Теперь ты узнал то единобожие, к которому призывали посланники, и которое отказались признать многобожники.
Это единобожие заключено в твоих словах «Ля иляха илля Ллах» (нет истинного бога «иляха», кроме Аллаха). Божеством (иляхом) многобожников было то, к чему они устремлялись с поклонением, будь то ангел, или пророк, или приближенный, или дерево, или могила, или джинн. «аль-Илях» у них - это не тот, кто творит, наделяет уделом и распоряжается делами. Поистине, они знали, что всё это делает только Аллах, как я уже говорил об этом.
Под словом «илях» они подразумевали то, что подразумевают современные многобожники под словом «господин» (ас-сеййид).
Затем к ним пришёл пророк, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы призвать их к словам единобожия «ля иляха илля Ллах» (нет истинного бога «иляха», кроме Аллаха). А самым главным является понимание смысла этой фразы, а не простое её произнесение.
Невежественные неверующие знали, что, призывая людей к «ля иляха илля Ллах», пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал их к уединению Аллаха в поклонении, к неверию и отречению от всего того, чему поклоняются, помимо Аллаха.
Поэтому, когда он сказал им: «Скажите: ″Ля иляха илля Ллах″», они ответили: «Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это - нечто удивительное!»- [38:5].
Если ты узнал, что невежественные неверующие знали это, то очень удивительно, когда человек, приписывающий себя к Исламу, не понял из смыслов этой фразы даже того, что поняли невежественные неверующие. Напротив, он подумал, что нужно всего лишь произносить эти буквы, не имея в сердце убеждений о том, на что эта фраза указывает.
А самый знающий из них думает, что «ля иляха илля Ллах» означает: никто не творит и не наделяет уделом, кроме Аллаха; никто не распоряжается делами, кроме Аллаха. И нет никакого блага в человеке, который знает о смысле фразы «ля иляха илля Ллах» меньше, чем знали невежественные неверующие.
Если ты понял то, о чем я говорю, всем сердцем, и понял, что такое придание Аллаху сотоварищей, о котором Аллах сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает менее тяжкие грехи, кому пожелает».– [4:48].
И если ты познал религию Аллаха, с которой Он послал всех посланников, от первого до последнего, и это та религия, кроме которой Аллах не принимает иную религию ни от кого из людей, и если ты понял, что большинство людей сейчас не ведают обо всём это, то я поделюсь с тобой двумя пользами».
______________________________________
Всё, что было сказано ранее – это вступление к тем сомнениям, которые будут упомянуты далее. Автор книги желал разъяснить читателю разницу между религией многобожников и религией Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Религия многобожников – это взятие посредников между собой и Аллахом для получения пользы или отстранения вреда, поиска заступничества, и так далее. Затем многобожники начинают взывать к своим божествам, посвящать им обеты, находиться возле них, искать у них благодати, и тому подобное. Такова их религия.
Что же касается религии избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то она заключается в том, чтобы все вышеперечисленное посвящалось только лишь одному Аллаху; и чтобы ничего из этого не посвящалось творениям. Это и есть смысл фразы «ля иляха илля Ллах» (нет истинного бога, кроме Аллаха).
Ведь, «илях» - это тот, кому поклоняются, и тот, кого обожествляют сердца, испытывая перед ним страх, надежду, самоуничижение и покорность. Человек должен обожествлять, любить, стремиться и бояться только одного Аллаха.
Затем автор сказал: «Под словом «илях» они подразумевали то, что подразумевают современные многобожники под словом «господин» (ас-сеййид)».
Суть их слов в том, что они, взывая к этому «господину», давая ему обеты, смогут получить желаемое. К этим многобожникам пришел посланник, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы разъяснить им, что мольба, просьба о принесении пользы или отстранении вреда, и любое поклонение должно посвящаться только одному Аллаху. Это и есть смысл фразы «ля иляха илля Ллах» (нет истинного бога, кроме Аллаха).
