Жизнь и здоровье для нашего тела

Четвертая функция Святого Духа как нашего «Параклета» — Его передача сверхъестественной жизни и здоровья нашим физическим телам. Иисус пришел дать нам жизнь, как Он провозгласил в Евангелии от Иоанна 10:10:

Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком.

Здесь нам представлены две личности, и нам нужно различать их очень ясно: Дающий жизнь — Иисус, и ворующий жизнь — сатана. Дьявол приходит к нам только для того, чтобы отнять жизнь. Он приходит, чтобы украсть благословения и обеспечение Божье; он приходит убить нас физически и погубить нас навечно. Каждому из нас нужно осознать, что если мы позволим дьяволу иметь хоть какое-то место в нашей жизни, то он собирается сделать именно это — обкрадывать, убивать и губить нас настолько, насколько мы позволим ему делать это.

С другой стороны, Иисус пришел с прямо противоположным намерением: Он пришел, чтобы мы могли иметь жизнь, и чтобы мы могли иметь ее в полной мере. Нам важно осознать, что в эту жизнь, которую дать нам пришел Иисус, мы входим благодаря Святому Духу. Мы имеем эту жизнь только в той степени, в которой мы позволяем Святому Духу делать Его работу в нас. Если мы противимся или не даем места работе Святого Духа, мы не сможем пережить полноту Божественной жизни, которую нам дает Иисус. Важно понять, что это Святой Дух воскресил мертвое тело Иисуса из гроба. Павел говорит в Послании Римлянам 1:4 об Иисусе следующее:

(Иисус) открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем.

«Дух святыни» — так Святой Дух называется по-еврейски, и в данном случае здесь мы находим просто греческое написание этой еврейского Хотя Павел писал на греческом языке, думал он на еврейском. Поэтому, когда Павел говорит «по Духу святыни», это то же самое, что сказать «через Святой Дух». Иисус был явлен или проявлен или провозглашен Сыном Божьим благодаря силе, которая воскресила Его из мертвых (т.е. силе Святого Духа).

В предыдущих разделах я отметил, что, в определенном смысле, высшей точкой искупительного процесса Божьего в этом веке является то, что Сам Бог, в Личности Святого Духа, должен был обитать в наших физических телах и сделать их Своим храмом или Своим жилищем. В Послании Римлянам 8:10-11, Павел говорит так:

А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

В десятом стихе имеется в виду то, что когда Христос входит в нас в момент нашего обращения и возрождения, старая жизнь кончается и начинается новая жизнь. Старая, плотская жизнь прекращается и наш дух оживает жизнью Бога. Далее, в стихе одиннадцатом, Павел говорит, что это означает для наших физических тел. Совершенно ясно, что та же самая Личность, та же самая сила, которая воскресила тело Иисуса из гробницы, сейчас обитает в теле каждого посвященного верующего и сообщает каждому смертному телу ту же самую жизнь, которую Он (Святой Дух) сообщил смертному телу Иисуса и ту же самую силу, которая воскресила Его (Иисуса) в нетленном теле.

Этот процесс сообщения Божественной жизни нашим телам будет завершен в момент общего воскресения христиан. Важно понять, что пока (живя на земле) мы не имеем нетленных, вечных, воскресших тел, но все-таки уже имеем эту жизнь воскресения в наших смертных телах. Продолжая это послание, Павел несколько раз говорит о том, что жизнь воскресения (уже находящаяся в наших смертных телах) может восполнить все физические нужды нашего тела — вплоть до того момента, когда Бог не отделит дух от тела и не призовет нас к Себе.

Мы должны понять, как наши тела были образованы в начале, потому что здесь все взаимосвязано. Книга Бытие 2:7 повествует о следующем:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

Что оживило физическое тело человека? Это был вдунутый Дух Божий, который превратил глиняную форму в живое человеческое существо со всеми чудесами и дивами функционирующего человеческого тела. Первоначально Святой Дух вызвал к жизни физическое тело. Логически следует, что Он поддерживает его жизнь. Это так логично — если бы только христиане смогли увидеть это! Божественное исцеление и Божественное здоровье совершенно логичны в свете Писания.

Например, если у всех выходят из строя часы, вы не несете их к сапожнику: вы несете свои часы часовщику. Теперь примените то же самое рассуждение: если ваше тело выходит из строя, к кому вам обратиться? На мой взгляд было бы вполне логично обратиться к Тому, кто его «изготовил» — к Святому Духу.

В Соединенных Штатах знакомы с эмблемой «Body by Fisher» (буквально «Тело (корпус, кузов) от Фишера» — знак специализированной фирмы, которая с 1908 по 1996 года занималась разработкой и изготовлением кузовов для легковых автомобилей ведущих американских производителей — примеч. редактора), которую можно встретить на кузове многих популярных американских моделей автомобилей. Когда я смотрю на брата-христианина, я говорю: «Тело от Святого Духа. Вот Кто дал ему это тело, Кто поддерживает это тело и Кто дает силу его телу».

