Явная связь между Иисусом и храмовниками
Изучив доступные источники, мы убедились, что Иисус и его последователи сначала называли себя назореями (или назарянами). Необходимо было понять, что означает это имя и почему оно вышло из употребления. В Евангелии от Матфея (2:23) говорится, что так прозвали самого Иисуса Христа:
“И пришед [Иосиф - Е.К.] поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное чрез пророка, что Он [Иисус - Е.К.] Назореем назовется”.
Похоже, это указывает на то, что Евангелие от Матфея написано человеком далеким от истинной Иерусалимской церкви, или (более вероятно) что данная фраза является позднейшей вставкой, сделанной тем, кто постарался таким образом спрятать концы в воду. То, что Иисус был обязан жить в каком-то определенном месте только для того, чтобы оправдать слова давно скончавшегося древнего пророка, показалось нам болезненным искажением логики. Более того, самым большим изъяном Нового Завета, указывающего, что люди называли их спасителя “Иисус из Назарета”, является надежное свидетельство, что в эпоху Иисуса такого города не существовало вообще! Назарет упоминается только в Новом Завете; ни в каких исторических источниках его нет. Ситуация уникальная для римлян, которые пунктуально переписывали все населенные пункты своей империи. На самом деле Иисуса называли Назореем только потому, что он был старшим членом движения, которое носило это имя. Новый Завет указывает, что Иисус начал свою деятельность на берегах Генисаретского озера, и предполагаемое путешествие Христа в Капернаум, описанное в Евангелии от Матфея (4:13), есть просто вставка, призванная привести историю в порядок. (Peake’s commentary on the Bible).
В приведенном источнике нас ошеломила одна фраза, намекавшая на то, что Иисус был членом назорейской секты; из этого явно следовало, что он вовсе не обязательно был ее вождем! Похоже, и Иерусалимскую церковь основал вовсе не он!
Назореи явно собирались занять очень важное место в истории, которая начала разворачиваться на наших глазах... А затем мы совершенно неожиданно получили ключ к этой загадке. Крис, большой любитель подводного плавания с аквалангом, во время пребывания в Синае получил возможность понырять в коралловых рифах Красного моря - как он знал по предыдущему опыту, самых красивых на свете.
Обычно в египетском Шарм-эль-Шейхе вода совершенно прозрачная, но в тот день из-за ежегодного цветения кораллов, выпускающих в воду споры, видимость не превышала полутора метров. Дальше рассказывает Крис:
“Я знал, что это совсем неплохо. Мутной водой часто пользуются такие чудесные создания, как рыбы-мантии, приплывающие полакомиться планктоном. Примерно в десять утра я спрыгнул с раскаленной палубы цельнометаллической “Апухары” (египетского судна, начинавшего жизнь как шведский ледокол) и нырнул на сотню футов, приблизившись к разноцветному морскому дну.
Я двигался к мысу, медленно поднимаясь на поверхность, потому что неожиданно стало мелко и мне не хватало глубины для азотной декомпрессии. Примерно в тридцати футах от себя я увидел огромное скопление планктона, окончательно потерял из виду своего напарника и поплыл назад, на более чистое место. Но едва восстановилась видимость, как я увидел, что прямо ко мне плывет гигантская рыба-мантия, широко открыв пасть и фильтруя тонны морской воды, из которой она выуживала свою утреннюю трапезу. Она остановилась примерно в дюжине футов передо мной и повисла неподвижно, как летающая тарелка инопланетян. Рыбина имела около шести метров в ширину, и я с благоговейным страхом и восхищением водил головой из стороны в сторону, любуясь этим великолепным созданием. Внезапно она, даже не пошевелив плавниками, свернула влево от меня, и я увидел, что вслед за ней плывут две рыбы поменьше. Мантии торопились воспользоваться течением, которое само несло им пищу.
Это было лучшее погружение в моей жизни. Едва вернувшись на борт, я спросил Энаба, дружелюбного и знающего гида-араба, как называется это место. Рас Назрани, ответил он. Я небрежно спросил его, что значит это слово, и узнал, что “рас” переводится как мыс или коса, а “назрани” означает множество маленьких рыбок. Я не отставал и спросил, каких именно рыбок, на что Энаб ответил: “Самых обыкновенных. Просто их должно быть много”.
