Переход на сверхъестественный уровень
Следующий основной результат сошествия Святого Духа заключается в том, что мы переходим на сверхъестественный уровень жизни. Есть два очень интересных стиха описывают христиан Новозаветного стандарта. Послание Евреям 6:4-5:
...Однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века.
Здесь перечислено пять признаков верующих Нового Завета:
Во-первых, они «просвещены». Во-вторых, они «вкусили дара небесного», который, как я верю, является даром вечной жизни в Иисусе.
В-третьих, они стали «причастниками, Духа Святого».
В-четвертых, они «вкусили благого глагола Божия» — то есть Божье Слово стало для них живым и реальным.
В-пятых, они «вкусили сил будущего века».
Все христиане верят, что в следующем веке мы будем функционировать совершенно по-другому. Мы будем освобождены от многих ограничений наших физических сил, потому что у нас тела будут другого рода и совершенно другой образ жизни. Но многие христиане не сознают, что через Святого Духа мы можем немного попробовать этот образ жизни прямо сейчас, в этой жизни. Мы можем «вкусить сил будущего века». Мы можем лишь попробовать их; не пережить их во всей полноте, а только лишь узнать чуть-чуть о том, какой будет следующая жизнь уже в этой жизни.
Павел употребил в связи с этим одну очень интересную фразу. В Послании Ефесянам 1:13-14, он пишет верующим:
В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
Слово «залог» — это интересное слово. Святой Дух является Божьим залогом в нас, прямо сейчас, на следующий век. Я изучал это слово, употребленное здесь. По-гречески это слово «аррабон», которое на самом деле является еврейским словом.
Много лет назад, примерно в 1946 году, когда мы жили в Иерусалиме, у меня был один очень интересный случай, который прекрасно проиллюстрировал мне значение этого слова «аррабон», или «залог». Мы с моей первой женой пошли в Старый Город купить материал для новых штор в нашем доме. Мы нашли тот материал, который хотели, узнали цену (скажем, это было 1 доллар за ярд) и сказали продавцу, что нам нужно пятьдесят ярдов. Я сказал этому человеку: «Нам нужно вот это», — и он назвал мне цену в пятьдесят долларов. «Хорошо, — сказал я ему, — сейчас у меня нет с собой пятидесяти долларов. Вот десять долларов — это мой залог. Теперь этот материал мой. Отложите его в сторону. Вы не можете продать его никому другому. Я вернусь с остальными деньгами и заберу его». Вот что означает слово «аррабон».
Святой Дух является залогом Господа в нас. Давая Святой Дух, Господь прямо сейчас производит в нас первичный взнос жизни грядущего века. Когда нам дается этот первый взнос, мы — как тот материал на шторы. Мы отделены и не подлежим продаже никому другому. Это гарантия, что Он вернется и принесет остальное , чтобы совершить окончательный выкуп. Вот почему Павел говорит о том, что мы имеем залог «до времени искупления тех, кто является Божьей собственностью» (перевод дан согласно английской Новой Международной Версии — примеч. переводчика). Мы уже принадлежим Ему, но мы имеем на руках только первичный взнос — полнота искупления еще впереди.
Святой Дух является первичным взносом нашей жизни в Боге в веке грядущем. Эта сверхъестественная жизнь охватывает каждую сферу нашего практического опыта.
Мне бы хотелось процитировать отрывок из моей книги «Твердое основание христианской жизни» из главы «Цели Пятидесятницы», где подчеркнута эта истина:
«Если мы изучаем Новый Завет с открытым сердцем, то вынуждены признать, что вся жизнь и весь духовный опыт первых христиан были пропитаны сверхъестественным. Для них сверхъестественный опыт не был чем-то редким, необязательным или побочным; это было неотъемлемой и важной частью всей христианской жизни этих людей. Их молитва была сверхъестественна; их проповедь была сверхъестественна; они имели сверхъестественное водительство; сверхъестественную силу; сверхъестественное перемещение из одного места в другое (см. Деяния 8:39); сверхъестественную защиту.
Уберите все сверхъестественное из Книги Деяний, и у вас останется нечто бессмысленное или лишенное логики. Начиная с сошествия Духа Святого во второй главе Книги Деяний, невозможно найти главы, где бы сверхъестественные события ни играли важной роли.
В описании служения Павла в Ефесе, в Книге Деяний 19:11, мы находим очень интересную фразу: «Бог же творил не мало чудес руками Павла...» Там, где в нашем переводе, употреблена фраза «не мало чудес» (а в других переводах говорится о «особых, необычайных, великих, удивительных чудесах»), в греческом оригинале говорится о «чудесах такого рода, которые происходят не каждый день». Чудеса были ежедневным явлением в первой Церкви. Как правило, они уже не вызывали ни особого удивления, ни комментариев. Но те чудеса, которые произошли в Ефесе во время служения Павла, были такими, что даже во времена первой Церкви о них говорится особо.