Свидетельство Павла впечатляет. Во Втором послании Коринфянам 11:23-25 он говорит:

Христовы служители? в безумии говорю: я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, день и ночь пробыл во глубине морской.

Это почти невероятно, что человек мог пройти через все это и быть таким активным, таким здоровым и настолько мужественным. Какая сила помогла Павлу пройти через все это? Сила Святого Духа. Ниже В Книге Деяний 14:19-20 дано описание побивания Павла камнями в городе Листра:

Из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудивши народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим (нужно много камней, чтобы человек хотя бы выглядел забитым насмерть!). Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.

Что за человек! Я слышал, как некоторые люди полагают, что Павел был ходячим инвалидом, который большую часть времени болел. Мой комментарий на это: «Если Павел был инвалидом, то Господь, дай нам побольше таких инвалидов, как Павел!»

Итак, мы обратили внимание на удивительное свидетельство о физической выносливости и жизнестойкости апостола Павла. Давайте посмотрим на его секрет. Что сам Павел говорит об этом? Второе послание Коринфянам 4:7-12:

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах (« сокровище сне» — это живущий в нас Дух Божий), чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам; мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем; всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтоб и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так-что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

Стихи седьмой и восьмой говорят нам, что сами по себе мы не являемся людьми какого-то особого рода, однако внутри себя мы имеем силу особого рода. То, что сокрушило бы других, не должно сокрушить нас, потому что мы имеем внутри силу, делающую нас непотопляемыми.

В стихе десятом мы находим прекрасный контраст. Мы должны почитать (т.е. считать) себя умершими с Иисусом. Когда мы делаем это, тогда Его жизнь проявляется в наших физических телах. Совершенно ясно, что речь идет не о веке грядущем, но о том, что сверхъестественная, пребывающая в нас, Христова жизнь воскресения в Святом Духе проявляется в наших смертных телах уже в этом веке.

Последние слова стиха одиннадцатого имеют важное значение: «...чтоб и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей». Это не просто потаенное, скрытое присутствие, которого никто не может видеть; это присутствие, которое производит такие результаты в нашем физическом теле, которые очевидны для всех. Христова жизнь воскресения открывается в наших смертных телах.

Стих двенадцатый говорит нам, что когда мы принимаем смертный приговор в самих себе и приходим к концу наших собственных физических сил и возможностей, тогда иного рода жизнь действует через нас. Второе послание Коринфянам 4:16:

Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.

Внешний человек разрушается, но есть жизнь во внутреннем человеке, который со дня на день обновляется. Внутренняя, сверхъестественная, чудотворная жизнь Божья заботится о нуждах внешнего человека каждого из нас.

Глава 9

Излияние божественной любви

Величайшее и самое чудесное из всех благословений, которые Святой Дух предлагает нам — это излияние Божьей любви в наши сердца. В Послании Римлянам 5:1-5 сказано:

Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Кульминация наступает в пятом стихе: «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».

Павел описывает в этих пяти стихах несколько этапов духовного становления, которые мне бы хотелось перечислить.

1. Мы имеем мир с Богом.

2. Мы имеем доступ к Божьей благодати через веру.

3. Мы радуемся в надежде Божьей славы, в надежде на что-то в будущем.

4. Мы радуемся также в страданиях (из- за тех результатов, которые страдания производят в нас, когда мы правильно принимаем их).

Затем, Павел говорит о трех последовательных результатах правильно перенесенного страдания: во-первых, терпение; во-вторых, опытность (в других переводах «испытанный, закаленный характер» — примеч. редактора); и, в-третьих, надежда.

Затем мы подходим к кульминации: Божья любовь излита в наши сердца Святым Духом. Здесь слово «любовь» на греческом - «агапэ», которое в Новом Завете, как правило (хотя и не всегда), обозначает любовь Самого Бога. Уровень любви «агапэ» достижим для человека только благодаря силе Святого Духа. В большинстве случаев мы неспособны произвести любовь «агапэ» в нашем естественном человеке.

Далее, Павел определяет природу «агапэ». Он объясняет, как она была явлена в Боге и во Христе. Послание Римлянам 5:6-8:

Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь («агапэ») к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

В то время, как Христос умер за нас, по словам Павла, наше состояние можно было описать тремя словами: «немощные», «нечестивые» и «грешники». Именно любовь «агапэ» отдает себя и не ставит никаких предварительных условий. Это не та любовь, которая говорит, что ты должен быть хорошим, или сделать то и другое. Она отдает даром, даже самым не заслуживающим, беспомощным и недостойным.