А несколько дней спустя в монастыре святой Екатерины я услышал, как один араб назвал тем же самым словом “назрани” христиан. Когда я переспросил, мне подтвердили, что это обычное арабское слово для обозначения последователей великого пророка, называемого Иисусом.
Я немедленно вспомнил про буквальное значение этого слова, и тут многое стало ясно. Неужели все так просто? Неужели в древние времена христиан уподобляли “маленьким рыбкам”?
Это сравнение могло основываться на выражении “ловец человеков”, которое церковь приписывала Христу; еще больше это напоминало старинное сравнение священника с рыбаком. Все члены секты ессеев были похожи на священников своей преданностью и покорностью Закону Божьему и лезли в воду при любой возможности, что тоже могло дать повод для возникновения такого названия. Данная гипотеза полностью объясняла тот факт, что все святые места раннехристианской эры были отмечены двумя пересекающимися дугами, которые образовывали знаменитый знак рыбы. Любопытно, что символом секты долго была рыба, а не крест; возможно, в то время Иерусалимская церковь вовсе не считала казнь Иисуса событием первостепенной важности.
(Рисунок рыбы на стр. 74 оригинала)
Вполне возможно, что в руководство секты входили Петр и Иоанн Зеведеев, которые приняли в нее остальных и получили прозвище “рыбарей” в память о своей миссионерской деятельности, а вовсе не по роду занятий. Такое предположение позволило бы все поставить на свои места. Все знают, что в Мертвом море рыбы нет и не было; для подтверждения буквального прочтения и снятия противоречия потребовалось переселить Иисуса и его учеников в Галилею, на берега Генисаретского озера, действительно богатого рыбой.
Дальнейшие исследования показали, что прилагательным “назорайос” посторонние на первых порах именовали членов секты, которую впоследствии стали называть христианской. Епифаний говорит о дохристианской группе “назарайой”, которая, как считает ряд ученых (например, Лидзбарски), первоначально была сектой, из которой произошел Иисус, а впоследствии и церковь. И это снова предполагает, что Иисус был просто членом секты, а не ее основателем.
Мы не сомневались в двух вещах: в том, что Иисус не являлся жителем города Назарет, и в том, что он был членом назорейской секты, члены которой почти наверняка отождествляли себя с “рыбами”.
Это открытие было таким многообещающим, что мы частым гребнем прочесали все мыслимые источники с целью раздобыть хотя бы кусочки сведений, которые могли бы подтвердить плодотворную гипотезу. Найденные нами данные были весьма любопытными, и все же мы чуть не упали, когда узнали, что секта назореев вовсе не умерла, но все еще существует в южном Ираке как часть более обширной секты мандеев, члены которой считают себя наследниками совсем не Христа, а Яхьи Юханы (Yahia Yuhana), более известного христианам под именем... Иоанна Крестителя! В их литературных источниках используется похожее слово “натзорайе” (natzoraje), которым они называют сами себя. Они верят, что Ису Мси’а (Yshu Mshiha), то есть Иисус-Мессия, был назореем, но оказался мятежником и еретиком, выдавшим доверенные ему тайные учения. Мы задумались над тем, какими тайнами он мог обладать и кому их выдал. За ответами далеко ходить не пришлось.
Мы мало что знали о мандеях и едва начали изучать источники, когда наше внимание приковало следующее определение:
“Мандеи - маленькая, но стойкая община, которая обитает в Ираке и исповедует древнюю форму гностицизма, предусматривающую инициацию, экстаз и некоторые ритуалы, которые, как говорят, похожи на масонские”. (Daraul A. Secret societies).
Вот так. Практически в первом же документе, который попался нам на глаза, утверждалось, что группа, которая является прямой наследницей первоначальной Иерусалимской церкви, отождествляет свои ритуалы с масонскими. Могли ли секреты, выданные Иисусом, иметь что-то общее с масонскими? Мысль была ошеломляющая. То, что это очень важно, подтвердилось, когда мы узнали, что мандеи вплоть до сегодняшнего дня называют своих священников “назореями”! А при известии о том, что название своей секты они производят от слова “Манда”, что означает “тайное знание”, у нас захватило дух. Мы быстро нашли доказательство их возможного родства с масонами. Мандеи используют ритуальное рукопожатие, называющееся “кушта” и буквально повторяющее рукопожатие, секрет которого доверяют кандидатам после посвящения их в Первую Степень. Это пожатие означает “справедливость” и является пожеланием вести праведную жизнь. Тут мы подумали, что идея очень масонская.
