Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу (Кол. 3:20).

Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь пови­нуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Ефес. 5:23, 24).

Подобные заповеди, встречающиеся и в других местах Нового Завета, указывают на Божий порядок власти в доме. Дети должны повиноваться родителям во всем, что включает в себя все сферы жизни. Эта заповедь не распространяется на те случаи, когда кто-нибудь из родителей велит ребенку делать что-то, что противоречит Слову Божье­му, например, подталкивает к неправильному поведению в отношениях между полами, советует красть, лгать или заставляет выбирать между родителями, и тому подобное.

Именно такой случай произошел в моей семье. Когдаяучился в университете на инженера-механика, я отдал свою жизнь Иисусу Христу. Некоторое время спустя я понял, что призван к проповеди Евангелия. Как-то во время сту­денческих каникул я приехал домой и сообщил родителям (а они были ревностными католиками), что после оконча­ния университета я собираюсь учиться в библейской шко­ле. Это их очень расстроило, они подумали, что мое реше­ние было эмоциональным и импульсивным. Мама тогда сказала: «Только через мой труп!»

Я ответил ей с кротостью и уважением: «Мама, я люблю тебя и благодарен за все, что ты мне дала, но я должен под­чиниться Богу». Эти слова нисколько не утешили и не по­радовали ее, а только еще больше расстроили.

Иисус сказал нам: «Кто любит отца или мать более, не­жели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мат. 10:37). Имея подкрепление от этих слов и многих других мест из Еван­гелий, я знал, что должен буду выбирать между моими отцом и матерью, которых я очень любил, и призывом Иисуса служить Ему. Я ни минуты не колебался в своем решении.

В течение нескольких последующих лет мы не могли наладить отношения. Я не переставал любить и уважать родителей, поскольку теперь у меня была Божья благодать. Но шло время, и они начинали видеть те плоды, которые принес Иисус в мою жизнь, и спустя восемнадцать лет, когда моему отцу исполнилось семьдесят девять лет, я удо­стоился чести молиться с обоими родителями, чтобы они приняли Иисуса своим Господом. Они начали читать наши книги, смотреть видеокассеты и рассказывать своим друзь­ям о Господе. Теперь наши отношения стали лучше, чем когда бы то ни было.

Иисус столкнулся с похожей ситуацией. Он подчинялся Своим родителям, об этом написано так: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» (см. Лук. 2:51). Тем не менее, когда Его служение началось, согласно пророчеству Симеона, произнесенному, когда Иисус был еще младенцем, меч начал пронзать и обнажать их сердца и помыслы (Лук. 2:35). Сильные послания Иису­са заставляли многих испытывать дискомфорт и даже зли­ли, Его семья не была исключением. Эмоции накалились до предела, даже Его мать стала противиться Ему:

И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говори­ли, что Он вышел из себя... И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и бра­тья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев си­дящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Map. 3:21, 31-35).

Он был послушен родителям во всем до того момента, пока они не пожелали, чтобы Он пошел против заповеди Своего Отца. Но спустя несколько лет Его собственная се­мья оказалась в той комнате, где произошло первое излия­ние Святого Духа. Пришло время, и они стали последова­телями своего Учителя.

Это не пошло мне на пользу

Говоря о норме, а не об исключениях из правил, хочу заме­тить, что заповедь почитать и слушаться своих родите­лей — первая, которая содержит в себе следующее обетова­ние: дети будут счастливы и будут долго жить на земле (Еф. 6:2, 3; Кол. 3:20).

Мне пришлось испытать последствия непослушания этой заповеди в тяжелой форме. Окончив университет, я устроился на работу в одно международное служение. Я начал посещать церковь, о которой уже говорил ранее. После посещения второго служения я и еще несколько че­ловек моего возраста пошли перекусить в кафе. За обедом я познакомился с лидером, ведущим группу неженатых людей. В тот момент он искал себе жилье, а я как раз только переезжал в этот город. После недолгого разгово­ра мы решили, что было бы неплохо снять одну квартиру на двоих. Меня это очень обрадовало, поскольку это по­могло бы сэкономить мне немалые деньги: в то время с деньгами у меня, недавнего выпускника университета, было не очень.

На следующий день я позвонил отцу и сообщил ему последнюю новость. Я думал, что он разделит мою радость по поводу ежемесячной экономии пары сотен долларов. Однако его реакция оказалась несколько иной. Он сказал мне: «Сын, мне это не нравится. Не делай этого. Ты не зна­ешь этого человека». Я пытался убедить его в обратном, рассказывая историю о том, как ревностно этот лидер от­носится к своему служению, но отец стоял на своем.

