Любовь «АГАПЕ» выражается в сознательной реакций на выявленные нужды.

Те мужья и жены, которые подходят к своему браку с безролевой позиции, принимают на себя полную ответственность за все аспекты своей совместной жизни. У них нет «его» и «ее» ролей, есть только «наши» обязанности. То, кто, что и когда делает, зависит от конкретных обстоятельств. Каждая пара должна прийти к взаимному согласию относительно того, на ком из них будет лежать главная ответствен­ность за ту или иную задачу или нужду, при этом понимая, что в конеч­ном счете они разделяют ответственность за все.

Распределение обязанностей между супругами может зависеть от подготовки, способностей или характера каждого человека. Кто должен (обычно) готовить пищу? Тот, у кого это лучше получается. Кто должен (главным образом) управлять финансами семьи? Тот, у кого больше способностей к учету и математике. Кто должен убирать в доме? Тот, кто в нем живет. Кто должен мыть посуду? Тот, кто ее запачкал. Кто должен стелить постель? Тот, кто в ней спит. Кто должен подстригать газон? Тот, у кого есть время и возможность это сделать.

Четкое распределение основной власти и ответственности между мужем и женой приводит к порядку и помогает предотвратить хаос и путаницу. В то же самое время это не приводит к жесткости во взаимо­отношениях, но оставляет место для гибкости, так что каждый из супругов в любой момент может делать то, что нужно сделать. Кто может, тот и делает; кто видит, тот и делает. Все очень просто.

На исполнение супругами своих обязанностей также влияет и то, работают ли оба супруга вне дома. Резонно ожидать, что жена-домохозяйка будет выполнять больше домашних обязанностей, чем жена, которая каждый день ходит на работу. Распределение обязанностей становится еще более важным делом, когда и муж, и жена целый день работают. Каждый из супругов должен учитывать распорядок дня и обязанности другого (в том числе рабочие). Взаимопонимание и сотрудничество жизненно важны.

Кто может, тот и делает; кто видит, тот и делает. Все очень просто.

Итак, какова «роль» мужа в браке? Он - .«глава» дома, духовный лидер, ответственный за духовный курс семьи. Он должен любить свою жену так же, как Христос возлюбил церковь - жертвенно и безусловно. Какова «роль» жены? Она должна уважать своего мужа и подчиняться его главенству. В практических вопросах семейной жизни оба супруга должны действовать в соответствии с нуждами, своими способностями и своими возможностями.

Принципы

1. Муж и жена должны относиться друг к другу со взаимной любовью и подчинением, а не опираться на набор предопределенных ролей.

2. По своей сути брак - это безролевые взаимоотношения.

3. Любовь Христа - это безролевая любовь, основанная скорее на реакциях, чем на ожиданиях.

4. Если нет ожиданий, нет и фиксированных ролей. Тогда брак становится взаимоотношениями, основанием которых являются ответы на нужды, а не следование жестким представлениям.

5. Взаимоотношения без фиксированных ролей означают, что каждый партнер будет действовать в соответствии с нуждами, способностями и возможностями.

6. Роль - это временная обязанность, которая основана на способности реагирующего.

7. «Агапе» не стремится к определению ролей; «агапе» реагирует на нужды.

8. В безролевом браке нет «его» и «ее» ролей, есть только «наши» обязанности.

9. Распределение обязанностей между супругами может зависеть от подготовки, способностей или характера каждого человека.

Глава 2

Вопрос подчинения

Обучение тому, как строить взаимоотношения без фиксированных ролей, может оказаться для супружеских пар серьезной труд­ностью, в особенности если традиционные представления о ролях глу­боко укоренились в их разуме. Для того чтобы с успехом изменить это, потребуется значительная перестройка их мышления. Поскольку в большинстве человеческих культур на протяжении весьма долгого времени действовала модель общественного порядка, в которой доми­нируют мужчины, многим людям сложно принять концепцию брака как равноправного партнерства, характеризующегося безролевыми взаимоотношениями. Тем не менее, это библейская модель.

В начале Бог сотворил человека - мужчину и женщину - по Своему образу и дал им владычествовать над землей и тесте править ею (см.: Бытие 1:26). Первая пара людей наслаждалась браком, в котором они были равными партнерами и имели равные права и обязанности. Они ходили в открытом и постоянном общении друг с другом и с Богом.

Затем наступил день, когда Адам и Ева решили ослушаться Бога. Их обстоятельства тут же изменились. Их грех разрушил их общение с Богом, а их брак из равноправного партнерства выродился в некую тень самого себя, когда женщина оказалась в подчинении у мужчины. Этот извращенный брак, в котором стал доминировать мужчина, стал «нормальной» моделью взаимоотношений между полами в мире, запятнанном грехом.

У Бога с самого начала был план восстановить людей в общении с Собой. Он послал Своего Сына Иисуса Христа умереть на кресте за грехи человечества и тем самым разрушить силу греха и уничтожить его последствия. Одной из частей Божьего плана было возвращение института брака к его первоначальному неиспорченному состоянию.

Первая пара людей наслаждалась браком, в кото­ром они были равными партнерами и имели рав­ные права и обязанности. Они ходили в открытом и постоянном общении друг с другом и с Богом.

Брак между верующими может и должен характеризоваться без- ролевыми взаимоотношениями, в которых муж и жена являются равны­ми партнерами. Это, однако, вызывает естественный вопрос: как при­мирить библейскую концепцию равного партнерства в браке с на­столько же библейской концепцией подчинения жены мужу? На пер­вый взгляд эти понятия кажутся противоположными и несовместимы­ми. В предыдущей главе мы вкратце коснулись этого вопроса, однако понимание вопроса о подчинении настолько важно для долговремен­ного успеха и счастья в браке, что нам потребуется обратить на него намного более пристальное внимание.

Мужья должны вести себя подобно Иисусу

Мы уже видели, что взаимоотношения мужа и жены в библейском браке должны характеризоваться взаимной любовью, подчинением и уважением, но что же это означает на самом деле? Еще раз обратите внимание на совет, который Павел дал ефесянам:

...повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (в англ. тексте «уважает» - прим. пер.) своего мужа (Ефесянам 5:21-33).

Первое наставление Павла касается взаимного подчинения: «Подчиняйтесь друг другу ради уважения ко Христу» (Ефесянам 5:21, пер. с англ.). Все, сказанное Павлом в этих стихах, говорится в контек­сте взаимного подчинения. Жена подчиняется своему мужу «как Госпо­ду», а муж любит свою жену «как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Эта самоотверженная любовь со стороны мужа сама по себе является формой подчинения. Именно это подчинение мужа своей жене так часто упускается из виду как в теории, так и на практике.

В этом отрывке Павел сравнивает мужа с Христом. Жены должны уважать своих мужей и подчиняться им «как Господу». Муж есть «глава жены, как и Христос глава Церкви». Мужья должны любить своих жен «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». В каждом случае муж должен смотреть на Христа как на пример поведения для себя. На практике это означает, что муж заслуживает и имеет право ожидать подчинения и уважения от своей жены в той мере и степени, в которой он живет и поступает по отношению к ней как Иисус. Муж заслуживает подчинения своей жены в той мере, в которой он посту­пает подобно Господу. Если он не поступает подобно Господу, тогда он не имеет права ожидать, что его жена будет подчиняться ему «как Господу».

Наши рекомендации