Арабы понимали смысл этого слова. Поэтому, когда он сказал им: «Скажите: ″Ля иляха илля Ллах″», они ответили: «Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это - нечто удивительное!»- [38:5].
Они поняли, что эта фраза делает недействительным всякое поклонение кому-то, кроме Аллаха Всевышнего. Оно ограничивает поклонение только на поклонении Аллаху. Тот, кому должно поклоняться – это Аллах Всевышний. Это – призыв всех посланников, от первого до последнего, как уже было сказано. Каждый посланник говорил своим соплеменникам: «Поклоняйтесь же Аллаху, ибо нет у вас другого истинного бога, помимо Него».
Необходимо знать это, поэтому автор говорит, что даже неверующие понимали смысл фразы «ля иляха илля Ллах». Они знали, что поклонение только лишь одному Аллаху сделает недействительными те убеждения, которых они придерживались. Поэтому они возразили посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Неужели он обратил богов в Единственного Бога?»- [38:5]. У них было много божеств, - у каждого человека был свой бог, которого он обожествлял. Они также сказали: «Это - не что иное, как вымысел».– [38:7]. А также: «Воистину, это - некий замысел».– [38:6].
Поэтому автор говорит: «И нет никакого блага в человеке, который знает о смысле фразы «ля иляха илля Ллах» меньше, чем знали невежественные неверующие».
Так и происходит в действительности. Например, человек приходит к похороненному человеку, обходит вокруг его могилы, остаётся там для поклонения, даёт ему обеты, и при этом говорит: «Ля иляха илля Ллах» (нет истинного бога, кроме Аллаха). Это – явное противоречие. Как это он говорит: «Ля иляха илля Ллах» (нет истинного бога, кроме Аллаха), а после этого совершает явное многобожие.
Мы просим Аллаха, чтобы Он показал нам истину истиной, и помог нам следовать за ней, и показал нам ложь ложью, и помог нам сторониться её. Мы просим Аллаха, чтобы Он сделал нас искренними перед Ним в поклонении, в мольбах и во всех стремлениях.
Пусть Аллах благословит, приветствует и дарует благодать нашему пророку Мухаммаду.
Лекция № 2
Диктор читает текст послания: «Невежественные неверующие знали, что, призывая людей к «ля иляха илля Ллах», пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал их к уединению Аллаха в поклонении, к неверию и отречению от всего того, чему поклоняются, помимо Аллаха.
Поэтому, когда он сказал им: «Скажите: ″Ля иляха илля Ллах″», они ответили: «Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это - нечто удивительное!»- [38:5].
Если ты узнал, что невежественные неверующие знали это, то очень удивительно, когда человек, приписывающий себя к Исламу, не понял из смыслов этой фразы даже того, что поняли невежественные неверующие. Напротив, он подумал, что нужно всего лишь произносить эти буквы, не имея в сердце убеждений о том, на что эта фраза указывает.
А самый знающий из них думает, что «ля иляха илля Ллах» означает: никто не творит и не наделяет уделом, кроме Аллаха; никто не распоряжается делами, кроме Аллаха. И нет никакого блага в человеке, который знает о смысле фразы «ля иляха илля Ллах» меньше, чем знали невежественные неверующие.
Если ты понял то, о чем я говорю, всем сердцем, и понял, что такое придание Аллаху сотоварищей, о котором Аллах сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает менее тяжкие грехи, кому пожелает».– [4:48].
И если ты познал религию Аллаха, с которой Он послал всех посланников, от первого до последнего, и это та религия, кроме которой Аллах не принимает иную религию ни от кого из людей, и если ты понял, что большинство людей сейчас не ведают обо всём этом, то я поделюсь с тобой двумя пользами.
______________________________________
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Мы восхваляем Аллаху, просим у Него помощи, и прибегаем к Нему за защитой от зла наших душ и от наших скверных деяний. Кого поведет Аллах, того никто не введёт в заблуждение. А кого Аллах оставит без помощи, того никто не наставит на прямой путь.