В скольких церквях сегодня нам пришлось бы использовать эту фразу — «чудеса, которые происходят не каждый день»? В скольких церквях чудеса вообще происходят, не говоря уже о том, чтобы они происходили повседневно?»
Одна сфера, в которой сверхъестественное особенно проявлялось в жизни ранних христиан, было сверхъестественное водительство и направление, которое они получали от Святого Духа. В 16-й главе Книги Деяний мы читаем о Павле и его спутниках в его втором миссионерском путешествии. Они были в области, которую сегодня мы называем Малой Азией. В Деяниях 16:6-7 сказано, что они:
...не были допущены Духом Святым проповедыватъ слово в Асии. Дошедши до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух (или Иисус через Святого Духа) не допустил их (идти в Вифинию).
То есть они попытались пойти на запад, и Святой Дух не позволил им. Тогда они попытались пойти на северо-восток, и Святой Дух сказал: «Нет». Деяния 16:8-10 продолжают:
Миновав же Мисию, сошли они в Троаду (это был северо-восток). И было ночью видение Павлу: предстал некий муж Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там (в Македонии).
Это очень примечательный случай и это наш пример сверхъестественного вмешательства и водительства Святого Духа. Для них в той географической ситуации сам собой напрашивался маршрут либо на запад в Асию, либо на северо-восток в Вифанию. Миновать эти две области, а пойти на северо-запад и затем двинуться на Европейский континент - выглядело довольно странным решением.
Однако, рассматривая последующую историю Церкви, мы видим, что впоследствии Европа сыграла уникальную роль — во-первых, в сохранении Евангелия в течение Средневековья; и, во-вторых, она многие годы была основным континентом, посылавшим Слово Божье другим народам. Бог имел суверенную цель, которая включала много будущих столетий. Павел и его спутники никогда не смогли бы открыть это путем естественных рассуждений, но благодаря сверхъестественному водительству Святого Духа они двигались в полноте намерений Божьих. Это сверхъестественное водительство Святого Духа в их жизни оказало влияние на всю историю человечества.
Это лишь один из многих примеров из жизни ранних христиан о сверхъестественном вмешательстве и водительстве Святого Духа.
Глава 7
Помощь в молитве
Третий, способ содействия Святого Духа нам — это Его жизненно важная помощь в наших молитвах. Слова Павла в Послании Римлянам 8:14 свидетельствуют о том, что без водительства Святого Духа мы не сможем быть зрелыми сынами Божьим и вести христианскую жизнь:
Ибо все, водимые (настоящее продолжительное время — «постоянно водимые») Духом Божиим, суть сыны Божии (имеются в виду зрелые сыны — не младенцы).
Мы становимся христианами благодаря рождению от Духа Божьего. Но для того, чтобы жить полноценной христианской жизнью после рождения свыше и придти к зрелости, мы должны быть постоянно водимы Духом Божьим. Форма глагола, который Павел использует здесь— настоящее продолжительное время: «Ибо все, (постоянно) водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Речь идет не о младенцах, но о зрелых сыновьях и дочерях.
Немного далее Павел прилагает этот принцип водительства Святым Духом к нашей молитвенной жизни. Он подчеркивает необходимость водительства Святого Духа, чтобы молиться правильно. Послание Римлянам 8:26-27:
Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух (подчеркивается индивидуальность Святого Духа) ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
Павел говорит здесь о немощи, которую все мы имеем. Это не физическая немощь, а немощь разума и понимания. Мы не знаем, за что молиться, и мы не знаем, как молиться.
Проповедуя перед собраниями на эту тему, я часто просил поднять руку тех людей, которые всегда знали, за что молиться и как за это молиться. Ни разу никто не решался поднять руку на этот вызов. Полагаю, что все мы достаточно честны, чтобы признать, что когда мы хотим молиться, то зачастую не знаем, за что молиться. Иногда, даже если мы думаем, что знаем, за что молиться, то мы не знаем, как молиться за это. Павел называет это «нашими немощами». Но он говорит нам, что Бог посылает Святого Духа, чтобы помочь нам в этой немощи — чтобы узнать, за что молиться, и узнать, как за это молиться. В определенном смысле, язык Павла предполагает, что Святой Дух входит и производит молитву через нас.
Ключ к эффективной молитве — это научиться быть в таких отношениях со Святым Духом, чтобы мы могли подчиняться Ему. Тогда мы сможем позволить Ему руководить, направлять, вдохновлять и укреплять и, часто, действительно молиться через нас.
Новый Завет показывает много способов, как Святой Дух может помочь нам в молитве и некоторые из них я сейчас кратко опишу.
