При осознании всего этого твой страх и стремление очистить себя от многобожия становятся великими.
______________________________________
Автор сказал: «И если ты понял, что большинство людей сейчас не ведают обо всём этом, то я поделюсь с тобой двумя пользами:
Во-первых, радость по причине щедрости и милости Аллаха, как сказал Всевышний: «Скажи: ″Это - щедрость и милость Аллаха″. Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают».– [10:58]».
Радость по причине мирских благ запрещена и Аллах порицает тех, кто описан ею. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах не любит тех, кто ликует».– [28:76]. Аллах не любит такую радость и не любит тех, кто описан ею.
Что же касается радости по причине щедрости Аллаха, по причине Его религии, по причине знания, с которым пришёл избранный пророк, да благословит его Аллах и приветствует, то Аллах любит такую радость и велит людям радоваться всему этому. Если человек понял, что находится на прямом пути, который приведёт его к Раю, иными словами, ему оказана самая большая щедрость и даровано самое великое благо, то он радуется этому.
Но на обратной стороне радости располагается страх – страх перед возможностью потерять все вышеперечисленное.
Таков путь приверженцев истины. Ты постоянно видишь, как они страшатся и надеются. Такое состояние относится к столпам поклонения. Поклонение зиждется именно на этом – на этих двух столпах: страх и надежда. Человек боится по той причине, что он является слабым, и сердца рабов находятся между двумя пальцами Милостивого Аллаха, и Он переворачивает их так, как пожелает. Поэтому мы видим, как многие ученые отклоняются от истины, хотя раньше они шли по прямому пути, а затем перешли на иную тропу. Причина в том, что всеми делами управляет лишь Аллах.
Таким образом, человек радуется щедрости и милостям Аллаха, и боится их потерять. Когда к Му′азу ибн Джабалю, да будет доволен им Аллах, пришла смерть, он стал плакать. Тогда ему сказали: «Разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не говорил (о тебе) то-то и то-то?» А он ответил: «Да, но он также сообщил мне, что Аллах взял две группы из числа Своих творений и сказал: ″Эти в Огонь, а эти в Рай″, и я не знаю, в какой из двух групп я нахожусь».
Обычай Аллаха в этом бытие таков, что человек, твердо придерживающийся истины, обычно придерживаются её до самой смерти. Но Коран указывает нам, что раб должен страшиться и надеяться, поэтому Коран повествует нам сначала об Огне, а потом – о Рае. В Коране не говорится только лишь об Аде. Когда приходит упоминание Огня, после него приходит упоминание Рая, или же в обратном порядке: когда приходит упоминание Рая, после него приходит упоминание Огня. И это для того, чтобы человек постоянно придерживался этого пути.
Когда человек понимает, что он добрался до истины, и твердо держится её, и при этом он видит, как множество разумных и образованных людей лишены этого блага, то он сильно радуется своему счастью. Он был избран не по той причине, что является самым смышлёным среди людей, или самым образованным среди них. Нет, это всего лишь милость Аллаха, и потому Он радуется этой милости.
Сейчас мусульманин смотрит на землю, переполненную людьми, большинство из которых лишены того блага, с которым пришёл избранный пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Они не обращают на это блага внимания и не придают ему значения, несмотря на их смышленость, образованность и проницательность. Это лишь по той причине, что Аллах оставляет без помощи того, кого пожелает, и ведёт по прямому пути того, кого пожелает, и всё благо лишь в Его руке.
Если человек украсил свою жизнь исламом, и понял, что является одним из последователей избранного пророка, то он радуется этому, ибо это – милость и щедрость Аллаха, которая была ему оказана. Поэтому Аллах сказал: «Скажи: ″Это - щедрость и милость Аллаха″. Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают».– [10:58]
Если человек придерживается прямого пути, то это лучше для него, чем вся мирская жизнь и её блага. Мирские блага не достаются каждому человеку, но даже если представить, что такое случится, и человеку достанутся все эти блага, то все равно в его жизни будет встречаться то, что причиняет ему беспокойство, с ним будут случаться несчастья, его будут постигать потери, - это всё является известным.
Затем, если даже представить, что с человеком не будет случаться абсолютно ничего плохого, то он всё равно когда-нибудь лишится всех этих милостей. Либо он покинет этот мир и оставит свои богатства другим, либо их отберут у него еще при жизни.