Я свидетельствую, что нет истинного бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. И я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник. Пусть Аллах благословит и приветствует его, а также его сподвижников многочисленным приветствием.
А затем:
Автор, да помилует его Аллах, сказал: «Если ты узнал, что невежественные неверующие знали это…».
То есть: они знали смысл фразы «ля иляха илля Ллах». Дело в том, что невежественные неверующие были носителями арабского языка, на котором был ниспослан Коран, и на котором говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому они очень хорошо понимали то, с чем к ним обращаются, но не придавали этому значения и не желали принять это.
Общеизвестно, что если человек не интересуется определенной вещью, или не желает принять её, то его сердце отвращается от этой вещи и он становится подобным невежде.
Что же касается современных многобожников, то они не знают ни арабского языка, ни значений слов, которые приведены в Коране. Именно поэтому они впали в противоречия. Один из них говорит: «Ля иляха илля Ллах» (Нет истинного бога, кроме Аллаха), а затем обожествляет того, кто похоронен в могиле, или обожествляет шайтана, или еще кого-то, говоря при этом: «Я – мусульманин. Я совершаю молитву и говорю, что нет истинного бога, кроме Аллаха. Как я могу быть неверующим, если неверующие отказались произнести ″ля иляха илля Ллах″».
Именно поэтому мы говорим, что первые неверующие знали смысл фразы «ля иляха илля Ллах». Поэтому, когда он сказал им: «Скажите: ″Ля иляха илля Ллах″», они стали убегать от этого, проявили высокомерие и сказали: «Неужели он обратил богов в Единственного Бога?»- [38:5]. Они поняли, что эта фраза делает ложным поклонение любым их божествам. Согласно этой фразе, им придется поклоняться лишь одному истинному Богу – Аллаху.
Далее автор сказал: «А самый знающий из них думает, что «ля иляха илля Ллах» означает: никто не творит и не наделяет уделом, кроме Аллаха…».
Так говорят философы (мутакаллимы), которые погубили всю свою жизнь, проведя её в спорах и препирательствах, которые не приносят никакой пользы. Они начали разногласить относительно своего Господа, стали спорить относительно Его существования, относительно Его атрибутов.
Упоминается, что так говорил и аль-Аш′ари: «Бог – это тот, кто способен творить». Это означает признание только лишь господства Аллаха (рубубия). Аллах – это Тот, Кому надлежит поклоняться, и Тот, Кого надлежит обожествлять, и обязательно связывать своё сердце только с Ним. Что же касается того, что Аллах является Творцом, который создаёт, оживляет и умерщвляет, и распоряжается во Вселенной, то это итак не скрыто ни от одного человека. Ведь, доводы, указывающие на господство Аллаха, являются явными и очевидными. Поэтому Аллах Всевышний сделал Своё господство доказательством, указывающим на необходимость поклонения Ему.
Аллах Всевышний сообщил о том, что только Он один является Творцом, только Он оживляет и умерщвляет, только в Его руках власть над всякой вещью. Неверующие признают всё это, а современные многобожники даже не понимают смысла слова «илях» (бог) и смысла слова «поклонение» (′ибада). А, ведь, это понимание является очень важным.
Они считают, что поклонение – это именно земной и поясной поклон. Что же касается связи сердца с объектом поклонения, обращения с мольбами, или связь сердца с творением в надежде на то, что оно поможет, отведет от человека вред, если человек поручит своё дело ему, то такого убеждения не было даже у неверующих курайшитов. Напротив, когда курайшиты попадали в тяжелую ситуацию, они начали взывать лишь к одному Аллаху. Они говорили: «Мы поклоняемся этим объектам поклонения, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Они ясно говорили, что делают всё это только для того, чтобы обрести их заступничество. Аллах Всевышний сообщил об их положении во многих аятах, и этот вопрос является ясным.