Повесив трубку, я подумал и решил, что мой отец ниче­го не понимает, так как он неверующий. В конце концов ведь этот человек занимал важный пост! Я проигнориро­вал увещевания отца, и на следующий день мы нашли квартиру и подписали все необходимые документы. Когда мы собирались заказывать грузовик для перевозки вещей, мой новоиспеченный сосед спросил, могу ли я за него зап­латить, потому что он забыл взять свою чековую книжку. Когда мы пошли оплачивать счет за квартиру, история по­вторилась. Его поведение не изменилось и через месяц: опять я был вынужден платить за двоих — за квартиру, за коммунальные услуги, а также за множество его междуго­родных телефонных звонков.

Я несколько раз давал ему свою машину, потому что своей у него не было. Каждый раз он возвращал ее только рано утром, более того, в салоне постоянно пахло табач­ным дымом. Он извинялся, объясняя мне, что ездил на ней к людям, нуждающимся в помощи. Однажды утром на двери автомобиля я обнаружил огромную вмятину. Я был очень расстроен, но не подал вида. Как-то раз я вышел из спальни в четыре часа утра и наткнулся в гостиной на со­вершенно постороннего человека, в одной руке он держал банку с пивом, в другой — сигарету. Он глянул на меня так, словно я вторгся в его личную жизнь.

В своем собственном доме я испытывал сущее наказа­ние, но, будучи молодым верующим, я продолжал думать: «Я должен жить в любви. Не злись, не осуждай». Поэтому я не стал устраивать разбирательства. И это только малая часть из того, что мне довелось пережить рядом с этим че­ловеком.

Спустя несколько недель таких мучений, я узнал, что мой сосед был гомосексуалистом. Я попросил его немед­ленно съехать, но он отказался. Пока он жил в грехе, я все оплачивал. Почти в то же самое время пастор служения не­женатых и незамужних верующих узнал о его тайной жиз­ни, и этого человека отстранили от служения. Я одним из последних узнал о его грехах. Мое непослушание ослепило меня, и я потерял проницательность.

Из-за того что я пренебрег советом отца, я потерял сот­ни долларов, не говоря об украденном мире в моем сердце. Я был разорен, эти два месяца оказались для меня самыми тяжелыми за всю прожитую жизнь. Когда все было конче­но, я возопил к Богу: «Господи, почему это случилось? Я ведь доверял Твоему водительству».

Господь показал мне, что уже направлял меня, но я не принял наставления. Поставленный в тупик такими слова­ми, я спросил: «Каким образом?»

Он ответил: «Через твоего отца, но ты не послушал его».

«Но мой отец не рожден свыше», — спорил я.

Тогда Бог напомнил мне, что в Его Слове не говорится: «Дети, повинуйтесь вашим родителям, только если они рождены свыше». Он объяснил: «Ты Мое дитя; поэтому я помещаю Мою мудрость и наставление в сердце твоих роди­телей, чтобы они направляли и защищали тебя».

Я быстро ответил: «Но теперь же я сам по себе. Отец живет за тысячу миль отсюда, и он не оплачивает мои счета».

Он ответил: «То, что ты оплачиваешь свои счета и живешь за тысячи миль от родителей, не означает, что Моя заповедь о повиновении им больше не имеет силы».

Его заповедь сопровождается обетованием о том, что если мы будем соблюдать ее, то будем иметь благословение. Могу засвидетельствовать, что из-за своего непослушания я пожал горькие плоды.

Бог объяснил мне, когда человек освобождается от власти отца и матери. С самого начала Он повелел: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24).

Последнее наставление, которое могут дать родители своему ребенку, — это благословение на брак. В качестве отступления хочется сказать, что после того как отец Лизы дал мне свое благословение на брак с ней, она созналась мне, что была крайне удивлена этим. Я спросил ее почему, и она ответила: «Потому что он сказал мне, что ему не нравилось, что ты христианин». Этот случай еще раз подтвердил тот факт, что сердце царя (или тех, кто руководит нами) лежит в руке Божьей.

Возвращаясь к Божьей заповеди, мне хочется сказать следующее: слова Бога подчеркивают, что когда мужчина и женщина сочетаются законным браком, устанавливается новый порядок подчинения. Причина, по которой Бог ничего не сказал о женщине, покидающей родителей, состоит в том, что не она устанавливает новый порядок в семье; власть в семье возлагается на плечи мужчины.