Настоящая радость может возникать лишь по причине прямого пути, по причине того, что ислам вошёл в сердце человека, и человек полюбил его, и стал мусульманином. В таком случае, он должен радоваться, ведь, это – милость Аллаха Всевышнего, которая ему оказана.
А затем человек должен бояться того, что не сможет держаться прямого пути до смерти. Именно поэтому богобоязненные люди боялись впасть в заблуждение сильнейшим страхом. Суфьян ас-Саури, да будет доволен им Аллах, часто плакал по ночам, и тогда члены его семьи стали порицать его. И тогда он поднял ветку с земли и сказал: «Клянусь Аллахом, я не знаю, на чём я умру».
Однажды, один из учёных увидел, как его ученик смеется, и тогда он сказал ему: «Знаешь ли ты, что записано о тебе в Хранимой Скрижали? Знаешь ли ты свой конец?» Поразмышляв над этими словами, ученик сказал: «Поистине, после твоих слов я не смогу наслаждаться жизнью».
Таковы те, которые боятся своего Всевышнего Господа. Они знают, что дела в руках Аллаха, и поэтому страшатся, несмотря на то, что их вера является твёрдой, и они строго следуют за посланником, да благословит его Аллах и приветствует.
Также следует знать, что сам по себе страх не является достаточным, и сама по себе надежда также не является достаточной. Человек обязательно должен одновременно надеться на своего Господа и бояться Его.
Так человек видит многочисленность заблудших, хотя прямая дорога является явной и очевидной. Нет ничего очевиднее того, что поклоняться следует только лишь Господу. Ведь, Аллах является единственным Творцом. Именно Он сотворил небеса и сотворил людей: «Знамения есть в вас самих. Неужели вы не видите?»- [51:21].
Если мы посмотрим на самих себя, то этих доказательство будет достаточно, чтобы мы подчинились Аллаху и стали поклоняться только Ему одному. Доказательство очень много.
Вторая польза от автора – это великий страх, когда человек понимает, что может стать неверующим по причине лишь одного слова, которое выходит из его уст, и возможно, он даже не придал этому слову никакого значения.
Сообщается со слов ′Абдуллаха ибн ′Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что во время похода на Табук случилось то, что случилось. Люди сидели и говорили друг с другом, и один из них сказал: «Мы не видели подобных этим нашим ученым. Неужели они хотят победить римлян? Мы не видели более прожорливых, более лживых и более трусливых в бою». Тогда присутствующий ответил ему: «Ты лжешь! Ты всего лишь лицемер, и я непременно сообщу о тебе посланнику Аллаху, да благословит его Аллах и приветствует».
После этого он отправился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы обо всем ему рассказать. Однако придя, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его.
′Абдуллах ибн ′Умар рассказывал: «И я видел этого лицемера, когда он пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот садился верхом на животное». Когда среди войска происходило какое-либо разногласие, избранный пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно велел сразу отправляться в путь, чтобы разногласие не распространилось.
′Абдуллах ибн ′Умар рассказывал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сел верхом на свою верблюдицу, тот человек схватился за подпруги (ремни) верблюдицы, и повторял: ″Клянусь Аллахом, я всего лишь хотел снять с людей усталость и дам им отдохнуть (посредством шуток)″. Но посланник, да благословит его Аллах и приветствует, только лишь отвечал: «Скажи: ″Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не оправдывайтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали″».– [9:65-66].
Аллах Всевышний сообщил о том, что эти издевающиеся прежде были верующими, но стали неверующими по причине этих слов. Это – то, чего следует бояться. Иногда человек произносит слова, не придавая им особого значения, а затем становится неверующим по причине этих слов. Просим у Аллаха благополучия!
Именно поэтому автор сказал: «…даже если он произносил это слово, будучи невеждой…».
Например, человек не знает истинный смысл сказанных слов, он всё равно не оправдывается из-за своего невежества. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не оправдал этих людей по невежеству. Это указывает нам на то, что не каждое оправдание принимается. Иногда человек приходит и оправдывается в таких вопросах, в которых оправдание не принимается. Поэтому посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не принял оправдание этого человека и сказал, как и повелел Аллах: «Не оправдывайтесь».– [9:66].
Далее автор сказал: «…и даже если он произносил это слово, считая, что оно приближает его к Аллаху…».
