в каком нибудь Доложском погосте. Фейерверк состоял из шести картин; в заключение появилось вензелевое изображение Августейших имен (А.М.), окруженное сиянием бенгальских огней. Затем началось народное гулянье и хороводы. Полковая музыка почти не умолкала с 2 часов полудня до 10 вечера и закончилась, вместо вечерней молитвы, умилительным гимном: «Коль славен наш Господь в Сионе». После того, все смолкло и народ тихо разошелся по домам, благодаря Бога за ниспосланную радость и за милости Великаго Князя.
Долго будут помнить жители села Доложскаго торжество 21 сентября; долго будут разсказывать о нем, на поучение детям и внукам[245].
В Российском Государственном историческом архиве СПБ сохранилась копия отчета П.В. Чебыкина – Бау-Адьютанта военного Генерал-Губернатора С.-Петербурга А.А. Суворова[246] о поездке в Доложск на освящение храма. В этот же день на освящение прибыли в Доложск – Шталмейстер двора Е. И. В. Великого князя Константина Николаевича В.А. Бибиков и Управляющий Павловским Городовым Правлением К.П. Ратаст. Освящение проводил Преосвященный Герасим, епископ ревельский в сопровождении архимандрита Митрофана и многих священников. Великий Князь взял на себя финансовое обеспечение праздничных торжеств. Расходы по празднику по обычаю так же несли причт и крестьяне. По свидетельству Ефима Андреева П.В. Чебыкин бывал и в Выскатке по поводу утверждения Крестного хода Доложск – Иванов Ручей – Выскатка – Руя (8 – 9 – 10 – 11 сентября). Другой раз П.В. Чебыкин приезжал в Выскатку уже по поводу освящения Выскатской Константиновской школы.
Копия с докладной записки