Другой аспект их ритуалов, кажется, тоже имеющий масонскую подоплеку, заключается в том, что мандеи возносят молчаливую молитву во время ритуальной смерти своих новообращенных; это очень напоминает самые тайные масонские слова, которые шепчут на ухо тому, кто восстал из ритуальной могилы во время церемонии посвящения в Мастера. Позже выяснилось, что это было очень важным доказательством наличия тесной связи между древними временами и современным масонством.
Звезда мандеев
Крис начал более пристально изучать верования и ритуалы этого замечательного ископаемого культа, сохранившегося со времен Иисуса, и набрел на несколько слов, которые когда-нибудь должны привести к величайшему историческому открытию.
Иосиф Флавий, иудейский историк первого века н.э., указывал, что ессеи верят, будто души праведников обитают за океаном, в месте, где никогда не бывает бурь, дождя, снега, а жара умеряется ласковым западным ветерком, постоянно дующим со стороны моря. Эта идиллическая земля, лежащая на западе (иногда на севере), является общим местом множества культов - от иудейских и греческих до кельтских. Однако мандеи верят, что обитатели этой дальней земли так чисты, что глаза смертных их видеть не могут, и что это место отмечено звездой, которая называется “Мерика”.
Земля за океаном; рай, отмеченный звездой по имени Мерика... может быть, Америка? Мы знали, что в культе назореев утренняя звезда занимает очень важное место, а вечерняя звезда, звезда запада, тоже является небесным телом - планетой Венерой.
Впоследствии мы полностью убедились, что Соединенные Штаты Америки были созданы масонами, в основу конституции этого государства положены масонские принципы, а утренняя звезда, как мы к тому времени уже знали, оказалась той самой, на которую обязан смотреть каждый масон, только что произведенный в Мастера. Символ звезды всегда был важен для Соединенных Штатов. Мы тут же вспомнили о масонском ритуале закрытия масонской ложи, когда Достопочтенный Мастер спрашивает Первого и Второго Надзирателей:
- Брат Первый Надзиратель, куда ты направляешь свои стопы?
- На запад, Достопочтенный Мастер.
- Брат Второй Надзиратель, почему ты оставляешь восток, чтобы идти на запад?
- Чтобы найти утраченное, Достопочтенный Мастер.
- Брат Первый Надзиратель, как называется это утраченное?
- Истинные секреты Мастера-Масона, Достопочтенный Мастер.
Все эти связи могут быть совпадением, но нам кажется, что для простых совпадений их чересчур много.
Звезда Америки
Пусть читателю не покажется странным, что, изучая Иерусалим эпохи Иисуса, мы отвлеклись в сторону. Дело в том, что происхождение названия “Америка” стало важным побочным результатом нашего исследования. По нашему мнению, одним из главных недостатков современных историков является то, что специалисты склонны слишком увлекаться предметом своего исследования и не желают рассматривать интересующее их явление в связи с другими явлениями данной исторической эпохи. Однако серьезные исследователи знают, что между одновременными событиями, казалось бы, не имеющими отношения друг к другу, часто выявляются неожиданные, но очень сильные связи.
Мы знали, что мандеи являются прямыми наследниками назореев, которые, как удалось выяснить, были кумранцами - теми самыми людьми, которые зарыли свои тайные свитки под храмом Ирода. Но если предки мандеев были авторами свитков, раскопанных тамплиерами, то в этих свитках могла упоминаться таинственная земля под звездой, называемой “Мерика”. Вполне возможно, что, узнав об этом, тамплиеры распустили паруса и поплыли ее открывать.
Широко распространено мнение, что континент Америка был назван в честь Америго Веспуччи, богатого судовладельца из Севильи, который в 1499 г., спустя семь лет после путешествия Колумба, поплыл в Новый Свет. Однако сейчас признается, что многие европейцы и азиаты достигали этого континента задолго до знаменитых испанских экспедиций пятнадцатого века. Может быть, потомки тамплиеров участвовали в выборе названия новой земли; может быть, тамплиеры сами искали континент под вечерней звездой, которая, как им было известно благодаря сделанному открытию, называлась “Мерика”.