Именно о таких людях ученые говорят, что нет надежды на их покаяние. Ведь, если человек считает ложь истиной, и истина искажена в его представлении, то это означает, что его возвращение к истине вещь маловероятная, и его покаяние является практически невозможным. Ведь, человек обычно не кается от того, что считает истинной религией. Именно поэтому ученые говорят, что у приверженца нововведений не бывает раскаяния. Ведь, приверженец нововведений считает, что его нововведение – это часть религии. Как он будет каяться от части религии?! Обычно бывает именно так, если только Аллах не пожелает обратного. Аллах Всевышний наставляет на прямой путь того, кого пожелает, и сбивает с прямого пути того, кого пожелает. Аллах Всевышний делает то, что пожелает.
Далее автор сказал: «…и даже если он произносил это слово, считая, что оно приближает его к Аллаху, как это полагали многобожники, особенно, если Аллах даровал тебе знание об истории соплеменников Мусы…».
Соплеменники Мусы повидали удивительные знамения Аллаха. Когда Аллах Всевышний повелел Мусе покинуть Египет ночью со своими соплеменниками, Фараон узнал о том, что сыны Исраиля уходят, и поднял на ноги свою армию, отправив её вслед за ними. Соплеменники Мусы дошли до берегов моря и увидели, что Фараон и его войско идут позади. Тогда они сказали Мусе: «Поистине, мы, однозначно, настигнуты (войском Фараона)».– [26:61]. Аллах говорит: «(Муса) сказал (им): ″Нет! Поистине, со мной Господь мой, и Он укажет мне путь (к нашему спасению)!″»– [26:62]. Аллах повелел Мусе ударить по морской воде своим посохом, после чего он так и поступил, и тогда море раскололось. Муса и его соплеменники стали идти по сухому морскому дну, а когда они вышли на другой берег, войско Фараона полностью зашло в этот морской проход, после чего Аллах обрушил на них воду. Аллах Всевышний показал сынам Исраиля утонувшего и мертвого Фараона, дабы они успокоились.
После этого сыны Исраиля проходили мимо народа, поклонявшегося своему идолу, и сказали своему пророку: «Сделай нам божество, такое же, как у них».– [7:138]. Как же так?! Они воочию увидели великие и непревзойденные знамения, и вместе с ними находился пророк Аллаха, с которым Аллах вёл беседу, а затем они просят сделать для них божество, чтобы поклоняться ему, а не Аллаху.
Подобная же история передаётся в сборнике имама ат-Тирмизи со слов Абу Уакыда аль-Лейси, который рассказывал: «Однажды, мы вышли с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в сторону Хунейна. В то время мы были новообращенными мусульманами, только недавно отказавшимися от многобожия, а у многобожников был лотос, на который он вешали своё оружие, и этот лотос называли «зат уль-Ануат». Проходя мимо этого лотоса, мы сказали: ″О, посланник Аллаха, сделай для нас такой же «зат уль-Ануат», как и у них″. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Аллах превелик! Клянусь Тем, в Чьей Руке находится моя душа, вы попросили то же, что попросили у Мусы сыны Исраиля:″Сделай и нам божество – такое же, как и у них″. Это – дороги прежних народов, а вы обязательно последуете по дорогам тех, кто жил до вас″».
То есть, всё то, что делали иудеи и христиане, сделают некоторые представители этой общины. Суть в том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поклялся Аллахом, что они сказали то же самое, что сказали сыны Исраиля. А они всего лишь попросили сделать то, что они считали любимым для Аллаха.
В качестве оправдания Абу Уакыд сообщил о том, что они были новообращенными мусульманами, только недавно отказавшимися от многобожия.
______________________________________
Диктор читает текст послания: «Знай также, что Аллах Всевышний по Своей мудрости сделал для каждого посланного с единобожнием пророка врагов, как сказал Всевышний: «Так Мы определили для каждого пророка врагов - дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями. Мы сделали так, чтобы к этим словам склонялись сердца тех, которые не верят в Последнюю жизнь, и чтобы они довольствовались ими и совершали то, что они совершают».– [6:112-113].
______________________________________
Это касается всего человечества. Аллах Всевышний сообщил нам об истории Адама, когда его наущал шайтан, повелев ему вкусить плод запретного дерева. Аллах Всевышний сказал: «Низвергнитесь (на землю) и будьте врагами друг другу!»- [2:36]. Эта вражда продлится вплоть до Дня Воскресения. Такова мудрость Аллаха Всевышнего. Если бы не эта вражда, то не было бы ни джихада, ни терпения, и счастливые люди не смогли бы возвыситься по степеням посредством вражды к злодеям.