Когда дети сочетаются браком, они больше не находятся под заповедью повиновения родителям, тем не менее они обязаны проявлять к ним уважение. Помню, как-то, раз я спросил своих родителей, почему они больше не дают советов нам с женой, когда видят, что у нас неприятности. Они ответили просто: «Вы никогда не спрашивали нашего мнения». Насколько благочестиво они вели себя! Порой я вижу, как родители вмешиваются в семейную жизнь своих детей точно так же, как это было до их брака. В результате они пожинают душевные раны и непонимание, а все пото­му, что они так и не дали свободу своим детям, как запове­дано в Писании.

Особое предупреждение детям

Прослужив несколько лет молодежным пастором, я обна­ружил, какими бывают опасные пути, на которые ступают многие из молодых людей. Мне бы хотелось дать отдель­ное наставление из Слова Божьего о важности почтитель­ного отношения к родителям. Я делаю это в надежде на то, что юноша или девушка, прочитавшие его, смогут избе­жать закваски греха, которая так активно распространяется среди молодого поколения. Она подобна вирусу и смер­тельно опасна. Писание провозглашает: «Проклят злосло­вящий отца своего иди матерь свою! И весь народ скажет: аминь» (Втор. 27:16).

Как-то раз ко мне на консультацию пришла мать-оди­ночка со своим сыном-подростком. В ходе разговора этот парень неоднократно обращался к ней с презрением, как будто она была глупой и отсталой в развитии. Я поправил его несколько раз, но это продолжалось. В конце нашего разговора, к моему же удивлению, я выпалил: «Юноша, если вы не раскаетесь в вашем поведении и отношении к матери, вы окажетесь в тюрьме». Я был потрясен — ведь это были мои слова. Этот молодой человек был спасенным верующим и посещал нашу молодежную группу. Как у меня это вырвалось?

Почти шесть лет спустя (тогда я уже не был молодеж­ным пастором, а ездил с проповедями по городам) после одного из воскресных служений ко мне подошла мама это­го парня. Она сказала: «Пастор Джон, вы помните, как ска­зали моему сыну, что если он не изменится, то попадет в тюрьму? Так вот, уже два года как он в тюрьме».

Я почти забыл тот случай, но сразу вспомнил о нем, когда она сказала об этом. Я подумал: «Как она может с такой радостью говорить об этом?» И я понял, в чем дело. Она продолжила: «Теперь он действительно горит для Бога. Он свидетельствует другим заключенным и участвует в тюремном служении. Он читает ваши книги, и многое почерпнул из них».

Меня поразило, что Божий суд кардинально перевернул все в жизни этого молодого человека. Конечно, было бы лучше, если бы он все осознал гораздо раньше и не прохо­дил через такие злоключения, прислушавшись к словам, сказанным ему за несколько лет до случившегося. Но са­мым важным было то, что страстная любовь к Богу теперь горела в его сердце.

Всю серьезность последствий физической или словес­ной атаки детей на своих родителей мы можем увидеть в том, как поступали с необузданными детьми во времена Ветхого Завета: «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:15); а также: «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно пре­дать смерти» (Исх. 21:17). Иисус также ссылался на Ветхий Завет: «Ибо Бог заповедал: "почитай отца и мать"; и "зло­словящий отца или мать смертью да умрет"» (Мат. 15:4).

Моисей давал следующее наставление о том, как посту­пать с взбунтовавшимся отроком:

Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповину­ющийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам го­рода своего и к воротам своего местопребывания и ска­жут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и не­покорен, не слушает слов наших, мот и пьяница"; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израиль­тяне услышат и убоятся (Втор. 21:18-21).

Если бы эти слова применялись сегодня, то такие рас­правы над молодыми людьми в наших церквях пришлось бы совершать регулярно. Но даже несмотря на то, что та­кая мера наказания больше не существует, мы все равно видим, что Божье отношение к бунту однозначно, оно су­рово и нисколько не изменилось. Мы не должны допускать бунт в сердце, ибо он убийца.

Я предостерегаю своих детей, чтобы они избегали лю­бой формы бунта. Самая обманчивая или скрытая фор­ма — это жалобы. Они вызывают неуважение к власти не­брежно брошенным словом: «Мне не нравится то, как ты руководишь мной. Если бы я был на твоем месте, я посту­пил бы иначе». Это наносит оскорбление лидерству. Те­перь вы понимаете, почему жалобы сынов Израилевых стали причиной того, что они не могли войти в обетован­ную землю? Их ворчание было знаком неуважения к Богу, хотя и было направлено в сторону Моисея. По сути, они говорили Богу, что Он поступает неправильно, они бы хо­тели сделать все иначе.

Почитание родителей приносит чудесное обетование долгой и благополучной жизни. Я бы избрал жизнь, а не суд, и это должно утвердиться в наших сердцах.