Корабли тамплиеров были построены с таким расчетом, чтобы выдерживатьстрашные бури Бискайского залива, и водить их благодаря наличию компаса и астрономических карт было не таким уж трудным делом. Плавание через Атлантику было вполне возможно; кроме того, у тамплиеров, вооруженных знанием о земле утренней звезды, земле Мерики, была очень уважительная причина отправиться искать Новый Свет и бросить Старый - им надо было спасаться бегством после того, как в 1307 г. Орден обвинили в ереси.
Учитывая сказанное, Крис вполне резонно предположил, что кое-кто из тамплиеров поплыл на запад навстречу неизвестному, развернув морской боевой стяг с черепом и скрещенными костями. Они достигли земли западной звезды за сто восемьдесят пять лет до Колумба. Мысль казалась правдоподобной, но ей не хватало убедительных доказательств.
Когда Крису, бившемуся над хитросплетениями культов первого века нашей эры, пришло в голову, что между словами “Мерика” и “Америка” существует связь, он почувствовал, что это может оказаться очень важным. Он вспоминает:
“Я был уверен, что в нашу следующую встречу Роберт [имеется в виду один из авторов этой книги, Роберт Ломас - Е.К.] придет в восторг от мысли о том, что имя Американского континента имеет назорейское происхождение. Не обмолвившись об этом ни словом, я стал ждать, пока он ознакомится с моими набросками. Роберт сунул дискету в компьютер и уставился на экран. Прочитав самый важный фрагмент, он замолчал как рыба. Я был жестоко разочарован: если эта гипотеза не заинтересовала Роберта, то не заинтересует и никого другого.
Затем Роберт встал, что-то пробормотал себе под нос и начал рыться в горах книг, загромождавших каждый квадратный фут его кабинета. Когда несколько томов написанной Гулдом “Истории масонства” рухнули на пол, образовав очень некрасивую кучу, Роберт широко улыбнулся и вытащил из середины этой кучи новенькую книжку, еще пахнущую типографской краской.
Перелистав несколько страниц атласа автомобильных дорог Британских островов, он ткнул указательным пальцем в район южной Шотландии.
- Не хочешь кое-куда съездить на денек? - спросил он.
- В Эдинбург, что ли? - спросил я, стараясь не показать своей досады.
- Нет. На несколько миль южнее, в деревню Рослин [Roslin - Е.К.]... полюбоваться Росслинской [Rosslyn - Е.К.] часовней.
Через два дня мы ехали в Эдинбург, а Роберт так и не сказал, зачем. С самого начала нашей совместной работы мы четко распределили обязанности: Роберт должен был заниматься тем, что случилось после тринадцатого века, а я - более ранним периодом. Пока я изучал Иерусалим первого века нашей эры, Роберт сосредоточился на Шотландии четырнадцатого. Предыдущие “заграничные поездки” привели к открытию большого числа могил тамплиеров и масонов, и это лишний раз убедило нас, насколько важное место занимает Шотландия в истории масонства. Интересно, что еще нашел Роберт?
По дороге мы обсуждали различные стороны нашей работы, но когда добрались до шотландской границы у местечка Гретна, я потерял терпение и стал настаивать, чтобы Роберт объяснил цель сегодняшней поездки.
- О’кей, - с улыбкой сказал он. - Ты, конечно, помнишь, что имя шотландского рода Синклеров переделано из французского “Сент-Клер”... Так вот, когда-то я заглядывал в историю Синклеров [Sinclair - Е.К] и запомнил описание любопытнейшей часовни, сооруженной Уильямом Сент-Клером [StClair - Е.К.] в местечке, которое ныне называется Рослин.
- Да, - злобно отрезал я, поскольку это объяснение не имело никакого отношения к делу.
- Не могу сказать точно, когда я впервые прочитал об этом, но в Росслинской часовне есть нечто очень странное и вполне согласующееся с твоей идеей о “Мерике”. - Тут я навострил уши, и Роберт продолжил: - Все здание изнутри покрыто резьбой с изображением знаков, имеющих значение для масонов... и ботаников. Арки, перемычки, основания колонн и прочее украшены подробнейшими барельефами растений самых разных видов.