Таким образом, некоторые люди являются врагами другим. Также существует вражда к посланникам, и вражда к проповедникам, следующим по пути посланников. Поэтому автор сказал: «Знай также, что Аллах Всевышний по Своей мудрости сделал для каждого посланного с единобожнием пророка врагов…».
Аллах Всевышний по Своей мудрости сделал этих врагов, чтобы возвысить степени тех, кто твердо придерживается истины и усердствует на этом пути. Ведь, они достигают посредством этих врагов таких степеней, которых они не могут достичь посредством обычных деяний.
Затем по Своей мудрости Аллах любит усердие на Его пути: «Воистину, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они - прочное строение».– [61:4].
Затем автор привёл аят: «Так Мы определили для каждого пророка врагов - дьяволов из числа людей и джиннов…».
Аллах начал упоминание врагов с людей, так как дьяволы из числа людей хуже, чем дьяволы из числа джиннов. Человек может обратиться к Аллаху за защитой от дьяволов из числа джиннов, и к тому же все их дело заключено лишь в наущениях и украшении лжи. Что же касается дьяволов из числа людей, то их поступки хуже.
Из вещей, которые поражают разумного человека, это – то, что сказал Фахруддин ар-Рази, разъясняя слова Всевышнего: «″Сделай нам божество, такое же, как у них″. Он (Муса) ответил: ″Воистину, вы - невежественные люди″».– [7:138].
ар-Рази говорит, что это не поддается разуму: как это сыны Исраиля, видевшие воочию непревзойденные знамения, просят у Мусы сделать для них господа. Это подобно тому, что сказал автор книги о том, что большинство людей не понимают смысла фразы «ля иляха илля Ллах». (нет истинного иляха, кроме Аллаха). Они понимают под словом «илях» слово «господь».
Таким образом, Аллах Всевышний по Своей мудрости установил вражду, борьбу и сражения между истиной и ложью. Это было сделано для того, чтобы провести разницу между теми, кто держится религии твердо, и между теми, кто сдаётся. Это было сделано для того, чтобы провести разницу между усердствующим и тем, кто не усердствует. Усердие на пути Аллаха – это индивидуальная обязанность каждого человека. Человек обязан усердствовать против своей души, против шайтана, и против врагов по мере возможности.
Что касается усердия против своей души и против шайтана, то это – индивидуальная обязанность каждого человека. Нет иного пути избавления от ложных идей, кроме усердия на пути Аллаха.
Человек должен знать, что шайтаны очень сильно усердствуют, чтобы заблудить раба, но козни шайтана всё равно являются слабыми. Враги посланника и враги того, с чем пришел посланник, испытывают сильную вражду к истине. Именно поэтому они не жалеют ни себя, ни своего имущества на пути вражды к истине, с которой они воюют всеми возможными способами. Таким образом, они усердствуют на пути шайтана.
Аллах Всевышний обещал помочь Своим посланникам и тем, которые уверовали, в мирской жизни и в тот день, когда восстанут свидетели.
______________________________________
Диктор читает текст послания: «Иногда у врагов единобожия может быть обильное знание, множество книг и аргументов, как сказал Всевышний: «Когда их посланники приходили к ним с ясными знамениями, они радовались тому знанию, которое было у них». –[40:83].
Если ты понял это и понял то, что на пути к Аллаху непременно встречаются враги из числа людей красноречия, знания и аргументов, то ты обязан изучить религию Аллаха настолько, чтобы это знание стало оружием, посредством которого ты будешь сражаться с этими шайтанами. А предводителем и вождём этих шайтанов является тот, который сказал твоему Господу: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными». –[7:16-17].
______________________________________
Автор сказал: «Если ты понял это…».
Всё ранее сказанное является побуждением со стороны автора, чтобы читатель устремился к пониманию того, о чем будет сказано. Поэтому он всё время повторяет: «Если ты понял это…».
Иначе говоря, этот вопрос является важным, и тебе следует понять его предельно ясно, и быть убежденным в нём так, чтобы не было никаких сомнений и колебаний.
Автор говорит о том, что путь к Аллаху окружен врагами. Это – явные враги. Что касается скрытых врагов, таких как шайтан и собственная душа, то человек не видит их. Но те первые враги являются явными. Тот, кто ненавидит истину и следует не по прямому пути, обязательно будет призывать к этому пути, и враждовать с тем, кто считает его заблудшим. Это – обычай Аллаха Всевышнего среди Его творений. Среди посланников были такие, кого убивали, но им всё равно был уготован благой конец.
