А что, если лидер мне говорит?..
То, к чему мы стремимся, — это откровение о власти, которое само по себе является откровением о Боге, ибо Он и Его власть неразделимы.
Мы все сталкивались с людьми, недовольными своими лидерами. Они жалуются на неэффективные методы или на немудрые решения и на то, как они отрицательно влияют па их жизнь. Они сетуют на то, что лидеры обещали им определенные вещи и что они до сих пор не исполнены. Иногда кажется, что они развиваются в обратном порядке. Они уверены, что пастор не видит этого, и теперь считают, что его власть существует отдельно от Бога. Такие рассуждения открывают дверь для жалоб, которые, в конце концов, приводят к непослушанию. Пройдет время, и они попадут под обольщение и потеряют власть, данную им Богом для их же роста и защиты.
Без тебя нам было лучше!
Сыны Израиля придерживались таких же взглядов. Были времена, когда они считали лидерство Моисея неэффективным и даже пагубным. Хотя все начиналось не так. Когда Моисей оказался в центре событий после жизни в пустыне, то перед тем, как пойти к фараону, он встретился со старейшинами Израиля и поделился тем, как Господь послал его, чтобы освободить их и вывести «из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх. 3:8). Услыхав такую чудесную новость, они поверили ему и поклонились Богу. Они преисполнились радости — теперь у них был обещанный Богом лидер, который выведет их из рабства.
После встречи с ними Моисей пошел к фараону и передал ему в точности то, что Господь вложил в его уста: «Так говорит Господь, Бог Израилев; отпусти народ Мой» (Исх. 5:1).
Фараон же отвечал: «"Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу. Для чего вы, отвлекаете народ от дел его?" И в тот же день фараон умножил их трудности. В гневе он дал повеление своим приставникам: "Дайте им больше работы. Пусть они попотеют!"» (ст. 2-9, частично пересказаны).
Больше им не давали соломы, а кирпичей каждый день они должны были изготавливать то же урочное число. Таким образом, днем им приходилось делать кирпичи, а по ночам искать солому.
И рассеялся народ по всей земле Египетской собирать солому. Приставники были жестоки. Вооруженные хлыстами, они грубо приказывали: «Выполняйте работу свою каждый день, как и тогда, когда была у вас солома!»
А надзирателей из сынов Израилевых, которых поставили над ними приставники фараоновы, били, говоря: «Почему вы вчера и сегодня не изготовляете урочного числа кирпичей, как было до сих пор?»
И тогда пришли надзиратели сынов Израилевых и возопили к фараону: «Для чего ты так поступаешь с рабами твоими? Соломы не дают рабам твоим, а кирпичи, говорят нам, делайте. Нас бьют ни за что! Это твои приставники виноваты, требуя от нас невозможного».
Но фараон отвечал: «Праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу. Пойдите же, работайте; соломы не дадут вам, а положенное число кирпичей давайте».
Увидев, что фараон не ослабил свои требования, старейшины Израиля поняли, что у них серьезные неприятности. И когда они вышли от фараона, то встретились с Моисеем и Аароном, которые стояли, ожидая их. «Да видит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас» (Исх. 5:13-21, авторское изложение).
Теперь израильтяне были разочарованы лидерством Моисея. Его проповедь и руководство навлекли на них одни лишь бедствия и несчастья. Как видно из их призывов к Божьему суду на него, они начали отделять власть Моисея от власти Божьей.
Во всем теперь был виноват Моисей. Если бы он оставил их в покое, фараон не стал бы обращаться с ними так жестоко. Они не поняли, что именно Бог, а не дьявол или какой-нибудь запутавшийся лидер, управлял всем ходом событий. Уже ничто не могло произойти вне Его генерального плана. Бог повелел Моисею пойти к фараону. Именно Бог, а не дьявол и даже не Моисей, ожесточил сердце фараона! Это мы можем узнать, прочитав несколько стихов: «Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых из земли своей» (Исх. 11:10; см. также Исх. 9:12; 10:1, 20, 27). Чем жестче становилось сердце фараона, тем труднее было жить потомкам Авраама.
После больших притеснений израильтяне были отпущены из Египта и оказались в огромной пустыне. Без воды и с иссякающими запасами пищи они начали задавать вопросы: «Разве Моисей не пообещал нам свободу и достаток? Добрые и обширные земли, где течет молоко и мед». Что верно, то верно: земля была действительно большой, но с изобилием как-то не ладилось — где же обещанные молоко и мед?! Это он себе представлял свободой и обеспечением? А Бог ли его тогда послал?
После трех дней пути в лишениях Моисей привел их к месту, называемому Мерра, где они нашли воду. Возможно, они подумали: «Хорошо, может быть, все начинает налаживаться». Но очень скоро они обнаружили, что вода в том месте была непригодна для питья. Они не верили глазам своим, и снова поднялся ропот неверия. Они стали перешептываться, выражать недовольство Моисею, их критика стала резче. Недовольство, подобно раковым клеткам, стало незаметно расползаться по всему стану. Может быть, Моисей знал достаточно, чтобы только вывести их из рабства, но уже не знал, как ввести их в другую землю?
Народ жаловался Моисею и Аарону: «О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» (Исх. 16:3).
Все, с них было достаточно. Лидерские навыки Моисея оказались во многом непригодными. Разве им не лучше жилось до его появления? Все, что они увидели при нем, было невыносимое давление и сложности из-за его проповеди в Египте. Будет этому положен конец или нет?! Они сбежали от одних трудностей, чтобы попасть в другие. Их лидер пообещал землю, где течет молоко и мед, но вместо этого они нашли высохшую землю, змей и скорпионов в пустыне. Наверное, их лидер пропустил нужный поворот или вообще замыслил что-то недоброе. По крайней мере, при фараоне у них была пища, а Моисей, кажется, задумал уморить их голодом. В Египте было лучше, и точка! Их жалобы дошли до того, что они сказали друг другу: «Поставим себе начальника и возвратимся в Египет» (Исх. 14:14).
Но посмотрите на то, что Моисей сказал тем, кто уже вполне насытился Божьим ставленником: «Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него: а мы что? не на нас ропот ваш, но на Господа» (Исх. 16:8).
Эти люди думали, что их ропот направлен лишь против Моисея, но никак не против Бога. Они решили, что успешно отделили одного от другого. Вместо того чтобы жить по принципам послушания, они были движимы собственными рассуждениями. Люди, движимые ограниченными рассуждениями, основанными на собственном видении и обстоятельствах, ступают на путь безрассудства. Они не исполнят своего предназначения, в отличие от тех, кто признает и повинуется власти и поэтому войдет в уготованные для них обетования, подобно Халеву и Иисусу Навину.