Первый путь указан в процитированных выше стихах (Римл.8:26-27), где Павел говорит: «...Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Это — ходатайство, и я бы охарактеризовал его как одну из высших точек христианской жизни. Затем Павел говорит о «воздыханиях неизреченных» (или в другом переводе «стенания слишком глубокие для выражения их в словах»). Наш ограниченный разум не имеет слово, в которых можно было бы выразить те молитвы, которыми следует молиться. Поэтому один из способов, которыми Святой Дух приходит к нам на помощь — это молиться через нас стенаниями, которые нельзя передать словами.
Это очень глубокое и сокровенное переживание, духовные родовые муки, которые дают духовное рождение. В Книге пророка Исаии 66:8 мы находим нечто подобное:
Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? раждался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, — родил сынов своих.
Никакое настоящее духовное воспроизводство в церкви не может произойти без духовных родовых мук в молитве. Именно когда Сион начал мучиться родами, он родил сынов своих.
Павел говорит об этом же духовном переживании в Послании Галатам 4:19:
Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
Ранее Павел проповедовал этим людям, и они обратились. Но для того, чтобы они стали тем, кем им нужно было стать, Павел признал, что нужно большее, чем проповедь, нужна была ходатайственная молитва. Он описывает эту ходатайственную молитву как «муки рождения» или «воздыхания неизреченные, слишком глубокие для слов».
Второй способ, как Святой Дух помогает нам в молитве — Он просвещает наш разум. При этом Он не молится через нас, а показывает нам в нашем разуме, за что нам нужно молиться и как нам нужно молиться за это. Есть два места Писания, которые говорят о работе Святого Духа в наших умах. В Послании Римлянам 12:2, мы читаем:
И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
Только обновленный ум может обнаружить волю Божью, даже когда это касается только молитвы. В Послании Ефесянам 4:23 сказано: «...обновиться духом ума вашего». Обновление наших умов происходит только Святым Духом. Когда Святой Дух входит и обновляет наши умы, мы начинаем постигать волю Бога и начинаем понимать, как молиться согласно воли Божьей. Это второй способ, как Святой Дух помогает нам — обновляя наш ум, просвещая его и открывая нам то, как молиться.
Третий способ, как Святой Дух помогает нам — Он вкладывает правильные слова в наши уста, и делает Он это зачастую неожиданно. Всякий раз, говоря об этом, я вспоминаю об одном случае, который произошел с моей первой женой. Мы были в Дании, откуда она родом. На дворе стоял конец октября. На следующий день нам предстояло уехать в Британию, чтобы провести весь ноябрь там. Я — британец, поэтому знаю, что ноябрь в Британии — это холодный, пасмурный, сырой и туманный месяц. Когда мы молились за день до отъезда в Британию, я услышал, как Лидия сказала: «Дай нам хорошую погоду на все время, пока мы в Британии!» Я чуть не упал с кровати, на которой мы сидели и молились.
Когда я спросил ее, знала ли она, о чем молилась, Лидия ответила: «Нет, я не помню!» Это было для меня верным доказательством, что это был Святой Дух.
Я сказал: «Ты молилась, чтобы Бог дал нам хорошую погоду на все время, пока мы в Британии, а ты знаешь, какая Британия в ноябре?» Она просто пожала плечами. Мы провели весь ноябрь в Британии, и у нас не было ни единого холодного, ненастного, сырого дня! Как будто была хорошая весна.
Когда мы уезжали в конце ноября, я сказал людям, провожавшим нас в аэропорт: «Берегитесь, потому что когда мы уедем, погода сменится!» И она сменилась! Это была молитва, которую Святой Дух вложил в уста Лидии. Это было то, о чем Господь хотел, чтобы она молилась в то время. Это лишь небольшой пример, как это происходит.
Четвертый способ, как Святой Дух помогает нам в молитве много раз упоминается в Новом Завете. Святой Дух дает нам новый, неизвестный язык, такой, которого природный ум не знает. Некоторые люди говорят о нем, как о молитвенном языке. Павел в Первом послании Коринфянам 14:2:
Ибо, кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом.
И в стихе 4, той же главы, Павел говорит:
Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
Молитва такого типа выполняет три основных функции:
1. Когда мы молимся на незнакомом языке, мы говорим не людям, но Богу. На мой взгляд, это само по себе является огромной привилегией.
2. Мы говорим то, чего наш ум не понимает. Мы говорим тайны, или разделяем Божьи тайны.
3. Делая это, мы назидаем или выстраиваем изнутри самих себя.
Ниже, в Первом послании Коринфянам 14:14-15, Павел говорит:
Ибо, когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
Здесь ситуация, в которой Святой Дух не просвещает наш разум, но Он просто дает нам новый язык и молится через нас на этом языке. Ни одна из форм молитвы не должна вытеснять другую. Павел говорит очень ясно:
Стану молиться духом, стану молиться и умом.
Оба вида молитвы имеют свое место. Когда мы даем место Святому Духу, подчиняемся Ему и позволяем Ему действовать в нас согласно с Писанием, в нашей молитвенной жизни появляется огромное богатство и разнообразие. Это то, чего Бог желает для каждого из нас.
Глава 8