Это сомнение проникает ко многим людям, а причина лишь в незнании арабского языка и в незнании того, с чем явился избранный пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Именно поэтому учёные говорят, что каждый разумный и совершеннолетний человек обязан изучить язык посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы узнать, с чем он пришел. Если же человек не обращает на изучение дела посланника никакого внимания, то ученые называют это неверием отворачивания (куфр аль-И′рад). Это является неверием в Аллаха, потому что человек не обращает на дело посланника никакого внимания. Он придаёт ему значения, хотя он был сотворен именно ради этого дела.
Это – самый распространенный вид неверия сегодня среди людей. Дошло даже до того, что многие люди издеваются над тем, кто уделяет внимание вопросам религии, уделяет внимание Книге Аллаха и тому, с чем пришёл избранный пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Они называют такого человека дервишем (монахом), бедолагой. Таким образом шайтан украшает ложь в глазах людей, чтобы заблудить их и отдалить от того, что сделает их счастливыми.
Поэтому автор сказал: «Если ты понял то, о чем я говорю, всем сердцем…».
То есть: если ты убедился в этом, познал это абсолютным познанием, не испытывая никаких сомнений и колебаний.
«…и понял, что такое придание Аллаху сотоварищей…»― то есть: понял суть религии многобожников и суть той религии, с которой явился избранный пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Если ты понял суть религии многобожников, то ты обязан враждовать с ней, сторониться её, отдаляться от неё.
Это – одна из самых великих милостей: «И если ты познал религию Аллаха, с которой Он послал всех посланников, от первого до последнего, и это та религия, кроме которой Аллах не принимает иную религию ни от кого из людей».
Аллах сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято».– [3:85].
Сейчас есть те, кто призывает к сближению религий, говоря, что люди должны придерживаться одной религии, они должны любить друг друга, быть братьями, даже если все эти религии отличаются друг от друга. Это – противоречие и неверие в Аллаха Всевышнего. Человек непременно должен отличаться от сторонников лжи своим следованием истине, должен любить истину и желать следования за ней, радоваться истине, ненавидеть ложь, испытывать к ней неприязнь, отдаляться от неё. Затем он должен совершать поступки, которые способствуют укреплению истины. Он должен просить своего Господа, чтобы Он укрепил его на истине до самой смерти, до самой встречи с Аллахом. Ведь, счастье лишь в следовании за истиной. В противном же случае, человек будет несчастным, даже если считает себя одним из прогрессивных, образованных и преуспевших членов общества. Он является всего лишь обольщенным.
Поэтому автор сказал: «И если ты познал религию Аллаха, с которой Он послал всех посланников, от первого до последнего, и это та религия, кроме которой Аллах не принимает иную религию ни от кого из людей, и если ты понял, что большинство людей сейчас не ведают обо всём этом».
Причина невежества людей не в том, что это знание является тяжёлым. Напротив, причина лишь в том, что люди сами отвернулись от этого знания, в том, что они не обращают на него никакого внимания, или же в том, что есть обстоятельства, отводящие их от этого знания. Например, различные испорченные учения, желание получить мирскую выгоду, душевные страсти, которые сбивают человека от истинного знания.
______________________________________
Диктор читает текст послания: «И если ты понял, что большинство людей сейчас не ведают обо всём этом, то я поделюсь с тобой двумя пользами:
Во-первых, радость по причине щедрости и милости Аллаха, как сказал Всевышний: «Скажи: ″Это - щедрость и милость Аллаха″. Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают».– [10:58].
Во-вторых, сильнейший страх. Ведь, ты понял, что человек может стать неверующим по причине лишь одного слова, слетевшего с языка, даже если он произносил это слово, будучи невеждой, и при этом не был оправдан по невежеству, и даже если он произносил это слово, считая, что оно приближает его к Аллаху, как это полагали многобожники, особенно, если Аллах даровал тебе знание об истории соплеменников Мусы, которые, несмотря на их праведность и знание, пришли к Мусе и сказали: «Сделай нам божество, такое же, как у них».– [7:138].