Сейчас мы проследим в Новом Завете различные фазы, в которых любовь «агапэ» производится в нас. Прежде всего, она является результатом нового рождения. В Первом послании Петра 1:22-23 сказано:

Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век.

Возможность любить любовью «агапэ» проистекает из нового рождения — рождения от вечного, нетленного семени Божьего Слова, которое производит в нас новый вид жизни. Любовь «агапэ» есть сама природа этой новой жизни. Первое послание Иоанна 4:7-8:

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

Можно видеть, что любовь такого типа является признаком нового рождения. Человек, рожденный свыше, имеет ее; человек невозрожденный не может иметь ее.

Павел описывает следующую фазу этого процесса передачи Божественной любви нам в Послании Римлянам 5:5:

А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

После нового рождения Святой Дух изливает в эту новую природу, произведенную новым рождением, в наши сердца, всю Божью любовь. Мы погружены в любовь. Мы получаем связь с неистощимым запасом — вся любовь Божья излита в наше сердце Святым Духом. Я хочу подчеркнуть, что это что- то Божественное, неистощимое и сверхъестественное — что-то, что только Святой Дух может сделать.

Сопоставьте это с тем, что Иисус говорит в Евангелии от Иоанна 7:37-39:

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было но них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.

Здесь виден яркий контраст. Сначала мы видим жаждущего человека, который не имеет достаточно для самого себя. Но когда входит Святой Дух, этот жаждущий человек становится каналом для потоков живой воды. Это любовь Божья, излитая в наши сердца. Это не человеческая любовь. Это даже не часть Божьей любви. Это вся Божья любовь, и мы просто погружены в нее. Полная, бесконечная, безграничная любовь Божья имеет канал, по которому может течь через наши жизни Святым Духом. Жаждущий становится каналом потоков живой воды.

Теперь мы обратимся к знаменитой тринадцатой главе Первого послания Коринфянам, которую называют «Великой главой любви». В конце двенадцатой главы Павел пишет: «...Я покажу вам путь еще превосходнейший». Этот «еще превосходнейший» путь раскрывается в первых стихах следующей главы. Первое послание Коринфянам 13:1-3:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так-что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы.

Важно видеть, что все дары и проявления Святого Духа предназначены быть каналом и инструментом Божественной любви. Если мы не используем эти дары и не делаем их каналами любви Божьей, мы не достигаем Божьих целей. Даже имея все дары, но без любви — мы становимся подобны звенящей меди и громыхающему кимвалу. Без Божественной любви мы сами ничто, и не имеем ничего.

В первом стихе Павел говорит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий». Когда Святой Дух входит, Он входит в сердце, которое очищено верой и обращено к Богу. Но после этого есть опасность высохнуть, упустить Божьи цели и злоупотребить тем, что Бог сделал доступным для нас. Тогда, по словам Павла, такой верующий становится медью звенящей и кимвалом звучащим. Суть слов Павла можно истолковать так: этот человек не был таким, когда принял дары, но упустив цель, стал таким, тем самым нарушив Божий план.

Сравните это с тем, что Павел говорит в Первом послании Тимофею 1:5-6.

Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступивши, некоторые уклонились в пустословие (в других переводах: «стали бесцельно блуждать» — примеч. редактора).

Целью всего христианского служения является любовь. Божий план для христианина — постоянное выражение Божественной любви.

Итак, мы можем увидеть три фазы в этом процессе передачи Божьей любви нам:

• Первая фаза — новое рождение. Когда мы рождаемся свыше, мы становимся способными на любовь такого рода.

• Вторая — излияние полноты Божьей любви в наши сердца Святым Духом, данным нам. Неисчерпаемые ресурсы Бога стали доступными для нас.

• Третья — выражение этой любви осуществляется в ежедневной жизни благодаря дисциплине и воспитанию характера. Только тогда любовь, происходящая от Бога, становится доступной нашим ближним, окружающим нас людям и действует через нас.

Когда я впервые увидел мощь и величие Ниагарского водопада, вид излияния такого колоссального количества воды навел меня на мысль об излиянии любви Божьей. Потом ко мне пришла следующая мысль: «И все-таки, просто излияние не достигает реальной цели. Только когда эта сила направляется по каналам и приводит в действие механизмы и агрегаты, чтобы принести свет, тепло и энергию жителям многих больших городов Североамериканского континента, тогда она служит цели».

Так и с нами. Мы получаем Божью любовь, когда рождаемся свыше; она изливается на нас потоком Святого Духа; но реальной для наших ближних она становится только когда она направляема по определенным каналам нашей жизни в дисциплине и постоянном практическом обучении.

Глава 10

Наши рекомендации