На пути к Аллаху есть враги, которые подстерегают приверженцев истины, желают заблудить их и сбить с прямого пути. А в наше время у них особенно много средств для заблуждения людей. Их видео и аудио-информация проникла в каждый дом. Иначе говоря, опасности гораздо больше, чем раньше. Поэтому человек обязан удвоить своё усердие на этом пути. Он должен понять, что самой главной его заботой должно стать спасение себя в такой ситуации. Он должен спасти себя, а также тех, кого он опекает, а также всех, кто находится вокруг, насколько это возможно, как сказал Аллах Всевышний: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня».– [66:6]. Нет иного спасения от Огня, кроме как следование за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и изучение той религии, с которой он пришёл.
Если человек изучил религию, с которой пришёл посланник, да благословит его Аллах и приветствует, то он непременно будет ненавидеть то, что противоречит этой религии, и то, что враждует с ней.
Усердие и вражда шайтанов из числа людей опаснее, чем усердие и вражда шайтанов из числа джиннов. Предводитель джиннов – Иблис – поклялся своему Господу, сказав: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными». –[7:16-17].
Аллах Всевышний ответил: «Возбуждай своим голосом, кого сможешь, пускай в ход против них свою конницу и пехоту, дели с ними их богатства и детей и давай им обещания. Воистину, обещания дьявола - всего лишь обольщение».– [17:64].
Шайтан делит со многими людьми их детей, их еду, их жилище, и вообще всякую вещь. Но его не особо волнуют эти люди, важнее всего для него мусульманин, единобожник. Например, если он не может отвратить его от истины, то начинает пытаться уменьшить количество его благодеяний. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда шайтан слышит призыв на молитву, он убегает, испуская ветры». Он убегает быстро и со страхом. А когда призыв заканчивается, шайтан возвращается. Он приходит к человеку во время молитвы и говорит: «Вспомни то-то и то-то», так что человек теряет часть своей молитвы. Шайтан сильно усердствует в этих вопросах.
Однажды, некий человек закопал своё богатство неподалеку от Багдада и отправился в хадж. Вернувшись после хаджа, он забыл место, где закопал свои деньги, и начал спрашивать у людей, как вернуть это имущество. И некто сказал ему: «Это – сокровенное знание, и Аллах знает лучше! Но иди к имаму Абу Ханифе, быть может, он посоветует тебе что-нибудь». Этот человек отправился к нему и сказал: «Я закопал своё имущество и не знаю, где теперь найти это место». Абу Ханифа ответил ему: «Я не знаю сокровенного, но могу указать тебе на одну вещь. Ступай и в эту ночь встань на добровольную ночную молитву искренне ради Аллаха, быть может, Аллах напомнит тебе о твоем имуществе». И этот человек отправился домой, чтобы совершить эту молитву. Во время молитвы к нему пришёл шайтан и начал напоминать ему о деньгах: «Твоё имущество там-то и там-то». Этот человек прервал молитву и отправился в то место, где и нашёл своё имущество. Наутро он отправился к имаму и сообщил ему о случившемся. Имам сказал: «Я знал, что шайтан не оставит тебя. Но если бы ты совершил молитву до конца, то это было бы лучше для тебя!»
Суть в том, что шайтан стремится прервать поклонение человека и заблудить его. Аллах Всевышний сообщил о том, что шайтан будет нападать на человека со всех дорог. Но Аллах Всевышний также сказал: «Воистину, козни дьявола слабы».– [4:76]. Но всё равно нельзя пренебрегать кознями шайтана. Человек должен остерегаться их все возможными способами.
У последователей и воинов шайтана есть определенное знание, определенные методы, чтобы воевать со сторонниками истины, у них есть разнообразное оружие. Борьба между истиной и ложью – это обычай, установленный Аллахом еще с тех пор, когда были сотворены первые творения, и она продлится вплоть до исчезновения этого мира. Поэтому мы и говорили, что призыв к объединению религий – это противоречие тому обычаю, который установил Аллах Всевышний, противоречие Его религии, противоречие тому, с чем пришли посланники.
______________________________________
Диктор читает текст послания: «Но если ты устремился к Аллаху и прислушался к Его аргументам и доводам, то не бойся и не печалься: «Воистину, козни дьявола слабы».– [4:76].
Простой человек из числа единобожников одолеет тысячи ученых этих многобожников, как сказал Всевышний: «Воистину, Наше войско одержит победу».– [37:173].