Это было замечательно, но я по-прежнему не видел связи растительных орнаментов с моими мандеями.
- Вся соль в том... - тут Роберт сделал паузу для усиления эффекта, - что среди этих растений представлены кактус алоэ и початки маиса.
Пару секунд я усиленно шевелил мозгами.
- Когда, ты говоришь, построена часовня?
- Именно тогда! - хлопнул себя по колену Роберт. - Первый камень был заложен в 1441-м, а все строительство завершено сорок пять лет спустя, в 1486-м. Я полагаю, что резьба была выполнена.... ну, никак не позже 1470-го.
- Напомни-ка мне, когда Колумб открыл Америку... - Я должен был удостовериться, что память меня не обманывает.
- Он высадился на Багамских островах в 1492-м, в Пуэрто-Рико в 1493-м, на Кубе в 1494-м, но самого материка так и не достиг, - ответил Роберт и продолжил прежде, чем я успел задать следующий вопрос: - Да-да, ты прав. Кактус алоэ и индейский маис, или кукуруза, как ее называют американцы, являются растениями Нового Света, считавшимися неизвестными в Европе по крайней мере до шестнадцатого столетия.
Сделав неизбежный вывод, я беспомощно уставился на Роберта. Если Колумб обнаружил эти растения даже во время своего первого краткого путешествия, Росслинская часовня все равно была полностью закончена на шесть лет раньше, а резные изображения кукурузы и алоэ были сделаны еще тогда, когда Христофор Колумб ходил в школу. Кто-то другой плавал в Америку и привез оттуда растения задолго до того, как предполагаемый первооткрыватель оказался в Новом Свете. И доказательством этого является здание, сооруженное тамплиеромасонами!
Мы подъехали к часовне около полудня, чувствуя возбуждение и гордость от того, что оказались в таком необычном месте. Войдя внутрь, мы увидели опирающийся на стены твердый каменный свод глубиной в три фута, богато украшенный изумительной резьбой. Мы обошли часовню по периметру и скоро обнаружили те самые растения, которые искали. Кукурузные початки венчали арку окна в южной стене, а кактус алоэ был изображен на перемычке той же стены. (см. рис. 7 и 8). Рядом мы увидели многие знакомые растения, а также барельефы “зеленого человечка”, кельтского символа плодородия. Мы насчитали около сотни изображений “зеленых человечков” и сбились - казалось, они размножаются почкованием у нас на глазах.
Росслинская часовня - место удивительное и магическое. Здесь христианство смешивается с фольклором древних кельтов и тамплиеромасонством. Мы хорошо сознавали, что посещаем это уникальное сооружение далеко не в последний раз.
* * *
Все, что мы узнали о ессеях-назореях, указывало на их поразительное сходство с масонами; масла в огонь подлило открытие того, что наследниками этой секты являются до сих пор проживающие в Ираке мандеи. Затем мы неожиданно попали в Шотландию, где уцелел памятник пятнадцатого века с явными следами влияния масонов-храмовников. Но чтобы до конца понять назореев, требовалось погрузиться в глубь веков и найти нить, ведущую к разгадке интересовавшей нас тайны: мы должны были обнаружить корни религии древних иудеев.
Заключение
Обнаружив, что кумранцы и сам Иисус имели много общего с тамплиерами и масонами, мы захотели узнать происхождение их верований и ритуалов. Взгляды кумранцев были квинтэссенцией того, что принято называть иудаизмом, однако в их мировоззрении и религиозном кредо чувствовалось то, что никак нельзя было свести к Ветхому Завету.
Мы снова оказались в темноте и принялись ощупью искать дорогу. В надежде найти объяснение верований тамплиеров мы обратились к эпохе Иисуса. Теперь же приходилось погружаться в еще более древние времена, чтобы понять происхождение религии протоиудеев. Масонские ритуалы могли придумать и кумранцы, но мы были интуитивно убеждены, что этот культ намного старше.
Мы решили погрузиться в древность как можно дальше, а потом двинуться к нашему времени. Похоже, только так можно было понять страсти, терзавшие пылкое воображение членов Кумранской общины.