Брак

Теперь обратим внимание на божественный порядок в браке. Писание говорит нам, что жены должны повино­ваться своим мужьям «во всем» (Ефес. 5:24). Эта заповедь применима не только к духовным вещам, но и к естествен­ным сферам жизни. Павел говорил: «своим мужьям». Дру­гие мужчины не имеют власти над женщиной, но только ее муж. Пастор имеет власть над чужой женой только в пре­делах церковной жизни и духовных вопросов, начальник имеет власть только в отношении работы вне ее дома, гражданская власть — только в сфере социальных вопро­сов. Но когда мы говорим о власти в доме, то она находит­ся в руках мужа.

В середине восьмидесятых годов мы с женой попали под влияние ошибочного учения. Согласно этому учению Новый Завет был написан несколькими шовинистически настроен­ными мужчинами, поэтому мы не должны принимать их слова буквально, когда речь заходит о вопросах власти в отношениях между мужем и женой. Нам сказали, что Иисус совершил одинаковое искупление для всех. И это истинная правда, но искупление не отрицает власти. По вине этого уче­ния мы лишились мира в доме на многие годы. Мы оказа­лись втянутыми в непрерывную борьбу за лидерство.

Однажды, после нескольких лет семейного хаоса, я ска­зал жене: «Бог поставил меня главой в этом доме, и я ис­полню это предназначение, будешь ты согласна со мной или нет». И с того момента все вокруг меня стало изме­няться в лучшую сторону, чего нельзя было сказать о моей жене. Господь показал, что как лидер я не должен был при­нуждать к подчинению тех, кто находится подо мной. Иисус так не поступает с нами, но если те, кто находится в нашем подчинении, не следуют за нами, они пожинают страдания.

Я вошел в божественный мир, в то время как Лиза про­должала нести на себе все бремя домашних забот. Она была убеждена, что я безответственный лидер. Я был мо­лод, и у меня было много недостатков, поэтому все ее об­винения в мой адрес были вполне оправданы. Иногда ее страх становился настолько явным, что она будила меня посреди ночи, дабы напомнить, что я не несу свою долю бремени, и что она делает больше, чем ей положено. Я про­сто предлагал отдать все в руки Божьи, а затем снова засы­пал, а она продолжала ворочаться рядом, думая о худшем.

Бремя Лизы стало непосильным. Ее одолевали постоян­ные тревоги, ее разум никогда не отдыхал, но всегда, когда она прокручивала в уме новый ряд всевозможных семейных кризисов, с которыми наша семья обязательно должна была столкнуться, у нее возникали дополнительные поводы для беспокойств.

Спустя какое-то время напряжение, которое она в себе держала, стало почти невыносимым. Она была вынужде­на подолгу принимать душ или ванну, чтобы хоть как-то снять с себя давление. Однажды вечером, когда Лиза в очередной раз принимала душ и жаловалась на меня, Бог проговорил ей: «Лиза, как ты думаешь, Джон — хороший лидер?»

У

Она быстро ответила: «Нет, конечно, нет! Я не доверяю ему!»

Он ответил: «Лиза, ты не обязана ему доверять. Ты долж­на доверять только Мне. Ты думаешь, что Джон не очень- то справляется с обязанностями главы семейства. Ты чув­ствуешь, что можешь сделать лучше. То беспокойство и на­пряжение, которые ты испытываешь, — это вес и давление, принадлежащие главе семьи. Для тебя это ярмо, но для тво­его мужа это мантия. Сложи это с себя».

И она сразу все поняла. Бог, а не мужчина-властолюбец, повелел ей подчиниться мужу. Лидерство в доме для нее оказалось тяжелой ношей, поскольку предназначалось не ей. Бог допустил, чтобы она без помазания и благодати пе­реложила на себя весь груз ответственности, предназначен­ный для мужа. Она вышла из душа, плача и прося проще­ния, и вошла в тот мир и покой, какой я обрел за несколь­ко месяцев до нее, и впервые за многие годы в нашем доме воцарилась настоящая гармония.

Наставление Святого Духа в тот вечер помогло ей по­нять, что Бог велит подчиняться не только тогда, когда ты согласна с выбором или решением мужа. Она поняла, что если подчинится заповеди Божьей, то Его защита будет пребывать на ней. Совершал ли я ошибки после того слу­чая? Конечно. И даже очень много. Тем не менее, Бог защи­щал Лизу и во время моих промахов давал ей мир в серд­це. Когда она находится в послушании, Его защита пребы­вает на ней, независимо от того, какие неправильные решения принимает муж.

Наши рекомендации